Государственный герб России. История и современность
|
Вислая красновосковая печать великого князя Ивана III Ва-сильевича. 1497г. Прорисовка |
Автор заметки о гербе Российской империи нашла ин-тереснейший ракурс - подать появление и наращивание атрибутики герба Москвы, ставшего гербом Россий-ской империи, и вместившим на своём поле множество разнообразной символики, имеющей глубинный смысл. Не случайность герба России подтверждается самой историей страны. Мы лишь должны добавить, что центральный символ герба - Георгий Победоносец, по-ражающий змия - есть символ самого Уч. М., носящий в церковной литературе имя Михаил Архангел (с древне-евр.- "кто как Бог"). И уже из Уч. Ж..Эт. мы знаем, что за именем Уч. М. сокрыто имя Преподобного Сергия Радонежского, от Бога данного России Воеводы. И та-ким образом, становится понятным, что на Россий-ском гербе запечатлён, был и снова возвращён сам Сер-гий, защитник Земли Русской, её Духовный пастырь. И именно появление Его на гербе скромной Москвы, сто-лицы небольшого княжества в начале 14 века при князе Данииле, а одновременно с этим перемещение патриар-хата из Киева в Москву - уже ознаменовало на Тонком Плане предопределение судьбы Москвы, как собира-тельницы земель Русских после крушения Киевско-Владимирской Руси от татарского нашествия. И эта великая империя заслуженно пронесла на своём гербе образ Георгия.
Символ креста - в эзотерическом христианстве означает распятие своих низших страстей, низшего "Я" во имя воцарения в себе Христа, Высшего "Я" человека. Это есть победа в сердце "Хреста", т.е. ученика и преображение его в Христа, означает переход на ступень богочеловека. Ибо символ креста - это все-гда символ низшей материи, страстей. В астрологии недаром Венера, как высшая планета обозначается как круг и под ним - крест (знак победы над страстями) а наша грешная земля - наоборот - крест попирает круг, т.е. страсти выше духовности. В царской символике - "держава" - шар с крестом наверху прямо буквально означает астрологически "Землю"- страсти выше духа.
Также надо отметить, что Уч.М. - одновременно ныне и Вл.Ш. , а также управитель планеты Уран. Эта планета главенствует в зодиаке Водолей, который в свою очередь покровительствует нашей Родине, и эпоха которого началась незаметно в начале ХХ века. Е.П. Блаватская пишет ("Евангельский эзотеризм"), что это случилось в районе 1906 года (о "красных вестниках в пятом году", т.е. в 1905г., пишет и НК Рерих).
В 476г. н.э. пал Рим и захватившие его варвары отправили гербовые знаки Рима в Византию, этим дав понять, что Римской империи больше нет. В 1472 Русь приобрела эти знаки вместе с царевной Софьей ( Мудрость - с греч., также весьма символично!). И понятие "Москва - третий Рим, а четвёртому не бывать", придуманная самими русскими, указала на наше понимание Святости Руси, её Миссии - что мы стали "Катехоном" ("удерживателем" - с греч.) мира. Шаги самой Истории видны в этих скромных гербовых знаках, при-шедших на Русь с Мудростью-Софьей.
И даже Революция 1917г., на время "отменившая" царскую атрибутику и в т.ч. царский герб, входила краеугольным камнем в утверждение имени Сергия. Ибо по Его Плану была осуществлена эта Революция во имя спасения страны от гибели, к которой её привели не-дальновидные правители последних ста лет…(от Нико-лая 1,ввергшего Россию в тупой режим, до Николая 11, сгубившего окончательно империю). Со звездой и крас-ным знаменем Русский солдат спас мир от чумы фа-шизма. В "Криптограммах Востока" (гл. "Христос") это время было предречено, как важнейшее: "И было указано помнить время воина с красной звездой на лбу".
|
Гербовый орёл на малой государственной печати Петра Великого . 1721г. |
Вообще, если уж герб отражает историю страны, то надо думать, что и символика Советского герба должна входить в новые герб…Хотя "отрицание отрицания", как закон диалектики, сначала полностью вывело из обихода царский герб в 1917году, а в 1991 - Советский герб, но в конечном итоге должно восторжествовать также диалектическое - "единство и борьба противоположностей": герб с православными атрибутами и атеистический интернациональный Советский должны найти общий язык на новом гербе Новой Страны? Но как с этим решат наши потомки - мы пока не знаем? (Ведь гимн СССР уживается с гербом царей!)
