|
В Народной библиотеке с. Усть-Кокса ("МЦР") - гости из Новосибирска, Тюме-ни и п.Малиновое Озера. Хозяин - Л.К. Калошин - третий справа.
|
Небольшая группа из 6-ти человек - 1 из Новосибирска, 2 - из Малинового Озера и 3 - из Тюмени посетили с.Усть-Коксу и из неё сделали бросок на автобусе в Мульту и Верхний Уймон - в Музей имени Н.К. РЕРИХА и Дом-музей Вахрамея Атаманова (мы, выехав на день раньше остальной, группы съэкономили сутки).
Тюменцы (Светлана Мухаметовна Семёнова, Людмила Павловна Платонова и Юрий Васильевич Ефимов) уже бывали в этих благословенных местах, а ред. "Святогора" (п. Малиновое Озеро, Алтай) и Андрей Мокроусов из Новосибирска тут были впервые. Кстати, всё время царила хорошая атмосфера с шутками и взаимопониманием.
Удивительно, что 110км от Бийска до Горно-Алтайска и последующие 450 км до Усть-Коксы пролетели незаметно и мы практически не утомились неблизкой дорогой (ехали в такси, с ветерком, хотя и подороже автобуса, зато комфортнее и много быстрее по 150р. до Бийска и ещё по 450р. до конца, на автобусе примерно в 1,5 раза дешевле, зато много дольше). Горные виражи, откосы Катуни от Горно-Алтайска до Чемала -подряд шли турбазы, по бурной реке сплавлялись в надувных лодках смельчаки, крутые скалы сурово нависали над шоссе, которое было очень оживлено - движение автомашин бесконечно.
Запомнился Усть-Кан в 120 км от Усть-Коксы - небольшой посёлок, где имеются в округе крутые вертикальные скальные кряжи, на которых специально тренируются альпинисты. Пещеры и сосны, палатки и костры…Оказывается, зимой Усть-Кан страшно продувается ветрами… Поэтому мало снега.
|
Село Мульта. Беседка во дворе. В гостях у бывшего тюменца Николая Руфимыча - крайний справа. Заскочили на минутку по ходу в В. Уймон. |
В 60 км от Усть-Коксы - погранзастава. Записали номера паспортов, дружелюбно порекомендовали : "Не пить водку и не кидаться в озёра и реки". Тут же встретилась группа из Тюмени "Алетейя", их рук. - высокий молодой ещё человек походя, небрежно бросил: "Как удивительно - и тут номер заставы "04" и на Сиккиме тоже. Два святых места и везде так трудно добраться" (они четырежды побывали в Гималаях, в Ауро-вилле, где всё было мертво ещё при Ау-робиндо и его "Матери", были они там - по роду своей концертной .деятельности и, видимо, "пути"…). Ехали на своей автомашине. Ну, что же - встреча как встреча, слово обронено, а за ним абсолютно разный подход к Пути… (Группа зарабатывают своими концертами, их старший "принимает информацию свыше", что для остальных является "путеводителем", всё это они издают в своём журнале - 80-100р. стоит… На фестивале под Бийском они только выступали, и практически никого не слушали - сразу уходили… На "круглом столе" они сообщили, что "много отдали", но на вопрос: а что взяли? - не сумели ответить). И это - "тоже путь".
Как говорится - "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - вот и мы слушали, слушали годами повести прекрасные об этих местах и решили убедиться сами, что рассказы соответствуют действительности. Не ошиблись. Красота! (Или по старорусски - "лепота"!). И погода не подвела - дождь был лишь в части первого дня (4 августа), да в ночь отъезда, поэтому всё успели осмотреть.
Правда, дожди тут сильные, тут высота 1 км над уровнем моря и заметно холоднее лето, из деревьев выживают берёзы, пихта и лиственница, а сосна не выдерживает. (По словам местных, но почему, ведь в Сибири сосны доходят до Полярного круга? Может, из-за высоты?). Отсутствие сосны создаёт дефицит для строительства - материал для постройки домов привозной и поэтому всё дорого…Зато травы столько, что для скота раздолье, травы могучи и душисты, люди приветливы и доброжелательны (за всё время не встретили ни одного случая брани, грубости или даже косого взгляда, в отличие, например, от нашего места - п. Малиновое Озеро, где мат и нецензурщина идут потоком изо всех уст…).
|
Село Верхний Уймон. Дом-музей им. Н.К. Рериха. |
В Усть-Коксе десятки людей духовной направленности, но кого из них считать рериховцем?
Группы общей, сплочённой до сих пор нет, правда в этом году была попытка выдвинуть "своего кандидата" в местные депутаты - пока не удалось… К сожалению "духовные люди" друг друга опасаются и всегда спрашивают при обращении к ним, кто именно к ним порекомендовал обратиться (!?). Атмосфера напуганности и недоверия…
В Усть-Коксе есть точка "МЦР" - Народная библиотека, которой с 1991 года заведует рериховец из Минска, бывший лётчик Л.К. Калошин - честь ему!
