"ФУДЗИЯМА", Н.К. Рерих. Фудзи - национальный символ Японии. За-стывший вулкан, который однажды проснётся… Мастер изобразил гору в густых синих тонах, голубеющих к вершине, а небо вверху красноватое, спускаясь вниз - становится бледно-розовым… Н.К. отчётливо изобра-зил стремление Земли к Небу. Также вспомним, что вулканы просыпаются от воздействий Свыше (в отличие от землетрясений, порождае-мых тяжким мышлением человечества), извержение их - это всегда знак важного события (Е.П. Блаватская в связи с этим упоминает взрыв вулкана на о. Кракатау в 1883г. , совпавший с началом работы над "Тайной Доктриной" - шаги титанов отдаются по всему миру…(От ред.) |
"Комно, прекрасная Владычица Нары, пела: "Я не сорву тебя, цветок, но посвящу тебя Буддам про-шлого, настоящего и будущего". "В этом обращении к прошлому и будущему заключена вся мощь японского гения". Н.К. Рерих
Япония, наш восточный сосед - древнее, самобытное государство.
Современная Япония расположена на архипелаге, который тянется с се-вера на юг вдоль восточного побере-жья Азиатского континента, её глав-ные острова: Хоккайдо (наименее на-селён) на севере, Хонсю и Сикоку в центре и Кюсю на юге. Имеется так-же более трёх тысяч небольших ост-ровов. Площадь Японии около 400 тыс. кв. км., население - 115 млн. чел. Почти 80% суши японского ар-хипелага покрыто горами, среди ко-торых много вулканов. Природа на японских островах нередко выступа-ет как разрушительная сила.
Извержения вулканов, землетрясе-ния, наводнения, горные обвалы и ураганы испокон веку заставляли японцев предпринимать действия, которые способствовали выработке таких качеств, как мужество, терпе-ливость, самообладание, сноровка.
Природные условия японских ост-ровов оказали заметное влияние на формирование национальной психо-логии японцев.
Японцы издревле занимались охо-той, морским промыслом, земледели-ем, животноводством. На протяже-нии веков большая часть самодея-тельного населения возделывала ри-совые поля. Все эти виды труда по-особому формировали у японцев трудовые навыки, привычки, систему поведения. Чтобы выжить в сложных природных условиях Японии надо было обладать такими чертами, как трудолюбие, дисциплинированность, стремление к согласованным дейст-виям в группе, а также готовность чётко выполнять указания признан-ного лидера группы и т.п. Обстоя-тельства исторического существова-ния всегда побуждали японцев про-являть эти черты поведения, что не могло не привести к устойчивому за-креплению их в национальном характере.
Первые сведения о японцах содер-жатся в китайских источниках, отно-сящихся к 1 веку до н.э.- У в. н.э.
В У111 веке появляются японские хроники, представляющие собой сво-ды мифов и исторических преданий. Это "Кодзики (Записки древности - 712г.) и Нихонсёки" (или "Ниханги" - Анналы Японии - 720г.).
Согласно японской системе верова-ний - синтоизму, японская нация ве-дёт своё начало от богини солнца Аматэрасу, прямым потомком кото-рой был легендарный император Японии Дзимму ( Дзимму-Тэнно), взошедший на престол "государства Ямато" в 660г. до н.э., и положивший начало непрерывной династии япон-ских императоров. В Японии принято подразделять историю страны на эры правления того или иного императо-ра. В настоящее время (с 1926г.) Японцы живут в эру императора Хи-рохито. (В конце 90-х гг. умер Хиро-хито и его сменил его сын, началась "эра" другого императора, - прим. ред.)
Буддизм проник в Японии из Ин-дии через Корею и Китай в У1 в.
Конфуцианство пришло в Японию сначала через Корею - в 1У - У вв. н.э., а затем непосредственно из Китая - в У1 в.
Буддизм и конфуцианство стали играть в Японии роль своеобразной идеологи-ческой и моральной надстройки.
