"Как вас по батюшке?"
"Как вас по батюшке?"
В последнее десятилетие русский народ испытал столько разнообразных потрясений, что для осознания целого ряда явлений, которые, на первый взгляд , не носят катастрофического характера, уже не хватает энергии. Но даже малое зло, если оно не осознано, может превратиться в большую угрозу, т.к. принимается без критического анализа, как рыба заглатывает крючок. Такие "крючки" удобнее всего забрасывать "удочкой" под названием мода. Слово "мода" имеет латинское происхождение, что означает "мера". Следовательно, цель моды навязать единую меру чему-либо огромным массам людей. Если бы мера была высокой, сознание многих в стремлении дотянуться росло бы и улучшалось. Но мера, которую утверждают у русского народа теперь, старается уравнять всех по низшей планке. Мода действует агрессивно. Она распространяется с быстротой эпидемии и притупляет восприятие в силу массовости заражённых.. Поэтому никого уже не шокирует, когда учительница, например, появляется на уроке в юбке с высоким разрезом над коленом (мода изначально изобретённая для женщин лёгкого поведения), а девочка, поднимаясь отвечать из-за парты, демонстрирует голый пуп. Итак, внешние атрибуты того, что прежде рассматривалось как в высшей степени оскорбительные, стали нормой. А вместе с тем уже исподволь, как сам собой разумеющийся , в сознание "добропорядочных граждан" вошёл образ мыслей той публики, чью моду они приняли.
А раз вопиющие мерзости перестали вызывать здоровую реакцию отвращения, то что говорить о сравнительно менее неприличной моде, например, о моде на отсечение отчеств от имён. И всё-таки следует проанализировать, так ли уж невинно это новое веяние.
Заглянем в историю. В древности имена произошли из кличек. Этот этап свидетельствует о росте самосознания. Сознающая себя личность увеличивает внутреннюю свободу. Имя даёт ей право на особенное, самостоятельное существование.
На Руси прибавление к имени отчества, т.е. уважительного памятования об отце, а значит и о роде того, к кому обращаешься, сначала было принято в отношении князей. Это усиливало понимание особенности уникальности данной личности, ещё больше развивало духовную свободу и, в то же время, сознанием ответственности перед родом не давало ей превратиться в произвол.
Крестьяне, смерды, долго оставались без отчеств. Более того, ещё в ХУ11-ХУ111 веках челобитчикам любого социального происхождения положено было в официальных бумагах властям называть себя пренебрежительными, уменьшительными именами. Иерархия Божественная и человеческая смешивались в сознании. Да и властям удобнее иметь в подчинении Ивашек да Петрушек, чем Иванов Ивановичей и Петров Фёдоровичей. Однако, в самой народной среде отчества укоренились, да так органично, что вошло в обычай для краткости звать друг друга только по отчеству, опуская имя (Семёновна, Петрович). При знакомстве спрашивали "Чьих вы?", "Чьи будете?".
Знание своих предков до седьмого колена было нормой. Незнания стыдились ("Иваны родства не помнящие"). Жизнь на миру означала, что проступок человека ложился пятном позора не только на него, но и на весь род. Эта связь помогала человеку сохранять нравственность . ("Нравственность - проявление Божественного в повседневной жизни", - Гегель).
Итак, появление отчеств началось с князей и распространилось со временем на весь народ. Выросло народное самосознание.
Отсечение отчеств тоже началось сверху. Род Романовых пошёл от Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, а уже сын последнего вошёл в историю как Пётр 1 - без отчества. Иначе и не могло быть с царём, чьи помыслы обращены были к Западу. А самосознание Запада отчеств не создало. Этому царю принадлежит указ о престолонаследии подменивший строгий переход власти от отца к сыну произвольным назначением наследника из числа всех родственников. В политической жизни ХУ111 века это привело к кровавой череде дворцовых переворотов, в духовной - к неудобству императорских отчеств, показывавших фактически незаконность их пребывания на престоле. Отчества были заменены пышными титулами. Затем обращение по титулу распространилось на знать ("Ваше высокоблагородие", "Ваша светлость", "Ваше сиятельство" и т.д.). Когда благородство, свет, сияние в человеке есть, их нет нужды поминать, они и так всем видны. Когда благородство утрачивается, а свет меркнет, возникает соблазн заменить явление его иллюзией.
Интересно, что в Х1Х в. западный стиль именования человека коснулся далеко не всех в России. Великие русские имена, не подхваченные, а это равняется - не понятые Западом, невозможно произнести без отчества - язык не повернётся. Например, Владимир Иванович Даль, Иван Андреевич Крылов… Имена же, подхваченные и "раскрученные" Западом, вполне привычно произносятся без отчества. Например, Александр Пушкин. В Х1Х в. это единичные случаи.
