"Песнь водопада"
1920 год.
Прекрасная дева с грустью взирает на увя-дающий лотос, а за её спиной с вершин гор с гро-хотом, пенясь и расплёскиваясь, несётся бурный горный водопад. Но она как будто и не слышит его. Да и два скалистых утёса, как два щита, укры-вают её от этого многозвучия ниспадающей воды. А сам водопад, как бы вдруг остановив свой бег у её ног, создал тихую заводь и порой даже не ве-рится, что бушующая вода в водопаде и тихая, у её ног, из одного источника.
О чем грустит дева и кто она?
Картина Н.К.Рериха " Песнь водопада" написана Мастером в 1920 году в период пребыва-ния в Лондоне. Именно здесь в Лондоне им был создан цикл картин объединённых одной темой "Сны Востока" или "Мечты Мудрости", в которую помимо картины "Песнь водопада" вошли "Песнь утра", "Песнь месяца". Здесь же в Лондоне состоя-лась первая встреча Рерихов с Р.Тагором, поэтом, писателем, знатоком, носителем индусской культуры, положившая основание долголетней дружбы. Р.Тагор впоследствии скажет о картинах Н.К.Р.: "Ваши картины глубоко тронули меня. Они заставили меня понять одну вещь, которая является очевидной, но которую всё же человеку приходится снова и снова открывать для себя. Истина беспредельна. Я пытался найти слова, чтобы выразить свои мысли, подсказанные Вашими картинами. Но не смог найти слов. Язык слов может выразить лишь какую-то частную сто-рону Истины, а сфера языка картин - это Истина недоступная словам".
С этими словами индусского поэта согла-сится каждый из нас. Приближаясь, к любой из картин Н.К.Р., мы вновь и вновь открываем для се-бя то одну, то другую грань Истины, уводящую нас или в прекрасное будущее, или в не менее чудес-ное прошлое. Это дано и картине "Песнь водопа-да" захватывающей наше внимание и приоткры-вающей свой скрытый смысл под очаровательной внешней красотой.
Картина Н.К.Р. "Песнь водопада" посвя-щена богине реки Ганга ( имя которой на санскри-те звучит как женское имя). О богине Ганге в Ин-дии существует множество прекрасных легенд и мифов, объединив которые, в определённой мере можно понять то, что скрыто под этим обликом.
Согласно Пуранам Ганга вытекая, из пальца Вишну , прежде пребывала только на Не-бесах и была рекою Богов. Но однажды она низ-верглась на Землю мощными семью потоками. Шива принял ниспадающую с небес Гангу на свою голову, чтобы она своей тяжестью не разру-шила Землю. Поэтому богиню часто изображают сидящей на голове (волосах) Шивы. Ниспадая с небес, Ганга по Гималаям спустилась на землю, за-тем влилась в океан и завершила своё течение в Нижнем мире. Причина, по которой Ганга снизош-ла с небес, была просьба царя Бхагиратхи оросить прах его предков, без чего они не могут обрести посмертное блаженство. Поэтому мифологическая идея, связанная со священностью вод Ганги со-стоит в том, что её воды, касаясь останков умерше-го, даруют его душе блаженство в небесном мире или религиозное спасение. Этим и объясняется стремление индусов умереть и быть кремирован-ным близ Ганги, чтобы прах мог быть брошен в священные воды. Воды Ганги считаются также очищающими от грехов и исцеляющими от болез-ней.
Известно, что все картины Н.К.Р. - идео-граммы, скрытый смысл которых как бы зашифро-ван и только найдя ключи, в опоре на Учение Ж.Э. и " Тайную Доктрину", возможно, приоткрыть за-весу таинственности и глубочайших истин.
Богиня Ганга обычно изображается стоя-щей на Макаре, что на санскрите "Кро-кодил" и держащей в одной руке лотос, а в другой сосуд. Эзотерическая трактовка Макары "Крокодила" уходит своими корнями в Древний Египет, где крокодил Священ-ного Нила был носителем Гора или сам Гор. В "Тайной Доктрине" Е.П.Блава-тская указывает на мистическую связь между име-нами Макара и Кумара. Первое означает нечто вроде амфи-бного животного названного "Крокодилом", а второе титул великих покровителей Йогинов сыновей или даже единых и Шивой, который сам есть
Кумара. Истинное Эзотерическое значение слова Макара, на самом деле, вовсе не "крокодил". "
Ма - как говорит нам автор ( Т.Субба Роу) статьи "
Двенадцать Знаков Зодиака", - есть " пять";
кара - "рука" с пятью пальцами, а также пятисторонний знак или Пентагон. В Эзотеризме Кумар (в данном случае анаграмма для оккультных целей), в их качестве Йогинов,
пять, ибо два последних имени всегда сохраняются втайне; они составляют пятую группу Брама-дэв, они же пятеричные Коганы, об-ладающие Душою из пяти Элементов, при чем Вода и Эфир являются преобладающими, и потому символы их были одновременно
водные и огнен-ные" ( Т.Д., том 2, стр. 724.)
