Программа по музыке для
общеобразовательных школ.
1 класс
Программа по музыке для
общеобразовательных школ.
1 класс
(Для детей 6-летнего возраста)
Составитель программы заведующая
предпрактикой Коми республиканского
училища искусств
Хворостова М.А. ( Сыктывкар - Москва) 1996г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая "Программа" по музыке для общеобразовательных школ рассчитана на детей 6-летнего возраста и имеет своей целью помочь детям накопить некоторый музыкально-слуховой, музыкально-исполнительский опыт и познать роль музыки в окружающем нас мире. В отличие от др. программ, в предлагаемой программе сделан акцент на нравственное воспитание детей через самоанализ и самооценку своих поступков по отношению к окружающей природе, животным, к МАТЕРИ, к своим друзьям. В музыкально-игровой форме даются темы для размышления о ДОБРЕ и ЗЛЕ, ЖИЗНИ и СМЕРТИ, о СЕРДЦЕ, открытом для людей, о КРАСОТЕ в широком понимании этого слова, о великой ценности ДРУЖБЫ и ЛЮБВИ…
В качестве чисто музыкальных занятий детям даются следующие понятия: звуки высокие, средние и низкие, громко - тихо, быстро - медленно, элементарные понятия о формах музыки: куплетной, трёхчастной. Понятия о характере музыки: грустно - весело, тревожно, ласково, нежно, задорно. Музыкально-теоретические занятия представлены простейшими ритмами: четверти, восьмые, половины, нотный стан, скрипичный ключ, расположение нот на нотоносце.
Традиционные разделы урока музыки - пение, слушание музыки и музыкально-теоретические занятия автор попытался соединить в единое целое, используя для этого форму "путешествий". "Путешествие" - это игра, развивающая воображение детей, сообразительность, речь, помогающая ощутить завораживающую прелесть ритма музыки, почувствовать себя в ролях сказочных героев, это развитие творческих возможностей детей через придумывание движений под музыку, попытки сочинения мелодий и ритмов к словам, через игру на шумовых музыкальных инструментах.
Темы "путешествий" во многом связаны с временем года, календарём. Так, например, темы первой четверти связаны с осенью, темы второй четверти знакомят детей с историей некоторых музыкальных инструментов, а также с рождественской сказкой-балетом Чайковского "Щелкунчик". Темы третьей четверти посвящены музыке из мультфильмов и двум датам: Дню защитников Отечества и Международному женскому Дню - 8 марта. Четвёртая четверть посвящена теме весны и закреплению музыкально-теоретических знаний.
В конце каждой четверти даны уроки обобщения тем четвери. Проводятся они также в игровой форме: кроссвордов, угадаек, музыкальных загадок.
Особая роль на уроках уделена наглядному материалу, так как в младшем школьном возрасте огромное количество материала усваивается визуально и, следовательно, служит отличным помощником в работе с детьми.
Нежелательные последствия, по мнению автора, могли бы дать нравственные понятия, преподнесённые детям прямолинейно, назидательно и настойчиво. Поэтому в предлагаемой программе эти постулаты даются очень осторожно, вкраплениями, как бы вскользь, органично вплетаясь в темы уроков. В программах по музыке для следующих классов эти и другие понятия нравственности будут даны уже более определённо, учитывая новый виток умственного и духовного развития детей и опираясь на знания Учения "Живой Этики".
При составлении "Программы" были использованы следующие музыкальные сборники:
1. Франио, Бырченко "Хрестоматия по сольфеджио и ритмике для подготовительных групп музыкальных школ"
2. Ветлугина. "Музыкальный букварь".
3. "Хрестоматии по музыке для общеобразовательных школ" под ред. Д.Б. Кабалевского.
4. Чайковский. "Детский альбом".
Для прослушивания музыкальных отрывков использовались фонохрестоматия к "Программе по музыке для 1-4 классов общеобразовательных школ" под ред. Д.Б. Кабалевского, а также фрагменты из балета Чайковского "Щелкунчик" в исполнении симфонического оркестра и записи песенок из мультфильма "Кот Леопольд".
(Продолжение темы в след. №№)
<<На главную
<<№38