|
До конца 16 века размеры русских колоколов по евро-пейским меркам были, если можно так выразиться, "нормальными". В 16 веке, вместе с развитием литейно-го искусства и появлением огромных литых артиллерий-ских орудий, появляются русские колокола-рекордсмены (самые колокола отливались в Москве на Пушечном дворе, так же колокола лились в крупных российских городах и монастырях), на протяжении 17-18 вв. шло нарастание массы отливавшихся главных российских колоколов - благовестников, размещавшихся в Московском Кремле (благовестник: от слова "благовест" - ровный, ритмичный и торжественный тип звона, производившийся в самый крупный колокол), масса которых намного превышала вес самых крупных зарубежных колоколов. В 1.533 г. в княжение Василия 111 отливается колокол весом в 1.000 пудов (16 тонн). При Иване Грозном в 1.551 году отливается колокол "Лебедь" массой 2.200 пудов (35,2 тонн). В 1.600 году Борис Годунов, продолжая это "колокольное состязание" приказал отлить новый главный российский благовестник весом в 3.233 пуда (51, 7 тонн). Колокол мастера Емельяна Данилова, отлитый в 1.654 году уже весил 8.000 пудов (128 тонн) - этот колокол в том же году был разбит во время благовестного звона и мастер Александр Григорьев вновь отливает в 1.655 г. 8.000-пудовый колокол, известный так же как Царь-колокол. Нынешний Царь-колокол унаследовал его имя. Колокол А.Григорьева погиб в 1.701 году во время кремлевского пожара, а его осколки с добавлением новых порций меди и олова пошли на изготовление Царя-колокола (уже № 2), отлитого Иваном Моториным в 1.735 г., вес этого - самого большого - российского благовестника - 200 тонн. К сожалению, и он стал жертвой очередного кремлевского пожара.
Всего в России к началу 20 века было 39 колоко-лов весом 1.000 пудов и более. После десятилетий боль-шевизма до наших дней дошло лишь пять из них: два в Ростове Великом, остальные три - Царь-колокол, Боль-шой Успенский и Реут - в Московском Кремле. Прежде все самые большие кремлевские колокола размещались на специально для них выстроенной Большой Успенской звоннице, которая была расширена перестройкой в 1.670-е гг. На этой звоннице размещались три благовестных колокола, отлитых Романовыми в 17 веке - "Реут" в 1.200 пудов (отлит в 1.622 г.), "Вседневный" в 998 пудов (отлит в 1.652 г. Е.Даниловым) и "Новый Успенский" - "Царь-колокол" в 8.000 пудов (отлитый в 1.655 г. А.Григорьевым). Ширина центрального пролета Б.Успенской звонницы - более 6 метров - в соответствует ширине диаметру "Царя-колокола". Вслед за кремлев-скими колоколами славились колокола Троице-Сергиевой лавры, где их было даже больше, чем в кремлевских звонницах - по описи 1.908 г. только на главной мона-стырской колокольне (не считая Духовской церкви "под колоколы") их насчитывалось аж 40 штук. Среди них самым крупным был 4.000-пудовый (ок. 65 тонн) "Царь-колокол" - тезка и младший брат московского, отлитый в 1.748 году Михаилом Ивановичем Моториным, сыном Ивана Моторина, отлившего московский "Царь-колокол". Большая часть колоколов Троице-Сергиевой лавры, включая и "Царь-колокол", были уничтожены после революции.
Как правило, крупные русские колокола украшались литым орнаментом - лентами рельефных надписей, повествующих об обстоятельствах и времени создания колокола, а так же лентами растительного орнамента, розетками, изображениями ангельских чинов - серафимов и херувимов. На некоторых колоколах есть иностранные - немецкие, голландские, английские - над-писи, свидетельствующие, что они были в свое время (в 16-17 вв.) привезены в Россию из западных стран. На колоколах 18 века, кроме пышного барочного орнамента, появляются, в духе времени, портретные изображения, например, на кремлевском Царь-колоколе изображены в рост царица Анна Иоанновна и ее пращур царь Алексей Михайлович. На том же колоколе отлиты образы Христа, Богородицы, Иоанна-Предтечи, Анны-пророчицы, апостола Петра.
Самым большим сохранившимся до наших дней русским колоколом является "Успенский" весом 4.000 пудов, находящийся в Успенской звоннице Московского Кремля (отлит в 1.817 г.). Но, к сожалению не он является самым большим в мире действующим колоколом, а отли-тый в 1.632 году в г.Киото колокол весом в 4.685 пудов (ок. 75 тонн). Но наш "Успенский" находится на почет-ном втором месте, все равно далеко обгоняя европейские колокола: самый большой западноевропейский колокол, находящийся в Кельне, весит "всего" 1.675 пудов (26,8 тонн, отлит в 1.874 г.), самый большой французский ко-локол "Бурдон", висящий в соборе Парижской Богомате-ри, весит более 1.000 пудов.