Символ Георгия Победоносца, возвращённый ныне снова на государственные атрибуты России не только образ мифического "победителя змия", но и глубинный смысл древности, когда Сыны Света победили чёрных магов и колдунов Атлантиды. И т.к. в то время "По-лярной звездой" было созвездие Дракона и после круше-ния Атлантиды земная ось резко сместилась и ныне упирается в Малую Медведицу и её Полярную звезду, то символ поражения дракона есть ещё и космический символ смещения земной оси - как грозное напоминание из прошлого об ожидающем нас подобного в будущем.
От редакции
"Все заветы В.Уч. основаны на вмещении пар противо-положностей. Но их последователи рассекали их. (ЕИ Рерих, "Заповедано мужество"). Далее она поясняет, что если на одной чаше весов - прощение врагов, то на другой должны присутствовать мужество и бесстра-шие в борьбе со злом. Иначе получится "жалкое непро-тивление".
В истории страны не имеет никакого смысла рассмат-ривать явления и события, давать им оценку, беря за основу узкий период развития, Слишком взаимосвязано всё в мире: судьба народа с судьбой страны, государства между собой и даже судьба нашей планеты с явлениями в Космосе.
Знания не лежат на поверхности. Их нужно добывать - трудом, потом, работой ума и сердца. "Нехорошо душе без знаний", - записано в "Книге притчей Соломоно-вых" (гл.19, стих 2).
В период становления единобожия во многих странах орёл и двуглавый орёл с его острыми когтями, раскры-тыми хищными клювами трактовался как эмблема язы-ческих богов. У древних римлян двуглавый орёл с его 12-ю большими и 8-ю малыми перьями в крыльях во-брал в себя образ конкретных правителей. Это отражено в Библии: каждое перо соответствовало имени династии или императора. В Ветхом Завете встречаем объяснение орла с тремя головами как символа царственной птицы, показывающей силу и мощь Римской империи, но и её захватнические, хищные наклонности ("Третья книга Ездры", гл. 11, 12). Ни по времени, ни по территории, ни по сути, такие символы прошлых времён отношения к российскому гербу не имели, не имеют и сейчас.
Давайте же вместе совершим очень краткий экскурс в историю: коснёмся только тех моментов, которые отно-сятся к становлению Российского герба и его символике.
Вспомним истоки атрибутов нашего герба. При этом учтём, что любые знания из глубины веков до нас дохо-дят в виде символов. Именно символы связывают эпохи и цивилизации, народы и поколения, отражая опреде-лённые качества явлений, событий в доступной всем и во все времена форме. Откуда мы берём эти древние знаки знаний о прошлом и будущем? Оказывается, они сохранились, начиная с 10-го тысячелетия до н.э. (и да-же раньше), по всему земному шару, охватывая все кон-тиненты. Это рисунки на скалах и стенах пещер, иерог-лифы в храмах и пирамидах, глиняные и металлические таблички с надписями. С символами мы встречаемся и в трактатах древних жрецов и учёных всего мира, при ар-хеологических раскопках памятников культуры прошло-го, в священных писаниях всех религий мира.
