«САМООБМАН»,Урок 191:
«Тот, кто из узнанных фактов или чужих мнений обращает внимание только на то, что льстит его самолюбию или иным образом поднимает его в собственных глазах, и отвергает «ин тото» всё, что его дискредитирует, неизбежно потерпит неудачу во всех великих начинаниях жизни. Даже самый строгий, справедливый критик вряд ли сможет оценить более объективно мотивы и последствия поступка человека, нежели он сам. (1)
Точно так же, как беспристрастный художественный критик должен отойти на известное расстояние от картины, музыкального инструмента , певца или скульптуры, чтобы справедливо оценить работу мастера, так и честный критик своих или чужих поступков должен посмотреть на происходящее со стороны. (2) Невозможно подойти слишком близко к другим с сочувствием или выказать чрезмерное расположение, не попав, в той или иной мере, под влияние их мнений. Оценка мотивов и последствий чужих поступков, какова бы ни была их природа, в этом случае претерпит изменения. Для беспристрастного суждения необходима дистанция, поэтому желающий преодолеть свои собственные недостатки и победить препятствия должен выказать достаточно выдержки, чтобы тщательно взвесить чужое мнение о его поступках, каким бы несправедливым оно ни казалось. (3)
Как может мужчина защититься от уловок женщины, которая в его обществе ведёт себя тише воды, ниже травы, надувает губы и проливает слёзы о жестокости окружающих., тогда как в его отсутствие её язык обращается в змеиное жало, а он, переоценивая свою проницательность, не соглашается с тем, как другие мужчины оценивают характер этой особы?
Как может женщина защититься от недостойных интриг мужчины, который, чтобы добиться своего, награждает её добродетелями, достоинствами и качествами богини, если она позволяет ему убедить себя в этом, полагая, что незаслуженно страдает от превратных оценок других, тогда как в действительности те другие, возможно, стремятся предостеречь её, честно критикуя её слабости и легковерие?
Как может государство защищать себя, если его народ не желает обратить внимание на предупреждение дружественной державы о приближении опасного врага, поскольку в своей самонадеянности не допускает необходимости вооружения и оборонительных мер? (4)
Существует много разновидностей самообмана между крайностями, которые Я упомянул, и какая-то из них присуща любому мужчине и женщине в мире. Чем сильнее человек привязывается к самообману, каким бы незначительным он ни был, тем вернее он угодит в западню, и понадобится много воплощений, чтобы выбраться оттуда. Чем тщеславнее и высокомернее человек, тем упорнее и категоричнее он отрицает наличие подобного недостатка в своём характере. (5)
Вы спросите: «Но как же прозреть? Как побороть столь стесняющий недостаток?» Это трудно. Чудовище вырастает из «малого», мелочей завышенной самооценки на протяжении многих жизней, и, как и другие недостатки, должно быть повержено и уничтожено настойчивыми, упорными усилиями. Самообман наиболее трудно распознаваемая, глубоко укоренившаяся черта человеческой природы, и когда от него избавляются, сердце истекает кровью. Но поскольку это наибольшее препятствие на пути развития и обретения силы, душа, наблюдающая за всеми преходящими явлениями жизни, должна быть готова пройти такое испытание.
Потому, как бы глубоко ни въелось это качество в наше сознание, как бы ни была задета гордость, чувство собственного достоинства или репутация, бесстрашно примите удар судьбы критику друга или врага и твёрдо решитесь найти, что именно задело вас и в какой мере справедливо такое замечание.
Вы никакими аргументами не убедите друга, что он не прав, и не докажете врагу, что он ошибся, нанеся ему ответный удар. Есть только один верный способ достичь того и другого очистить свою ауру от сора, сколько бы его ни было, и таким образом в действительности стать победителем над той стихийной силой, которая сейчас управляет человечеством, вместо того, чтобы потворствовать ей». (6)
Комментарий текста:
1) Не правда ли, знакомое «состояние души» - мы любим тех, кто нас хвалит и презираем тех, кто резко скажет в глаза правду. И строим свою жизненную стратегию исходя из лестных мнений о себе другими, и особенно будучи чрезвычайно довольными самими собой.
Когда же «начинания» начинают разваливаться как карточный домик, мы виним в этом козни неприятелей или невезение… Но вдумавшись честно, осознаём, что корень поражения лежал в глубинном мотиве неверной оценки своего «Я» и его потенций.