Конфуцианство, например, постепенно превратилось в господствую-щую идеологию правящего сословия, которое сложилось в Японии, как за-кономерный результат её историче-ского развития.
В период Камакурского сёгуната (1.192-1.333) выделилось военно-служилое дворянство, появилось со-словие самураев, признававших "во-енную доблесть" основой общества.
Сёгунат - форма правления, при которой вся власть в стране сосредо-точивалась в руках феодального вое-начальника (сёгуна). Из истории из-вестно, что самураи появились как вооружённая дружина местных фео-далов. Они происходили из среды крестьян и служилых людей. На пер-вых порах это были довольно неотё-саные люди, от них требовалась только слепая верность господину и смелость в бою. Однако со временем этого оказалось мало. Когда военное дело стало профессиональным за-нятием, продвижение по служебной лестнице потребовало знания китай-ского языка и письменности.
Постепенно самураи приобщились к сложной системе средневековой культуры. В религиозном отношении их привлекла секта буддизма - дзен, в которой они увидели возможность самосовершенстования. Самураи создали свой моральный кодекс "бусидо", который постепенно стал неписаным кодексом для своего общества.
Бусидо (буквально - "Путь воина") представляет собой учение о рыцар-ском поведении. Бусидо - это с од-ной стороны - моральный кодекс са-мураев, а с др. - изначальный дух японской нации, превратившийся со временем в традицию.
В кодексе Бусидо долг и честь предписывают верность , благород-ство, мужество, жажду знаний, кото-рая толкала самураев на подвиги. Честь не приходит к воину как дар неба, это чувство надо воспитывать, а для этого надо работать над собой. Самурай обязан был самосовершен-ствоваться, закалять дух и тело. Кор-ни Бусидо следует искать в догмах конфуцианства, буддизма и синтоиз-ма. Бусидо - это историческое про-шлое японского народа, которое не исчезает как дымка, а продолжает свой путь в сердцах поколений.
"Пейзаж с Фудзиямой" . Гравюра Хиросигэ (1797-1858). Высота горы 3.776м. С 781г. на Фудзи было 12 взрыв-ных извержений. При этом изливаются потоки базаль-товой лавы… Последнее сильное извержение вулкана бы-ло в 1707г. (в 1923г. от землетрясения погибло 140 тыс. чел.) Всего в Японии 150 вулканов. Фудзияма расположена вблизи магаполиса Токио-Каваски-Иокогама с населением 27 млн. чел. (!). Вероятно , названа вершина по имени богини огня Фудсхи. Впрочем, не исключён и Фудзин - бог, повеле-вающий ветрами. (по материалам "Наука и Религия", №9, 2003г.) |
Бусидо способно поднять массы на самые невероятные дела "во имя на-ции", верой в идеалы, интересами служения государству. "Самурайские доблести" воспринимались и культи-вировались японцами всех социаль-ных слоёв с большой готовностью во многом потому, что от них веяло своим японским духом. Эти качества помогли японцам противостоять ино-странному влиянию, но они же в ка-кой-то мере поддерживали в созна-нии японцев идею самоизоляции, ко-торая возникнет в начале У11в.
Изоляция удобрила в Японии почву для культивирования различных феодальных принципов и социаль-ных норм поведения. И когда в сере-дине Х1Хв. Япония встретилась ли-цом к лицу с иностранными держа-вами, японские принципы культуры, законсервировавшиеся в эпоху сёгу-ната Токугавы, могли успешно про-тивостоять воздействию иноземной культуры. При этом она усвоила ра-циональные элементы западной культуры.
Островное положение Японии, длительная изоляция от внешнего мира не могли не отразиться особым образом на характере народа. У японцев сложились такие националь-но-психологические качества, как трудолюбие, организованность, го-товность к безоговорочному подчи-нению, настойчивость, выдержка, не-требовательность в отношении к жизненным условиям.
Вежливость, аккуратность, терпе-ливость, бережность, любознатель-ность и др. примыкающие к ним чер-ты обыденно-житейского плана группируются вокруг стержневой черты - самообладания.