Главным символом любого государства является герб. У него всегда существуют прообразы. Сначала в качест-ве их выступали изображения животных - покровителей рода и племени. Позднее прямыми предшественниками герба стали родовые и семейные знаки собственности, которые у славян назывались "Метками" и "рубежами". С возникновением государства появился и символ каж-дого из них. Так, пять тысяч лет тому назад у шумеров (на юге современного Ирака) таким символом был орёл с львиной головой, у египтян - змея. Такая функция го-сударства как защита от внешних врагов нашла своё от-ражение в обычае изображать знак своего рода или се-мьи, позднее - рода войск, - на воинских щитах. На Руси вместо щитов символы помещались на стягах (с ХУ века - знамёнах). Этими символами на Руси были крест, об-разы Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых - т.е. образы Высших Сил, помогающих защитить Русь от Врагов.
Само слово "герб" пришло к нам из польского языка, что в переводе означает "Наследство". Это слово поляки заимствовали у крестоносцев, которые свои щиты с ро-довыми знаками передавали от отца к сыну, т.е. по на-следству.
На Руси каждый князь также имел свой знак, отличи-тельную примету. По-гречески "знак" и звучит как "Символ". Знак династии Рюриковичей в первое столе-тие их правления на Руси представлял из себя шести-гранный щит с двумя, параллельно соединёнными меж-ду собой, крестами. И не удивительно. Крест - самый древний знак на земле. Это - образ всего сущего. Он всегда символизировал и четыре стихии (огонь, воду, воздух, землю) и четыре стороны света, и равновесие в мире. Крест издавна был известен во всех уголках Зем-ли. Платон срисовывал его со стен древнеегипетских храмов. Древние римляне и греки вкладывали в крест значение прочности земных дел. Испанцы при завоева-нии Америки были поражены встрече с крестом у ин-дейцев. Арабские учёные и путешественники сообщают, что крест наряду с христианскими обрядами повсемест-но встречается на территории восточных славян за 400 лет до принятия Русью христианства, т.е. ещё в У1 веке н.э. Да иначе и быть не могло. Ведь на южных рубежах восточных славян, а позднее Древней Руси, располага-лось могущественное христианское государство Визан-тия с её богатейшим культурным, духовным, греко-римским наследием. Крест там был символом высшего предназначения человечества. С течением времени суть креста не изменилась.
В христианстве крест стал символом Голгофы, через страдания к радости. "Взять крест свой" - значит от-вергнуть себя: победить самолюбие, учиться жить для других, учиться мужеству, терпению. Т.е. учиться свет-лому началу в человеке.
Так что, в любом значении изображение креста на ко-ронах орла вполне правомерно в российском гербе - прежде и теперь.
Пойдём дальше. В Древней Руси свои эмблемы испо-кон веков имели и города. Но понятие державного (го-сударственного) герба как символа единого государства начинает оформляться только в конце ХУ века при Ива-не 111 и приобретает устойчивый облик при Алексее Михайловиче - во 2-й половине ХУ11 века.
Главными атрибутами державного герба России явля-ются две эмблемы: двуглавый орёл и всадник (Георгий Победоносец) на коне, поражающий дракона копьём.
Откуда же взялись эти эмблемы?
Всё оттуда же - из седой древности.
Начнём с всадника. В народном творчестве Руси из-древле бытовал собирательный образ пешего воина - богатыря с дубиной. Это был защитник от злых сил. Ко-гда в Х веке с крещением Руси из Византии проник культ святого Георгия - покровителя воинов и борца со злом (драконом), то его образ легко наложился на такой же символический образ богатыря - русича. Только наш доморощенный богатырь с дубиной теперь приобрёл имя. Этот любимый персонаж стал величаться Егорием -Храбрым. А имена Егор и Юрий являются фольклёр-ными вариантами греческого имени Георгий. Так полу-чился своего рода сплав исконного русского символа - защитника людей с христианским святым Георгием.
Образ Егория Храброго (пешего богатыря с дубиной) перекочевал из былин в эмблему Москвы в 1263году, когда сын Александра Невского - Даниил Александро-вич добился самостоятельности от Владимирского кня-жества.
Первый российский историк ВН Татищев отмечает, что при Иване 111 в конце ХУ века на лицевой стороне печати Великого князя Всея Руси вместо пешего бога-тыря впервые изображён "ездец, убивающий змия". Это уже был образ защитника всей русской земли от ино-земных захватчиков, т.к. Иван 111 сумел объединить вокруг Москвы другие русские княжества и освободить Русь от татар в 1480году.
