Трудный и радостный путь домой. Т.И. Мурашкина
Трудный и радостный путь домой.
Т.И. Мурашкина,
(к.т.н., доцент МГТУ им. Баумана, г. Москва)
(Продолжение. Начало в №43)
Я украдкой на них смотрела, потому что - вот как страшно смотреть на солнце, чтобы не ослепнуть.… И это чувство у меня осталось навсегда - ощущение красоты от Святослава Николаевича.
Потом, когда я выросла, мои друзья мне говорили: "ты должна составить какую-то программу и рассказывать о С.Н. не узкому кругу своих друзей, а большому количеству людей". И вот я составила такую слайдпрограмму и хочу донести до вас образ Махатмы (Махатма - это человек, достигший совершенного знания), т.е. образ великого Адепта, каким он был в жизни: какой он был простой, естественный, сердечный, доступный в общении, пока не навели хрестоматийный глянец).
Эту программу сам С.Н. как бы благословил. Я её составила в 1989 г. и назвала "Трудный путь домой". Я имела в виду путь несения Живой Этики в Россию, путь несения этих знаний. И что он был трудный для С.Н., я это видела сама - это был путь Высокого Подвижника. И вот я ему сказала, что составила такую программу о Живой Этике, о творчестве Вашей семьи, о Вас, и вот так её назвала. А он: "Хорошо, хорошо, дорогая моя. Но назовите её "Трудный и радостный путь домой"". И он внёс этот акцент радости, потому чтоон видел, прежде всего, радость в Служении.
С.Н.Рерих - великий сын великого отца и великой матери. Хочу напомнить вам, что он более 30-ти лет в одиночестве нёс нам с вами Огонь Знания - Учение Живой Этики. Вот как он сам говорил об этом учении: "Живая Этика восстаёт против любых попыток низвести человека до уровня слепого орудия, лишённого внутренней нравственной опоры, совести, ответственности перед самим собой, перед другими людьми, перед всем человечеством."
На долю С.Н. чаще, чем на долю других членов семьи Рерихов выпадала роль единоборствующего воина. Уже с молодых лет, будучи 19-летним юношей, он вёл очень большую общественную работу. Он возглавлял деятельность культурно-просветительских организаций, созданных Николаем Константиновичем при Музее Рериха в Нью-Йорке. Он явился связующим звеном, т.е. "пуповиной" между Трансгималайской экспедицией и Большой Землёй. И от решения такого молодого человека зависела и жизнь его родных, и жизнь большого количества культурно-просветительских организаций.
На картине Н.К. "Победители клада" (она является последней в целой серии картин, написанных в Карелии) мы видим четыре фигурки справа внизу. Это четверо Рерихов. Они выносят тяжёлую огненную поклажу из огненной пещеры. Это символизирует именно Учение Агни-Йоги, т.е. огненные мысли. Третья фигурка идёт несколько в отдалении. Это Святослав Николаевич. Николай Константинович был провидцем, он прозревал будущее, и вот уже на этой картине он запечатлел длительный путь С.Н. в одиночестве.
Ещё одна картина, написанная уже С.Н. Она называется "Я иду одиноко". Написана она в конце 60-х годов, и она, конечно, автобиографична.
Я очень кратко напомню биографию С.Н. Родился он в 1904 г. в Петербурге. Начальное образование получил в гимназии Карла Ивановича Мая. Затем учился у частных профессоров в Карелии. А потом продолжил образование в Европе и Америке, где он учился в трёх университетах. Изучал живопись, ваяние, зодчество. Очень рано начал рисовать. Уже в 19 лет пришла к нему мировая слава художника. В 20 лет была его первая золотая медаль, он получил на выставке, приуроченной к 150-летию Филадельфии. На этой выставке он представил восточную композицию, которая была написана по мотивам индийских сюжетов. Эти впечатления он получил, когда был первый год в экспедиции с родителями с 1923 по 1924 годы. А в 32 года имя С.Н. было занесено в список бессмертных художников, когда портрет его работы, портрет Н.К., был приобретён Люксембургским музеем в Париже. Но на родине у себя он был признан только в 70 лет.
Когда С.Н. учился, он жил вдали от родителей и вёл с ними переписку. Елена Ивановна писала ему письма, где она наставляла его на путь истинный, советовала как нужно себя вести, предостерегала его, чтобы самым строгим судьёй своим работам, своему творчеству был он сам. Ещё она писала ему: "Ты должен оправдать мои чаяния. Помни - тебя назовут "Око Мира"". А ему тогда было 20 лет. Е.И. была пророчицей. И, наверное, когда-нибудь назовут С.Н. "Око Мира". (Индусы звали его "Око Мира", - пророчество Е.И.Р. сбылось, - доб. ред.)
Ещё интересный фрагмент из письма Е.И., которое она послал сотруднице Рерихов Кэтрин Кэмпбелл (в это время С.Н. было 30 лет). Е.И. пишет: "Должна сказать, что немного тех, о ком Великий Владыка говорит так прекрасно, как о Святославе. Святослав был назван и продолжает называться Им Махатмой, возможности души его велики".
В одном из писем к своим адресатам Е.И. пишет о С.Н. следующие строки: "Младший сын обладает совершенно удивительным талантом в живописи и вообще в искусстве. Вам шепну, что талант его превышает талант отца, но, к сожалению, он не может столько времени уделять своему искусству, как это делал его отец".
Когда я прочитала это письмо, я была очень удивлена. Конечно, никто из нас не смотрел на С.Н., как на более талантливого художника. И я вовсе не призываю вас сравнивать этих художников - нет таких весов, на которых можно сравнить. Но для меня это было очень важно, потому что я видела, что Святослава Николаевича при его жизни в 70 - 80-е годы у нас в стране принимали только как тень великого отца. Но эти слова Е.И. обращают наше внимание на него, и мы должны воспринимать его как совершенно самостоятельного, яркого, индивидуального художника. Это первый момент. А второй момент, о чём сказало мне письмо Е.И. - это то (мы знаем, как много уделял внимания Н.К. общественной работе), что и С.Н. уделял этому много времени. И в связи с этим хочу напомнить, чем же он занимался.
(Продолжение в следующих номерах)
<<На главную
<<№44