В Японии популярно выражение: "самурай холоден как меч, хотя и не забывает огня, в котором этот меч выкован".
Общенациональные формы искусства Японии своими корнями уходят в глубину веков. Они впитывали в себя представления и обычаи, которые развивались под воздействием ранних форм производства и народных верований.
Различные формы и виды японско-го искусства в той или иной степени испытывали влияние дзэн-буддизма. Это прежде всего живопись, поэзия, театр, архитектура и также специфи-ческие японские виды искусства, как разбивки садов и парков, аранжиров-ка цветов и чайная церемония.
Художник, согласно доктрине Дзэн в своих произведениях передаёт ис-тину. Но истина по Дзен - это Будда. И если Будда вездесущ, то он нахо-дится всюду: и в сердце человека, и в каждом уголке природы. Чтобы отразить реальность, учат наставники Дзэн, художнику нужно прочувство-вать дух жизни, слиться с окружающими его вещами. Художник должен не копировать ве-щи, а выражать свой внутренний мир, своё видение действительности и каждого отдельного его элемента - животного, дерева, цветка, тростин-ки, травинки и т.д. Японские худож-ники, придерживающиеся доктрины Дзэн, вводят себя в состояние, кото-рое даёт им возможность пережить единение с природой. Классический буддизм такое состояние именует просветлением. Погрузившись в со-зерцание и медитативное состояние художник начинает ощущать в себе самом все нюансы движения приро-ды: порывы ветра бьют его в грудь, раскрывающиеся бутоны цветов нежно трогают его сердце, шум моря порождает вибрации тела. Отвлека-ясь от собственного "я", художник сливается с природой, как бы вопло-щаясь в бамбук, веточку, травинку… Только в этом случае, утверждают японцы, возможно сотворение ше-девра, только так можно передать дух движения жизни.
Икэбана (так по-японски называют аранжировку цветов) ведёт начало со времён распространения буддизма в Японии.
В У1в. в буддийских храмах по обеим сторонам алтаря стали появ-ляться необычные букеты. Огромные негнущиеся ветви, гармонирующие с величественной обстановкой храма и называемые "рикка" (что означает "стоящие цветы") возвышались над узорчатыми бронзовыми сосудами, которые наряду с остальным украше-нием храмов привозили из Китая. Кончики ветвей, а также цветы, уст-ремлялись в небо, как бы взывая к богам.
Постепенно букеты рикка стали де-лать более низкими, и они продолжа-ли быть господствующей формой аранжировки в храмах.
Поскольку доктрина Дзэн сосредо-точивает внимание на единичном, то в икэбана подчёркивается уникаль-ность каждого цветка - "один цветок лучше, чем сто, передают великоле-пие цветка", - говорил Ясунари Кава-бата. Ещё мастер икэбана и чайной церемонии Рикю (1522-1591) учит японцев этому искусству. В Японии и теперь, во время чайной церемонии в нише чайной комнаты стоит всего один нераспустившийся цветок.
" Говоря о Японии мы можем употребить слово "Прекрасное!" на это понятие имеет право народ, ко-торый до сих пор весною выходит празднично приветствовать пробу-ждение природы, народ, который обращает повседневность в сокро-вище искусства и выбирает одну картину для каждого дня; народ, который знает, как очувствовать произведение искусства.
Почему так нестриаемо запоми-наются картины старых японских мастеров? Почему мы так запечат-леваем жесты и несравнимую мими-ку японских актёров? И отчего дух японского самурая остаётся в исто-рии человечества как символ героиз-ма, истинного патриотизма и му-жества?
Японский народ, осознавая бога-тые традиции, понесёт и дальше высокую культуру, которая помогла ему занять в мире выдающееся ме-сто". Н.К. Рерих.
(Используемые материалы:
- Н.К. Рерих, "Держава Света", глава "Слава самураев",
- В.А. Пронников и И.Д. Ладанов "Японцы")