Причина событий, происходящих в жизни человека, кроется в качестве мысли. Каждый человек это, в своём РАЗВИТИИ, всего-навсего отдельная мысль, мгновение вечности, отражающее эту вечность. Человек, организо-вавший своё мышление, удерживает в поле своего соз-нания принятые для себя мыслеформы, трансформирует их в течение жизни, доводя до совершенства.
Какова же природа МЫСЛИ ?
Одни говорят, что мысль родится от духа, вторые ут-верждают, что мысль есть продукт наших ощущений. Но истина посередине - для возникновения мысли необхо-дим мыслитель, способный мыслить, и необходимое ощущение, вызывающее мысль. Без ощущений, вызы-ваемых объектами внешнего мира, бессмертное "Я" в человеке осталось бы бездеятельным. Оно нуждается в ощущениях, как в стимулах для своей внутренней рабо-ты, но сама способность строить мысль, способность создавать связующие звенья между представлениями, принадлежит мыслителю, или Высшему Эго. Без него ощущения не могли бы вызвать мысли.
Невозможно рассматривать природу мысли, не про-никнув в тайну тонких тел человека (рис. 1).
В построении человека видно: Животная природа че-ловека - низшая триада (А); собственно человеческое в человеке - дуада, личность и индивидуальность; боже-ственность в человеке - дуада.
Высшая, божественная основа является Монадой, кото-рая постепенно в процессе эволюции постигается человеческим сознанием, становясь его неотъемлемой составляющей. В "Письмах" Е.И. Рерих так говорит о дуаде: "Дуада, состоящая из 6-го и 7-го принципа, не яв-ляется сознательной сущностью на планах физического проявления. Так, для того, чтобы достичь сознательного проявления на всех планах или обрести бессмертие, т.е. стать Архатом, Буддой, Дхиан-Коганом и т.д., человек должен здесь, на Земле, соединить три принципа (4, 5 и 7) и слить их именно в 6-м принципе. Седьмой принцип есть лишь вечная жизненная сила, разлитая во всём Кос-мосе. Потому, может быть, лучше сказать - именно Аб-солютный Разум с Совершенное Сердце, будучи одним и тем же Источником, соответствуют высшей сущности человека…"
Пятый принцип - наше Сознание (Высший Манас) - способно при определённой организации постичь Свет Божественной Мудрости, что есть Буддхи.
В "ТД" Е.П.Блаватская так говорит о природе Манаса: "Человеческое Эго не есть ни Атман, ни Буддхи, но Высший Манас: плод разума и расцвет разумного само-сознательного эготизма - в высшем духовном смысле. Древние труды упоминают его как Карана Шарира на плане Сутратма, что есть "Златая нить", на которой по-добно бусам нанизаны различные личности этого Выс-шего Эго…"
Итак, Высший Манас - это Сутратма, на которой нани-заны жемчужины одухотворённых, т.е. прошедшие со-стояние Тайджаси, личности. Эта способность Высшего Манаса обеспечивает возможность реализации закона Перевоплощения. Личности, не достигшие в своём ду-ховном продвижении состояния озарения, не оставляют следа на Сутратме, не выявляя всего потенциала своей индивидуальности.
Высший Манас - обитель Свободной воли, закона, дающему каждому человеку устремление к самореализа-ции в своём индивидуальном развитии.
Высший и Низший Манас связаны между собой так на-зываемой Нитью Антахкарана. Значение этого термина можно определить как "Дух солнца, связующий две про-тивоположные вершины". Направление движения энер-гии по этой нити от Низшего Манаса к Высшему, что определяет потенциальную возможность восхождения сознания.
Природа мысли может быть изучаема с двух точек зре-ния: со стороны сознания, которое есть познание, и со стороны формы, через посредство которой познание дос-тигается. Другими словами, это способности нашего мышления либо отражать сияние наших чувств и эмо-ций, проводником которых является эфирный двойник или жизненный принцип, либо через развитое понима-ние, отражать "Свет Божественной Мудрости", что явля-ется принципом нашего "Духа" - Божественной дуады "Атма-Буддхи".
На первоначальной ступени самосознания человек больше живёт чувствованиями, ощущениями и эмоция-ми, нежели разумом, его представления ещё не ясны, ту-манны. Понимание не приходит немедленно за вибра-циями, вызванными извне. Сознание будет слабо трепе-тать внутри разума ранее, чем будет способно дать какой бы то ни было определённый ответ на полученное впе-чатление; но даже и тогда, когда мы ещё не способны понимать великого мыслителя, в нас уже существует бессознательный ответный трепет, который является предвестником сознательного ответа. Мы уходим от него уже несколько восприимчивее к богатому источнику его мысли; скрытое зерно мысли оживилось в нас и наш ум получил благой толчок, который скажется на его эволю-ции.