Любопытно связала нас карма с ним - в феврале 1992 г. в Музее в Новосибирске возле картин Рериха он подарил нам небольшую открытку картины Н.К.Р. - "СВЯТОГОР" (он тогда ещё был минчанином и там выпускались открытки репродукций Н.К.). Осенью 1998г. именно эта открытка послужила матрицей для создания в левом верхнем углу 1-й стр. нашего "СВЯТОГОРА" этой картины - лица нашего вестника! Ну, и, наконец, в августе 2004 г. мы снова встречаемся - в Усть-Коксе… Через 12 лет.
Ещё в 1987г. узнал он о необходимости Народной библиотеки. В 1991 приехал сюда и взял ссуду на 15 лет, но удачно успел за 2 года расплатиться (нам сообщали, что он неожиданно выиграл какой-то грант и это решило дело - библиотека была создана! - представляется, что не без Высшей Помощи). 3 года (91-93гг.) работал тут лётчиком местной авиации, а на вопросы - зачем он тут?, - отвечал, что в "вашу дыру могут только сослать", чтоб не возникало лишних вопросов.
При всём при том, уже покушались на него "по астральным каналам" некие новосибирцы, - "получили извещение свыше", что надо его менять на своего ставленника… Он, конечно, с ними не стал и разговаривать.
|
На въезде в село В. Уймон |
В первый раз он один вёз из Москвы 36 мест книжного багажа весом каждый от 24 до 27 кг.! История получилась столь трагикомичной, что он до сих пор вспоминает эту поездку с содроганием. Еле успел втащить все тюки в последний вагон поезда до Бийска - багажный. Но тут у него затребовали сумму за провоз в 5 раз превышающую его наличность. Он пошёл в первые вагоны (они были прямо от Москвы до Бийска) и за ту сумму, что была у него договорился с проводниками - разместить по полкам свой багаж… Таскал сам с хвоста по всем 24 вагонам (!) в руках… Вначале пассажиры терпели, после стали поругиваться, в конце крыли матом. А у него руки так занемели от верёвок, что он очень долго не мог их ни согнуть, ни разогнуть… В 24 часа закрыли вагон-ресторан и он на утро в Казани нанял электрокару и перевёз остаток в 1-й вагон… С тех пор возит понемногу и не так… Раза два в год летает в Москву, набирает книги. Спонсируют его разные люди. Не за свои ездит - очень дорого. Проблема с квалифицированными библиотекарями. Долго не задерживается никто, т.к. приходится работать бесплатно (хотя библиотекаря-профессионала он мог бы устроить на ставку)… Он просил нас сказать, что в Усть-Коксе нужно 1-3 библиотекаря, владеющих и компьютером. Т.к. книг уже тысячи и тысячи, а он один и уже не может найти многие партии поступлений… Люди в библиотеку ходят - в среднем 12 человек в день, что для посёлка с 4 тыс. населения и ещё одной местной библиотекой - неплохо. Духовная литература у него сконцентрирована в дальней комнате и он даёт её лишь тем, кого хорошо знает. Обещает помочь им с проживанием и питанием.
Конечно, Леонид Константинович выглядел бесконечно усталым человеком… Тянуть практически в одиночку такой груз тяжело, но надо… Привёл слова Л.Н. Толстого: "У бездельников всегда много помощников"…
Сообщил нам он и "московские свежие вести" - после ухода Ираиды Богдановой этой зимой, её "патрон и муж" Васильчик начал распродавать картины Н.К. и ныне почти опустошил музей-квартиру Ю.Н.Р. в Москве… "Очень не везёт Рерихам - и Музей в США Хорши в 1935 украли, и имение С.Н. Рериха Татгуни в 1993-94гг. в Бангалоре Мэри
Дж. Пунача разорила и теперь в Москве Ю.Н.Р. квартиру обирают…", - с грустью сказал Л.К.
Люди тут разные "из наших"… Есть и такие, которые заманивают новичков из Росии и СНГ, выманивают их деньги "под идею" - общины ли, "новой школы" ли и… теряют к ним интерес… Были названы известные фамилии двух братьев… (Грустно слушать об этом позоре, но мы сами слышали о них же из других источников и лично от пострадавших лиц, вверивших им немалые суммы - 0,8 млн.р. "под идею", а после судившихся с ними, дабы вернуть впустую утраченные деньги).
Вообще, ситуация с местным населением следующая: если ведёшь себя сдержанно, не "спасаешь их от самих себя", то и отношение к тебе нормальное, человеческое. Все крикуны и зазывалы тотчас проваливаются и создают вокруг себя вакуум. В дальних деревнях поселиться без мнения схода невозможно - советуют не приезжать, иначе сожгут дом… Поэтому принято с месяц пожить в гостях у кого-то, староверы-кержаки присмотрятся к тебе и примут решение. Так, не приняли по неизвестным причинам художницу из Барнаула Илзе Рудзите, которая хотела поселиться в Верхнем Уймоне...
