ПРЕДИСЛОВИЕ РЕД.:
Автор данной разработки активный деятель РД, проживала в Воркуте, создала РО; несколько лет назад переехала в Вологду, где также активно продолжает трудиться на духовной ниве, сотрудничая со знаменитым клубом "ЧАЙКА" (ныне - "Молодёжный Центр").
Участник конф. в Вологде 2004 и Сыктывкаре 2006гг. Серьёзная разработка "СНЫ" будет печататься в нескольких номерах.
Для того, чтобы попытаться разобраться в явлении сна и сновидений, приведём определения этих понятий из словаря.
"СОН - периодически наступающее физиологическое состояние у человека и животного. Характеризуется почти полным отсутствием реакции на раздражения, уменьшением активности ряда физиологических процессов. Различают нормальный и несколько патологических снов - наркотический, летаргический.
"Сны и сновидения тоже не чудеса, но нить жизни, но именно сознание сущности предстоящего, проявленное настолько, чтоб не затронуть кармы. Если бы люди могли понять сны и сознание без предрассудков, путь мог бы улучшиться" (Оз. Ч. 2, г. 8, 1) "Часто сон искреннее бодрствования" (Общ., 186) |
"СНОВИДЕНИЯ - более или менее яркие и сложные события, картины, живые образы, периодически возникающие у спящего человека в результате деятельности нервных клеток, остающихся во время сна активными".
Далее мы рассмотрим точку зрения об изучении снов Петра Демьяновича Успенского.
Интерес к снам автор начал проявлять в детские годы. Он пишет: "Со снами у меня связаны некоторые совершенно необъяснимые переживания. Ещё ребёнком, я несколько раз просыпался с таким сильным чувством, что пережил нечто удивительное и захватывающее, что всё известное мне до тех пор, всё, что я видел и с чем соприкасался в жизни, казалось недостойным внимания, лишённым всякого интереса. Кроме того, меня всегда поражали повторяющиеся сны, которые протекали в одной и той же форме, в одной обстановке, приводили к одинаковым результатам, к одному концу - и вызывали у меня одинаковое чувство".
И, начиная с 1900 года Успенский занялся исследованием своих снов, поставив для себя две цели:
"Проснись, спящий!" Этот клич любят повторять люди. Особенно поражает, когда его твердят спящие, продолжая спасть. Спят всю жизнь, спят годами, иногда впадая во внезапный сон, и в дремоте повторяют чужие неосмысленные слова. Не будем говорить о случайных прохожих, но даже уже познающие подвержены припадкам животного сна. Тогда дело Учителя - их разбудить, хотя бы потребовался удар молнии. Ведь сон легко переходит в одержание. …Гуру может рассеять приступ сна." (Агни Йога, 205) |
1. Собрать большой материал для вынесения суждений о характере и происхождении снов;
2. проверить идею о возможности сохранения во сне сознания.
Вскоре он заметил, что записывание снов сразу после пробуждения практически невозможно. Тор делает вывод, что сны не выдерживают наблюдений: наблюдение изменяет их. Т.е. , сам факт наблюдений над снами приводит к тому, что что-то внутри изобретало сны при первом же сигнале, что они привлекают внимание спящего.
А вот вторая цель по сохранению сознания привела к новому способу наблюдения снов: эти попытки создавали особое состояние полусна. И в последующих исследованиях Успенский использовал именно этот способ. Состояние это развивалось постепенно и легче всего наблюдать состояние полусна, уже проснувшись, но продолжая оставаться в постели.
Очень скоро ПД Успенский убедился, что его повторяющиеся сны не были связаны ни с природой автора, ни с его событиями жизни.
"Древнее сказание передаёт, как некий царь, желая освободиться от всех посторонних влияний, спросил совета у мудреца; тот сказал: "В сердце своём найдёшь освобождение". Но царь возмутился, отвечая: "Недостаточно сердца, стража вернее". Тогда мудрец простился, говоря: "Главное тогда - не спи, царь!" в сказании указано, как единая защита, наше сердце. Недаром все Учения предписывают перед сном молитвы, чтобы утвердить благую связь. Человечество не любит подумать, что больше трети жизни оно проводит во сне, подвергаясь особым и неизвестным воздействиям. Наука мало внимания уделяет значению сна, этому пребыванию в Тонком Мире. Разве не нужна крепкая связь с Иерархией, когда мы на пороге неведомого нашему обычному сознанию? Подумайте, почти половина жизни проходит вне земного существования! Конечно, продолжить сознание в следующую область поможет сердце, готовое ко всем трём мирам. Кто же захочет иметь участь царя, положившегося лишь на стражу?!" (С, 92) |
Вот один из примеров.