В "Голосе Безмолвия" даётся яркое описание мысле-образов: "Прежде чем идти дальше, ты должен овладеть изменчивой игрой своего ума, победить полчища мысле-ощущений своих, которые непрошенно-коварно и неза-метно проникают в святилище души твоей. Если не же-лаешь пасть в борьбе с ними, то обязан обезвредить соб-ственные создания свои, порождёния мыслей своих, не-видимые и неосязаемые вихри которых вьются вокруг рода человеческого. Те вихри - наследие человека и тленной природы его".
Т.о., для созидания и развития нашего разума большая часть работы происходит благодаря деятельности наше-го собственного сознания; и если мы хотим обладать сильным ментальным телом, способным ухватывать са-мые возвышенные мысли из представляемых нам, тогда должны постоянно работать над правильным мышлени-ем; ведь мы сами являемся собственными строителями и сами формируем свои мысли.
Мышление - высший продукт человеческого мозга. Мозг - самый современный аппарат природы. Из "Теос. Словаря" (Е.П.Бл.): "Стремление к гравитации в камне столь же необъяснимо, как мысль в мозгу человека". Наша способность мыслить и есть проявление божест-венной воли. Так есть ли пределы человеческого мыш-ления?
В ходе мышления человек начинает выходить за пре-делы непосредственного чувственного познания, т.е. по-знаёт такие свойства мира и отношений, которые непо-средственно не даны в ощущениях и восприятиях и по-тому не наблюдаемы.
|
- 7-й Принцип; АТМА, бессмертное "Я", часть Абсолюта.
6-й, БУДДХИ, Высшая Духовность.
(7 и 6 Принципы - образуют Монаду - или Высшее Эго)
- 5-й , ВЫСШИЙ МАНАС.
(7-й, 6-й, 5-й Принципы образуют ЗЕРНО ДУХА )
- 4-й , Низший Манас (подразделяется на Кама-Манас и Кама-Рупу - Ум желаний и Ум формы)
(5-й и 4-й Принципы есть единый Манас, но двойственный по проявлениям)
- 3-й, Астральное тело - чувства и эмоции.
- 2-й, Эфирный Двойник, иначе Прана, Жизнь.
- 1-й Принцип, Физическое тело, посредник для сбора информации своими 5-ю органами чувств.
|
Речь о том, чтобы соединить воедино в 6-м принципе - Буддхи - высшие устремления низшего Манаса, Высший Манас и Атму - бес-смертный принцип - это указание Е.И.Рерих в её "Письмах". Пыта-ясь расшифровать, скажем, что это воссоединение в "чаше", т.е. в Буддхи - лучших наработок ума мозга (низший и Высший Манасы - 4-й и 5-й Принципы) и бессмертной Атмы - звезды бессмертия в нас - кусочка Абсолюта.Т.о. задача воплощения - воссоединить в 6-м Принципе 4-й, 5-й и 7-й (доп. ред.)
| |
Мышление является высшим познавательным процес-сом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразова-ния человеком действительности. Мышление можно по-нимать как получение новых знаний, творческое преоб-разование имеющихся представлений. Мышление при-сутствует во всех познавательных процессах: в воспри-ятии, внимании, памяти, речи. Мышление - это движе-ние идей, раскрывающее суть вещей. Результатом мыш-ления, как правило, выступает понятие - обобщённое от-ражение класса вещей или предметов в их наиболее об-щих существенных особенностях.
Процесс мышления происходит следующим образом. Воля пробуждает воображение, оно же индивидуализи-рует идею, составленную из субстанции мысли, насы-щающей мозг. Эта идея посредством воли проецируется на уме, который переводит идею в конкретную мысль, становящуюся мыслеформой. Др. словами, пять органов чувств передают ощущения в шестой, что есть Ум или Низший Манас. Он в свою очередь формирует ощуще-ния для седьмого органа чувств - Высшего Манаса или сознания. Раскрытое Сознание достигает состояния По-нимания или слияния с Буддхи. Так насыщается инфор-мацией "Тело Ума" и по этому механизму идёт проявле-ние его мыслительной способности. Постигая ощущения мира материи, мы являемся проводниками Божественной Воли, отражая категории вечности. (А)
Мышление - это способность духа, а ум является про-водником который соединяет дух со своим эфирным и физическим мозгом.
Мышление прямо связано с действием. Человек позна-ёт действительность, воздействуя на неё, понимает мир, изменяя его. Действие можно назвать первичной формой существования мышления. Именно мышление действием или в действии.
Есть много любителей чтения. Но не в чтении созидает разум; созидает его лишь собственное мышление. Чте-ние помогает лишь настолько, насколько оно доставляет материал для мышления. Человек может много читать, но умственный его рост будет соответствовать возни-кающим за этим чтением собственным мыслям. Вся цен-ность для него вычитанных мыслей зависит от того употребления, которое он сделает из них.