2) Интересное сравнение мы видим события той же истории беспристрастно, как и явления культуры и науки со стороны именно по прошествии времени, когда улягутся споры и предвзятости и остаётся голый факт - успех или неудача замысла и воплощение мастера в произведении или научного открытия лежащего в русле эволюционного раскрытия тайн Природы. Смотреть со стороны на сей раз стороной является расстояние выраженное временем, когда сор и пыль полемики, личных амбиций и пыла чувств, улягутся и уже не мешают смотреть на суть происшедшего.
В нашем случае при самоанализе всё усложняется, т.к. самооценка идёи «современником процесса» т.е. собой лично (ибо «человек это процесс», как говорил В.Уч.Будда) и расстояние во времени невелико. Ведь лишь по прошествии десятилетий, по мере набора жизненного опыта мы вполне самокритично оцениваем свои, казалось бы безупречные и верные шаги и поступки в дни молодости и даже зрелости, увидев и разглядев за ними стоящих подстрекателей как снаружи , так и внутри нас, наши амбиции и самомнение, гордыню и дух противоречия, и на поверку разумным назвать происшедшее вообще становится невозможно в вихре захлёстывающих чувств и эмоций совершён поступок, разрушивший вашу жизнь или чужие, когда же «оседает пыль времён», то видишь тщету проделанного, или наоборот рассмотришь, наконец, истинную суть и последствия и мотивы происшедшего…
3) Но мало того, при оценке поступка важно отчленить чужое мнение о нём, не поддаться искушению идти на поводу чужих мнений, часто таких же предвзятых, как и ваше собственное. И уметь беспристрастно оценить вашу точку зрения и чужие. Ведь мало того, что мы окрашены своими эмоциями, чрезвычайно затуманивающими картину и подменяющими истинный мотив, но сюда вмешивается совершенно иная палитра иных воззрений и эмоций (не случайно верна расхожая присказка: «сколько людей столько и мнений»).
4) Что касается самообманов и обманов, касающихся вопросов отношений мужчин и женщин, то это практически каждый встречал в своей и чужой жизни и был поражён страшной слепотой, как своей, так и других в подобных обстоятельствах.
Более интересен вопрос о доверчивости и легкомыслии народа. В этой связи не будем уходить в далёкое прошлое, вспомним хотя бы события предшествующие началу Великой Отечественной войны мы вроде бы ждали нападения Германии, вроде штамповали технику в рекордных количествах для мирного времени (см. статью о «Проклятии Тамерлана»). Но, по сути, морально подошли к страшному испытанию разоружёнными руководство неискренне верило в мир с Германией, но из страха перед фашизмом внушало народу байку о том, что «немецкие рабочие и крестьяне» - наши «братья-интернационалисты», просто временно обманутые капиталистами. При этом руководство и лично Сталин искренне верили, что можно воевать с помощью идеологии обмана и доносов, а в итоге устрашения, насаждаемых в народе. Наконец, как бы объяснимо, что Сталин не верил Англии и её разведке, предупреждавшей по своим каналам о готовящемся нападении Германии на СССР, считая это провокацией англичан и их понятным желанием получить нас в качестве бесплатного союзника. Но отвергались и доклады многочисленных наших разведчиков и добровольных помощников, действительно коммунистов-интернационалистов разных стран мира, сообщавших об идущей полным ходом подготовке фашистов к нападению на СССР… Они попросту игнорировались и в угоду верхушке этих прекрасных людей обвиняли в паникёрстве и попытках втянуть нас в войну с фашизмом . Вот он апофеоз маниакальной подозрительности и недоверия (т.е. самообмана) ко всем и всему лично «вождя народов» и его окружения.
В настоящее время ситуация снова повторяется в отношении уже США и НАТО, когда нам внушается верхушкой руководства страны, «олигархами» и частью народа, получившей свой «кусок пирога» от приватизации и незаконного присвоения национальных богатств, что мы и Америка «братья навек», и при этом 16 лет шло не то что разоружение Армии, а на её разгром! Так поступают только враги и предатели своего народа, кем и является в подавляющей массе «элита» и «руководство» РФ (в этом ключе крайне важным видится, что даже из этой среды выдвигаются лица, подобные 2-му Президенту РФ, настроенные более патриотично, нежели «правящий класс» и стремящиеся хоть как-то подправить положение на краю пропасти).