В начала ХХ в. произошло смешивание огромных масс людей, многих народов (1 мировая война, революции, волны миграции). Устойчивые кристаллические структуры (род, народ) при таком "броуновском движении" превращались в аморфные, что вело к утечке жизненной энергии. Кристаллическая структура соответствует принципу Иерархии. Существующие в ней связи красивы и законны. Аморфная же создаёт условия для "слипания" тех, кто в принципе не соединим. Кристалл - это порядок и жизнь, аморфное состояние - хаос и омертвение.
В начале ХХ в. отказ от отчеств и псевдоним вместо реальной фамилии стали поголовным явлением. Андрей Белый, Саша Чёрный, Анна Ахматова, Марина Цветаева - это имена, которые у всех на слуху. Но многие ли помнят отчества этих поэтов?
Назвать полным именем не хватает энергии, тогда урезанные имена оказываются модны, или вообще заменяются кличками. Клички приняты у революционеров и в криминальной среде, но, прежде всего, это явление характерно для детей. У детей нет и понимания Иерархии. Следовательно, клички у взрослых это маразм, показатель детского уровня.
Советский период дал импульс для мощного духовного взлёта народа. Выросло самосознание. Произошёл строгий возврат к отчествам. А, чтобы стащить дух народа с уже достигнутых высот, надо забросать грязью его историю - историю Отечества (аналог: опорочить род, предков конкретного человека). А людей лишить отчеств.
Однако, враз лишить всех русских людей отчеств невозможно. Но есть другой способ подобраться постепенно, исподтишка, шаг за шагом. Легче всего начать оказалось с эстрады и вообще с артистов. Лицедейство, маска (не в упрёк будь сказано высоким мастерам) словно сами дают такую возможность. Потом поветрие перекинулось на писателей, людей искусства, спортсменов. Закономерно, что в первых рядах оказались и политики, тоже лидеры в масках. В итоге становится правилом, что человек, чьё имя по какому-либо поводу попадает в СМИ, автоматически лишается отчества.
А в личном и деловом общении это манера панибратского перехода "на ты" с сослуживцем, с подчинённым, и просто с ещё мало знакомым человеком. Что происходит при этом?
Величание по отчеству и "на вы" является знаком уважения и устанавливает духовную дистанцию (своего рода "золотое сечение"), которая как даёт возможность плодотворного сотрудничества, так и позволяет при необходимости безболезненно отсоединиться от человека.
При обращении только по имени и "на ты", эта дистанция резко сокращается, и возникает иллюзия близости. А близость между людьми обычно проявляется в тесных связях и узах. Если эта близость подлинная, то связи добровольны, если же мнимая, человек, допустивший её, превращается в связанного узника. Он чувствует себя обременённым обязательствами, которых на самом деле не имеет.
Мнимая близость в отношении политиков (Билл Клинтон, Тони Блэр, Владимир Путин) позволяет хвалить или ругать их в кухонных спорах как членов собственного семейства, но перекрывает свободу отсоединиться и противостоять беззаконному "законотворчеству".
Мнимая близость с артистами или спортсменами - питательная почва для взращивая кумиров. А "кумирство" подстригает эмоциональный, интеллектуальный и духовный уровень большого числа людей по низшей планке, лишает свободы роста, эволюционного продвижения. Вспомним заповедь "не сотвори себе кумира".
Духовное тело утратившего свободу, а значит и энергию жизни, человека напоминает уродца, выращенного в сосуде и принявшего форму этого сосуда. А общество несвободных людей - образцовая кунсткамера.
Чувствуя свою духовную неполноценность, его члены начинают инстинктивно прятаться. Прячут отчества, национальность, глаза за чёрными очками, себя за чёрными стёклами автомобилей, за оконными решётками, стальными дверями и во тьме дискотек.
В отношении такого общества можно пойти уже на следующий шаг - отмену имени. Но даже при уже существующем духовном уродстве это невозможно сделать сразу. Значит тактика используется прежняя: постепенного вползания. Сначала имя заменяется на номер в налоговых, финансовых документах (ИНН), затем в удостоверении личности (паспорт), затем в электронной сети человек перестаёт фигурировать под своим именем, лишившись вместе с ним и фамилии. И, наконец, последним актом обезличивания станет микрочип с номером под кожу, от которого все, кто сделал предыдущие шаги, уже не смогут отказаться по причине отсутствия свободы (т.е. энергии).
"Не названное не существует". И если с отсечением отчества ещё остаётся духовный уродец, то с заменой имени номером духовная сущность прекращает своё существование.
Сегодня мы являемся свидетелями или участниками этого процесса в самом его разгаре. Не стоит пугаться, даже если какие-то шаги в направлении уничтожения уже сделаны. Пессимизм и горькая правда - не одно и то же. Пессимизм обессиливает, правда - даже горчайшая - способна воодушевить к действию. Будучи принятой, она даёт силы. "Предупреждённый - вооружён".
<<На главную
<<№42