"Е.П. Блаватская - Провозвестница Новой Эпохи"
"Е.П. Блаватская - Провозвестница Новой Эпохи"
(Доклад прочитан на 4-м Рериховском Фестивале на Алтае - тема "НОВЫЙ МИР", Михайловский район,
30 июня - 4 июля 2005г.)
(Окончание. Начало в №44)
... Более того, мозг сам по себе так удивительно сложен, что остаётся загадкой, как сообщаются между собой все компоненты мозга. Элементарные расчёты показывают, что в молекулах ДНК, составляющих генетическую мат-рицу тела, никак не может быть закодирован весь объём информации, необходимой для того, чтобы определить взаимодействие даже двух нейронов мозга. Учёные го-ворят, что "мозг ежедневно использует больше связей, нежели все телефонные системы мира вместе взятые".
В "Т.Д." Е.П.Бл. утверждает: "Разрешение спора между обычными и эзотерическими науками упирается в веру в существование астрального тела внутри физиче-ского (причём астральное не зависит от второго)" - и в доказательство этого Е.П.Бл. указывает, что должна быть открыта "внутренняя душа физической клетки - эта "ду-ховная плазма", которая управляет зародышевой плаз-мой", и что она-то и есть "тот ключ, который однажды откроет врата сей (терра инкогнита) непостижимой об-ласти биологов, именуемой сейчас величайшей тайной эмбриологии". Мы видим, что учёные вплотную подо-шли к необходимости поисков возможности для изуче-ния астрального тела человека, которое рождается преж-де физического и служит его прообразом.
Труды Е.П.Бл. оказали влияние не только на мир научной мысли, но и на искусство, литературу, музыку.
Джордж Рассел (1867-1935) вошедший в историю Ирландской культуры как поэт, художник, писатель, сде-лавший много для распространения теософских идей на родине, в Англии и Америке утверждал, что теософы должны участвовать в общественных движениях, чтобы привнести в них духовность. Сам Рассел в течение 8 лет объездил все графства Ирландии, разъясняя фермерам преимущество кооперативов; давал консультации бри-танским премьер-министрам, был в Америке в мрачные дни "Великой депрессии" во времена Рузвельта, чтобы морально поддержать фермеров, сражающихся с нище-той.
Позднейшие исследователи писали о нём: "Рассела можно считать величайшим из современных ирланд-цев… Все кто встречался с ним, чувствовали, что он "другой" - не от мира сего, словно пришёл он к нам из мира более древнего и более мудрого и знает его гораздо лучше, чем наш… Он обладал острейшим сочувствием к человеку".
Влияние идей ЕПБл наиболее ярко проявилось в повестях Джека Лондона, таких как "До Адама", и "Сми-рительная рубашка" (или "Звёздный скиталец"), в кото-рой есть такие слова: "Всю жизнь моя душа хранила воспоминание об иных временах и странах. И о том, что я уже жил прежде в облике каких-то других людей… Я, чьи уста ни разу не произносили слово "король", вспом-нил, что когда-то был сыном короля и ещё я помню: я был некогда рабом и сыном раба и носил на шее желез-ное кольцо… Все мои прежние "я" говорят, откликают-ся, нашёптывают во мне"…
Из композиторов - это Малер, Сибелиус, Скрябин. Так "Третью симфонию" Малера можно воспринимать как открытие идеи перевоплощения жизни из низших царств к человеку и далее.
Наш композитор Александр Скрябин прочтя "Ключ к теософии" сказал: "Замечательная книга. Просто удиви-тельно, как она близка моему образу мыслей". После знакомства с теософией музыка Скрябина обрела мисти-ческое звучание. Особенно это ощущается в его вели-чайших творениях "Прометей" или "Поэма огня".
(Любопытно, что родным братом композитора был известный политик советского времени Вячеслав Моло-тов, правая рука Сталина во внешней политике СССР в годы ВОВ; "Молотов" - это его псевдоним. Зачем карма собирает духов с полюсными накоплениями в одной се-мье - мечтателя и одухотворённого творца и жестоко-го и циничного политика, крайнего материалиста, сто-ронника репрессий, это одна из загадок Жизни в частно-сти? Ведь и судьбы их разнятся даже внешне - Скрябин прожил едва больше 40 лет и умер молодым от фаталь-ного заражения крови, а Молотов прожил почти 100 лет и в конце жизни напоминал "сфинкса-свидетеля" сталинизма, а почему эта несправедливость Судьбы-Рока? В одной семье - духовный новатор (лидер-провозвестник) и крупное воплощение консерватора (но и государственного деятеля), - для контраста? Или в какой-то из жизней они были близки др. к др. - ведь карма неслучайно сводит нас в семьях?, - прим. ред.).
Но в историю развития человеческого общества Е.П.Бл. вошла не только как создатель величайших ок-культных трудов, но и как создательница Теософского движения и обществ, проявляя максимум терпимости и заботы к каждому вновь подошедшему.
Е.П.Бл. говорила: "…помните, что человеческая природа в Теософском Обществе та же, что и вне её. Её чле-ны не святые, они в лучшем случае грешники, стараю-щиеся стать лучше…" (точно это же относится и к Рериховскому Движению, т.е. к нам, хотя Н.К. Рерих указывал Р. Рудзитису, что "Члены Общества должны стать лучшими гражданами своей страны", т.е. налицо повышение требований…, - доб ред.) и: "Основные цели Общества - это посеять в сердцах людей семена, кото-рые со временем могут прорасти и при более благоприятных обстоятельствах привести к здоровой реформе, способной привести массы к большему счастью, чем они до сих пор имели".