Если мы желаем, чтобы разум наш развивался и чтобы возрастала наша способность понимания следует меньше читать, но больше размышлять. Если мы серьёзно дума-ем о культуре нашего ума, мы должны ежедневно по-свящать один час чтению серьёзной книги, и при этом после каждых пяти минут чтения - не менее 10 мин. раз-мышлять над прочитанным. Обыкновенно быстро чи-тать, а затем откладывать книгу до следующего раза, яв-ляется причиной медленного развития СИЛЫ МЫСЛИ. Потому люди растут очень медленно в своей силе мыс-ли. Люди не способные самостоятельно размышлять, но воображающие, что они умеют думать, не могут про-грессировать.
Надо упражнять мышление. Ключом к нему будет устремление, а спутником верных достижений - кон-центрация.
При концентрации человек проходит три её фазы: интеллектуальную, эмоциональную и духовную.
На первой ступени мысль направляется на объект кон-центрации и ищется подходящее определение, которое ясно и полно выражает этот объект. Работа интеллекта на этом заканчивается, ибо думание - это мост между названием и знанием.
Затем идёт вторая фаза концентрации, когда происхо-дит переход от размышления к ощущению. Сознание проецирует наружу через нервную систему все признаки объекта, отпечатывая их на ваших органах чувств. Вы ощущаете каждым нервом, каждой каплей крови ваш объект.
Третья фаза - это духовная концентрация. Ваше созна-ние становится идентичным с объектом концентрации. Вы больше не думаете о нём, не ощущаете - вы он!
Все ваши мысли, слова, поступки становятся проявле-ниями объекта вашей концентрации, вы сливаетесь с объектом.
Самая трудная задача - концентрация на самом себе. Сначала размышление о теле, потом - ощущение себя и, наконец, вы должны стать тем, что вы есть. Пока человек будет думать лишь о себе и чувствовать себя, он никогда не сможет быть самим собой.
Существуют некоторые опасности, соединённые с упражнением в концентрации. Когда начинают концентрироваться, то тело, согласно сложившейся привычке, следует за умом и в то время, когда напрягаются нервы - напрягаются и мышцы; отсюда громадное физическое утомление, мышечное, нервное истощение, а после концентрации часто появляются острые головные боли. На самом же деле их легко избежать простой предосторожностью. Нужно время от времени прерывать своё сосредоточение, чтобы заметить, в каком положении находится тело, и если оно напряжено, натянуто или судорожно сокращено, нужно ослабить его напряжённость; если это проделать несколько раз, то связь их взаимодействия будет прервана и в то время, когда ум сосредотачивается, тело будет оставаться гибким и спо-койным.
Концентрация не есть цель, а лишь средство для дос-тижения её, оно создаёт из ума орудие, которое может быть использовано по желанию владельца. Когда уже сосредоточенный ум обращён исключительно на один предмет, тогда осуществляется созерцание.
Концентрацию можно рассматривать как создание орудия, созерцание - это его применения.
Каждый человек, решивший вести духовную жизнь, должен ежедневно некоторое время посвящать созерцанию. Скорее, пожалуй, можно поддержать физическую жизнь без пищи, чем духовную без созерцания. Тот, кто не способен уделить полчаса в день, в течение которого мир был бы закрыт для него, и ум мог бы получить с высших планов струю жизни, тот не может вести духов-ной жизни. Божественное может открываться только сконцентрированному уму, закрытого для внешнего (плотного) мира.
Бог проявляется в своей Вселенной в бесчисленных формах; в глубине же человеческого сердца Он проявля-ет Своё Бытие и Природу, открываясь тому, кто есть час-тица Его Самого. В этой тишине душа озаряется Светом Божественной Мудрости. Такой человек будет самым сильным в этом мире.
Вернёмся к строению тонких тел человека. Можно ска-зать, что если в своём наивысшем устремлении человек очистит свою низшую триаду от животной страсти и сложит высшую тетраду из мыслительной дуады и бо-жественной дуады - это состояние сознания приведёт к духовному преображению человека и к осознанию выс-шей, божественной природы.
На Сутратме остаётся аромат личности при условии, что человек в состоянии Тайджаси завершит своё оче-редное воплощение. Серебряная нить нанизывает жем-чуга одухотворённых личностей, реализует задачу эво-люционного прохождения человека для выхода на выс-шие ступени эволюции.