Идея всадника на коне и с копьём в руке сохранилась в Российском гербе до сих пор в неизменном виде. С течением времени меняются лишь детали рисунка эмб-лемы.
На обратной стороне великокняжеской печати был изображён двуглавый орёл. Посмотрим, как он появился на Руси и откуда происходят его корни.
Недаром крылья испокон веков считались символом полёта - в прямом и переносном смысле. Естественно, что для символа государства был отобран и оставлен высший смысл. Но и он многозначен. Это и полёт мыс-ли, и устремление к высшему (к знанию, к прекрасному в человеке и мире), и способность разума уравновеши-вать противоположные начала во всём. Крылья как сим-вол божественности, верхушки иерархической лестницы и равновесия были известны ещё в Атлантиде. В этом значении они дошли до нас через Платона.
С созданием государства крылья, как эмблема власти, были "переданы" владельцу - гордой, умной, красивой, смелой птице - орлу. У всех народов орёл считался сим-волом бессмертия, высшей власти, величия, бесстрашия и силы. Он всегда был как бы посланником богов, т.е. одновременно являл собой великодушие, прозорливость, подчёркивал приоритет духовного начала над матери-альным, сугубо бытовым.
Изображение орла используется до сих пор в гербах многих стран. А двуглавый орёл сохранился в гербах лишь некоторых стран, например, Албании, Сербии, России. Он является символом двойной мудрости, не-усыпного бодрствования, всеведения, процветания и совершенства.
Образ двуглавого орла, как эмблемы государства из-вестен во 11-м тысячелетии до н.э. у хеттов - народа Малой Азии, а в 1-м тыс. до н.э. - в Мидийском царстве на территории Иранского нагорья, и в городах - госу-дарствах Древней Греции.
В 330 г. н.э. римский император Константин 1, Вели-кий, основав на месте г. Византия новую столицу Кон-стантинополь, сделал двуглавого орла государственной эмблемой Римской империи. При нём прекратились го-нения на христиан. Христианство становится официаль-ной религией государства. И двуглавый орёл с его удво-енной прозорливостью и мудростью стал олицетворять Иисуса Христа - совершенный образ, посланный на землю в помощь людям.
В конце 1У века н.э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную (Византийскую). Византия счи-тала себя по праву преемницей Рима, пришедшего в упадок. В ней процветали искусства, науки, образова-ние.
Просуществовав более 1.100 лет, Византия сохранила для потомков и свою культуру и двуглавого орла. На протяжении столетий её судьбы и Руси тесно переплета-лись. Это были политические и торговые, культурные и чисто бытовые отношения. Дружеские связи между Ру-сью и Византией установила княгиня Ольга в 1Х веке, приняв там христианство со своим двором за 32 года до официального крещения Руси её внуком - Владимиром Красно Солнышко. С тех пор русские князья нередко женятся на византийских принцессах. Отношения эти сохранились вплоть до падения Византии в 1453г. под ударом Османской империи.
Сразу же после этого соседи бывшей Византии начали искать сближения с Русью, ища в ней союзника против турок. Наиболее приемлемым для Руси было предложе-ние папы Римского Павла 11 обвенчать последнюю ви-зантийскую принцессу Софью Палеолог с Великим кня-зем Всея Руси Иваном 111. Этот брак состоялся в 1472г. и имел важные последствия для Москвы. Иван 111 ста-новился преемником византийского императора - главы православного мира. Тем более, что вскоре после свадь-бы, он выкупил право на византийский престол у брата Софьи - Андрея, отдавшего его без всякого сожаления.
Теперь Иван 111 смог использовать образ двуглавого орла, поместив его на оборотную сторону своей печати - перстня. Двуглавый орёл оправдал утверждение "Моск-ва - третий Рим".
(Окончание в следующем номере)
Мельникова Т.Г., г.Екатеринбург