|
Х1-Х11 вв. Икона Владимирской Божьей Матери. Список с Визан-тийского образца. Обретена Русью при князе Юрии Боголюбском.
Такой тип расположения фигур называется "Умиление", - когда мла-денец Христос нежно прижимается к щеке Матери…Но на её лице уже запечатлено страдание - она знает грозное будущее своего ещё ма-ленького, но уже Великого Сына. В этом выражена Высшая Любовь - Мать, знающая, что ожидает Сына, всё же готова принести в жертву свою личную, материнскую любовь во имя Любви, которую разожжёт её Сын - Иисус Христос в сердцах человеческих во имя спасения са-мой Жизни на земле, погрязшей в жестокосердии… Таким образом иконография запечатлела Сострадание - это высочайшее качество, свойственное Архатам и Тарам, кем и являются эти два Высочайших Персонажа этой известной и знаменитой своими чудесами Российской иконы (она причастна к спасению Руси от нашествия Тамерлана в 1395г - во сне великий завоеватель увидел именно Богоматерь, запре-тившую ему поход на Север, а в Москву в это время из Владимира кре-стным ходом пришла эта икона - Заступницы России…). (От ред.)
|
Предисловие ред.:
Данная тема была фактически вынесена на 3-й Фес-тиваль под Бийском, но по многим причинам оказалась абсолютно нераскрытой… Ред. пользуется случаем предос-тавить вниманию читателей одну из ярких попыток осветить данную тему в заметке двух авторов с Русского Севере,... Кроме того - данная тема идёт в созвучии с будущей темой нашего 5-го Рериховского Фестиваля на Алтае - "Откроем Сердце".
Ред. также оставляет за собой право дополнять эту работу, ибо ею в своё время также создавался доклад на данную тему.
Этот материал основан на выступлениях на выставках и поэтому имеет специфический характер.Печатается с сокращениями и небольшими измене-ниями. (От ред.)
Постараемся понять смысл гармоничной Любви, исхо-дящей от сердца, которая вдохновляет на подвиг, помо-гает видеть Красоту. Постараемся осмыслить Любовь многогранную, Небесную и Земную. Будем её рассмат-ривать в свете Уч. Ж.Эт.
Существует старинная легенда о том, что когда-то дав-ным-давно Бог разделил человека на две половинки и раскидал их по Земле. С тех пор разделённым половин-кам нет покоя, они ищут друг друга, чтобы гармонично воссоединиться в одно целое.
Два Начала - Мужское и Женское.
Два Начала, стремящиеся к Любви.
Как вы видите и понимаете, мы будем говорить о многогранной любви, как и говорили вначале. Акцент сделаем на отношениях между мужчиной и женщиной, подумаем о мужском и женском Началах в Мироздании.
Если любовь рассматривать многогранно, то будет правильным подумать о Любви нашего сердца к Родине, Природе, Отцу Небесному, Учителям Небесным и земным, родителям, дедушкам, бабушкам, братьям, сёст-рам и ко всему тому, что нас окружает. Оказывается, всё это мы познаём через Любовь наших сердце, сами того не зная, может быть не подозревая, что в наших сердцах живёт такая многогранная, как драгоценный кристалл, большая любовь.
У нас есть любимые дела, занятия, развлечения. К ним тоже выражается определённая любовь. Но нам надо прислушаться к себе и определить какого качества бывает наша любовь. Созидательная или разру-шительная. Любовь возвышенная, как полёт духа, или низменная, граничащая с эгоизмом и низшими прин-ципами. Всё это мы сможем понять через накопление знаний и чувствознания, но не только знаний интел-лектуальных, но и высоко духовных. Когда человек не-вежда, мало знает, то он по невежеству своему творит глупости, преступления, порождает хаос. Знание Космических Законов помогает и ограждает человека от всего глупого, развратного и злого. Будем учиться Культуре Любви.