Дальнейшее развитие Теософского Общества, его будущее, говорила Е.П.Бл., полностью зависит от степени самоотверженности, искренности, преданности, и, нако-нец, от объёма знаний и мудрости тех её членов, кому выпадает продолжать работу и направлять Общество после смерти Основателей".
Ни один теософ не должен предаваться праздной и пустой жизни, не принося пользы самоотверженной ра-ботой для других. Каждый член Общества должен счи-тать своим долгом взять на себя посильную часть общей работы и помогать всеми своими силами общему делу. Помощь теософа человеческому обществу может прояв-ляться многогранно, но основные направления следую-щие:
- изучение и понимание Теософских доктрин, настолько, чтобы учить других, особенно молодых людей;
- использовать каждую возможность для объяснения другим, что есть Теософия;
- содействовать распространению теософской литературы, не только отдавая или одалживая её своим друзьям, но и приобретая её;
- защищать Общество от несправедливой клеветы любыми законными средствами;
- и - самое важное - быть примером для людей своей собственной жизнью.
Теософия должна внушать этику, она должна очищать душу, ибо это принесёт облегчение и физическому телу, чьи болезни, за исключением несчастных случаев явля-ются унаследованными - принесёнными из прошлых жизней.
Пребывая в теле мы подвержены боли, страданию, неприятным случайностям, происходящим во время нашей физической жизни и именно теософские знания в опре-делённой степени дадут нам возможность и надежду в будущем освобождении от них.
Но каждый, вставший на путь духовного преображения, вступивший в оккультную группу очень скоро понимает, как сложно следовать истинным путём. Необходим постоянный анализ, особенно личный самоанализ, чтобы личный эгоизм или иные заблуждения низшей сущности не сбили с пути. Быть всегда готовым увидеть и признать свои ошибки. В отношении ближнего лучше грешить преувеличенной похвалой, чем слишком низкой оценкой его. Никогда не злословить за спиной и не клеветать на другого человека. Всегда говорить открыто и прямо в лицо всё, что вы имеете против него. Ни один теософ не должен хранить молчание, когда он слышит злобные выпады или клевету, распространяемую об Обществе или невинных людях, вне зависимости от того, являются или нет, они его коллегами.
Е.П.Бл. говорила: "Если человек стремится пойти по пути оккультизма к вечной жизни… Он должен научиться отличать праведное от греховного и сделать окончательный выбор между жизнью в миру и жизнью в оккультизме. Тщетно и бессмысленно пытаться соединить одно с другим, т.к. никто не может служить двум господам, удовлетворяя обоих".
Главная цель Т.О. - образование ядра Всеобщего Братства Человечества без различий расы, цвета кожи, вероисповедания. Ведь разъединение людей в основании своём содержит естественный эгоизм человеческой натуры и, к сожалению, эта эгоистичность вместо того, чтобы искорениться повсеместно усиливается и развивается за счёт религиозного образования. Если мы обратимся к институту христианства, то в нём существует несколько крупных течений - православие, католицизм, протестантство и множество сект. И если одна или иная группировка считает себя единственным обладателем Абсолютной Истины, то сосед полностью во власти Дьявола.
"И коль скоро оккультизм это религия в её высшем аспекте, то изучая его , ученик постигает жизненные силы, открывающие двери праведной жизни - жизни в соответствии с природными и божественными законами".
Мы знаем, что Е.И.Р. по указанию В.Уч. перевела на русский язык "Т.Д." Е.П.Бл. и постоянно указывала на необходимость изучения её трудов для духовного преображения.
Е.П.Бл. говорила: "Достижению Божественной Мудрости, изложенной в "Т.Д." способствует физическое строгое воздержание и в еде и в питье, а главное умственно - непрерывным старанием очистить и возвысить свой разум".
Пути же очищения и возвышения нашего разума изложены в Уч. Ж. Эт.. Так, "Т.Д." и Ж. Эт. - это те два крыла, которые могут вознести устремлённого.
В заключение мне хотелось бы привести слова Хамфриса - президента Буддийского общества в Лондоне о Е.П.Бл.:
"Что за женщина! Непонятная, оболганная, оскорбляемая - и вместе с тем - какой блестящий, тонкий ум и какая глубокая учёность; само воплощение щедрости, женщина, прямая в речах и поступках, пренебрегающая той ханжеской болтовнёй, которую мы выдаём за хорошие манеры, но готовая предложить истину всем жаждущим… Она никогда не оставалась безучастной и не была одинаковой со всеми. У Е.П.Бл. было множество друзей, готовых умереть за неё, и врагов, готовых её уничтожить… Этот ясный взгляд голубых глаз читал в душе каждого, кто приходил к ней, даже того, кто потом её предавал. Из своих скудных средств (жила она всегда скромно) она помогала всем нуждающимся, даже если знала, что они намерены погубить дело, которому она служила всю свою жизнь…
Её речь завораживала; она никогда не читала лекций, но стоило ей заговорить - и те, кто её слушали, не могли уже думать ни о чём другом".
Клещевская С.А.,
п. Малиновое Озеро, Алтай
<<На главную
<<№45