(См. инф. из газеты «Завтра» о том, что в России ныне 27 млн. чел. живут вполне по «западным ценностям» и фактически предали России стр. 50: «2.- Живая Этика, как её применять и что она даёт человеку»: «Судьбы России и трагическая современность. Врата в будущее»)
Или как мудро сказал «последний евразиец» Лев Николаевич Гумилёв «субпассионарии» уничтожают саму суть народов, его будущее, ибо у них нет энергии увидеть это самое будущее и они живут воистину «одним днём» (известная присказка-издевательство Людовика ХУ-го «после нас хоть потоп!» выражает всю суть их мелкой душонки этот бездарный король Франции угадал после него был «потоп» - но крови и насилия Революции и казни его потомка короля Франции Людовика ХУ1-го!, - так нация отвечает на легковесность и безответственность правящей верхушки). В эпоху упадка к власти как раз и приходят субпассионарии, плебс истории, или «шудры», которые разоряют мир, приводя к упадку и гибели целые нации и государства. А ныне весь мир. А спасением от их правления являются кровавые революции, или мировые катаклизмы, вроде Апокалипсиса, когда ценой гибели части спасается целое.
Поэтому вопрос самообмана касается не только личностей, но целых государств! Мы выступаем единым эгрегором и внутри нас идёт жестокая борьба приоритетов и от искренности и силы нашей убеждённости в духовном будущем России зависит выигрыш этого спора внутри системы «народ в государстве». Ибо наше единение притянет Высшую Помощь, и народ воспримет эти волны и сделает массовый выбор в пользу жизни и культуры, а не нынешних тупиковых, навязываемых 27-ю миллионами живых мертвецов «приоритетов глобализма», ведущих прямиком к гибели, ибо идёт проповедь морального разложения и гниения духа (по экспертным оценкам именно столько в России людей приемлют западные ценности!).
Вот оно пророчество Ж.Эт. «будут времена хуже войны!» И это времена разложения от гниения духа. Кстати, одной из важнейших причин поражения является склонность к полумерам. Недаром В.Уч. говорят наша идеология не знает компромиссов. Или свет или тьма.
5) А это вполне хочется отнести к нынешнему , казалось бы, тупиковому положению в нашем РД, когда «в борьбе всех против всех» каждая сторона предъявляет оппоненту требования быть честным, культурным, соблюдать положения Учения, но оставляет за собой право вершить суд и выносить уничтожающие вердикты такого рода, что нарушены все законы целесообразности, и , конечно же, мы, априори, правы, а «тёмный оппонент» ни в коем случае. При этом идёт «разогрев» своей правоты сторонниками и подстрекателями. А, в сущности все мы жалкие жертвы собственного самоослепления и самообмана на счёт своих мифических достоинств…
Есть один рецепт подумать : а поступили ли бы так же на моём месте Н.К. или Е.И.?!
6) Ответ лежит как бы на поверхности «познай самого себя», в этой уже ставшей труизмом формуле Дельфийского оракула. Всё в нас все внешние проблемы и трудности, это лишь проекция нашего внутреннего «Я», притянувшего по закону магнита (т.е. Кармы) именно то, что мы должны проживать по закону притяжения и «накоплений», но никак не случайность или наваждение.
Нам, последователям Учения Ж.Эт. , конечно же, намного проще смотреть на мир и внутрь себя, ибо мы вооружены мощнейшим психологическим ключом мудрости, ибо создана Агни Йога Величайшими Мудрецами мира сего и Небесного, знающими все изгибы и подвалы души человеческой, ибо Они в своём многомиллионнолетнем прошлом прошли эту дорогу и осветили все закоулки бездонной души человеческой. И Они же нашли пути выхода из кажущихся лабиринтов и тупиков, куда загнало себя безумное и самомнительное человечество. Воистину нить Ариадны Учение Огня, и поэтому оно Живая Этика, т.е. совет практического улучшения собственной бессмертной натуры нашей, которая может пойти как пойти левым путём, так и правым. Но в левом случае она придёт к гибели «бессмертной души», в случае правого пути - к истинному «бессмертию Я», переживающего Большие Круги и на исходе 7-ми больших Кругов, когда кончится земной малый цикл т.е. все 7 Кругов, перед порогом долгой Пралайи - такие люди станут воистину подобны Дхииан-Коганам, и пережив - в награду за свой успех души на Пути долгую Нирвану, далее продолжат свою бессмертную жизнь уже как строители и сотрудники Космических Разумов…
Но начинается эта дорога в будущее с верной и суровой самооценки своего «Я» и его деяний, замыслов и чувств. Направить всю работу внутрь себя, на исправление своего ума и улучшение своего сердца и вести при этом всё возрастающую работу на Общее Благо это начать долгую дорогу к Истинному Свету.
Ф.Комиссаров. Алтай