"Можно радоваться, что сущность человека стремится к усовершенствованию. Сам он часто не хочет замечать этот недремлющий импульс. Человек даже пытается про-тивиться лучшим побуждениям, но где-то глубоко в не-драх чаши уже сияет зародыш зерна культуры. Рано или поздно это зерно прорастёт, и потому каждый человек уже несёт в себе частицу общечеловечности.
|
Знаменитая скульптурная группа из г. Наумбург (Германия), Х111в. - Ута и Экхардт. Именно к ним пришёл Камень из Испании во времена гонений на евреев. Именно они - про-образ Великой Любви, идущей через века и тысячелетия - они в Х1Х-ХХвв. снова пред-станут перед человечеством как Тара и Архат, великие Посланцы Вселенной - Елена Ива-новна и Николай Константинович РЕРИХИ… Эта скульптура навечно засвидетельствовала красоту их обликов из Средневековья, но они встречались и в Элладе, как Аспазия и Фидий, и в Древнем Китае, как императорская семья… А о скольких встречах мы пока не знаем!
Их стилизованные облики даны НК Рерихом на полотне "Да будет Владыка!" (см. № 44 "Святогор", стр. 25). Облик Уты Наумбург-ской Н.К. Рерих перенёс на своё полотно "Держательница Мира"…
Конечно, совершенно неслучайно прекрасная копия этого памятника находится в Пушкин-ском музее, прямо напротив здания "МЦР"(!), как и неслучайно возле них был заново воссоз-дан Храм Христа Спасителя в Москве. (От ред.)
|
Поистине… каждый день может засиять общечеловеч-ностью", любовью, красотой духа и сердца. Быть сия-тельным внутренней красотой, устремлением к лучшим побуждениям, поступкам. Можно, если захотеть, стать исполином Красоты, Веры, Надежды, Любви, Счастья и Радости. "Для роста познания красоты надо в школах учредить изучение красоты жизни. История Искусства и Знания войдёт в этот предмет, ибо он должен касаться не только бывших напоминаний, но и содержать указания по современным достижениям".
Семья, "Школа должны не только вмещать любовь к книге, но должны научить читать, и последнее не легче первого. Нужно уметь сосредоточить мысль, чтобы вникнуть в книгу. Не глаз, но мозг и сердце читают. Книга не занимает почётного места во многих домах. Обязанность общины утвердить книгу, как друга дома. Община, прежде всего, имеет книжную полку, содержание которой очень обширно. Будет рассказано о ценностях Родины и связи её с миром: показаны будут герои, творцы, труженики. И понятие чести и долга, и обязанности к своему ближнему утвердятся, так же как и милосердие" (Община", 107).
Книга научит мыслить и не уподобляться животному, которое только спит, ест и бодрствует. "Истинная культура мысли растёт культурою духа и сердца. Лишь такое сочетание даёт тот великий синтез, без которого невозможно постичь всё величие, всё многообразие и сложность узора жизни человека, в её космическом бес-предельном существовании. Потому, стремясь к знанию, пусть не забывает она (женщина) Источник Света и тех Водителей Духа, те великие Умы, которые , истинно, творили сознание человечества… Пусть именно женщина познает и возглашает об этом Ведущем Начале, ибо от начала ей вручена нить связи двух миров, видимого с невидимым. Грядущая эпоха несёт миру по-знание мощи этой великой всеначальной энергии, которая выявляет свои высшие качества в бессмертных творениях челове-ческого гения". (Письма ЕИР, ч.1, стр. 15.)
"Можно видеть, что самые ужасные бедствия в истории человечества происходили от неумения мыслить. Можно найти множество примеров, когда срывчатое мышление и необузданные чувства вели к пропасти целые народы. С др. стороны, леность мышления и тяжелодумие разру-шали уже сложенные возможности" (МО-2, 61). Легко сделать вывод, что по знаниям, мыслям и устремлениям, умению любить и выявляются и дела наши.
Многие скажут, что Любовь - это всего-навсего одно из человеческих чувств. Действительно, Любовь - пре-краснейшее чувство, вокруг которого происходит так много красивого, возвышенного и в то же время - низ-менного, страшного, преступного и безобразного. Два полюса - добро и зло. Но важно то, что мы с вами сего-дня выберем, так и будет складываться не только наша личная жизнь, но и жизнь будущих поколений.
Огонь чистой Любви помогал преодолевать неодоли-мые препятствия, воодушевлял подвижников и героев. Но с этим же чувством совершались убийства, насилия, предательства. Как во всём этом разобраться?
