|
Колокольня Исаккиевского собора (Ленинград) |
Так и говорили: "поставить колокол". К валу снизу приделывался очеп - шест с веревкой на конце. У тяжелых колоколов веревка оканчи-валась петлей - "стременем", - куда звонарь ставил ногу, качая ею при звоне колокола (см. файл "Очеп 2").
Звон в очепные колокола на Руси в ранний период производился с земли (см.файл "Очеп 1") или со спе-циальных подмостей снаружи звон-ниц; подмости - каменные или дере-вянные - устраивались только при звонницах (звонница с подмостями см.файл "Звонница №"). Звон произ-водился с земли и на столпообразных колокольнях московской традиции, идущей от Ивана Великого. Нам сей-час нелегко представить себе знаме-нитую кремлевскую колокольню, об-вешенную со всех сторон веревками и с обступившими ее со всех сторон в момент звона звонарями. Но в дейст-вительности так оно и было. Именно так изображен звон в благовестные колокола Ивана Великого на миниа-тюрах Лицевого летописного свода середины 16 в. (см. все тот же файл "Очеп 2").
Наружный способ звона в ка-чающиеся колокола (соответственно, и в язычные) составляет основное от-личие древнерусского способа звона от западноевропейского, где колокола приводят в движение изнутри колоко-лен. В чем причина такого отличия? В том, что на Руси под одной крышей собиралось не по два-три колокола, как в церковных башнях Западной Европы, а гораздо большее их коли-чество, из-за чего разместить их оче-пами внутрь просто не было возмож-ности. Все это изобилие колоколов надо было где-то разместить, а так же расставить толпу звонарей, которых было особенно много, если приходи-лось раскачивать самые крупные, многосотпудовые, благовестники. По-этому, в отличие от западноевропей-ских, русские колоколенные конст-рукции первоначально выполняли специфическую задачу, они не столь-ко "собирали", сколько рассосредото-чивали многочисленные звоны и зво-нарей. В общем, поначалу приходи-лось звонить с земли.
В 16-17 веке увеличиваются размеры и масса русских колоколов-благовестников, растет и общее количество колоколов на колоколь-нях. Раскачивать при звоне такие огромные изделия было проблематично - для этого бы требо-вались все большие и большие разме-ры колоколенных сооружений и все большее количество звонарей. Эти факторы, начиная с 17 века, послужи-ли причиной постепенного отказа на Руси от очепно-валовых конструкций и переходу к язычному способу звона во все колокола (а не только в малые, как прежде). При язычном способе звона неподвижно закрепленные ко-локола и звонари, которым приходи-лось теперь раскачивать лишь язык, а не сам колокол, вполне размещались под одной крышей. Видимо, поэтому в 17 веке самым излюбленной и рас-пространенной из нововозводимых колоколенных сооружений стала столпообразная восьмигранная шат-ровая колокольня (см. файл "Коло-кольня 2").
А вот для гигантских - не-пременно язычных колоколов и в 17 в. продолжают возводить звонницы, но уже более мощные и широкие - па-латного типа (см. файл "Звонница 5" - Успенская звонница Ростова Велико-го; на открытке: расширенная в 1670-е гг. Большая Успенская звонница Московского Кремля - она в центре, левее столпа Ивана Великого).
В том же 17-м и 18-м веках идет почти повсеместная переделка очепных конструкций звонов под язычный; только на Псковщине более-менее сохраняется старая очепная система.
Колокольчики поддужные.
При подъезде на тракте к очередной станции, нужно было зара-нее подать сигнал о приближении уп-ряжки, чтобы станционные (до 18 в. - ямские) служащие приготовили свежих лошадей. По свидетельству многих иностранцев, посетивших Россию в 17 в., у русских ямщиков были небольшие рожки, сделанные из бычьего рога, но они ими пользовались лишь изредка. Они предпочитали пользоваться свистом.
В 18 веке власти пытались построить почтовую службу на евро-пейский манер: По распоряжению Петра 1 в 1714 г. на рижском тракте между Нарвой и Ригой начинает хо-дить верховая (ординарная) почта. Петр пожелал, чтобы новоиспеченные русские почтовики на немецкий ма-нер пользовались европейскими рож-ками типа маленькой валторны. Пет-ровским указом от 30 декабря 1714 года повелевалось "для ординарной почты … купить рожки, а для учения взять одного из рижских почталионов …".