Сколько же ответственно человечество за каждую МЫСЛЬ! Однако, не только мыслить научиться должно человечество, но и пребывать в состоянии духовного озарения. (Б)
ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ:
А) Всё не так просто - мыслит в действительности каждая наша клетка, каждый орган и все они отправ-ляют свои мысли в один приёмные орган на данное во-площение - в мозг (ЕПБл.). Таким образом - мозг - это восприемник Низшего Манаса, сам он также рождает мысли и принимает их из пространства. В мозгу есть специальные клеточки, которые ответственные за ро-ждение мыслей человеком, и там же - отвечающие за забывание, именно поэтому наша память "несовершен-на", на самом деле, таким образом мозг просто осво-бождается для новых впечатлений. В противном случае он будет не в состоянии обрабатывать постоянно по-ступающую новую информацию и эмоции.
Мозг воспринимает мириады сигналов из клеток и ор-ганов тела - желания: жажды, еды, похоти, отдыха, сна и пр. Инстинкт самосохранения и сохранения рода идут оттуда же.
Вообще - тело человека обладает своим собственным "разумом" и диктует нам свою волю. Победа над жела-ниями тела - задача номер один для пошедшего по ду-ховному пути.
Высшее мышление заключено в Сердце и "Чаше", где базируются все прошлые накопления (там же, как пи-шет ЕИР - расположен 6-й принцип - Буддхи, или Ду-ховность).
Мозг устроен так, что в нём активны Луна - низший Манас и Солнце - Высший Манас. И связь между низ-шим и Высшим Манасами есть та зыбкая спираль Ан-тахкарана, и по ней восходят все наши лучшие и возвы-шенные мысли вверх - в Высший Манас.
Антахкарана,, как можно судить - абстрактна, хотя в мозгу есть материальное присутствие её - шишковид-ная железа - отвечает Луне (психозрение), а гипотала-мус - Солнцу (ясновидение), - это и есть атрофирован-ный Третий Глаз 111-й Расы Лемурии. Лемурийцы третьим глазом видели сразу всю сущность вещей .Две эти железы расположены в центре основания мозга на кости, называемой "турецкое седло".Именно там нака-пливается "Рингсэ" у продвинутых Адептов.
Что касается Буддхи, то это Высшее Озарение, и до него дело доходит ещё реже…Ибо Буддхи - восприемник лучшего, что получено В. Манасом - т.о. устанавлива-ется связь между мозгом и сердцем (и " чашей").
В Уч. Ж.Эт. указано, что мы одновременно живём в трёх мирах - Плотном, Тонком и Огненном. Основная масса мыслей из низшего мира, есть - Тонкие, и редчай-ше нас посещают Огненные. Мысли же делятся на соб-ственные и наведённые, и последних - две трети.
Ещё компонент - успокоить мышление, уметь не ду-мать, т.е. прежде чем научиться сосредоточиваться на чём-то, надо научиться исключать из сознания всё. Это огромная работа и займёт не одну жизнь…
Сюда же входит развитие воли. Воля - сложное по-нятие мышления и ума - это означает сначала научить-ся претворять в дела чужие и свои замыслы, чтобы в конечном итоге выйти на уровень творения одной мыс-лью (как яркий пример - Е.П. Блаватская, могущая соз-давать предметы и писать письма, рисовать, не имея под рукой ничего кроме мощи своего воображения и си-лы воли, разумеется - ещё выше стоят наши В.Уч.).
Как пример потрясающей трудности концентрации и медитации перед нами предстают жалкие потуги на это доморощенных "адептов", за деньги предлагающих "быстро продвинуться" - вся их "медитация" заканчи-вается "накачиванием" доверчивых "учеников" (этого фактически "дугпа") астралом и заражение одержани-ем. А "концентрация" за деньги в лучшем случае опус-тошает кошелёк "учеников". Для сравнения положи-тельный пример - в монастырях Дзен, где тысячеле-тиями практикуют медитацию и концентрацию - де-сятилетия уходят на достижение первых успехов, а вы-сокие монахи дзен-буддисты достигают воистину вы-соких ступеней адепства, но какова там суровость дис-циплины и чистота жизни!
ЕИР рекомендовала молитвы (их немало разбросано по страницам Учения), но признавалась сама, что никогда не занималась "концентрацией на кончике носа" (как это делают падшие буддисты Тибета). Сюда же отно-сится пранаяма, которая в больших дозах смертельно опасна.
ЕПБл красочно описывает состояние клеток тела че-ловека и сравнивает их звучание или с Эоловой арфой, когда оно, наконец, очищено многовековой работой от животных страстей, или с грубыми звуками, создавае-мыми нечистыми помыслами и желаниями животных вожделений.
Б) Остаётся весьма сложным вопрос - в чём сродство и в чём отличие мысли от чувства? Также - воля - это мысль или чувство? (Известно, что воля - это только устремление к Высшему, а у обычных людей не воля, а страсть и желание).
Эти вопросы оставляем на суд читателей. Ждём ваших мнений и жаркой полемики.