"Первый и весьма характерный сон, который снился мне очень часто: я видел какую-то трясину, своеобразное болото, которого впоследствии никак не мог описать. Часто эта трясина , болото или просто глубокая грязь, какую можно было встретить на дорогах России, а то и прямо на улицах Москвы, вдруг появлялась передо мной на земле, даже на полу комнаты, вне всякой связи с сюжетом сна. Я изо всех сил старался избежать этой грязи, не ступить на неё, но неизбежно случалось так, что я попадал в неё, и она начинала меня засасывать, обычно до колен. Чего только я не делал, чтобы выбраться из грязи или трясины; если мне порой это удавалось, то я сразу же просыпался.
Соблазнительно истолковать этот сон аллегорически - как угрозу или предостережение. Но когда я стал видеть его в состоянии полусна, он объяснился очень просто: всё содержание сна вызывалось ощущениями, которые возникали, когда одеяло или простыня стесняли мои ноги, так что невозможно было ни шевельнуть ими, ни повернуть. Если же мне удавалось повернуться, я выбирался из грязи, - но тогда неизбежно просыпался, т.к. совершал резкое движение. Что же касается самой грязи и её "особого" характера, то она была связана, как я убедился в состоянии полусна, со "страхом перед болотом", скорее воображаемым, чем действительным, который владел мною в детстве.
…Второй сон также пугал меня: мне снилось, что я ослеп. Вокруг меня что-то происходило; я слышал голоса, звуки, шум, движение, чувствовал, что мне угрожает какая-то опасность; мне приходилось двигаться с вытянутыми вперёд руками, чтобы не ушибиться; и всё время я изо всех сил старался увидеть то, что меня окружает.
"Сны могут отражать прошлое и настоящее. Сны могут отражать уже сложившееся клише будущего. Но, кроме этих земных отражений, могут быть отражения тонкого и огненного миров. Конечно, часто люди не могут запечатлеть именно эти два последние вида, ибо они мимолётны и, будучи иной природы, мало укладываются в меры земные. Только пламенное сердце может удержать в сознании эти искры дальних миров. То же самое происходит и с видениями. Можно видеть звёзды в иных созвездиях, нежели видимые в телескоп. Для этого тело огненное должно быть уже достаточно образовано. Конечно, оно всегда существует, но может быть хаотичным и бессознательным. Но путь устремления - через все тела, и тогда триада засияет." (Сердце, 258)
"Сновидения и видения из прошлых жизней имеют всегда значение. Из Астрального Архива как бы вспыхивает страница, напоминающая одинаковость настроения текущего времени. Беру пример последнего видения. В час утомления от людей первая увиденная нужда заставила немедленно оказать помощь. Это и есть путь Бодхисаттвы, когда мы забываем себя и утомление, и себя, чтобы помочь" (С, 568) |
В состоянии полусна я понял, что совершаемое мной усилие является не столько старанием что-то увидеть, сколько попытками открыть глаза. Именно это ощущение вместе с ощущением сомкнутых век, которые я никак не мог разомкнуть, порождало чувство "слепоты". Иногда я просыпался, это происходило в тех случаях, когда мне действительно удавалось открыть глаза.
…Постепенно я убедился, что почти все повторяющиеся сны были связаны с особыми ощущениями или состояниями - с ощущением положения тела в данный момент.
…К этой же категории повторяющихся снов принадлежали сны с полётами. Я довольно часто летал во сне, и эти сны мне очень нравились. В состоянии полусна я понял, что ощущение полёта вызывается слабым головокружением, которое порой возникает во сне без всякой видимой причины, вероятно. Просто в связи с горизонтальным положением тела. Никакого эротического элемента во снах с полётами не было.
…Некоторые повторяющиеся сны удавалось объяснить только в связи с другими. Таковы сны о лестницах, часто описываемых в литературе по психологии.