Но новшество не прижива-лось. Полковник Вебер в 1718 г. был очевидцем случая, когда один из но-воприбранных из крестьян почтальо-нов, отказываясь играть на рожке, "уморил себя из злости крепкой вод-кой, предпочитая скорее умереть, чем приставить к губам немецкий инстру-мент".
И далее, в течение 18 века власти не-однократно пытались ввести в оби-ход почтовых возничих и курьеров рожок, но все было тщетно. Дело до-ходило до курьезов: почтовое на-чальство пыталось даже насильно приучить к рожкам, наказывая их за свист битьем батогами. Но те по-прежнему продолжали по-молодецки свистеть и переупрямили-таки своих начальников, рожки в русский поч-товый обиход так и не вошли ни в 18-м, ни в последующее 19-м веке, оставшись только на эмблеме почты.
И вот, примерно в 1770-х го-дах, когда в почтовом ведомстве была узаконена почтовая тройка, кому-то пришла в голову счастливая мысль использовать в качестве сигнального средства колокольчик. Главным дос-тоинством колокольчика была гром-кость звука. Под дугой русской поч-товой упряжка, а дуга характерна именно для русской упряжки, коло-кольчик обрел свое заслуженное ме-сто. При быстрой езде тройки коло-кольчики, подвешиваемые под дугу в количестве от одного до трех, издава-ли сильный звон, слышный за не-сколько верст. По этой причине при въезде обывательской тройки в город надо было подвязывать языки коло-кольчиков, таким образом велась борьба с шумом. Для удобства подвя-зывания языки колокольчиков часто делались в виде кольца. Курьерских и фельдъегерских троек этот запрет не касался, и они могли звенеть в любое время суток.
Простым обывателям поддужный колокольчик так понравился, что вскоре, с начала 19 в. им массово стали обзаводиться и они - колокольчик не смог стать монополией почтового ведомства. В ре-зультате Почтовый департамент на протяжении 19 в. неоднократно жало-вался в Сенат, что городские и сельские обыватели и ямщики бесконтрольно носятся по трактам на упряжках с колокольчиками, отчего станционные служащие сбиваются с толку, и когда приходят почтовая упряжка часто бывают не готовы. Сенат своими указами неоднократно пытался запретить обывателям езду с колокольчиками, но все было тщетно, они уже успели стать общенародной русской забавой.
С начала 19 века самым зна-менитым русским центром изготовле-ния поддужных колокольчиков, ко-нечно же, был г.Валдай, стоявший на оживленном тракте Москва-Петербург. Популярность колоколь-чиков Валдая была столь велика, что со временем появился особый тип ко-локольчиков с надписью "дар Вал-дая", которые отливались в городах и мастеровых селениях, к Валдаю от-ношения не имеющих.
Кроме Валдая колокольчики отливали в Касимове, Слободском, в с.Пурех и в с.Павлово близ Нижнего Новгорода, в Елабуге, Туле, Рязани, Москве и Петербурге, в Вологде и т.д. - всего в 29-и городах и селах России. Как правило, это были или крупные торгово-промышленные центры или населенные пункты, на-ходившиеся около таковых или на оживленных трактах.
Самых разных колокольчиков существовало огромное множество, но их классификация затруднена, т.к. их производство было кустарным и не имело каких-либо стандартов.
В 1896 г. в Нижнем Новгоро-де вышел в свет "Каталог кустарного отдела Нижегородского губернского земства", приуроченный к открытию Всероссийской Нижегородской про-мышленной и художественной вы-ставки. В его разделе "Производство колокольчиков и бубенцов" перечис-ляется 51 вид поддужных колоколь-чиков, которые делятся на граненые, "дар Валдая", гладкие толстые, вал-дайские с цветком, обыкновенные и сибирские. В свою очередь, среди си-бирских выделялись 1-й сорт, 2-й сорт и граненые.
(Конец)