В заводи, образовавшейся у ног прекрас-ной богини, семь лотосов, из которых некоторые уже раскрыли свои бутоны, а другие ещё до време-ни сохраняют свой утонченный аромат и только один, сорванный лотос уже увядает в руках Ганги. Если обратится к символике лотоса, то она глубо-ка и многогранна. Это не только цветок, связанный с культом Бога Вишну , это и эмблема солнца; и творящей космической силы; незапятнанной чис-тоты и духовного совершенства.
По одному из мифов мужем Ганги был царь лунной династии Шантану, от которого она имела восемь сыновей. Детей, как только они рождались, она бросала в воду, чтобы избавить их от челове-ческого состояния, но последнего сына, покидая Шантану, она оставила ему на воспитание. Этот сын, названный Гангадаттой (дарованный Гангой) стал известен под именем Бхишма. Царь Шантану вторично женился на дочери царя рыбаков, а Бхишма после рождения сводных братьев отка-зался от трона в их пользу, дав обед безбрачия. После смерти отца и младших братьев Бхишма воспитывал наследников трона
Панду и Дхритараштру затем их сыновей пандавов и кауравов. Бу-дучи советником слепого и крайне нерешительно-го царя Дхритараштры , отца кауравов, Бхишма старался примирить постоянно враждующих меж-ду собой кауравов и пандавов. Но постоянная вра-жда за трон, в конце концов, привела к войне. В Бхагавад-Гите написанной, в 1 тыс. до Н.Э. расска-зано именно об этой войне, в которой на стороне кауравов выступал Бхишма, а на стороне пандавов Кришна со своим учеником Арджуной Битва была долгой и жестокой и несмотря на всё воин-ское искусство и храбрость Бхишмы он пал, прон-зённый множеством стрел. Боги даровали Бхишме самому определить день своей кончины, и он от-срочил её до окончания битвы на Курукшетре.
|
Нисхождение Ганги. Скальный рельеф. 7век. Махабалипурам. |
Пураны -собрание аллегорических и символиче-ских писаний.
Вишну - в эпосе и пуранах Вишну верховное по-лифункциональное божество, которому принадле-жит роль спасителя людей в бедствии и охранителя мироздания. Наиболее популярными из его вопло-щений считаются Кришна и Рама.
Шива - входит в состав верховной триады индуи-стских богов (
Брахма, Вишну и Шива) как испол-нитель разрушительной функции. Специфическим местом обитания Шивы (также и вместе с семьёй) - мифическая гора
Кайласа .Высокая причёска ук-рашенна полумесяцем и ниспадающей струёй воды ( символизирует
Гангу ).
Арджуна - в индустской мифологии сын Курти от бога Индры. Воин, в котором сила, мужество сочетаются с благородством и великодушием. От Шивы имел божественное оружие, необходимое для предстоящей борьбы с кауравами. Во время борьбы с кауравами возничим колесницы Арджу-ны становится сам Кришна. В битве "Махабхара-ты" от руки Арджуны принимает смерть Бхишма.
Кришна - самый прославленный аватар Вишну, "Спаситель" индусов и их самый популярный бог. В "Бхагавад-гите", включённой в "Махабхарату", Кришна колесничий Арджуны - перед битвой на Курукшетре являет себя как высшее божество Вишну и излагает религиозно-философскую док-трину данного сражения. После битвы на Курук-шетре, которая завершает круг земных дел Криш-ны он возвращается в божественные сфе-ры..
Так в завуалированной, поэтической форме мифы Индии сохранили великие Космические тайны, такие как Матерь Мира в образе священ-ной реки Ганги, ниспосылающая Великие Истины на землю, Владыка Шамбалы и Великие Учителя - Шива и Макара. Лотосы, растущие в заводи и увя-дающий в руках богини Ганги это опять же указа-ние на В.Уч. из которых один - Люцифер - пал, став Сатаной и его гибель на Курукшетре уже предуказанна. А о семи лотосах (за которыми скрыты Великие Учителя) у ног богини, из кото-рых только пять, раскрыли свои бутону, а два нет в "Тайной Доктрине" говорится следующее: "Так как предполагается, что читатель не знаком с Дхиани Буддами, то лучше теперь же сказать, что согласно востоковедам, существуют пять Дхиани-Будд или Небесных Будд, проявлениями которых в мире форм и материи являются Будды человече-ские. Тем не менее, эзотерически, Дхиани-Будд - Семь, из которых пока что проявились пять, двое остальных должны появиться в Шестой и Седьмой Коренных Расах. Они, как бы вечные прообразы Будд, проявляющихся на Земле, при чем каждый из них имеет своего божественного прототипа. Так например Амитаба есть Дхиани - Будда Шакиаму-ни".(Т.Д.,том 1, стр 156).
Алтайский край, Малиновое Озеро ,Клещевская С.А.