Самым благозвучным в дореволюционной России считался 35-тонный благовестный колокол Саввино-Сторожевского монастыря, отлитый в 1.668 году "госуда-ревым" мастером Александром Григорьевым. Этот коло-кол был подарком царя Алексея Михайловича любимому им монастырю, куда он часто приезжал на богомолье. Государю колокол понравился, и он кроме установленной платы наградил именным указом А.Григорьева и его учеников сукном. К сожалению, и этот колокол разделил участь большинства своих собратьев - он погиб уже во время ВОВ в 1.941 г.
Способы звона (удара в колокол) и крепления колоколов в России.
Существует три способа извлечения звука из колокола: раскачивая, заставлять края колокола ударяться о свободно закрепленный язык, бить по колоколу молотом или колотушкой, ударять языком в край неподвижного колокола.
Древнейший в Европе способ, бытующий на Западе до сих пор, - звон посредством раскачивания колокола при свободном положении языка.
|
Царь-Колокол
|
Второй способ - посредством удара молотком от механического привода - уже несколько столетий известен в Европе, в том числе и в России, он применяется для часового боя на башенных часах. Колотушкой бьют в колокол в буддистских странах Востока - в Китае, Корее, Японии, Бирме и пр.
Третий способ - звон в колокол посредством раскачивания языка при неподвижном положении колокола. Считается, что этот вид звона получил распространение только на Руси со второй половины 17 в.
Каждый из трех описанных способов требует для производства звона особых приспособлений, развески и расстановки колоколов, особой конструкции звонничных проемов и даже определяет форму колоколенных соору-жений. Древняя Русь знала все три указанных способа звона. Из них изначальным и долгое время доминирую-щим был звон посредством раскачивания колокола при свободном положении языка. Этот способ пришел в нашу страну из Европы вместе с колоколами, колокольнями и колокололитейным искусством.
Качающиеся колокола в Древней Руси назывались "очапными" или "очепными", а так же "колоколами с очапом", "колоколами с очепом" - по специальному шесту "очепу", "очапу", "оцепу", который приделывался к вращающемуся валу с насаженным на нем колоколом. Поэтому иногда такие колокола назывались еще "валовыми".
Древнерусские летописи и даже иконы (см. файл "Битва", там виден очеп левого колокола), изображающие колокольни (звонницы) и коло-кола, передают и их очепную конструкцию.
На древнерусских звонницах очепными были, как правило, "большие" ("благовестники") и "средние" коло-кола (их еще называли "красными" за красоту звучания). Третий разряд древнерусских колоколов составляли "ма-лые" или "зазвонные". Эти колокола висели неподвижно, в них звонили за веревку, ударяя языком в край; они на-зывались "язычными".
Древнерусские летописи, жития и даже иконы (см. файл "Битва", там виден очеп левого колокола), изображающие колокольни (звонницы) и колокола передают и очепное устройство звонов.
Современные исследователи, натурно изучавшие древнерусские звонницы и колокольни 16-17 веков почти на всех из них, за очень малым исключением, нашли сле-ды валового крепления колоколов. До наших дней очепно-валовые конструкции в натуральном виде сохра-нились в Москве на колокольне Ивана Великого (но без самих очепов) и в Пскове и Псковской области (см. файл "Очеп 3"). Древнейшая сохранившаяся русская церковь "под колоколы" - Св. Духа в Троице-Сергиевом монастыре (1.476 г.) - так же была оснащена очепными коло-колами (см. файл "Очеп 1"). О повсеместном распространении на Руси очепных колоколов свидетельствуют так же монастырские описи и писцовые книги 16-17 вв.
Очепные колокола устраивались в пролетах звон-ниц, пролеты по ширине старались выкладывать в размер (диаметр) колокола. Колокол скреплялся с железным стержнем квадратного сечения - "матицей". Для пропуска матицы наверху у колокола существует "маточник" - большая петля с прорезью, по сторонам которой располагаются дополнительные петли - "уши". Матица продевалась в петлю и в ней заклинивалась. И петля, и матица, и верхушки ушей заделывались для жесткости в дубовую колоду веретенообразной формы ("вал"), собранный из клиньев и окованный железными обручами. На вал накидывались продетые сквозь уши железные петли. Выходящие на обе стороны из вала концы матицы выковывались круглыми - эти концы вкладывались в железные "гнезда", предварительно заложенные каменщиками в столпы звона. Колокол, намертво скрепленный с валом, поднимался на коло-кольню и ставился в гнезде.
(Окончание в следующем №)