Бесчисленны градации Любви: одна любовь делает че-ловека Героем и даже Богом, как было в случае с Иису-сом Христом, который из Любви и Сострадания к людям пошёл на Великую Жертву, другая низводит человека в его диких страстях до ада, превращая его в животное в человеческом облике. Такая любовь похожа на мерзкое изуверство и ей нет названия.
Замечали ли вы, что некоторые супруги, прожившие в мире и согласии много лет, начинают походить друг на друга? И не только внешне, но и характерами. Нет на земле человека, не желавшего прекрасной Любви. Поче-му у одних людей Любовь проходит по всей жизни, по-могая им переносить все испытания и трудности, а дру-гие и не заметили, когда растеряли прекрасные цветы любви, прожив жизнь серенько, тёпленько, не принимая огня высокой Любви? Кто виноват?
"Высшим назначением любви является пробуждение всех творческих сил, а не только силы , творящей физи-ческое тело людей" (ЕИР).
Главное назначение Любви - слияние двух существ в гармонии, красоте самого высокого чувства для преобра-зования и обновления их в новые более совершенные существа.
Там, где Любовь начинает действовать на усовершен-ствование: выявляются лучшие качества, трансмутиру-ются (преображаются, преобразовываются в высшие) низшие свойства человека. Где нет Любви, там мы видим разрушение, разорительные и всё уничтожающие войны, безобразия, вульгарность.
В стихотворении "Голос сердца" Валентина Сидорова о такой любви говорится предельно ясно:
"Я себя вызываю на собственный суд.
Никакие условия меня не спасут.
И свидетели не спасут.
- Ты её целовал?
- Целовал.
- Ты любимой её называл?
- Называл.
- Ничего не забыл?
- Ничего не забыл.
- Ты любил её?
- Нет. Не любил.
Память счёт свой особый ведёт.
Первый год, как проклятье встаёт.
Год второй , словно вечность, встаёт.
А за ними - и третий год.
Как пустыни растут из глубин.
И теряется в них "Не любил".
Одиноким боялся я быть.
Что же, можно и так любить.
Но страшнее всех страшных мук
Слышать сердца постылого стук.
Нелюбимые губы зовут,
А мои поцелуи лгут.
Все обманы, что в мире есть,
Может быть, начинаются здесь.
Пусть обвалятся руки мои,
Если я обниму нелюбимую!
Пусть отсохнет язык мой,
Если скажет "люблю" нелюбимой!
Оправданий себе не ищу.
Мне другие простят
Я себя - не прощу".
Без развития сердца любовь превращается в инстинкт похоти, вожделения и разврата.
Без развития сердца большой созидательной любви не понять и не испытать. В начавшуюся Новую Эпоху серд-цу определяется первостепенное место в дальнейшем развитии и жизни человека. У сердца много имён и на-званий и определений.
Сердце - "Солнце солнц Вселенной" , "Храм человече-ства", "Дом сознания", "Обитель огня" - эти и многие другие возвышенные определения даны сердцу. Сердце неразрывно связано с проявлениями тонких энергий. Сердце является накопителем и трансмутатором тонких энергий. Каждое сердечное переживание отражается на запасе психической энергии (далее - ПЭ), именно в серд-це можно найти рычаги для огненного воскрешения ПЭ.
Но для того, чтобы быть приёмником ПЭ из Высшего Источника, сердце человека должно быть зажжено высо-ким устремлением к Иерархии и служению Общему Бла-гу. Свет и горение - понятия вполне реальные. Этот огонь сердца можно даже измерить, т.е. он доступен да-же приборам. Целение также совершается посредством сердечной энергии. Матери держат младенца у сердца, желая успокоить, но при этом не знают даже, что такое соприкосновение ребёнка с их сердцем есть мощное бла-годатное исцеляющее воздействие.
Огонь сердца является наилучшим очистителем и про-тивозаразным средством и способен даже противостоять и убивать вирус рака.
Сердце является тем источником, который питает энер-гией все лучшие устремления, подвиги и благие деяния" (Баныкин, "Семь лекций о Живой Этике").
Развитие и воспитание сердца является наиважнейшей и актуальнейшей задачей современного человечества. Огонь сердца поможет людям понять друг друга.
(Продолжение в следующих №№)