…эти сны представляют собой сочетание двух мотивов, или воспоминаний. Первый мотив порождён моторной памятью, памятью направления.
…ещё один дополнительный мотив, а именно,, некий мистический смысл, которым обладает лестница в жизни любого человека, в своей жизни каждый переживал на лестнице чувство, что вот сейчас на соседней площадке, на следующем этаже, за закрытой дверью его ожидает нечто новое и интересное… Ступеньки нередко связаны со сценами колебаний, решений, перемены решений и т.п. всё это вместе взятое и соединённое с памятью о движении , создаёт сны о лестницах".
"Если можно различать слои мысли, то так же можно ощущать разные виды деятельности. Сперва вся деятельность кажется происходящей на земном плане. После, среди так называемых сновидений, отделяются чувствознания как бы отдельной деятельности, происходящей не только на земном плане. Так образуется осознание привхождения и других миров в наше существование. затем уже в состоянии полного бодрствования начинают замечаться мгновенные отсутствия, не связанные ни с каким заболеванием. Так ещё глубже намечается связь миров и наше участие в них". (МО, ч1, 105) |
Итак, автор делает вывод, что повторяющиеся сны имеют простую природу и не имеют в основе аллегорического смысла.
ПД Успенский утверждает, что не только головное, мозговое мышление отвечает за главную работу по созданию снов. В создании снов участвуют ВСЕ клеточки тела: ноги, спина, живот. И каждая часть тела обладает самостоятельным мышлением. Именно это и мешает пониманию снов. "Во сне умственные образы, которые принадлежат ногам, рукам, носу, пальцам, разным группам моторных мышц, смешиваются с обычными зрительно-словесными образами".
При изучении снов ПД пришёл к выводу, человек улавливает только те сновидения, которые проходят близ поверхности сознания; при более глубоком сне спящий теряет сновидения. При воспоминании снов, человек может припомнить и описать только головные сновидения, т.е. сновидения, состоящие из зрительно-словесных образов; всё остальное до нас не доходит.
Очень интересное и важное обстоятельство отмечается автором: во сне изменяется и само головное сознание, т.е. во сне человек не воспринимает себя как определённую личность, он не способен думать о себе, "если сама мысль не будет сновидением". И даже собственное имя человек во сне произнести не может. Он отмечает: "Во сне мы не сознаём собственного существования, не выделяем себя из общей картины, которая развёртывается вокруг нас, а так сказать, движемся вместе с нею. Наше чувство "я" во сне куда более затемнено, чем в состоянии бодрствования. В сущности, это и есть та главная психологическая черта, которая определяет состояние сна и выражает главное различие между сном и состоянием бодрствования".
Успенский утверждает, что большей частью сновидения случайны, хаотичны, бессвязны и бессмысленны, что зависят они от случайных ассоциаций, что в них нет последовательности, идеи, целенаправленности. И тут же описывает следующий сон.
"Сновидения были обследованы со многих сторон, но самое значительное обычно упущено. Ночные стуки, плохое пищеварение, раздражение и множество поверхностных воздействий не забыты, но упущены все рефлексы Тонкого мира; все воздействия мысли на расстоянии, наконец, все иерархические предупреждения и чувствования огненные. Нужно обладать очень атрофированным воображением и восприятием, чтобы упустить эти основания сновидений. Не только материалист обратил внимание лишь на поверхностные данные сновидений, но этот наблюдатель был скуден в природе совей. Можно понять материализм, как стремление к действительности, но не к умалению и не к скудости. Сновидение имеет огромное значение в течении плотной жизни. Почти половина жизни проходит в касании с Миром Тонким и даже Огненным. Нужно иметь уважение к состоянию, равному бодрствованию. Нельзя во главу рассуждений ставить объедение, нужно добросовестно и неумалённо припомнить все четыре основы помянутые. Так можно будет различить многое и поучительное, и прекрасное". (МО1, 179) |
"Я засыпаю. Перед моим взором возникают и исчезают золотые точки, искры и звёздочки. Эти искры и звё1здочки постепенно погружаются в золотую сеть с диагональными ячейками, которые медленно движутся в соответствии с ударами моего сердца. Я слышу их совершенно отчётливо. В следующее мгновение золотая сеть превращается в ряды медных шлемов римских солдат, которые маршируют внизу. Я слышу их мерную поступь и слежу из окна высокого дома в Галатее, в Константинополе, как они шагают по узкой улице, один конец которой упирается в старую верфь и Золотой Рог с его парусниками и пароходами; за ними видны минареты Стамбула. Римские солдаты продолжают маршировать тесными рядами вперёд и вперёд. Внезапно я отрываюсь от подоконника, на котором лежу, и в том же склонённом положении медленно пролетаю над улицей, над домами, над Золотым Рогом, направляюсь к Стамбулу. Я ощущаю запах моря, ветер, тёплое солнце. Этот полёт мне невероятно нравится, я не могу удержаться и открываю глаза."
Даже такой чудесный сон автор обуславливает случайными ассоциациями, отмечая, что происходит простое превращение одного образа в другой, а поступь марширующего отряда связывает с ударами собственного сердца; головокружение увязывается как следствие пульсации сердца и расслабления множества мускулов. Да и сам полёт привёл к атрибутам полёта: ощущения моря, ветра, солнца.
Чтобы лучше понять точку зрения ПД Успенского, приведём ещё один пример.
"Я увидел во сне Лермонтова. Не помню его зрительного образа; но странно пустым и сдавленным голосом он сказал мне, что не умер, хотя все сочли его убитым. "Меня спасли, - говорил он тихо и медленно, - это устроили мои друзья. Черкес, который прыгнул в могилу и сбил кинжалом землю, якобы помогая опустить гроб, … это было связано с моим спасением. Ночью меня откопали. Я уехал за границу и долго жил там, но ничего больше не писал. Никто не знал об этом, кроме моих сестёр. А потом я действительно умер".
"Сновидения иерархические могут напомнить о многом, уже сложенном в пространстве. Так, когда нужно напомнить о надобности собирать все данные, можно видеть ищущего человека. Так, не будем забывать, что указание всегда бережно, чтобы не насиловать карму". (МО 1, 180)
"Уже сложившиеся события часто нужно напоминать. Не ободрение это, но действительность. Люди гораздо чаще бывают направлены, нежели они думают. Но ещё чаще они вовсе не думают, уносимые потоком предрассудков. Там Мы не можем не послать видение или сновидение там, где что-либо касается народного блага. Ныне особенно мир нуждается в таких указаниях, иначе смятение умов может закрыть главный путь". (МО 1, 181) |
Автор увязывает данный сон со своим эмоциональным состоянием. При пробуждении он находился в невероятно подавленном состоянии, с сильным сердцебиением и ощущением невыразимой тоски. Именно тоску Успенскаий считает главным мотивом, который со случайными образами и ассоциациями привёл к созданию необычного сна. Даже тот исторический факт из биографии Лермонтова о похоронах, когда гроб не проходил в вырытую могилу и какой-то горец, действительно спрыгнул вниз и ударами кинжала сбил землю, не смутил автора в его убеждении влияния эмоционального влияния состояния на создание снов. Упомянутые сёстры также существовали, только это были двоюродные сёстры.
В своём труде Успенский ПД указывает на следующие категории снов.
Так, например, некоторые сны происходят из глубочайших тайников жизни. Эти сны открывают нам многое, неведомое на обычном уровне понимания и восприятия. Они могут раскрыть нам тайны бытия, законы, управляющие жизнью, показать будущее, привести в соприкосновение с высшими силами. Такие сны бывают очень редки. Ещё к одной категории снов относятся сны, где происходят встречи с людьми, как живущими в данный момент, так и умершими. В таких снах мы видим людей изменёнными. Больные во снах приходят исцелёнными, исполненные силой и надеждами. Люди, умершие мучительной смертью или хронически больные, являются во снах здоровыми, радостными и счастливыми. трусливый человек во сне может увидеть себя храбрым и сильным.
Труд ПД Успенского представляет большую ценность по исследованию снов. Казалось, что автор так близок к разгадке, что изучением им эзотерической литературы непременно подтолкнут к верному пониманию снов, но что-то мешало ему сделать последний шаг к открытию в области изучения тайн сновидений.
(Продолжение в след. №№)