(В защиту "наших" скажем, что есть данные, что в нашу эпоху в Уймонской долине рождаются люди с отягощённой кармой, и поэтому, мол, они столь негостеприимны… С другой стороны - можно сказать, что местное население является "стражем порога" для "наших" и "отсеивает" тех, кто уж слишком прыток в своём "оккультном рвении")
|
Село В. Уймон. Музей им. Н.К. Рериха. Дискуссия между экскурсоводом и гостьей из Тюмени С.М. Се-мёновой.. Справа - новосибирец Андрей Мокроусов.
Восстанавливали Музей "всем миром", в том числе внутренне оформление, все резные внешние работы проделал Липенков из Новосибирска (ныне директор уникального "МУЗЕЯ СОЛНЦА" - где собрано 600 деревянных резных изображений Бога-Солнца) . В 2002г. ред. вестника посещал этот Музей (см. в "Святогоре" за 2002 г. заметку об этом).
|
В В.Уймоне Музеем им. НКР заведует Горно-Алтайск, а домом-музеем Атаманова - "СИБРО", в обоих , кстати, очень добро нас встретили и всё подробно рассказывали, в Музее Н.К.Р. даже угостили свежайшим мёдом с сотами!
В далёком 1963г. художник из Барнаула Леопольд Романович Цесюлевич (рижанин, ученик Р. Рудзитиса) успел застать очевидцев встречи с Рерихами в 1926г. В т.ч. Агафью Зубакину, ей было тогда в 1926 - 18 лет и она помогала в доме, где проживали они. Впечатление о Рерихах осталось, невзирая на давность лет - светлое, доброе и сердечное.
Дома - Дом-музей Н.К.Р. и Атаманова - за давностью лет, естественно, приходили в негодность - дерево, как известно, максимум живёт в постройке сотню лет, и были потрачены огромные усилия, чтобы спасти эти исторические дома… Их перебирали, заменяли прогнившие доски и брёвна и заново восстанавливали… Нынешние дома - частично всё же несут в себе дерево 1926 года, т.е. то, которое видели Рерихи. Масса репродукций, фотографий, копий документов создаёт яркую картину для экскурсантов и всем прибывающим открывается великая эпоха давних лет и великих фигур Рерихов - их вклад в мировую Культуру.
Дома очень красивы - свежей желтизной сверкают рамы и двери - их проолифили и на фоне тёмно-коричневых срубов они выделяются живописно. Если эти цвета сохранить, то Музеи будут выглядеть действительно привлекательно. (Известно, что непокрытое дерево на солнце весьма скоро темнеет, сереет, а после и чуть не чернеет, именно поэтому, к примеру, древний красавец-Томск стал таким неприглядным - деревянные постройки запущены и не обновлялись… Город почернел и покосился, дерево и дома обветшали…).
Немалая группа рериховцев проживает в Мульте и Замульте - Мамонов (издаёт журнал "Звенигород" - кстати, за свой счёт - раз в несколько лет продаст коро-ву и на эту сумму выпускает журнал - вот истинное подвижничество!), Лебедева из Москвы недавно приехала - в доме устроила выставку АСТУР (в Москве с, кажется, 1995 года проводила конференции АСТУР - "Ассоциации творческих учителей России"), в За-мульте живут супруги Климовы, из Кемерова - мы с ними встречались в Кузбассе в 1991-92ггю, в 92г. они приезжали на нашу конф. в Железнодорожный, в 1999 мы их встретили в Бийске, и вот сейчас - здесь…
Тюменцы называли ряд фамилий своих, кто переехал сюда - в т.ч. Николай Руфимыч с семьёй и хозяйством живёт в Мульте, а мы останавливались у Александры Алексеевны Карташовой - год живёт в Усть-Коксе (очень жаль, что собирается возвращаться в Тюмень - здоровье…, она в течение года безвозмездно помогала по 8 рабочих часов в день в Народной библиотеке Л.К. Калошину и , конечно, ей было очень сложно - т.к. он предъявлял высокие требования, а объём работы колоссальный, а ведь кроме того надо вести свой дом и хозяйство…). Всё эти проблемы надо учитывать тем, кто хочет вступить на стезю работы на Общее Благо, переехав на Горный Алтай.
|
Вид с северной стороны на Усть-Коксу. Влево (за кадром) Белуха, внизу - село и реки в слиянии - Катунь и Кокса (тянется вдоль посёлка). На переднем плане - из последних сил берут вершину тюменка и малиновоозёрка,, по ходу поедая обильно растущую клубнику. Вкусно, но высоко! Так и Путь - чем выше - тем лучше, но и одновременно в геометрической прогрессии - труднее.
|
Стоимость хороших домов 200-400тыс. руб., но можно купить и развалюху за 50 - 100тыс., которую будешь чинить и чинить (зато не жалко бросить, если не уживёшься и надумаешь уезжать, - по словам Александры Алексеевны уезжает обратно до 50% приехавших "наших"). Надо быть готовым к страшной местной безработице и что местные в первую очередь устраивают своих (как и везде ныне, кстати).
Кстати, вместе с Мамоновым в Мульте проживал с год Байда из Сыктывкара - он даже печатался в "СВЯТОГОРЕ" в 1999г. - с циклом о Христианстве в творчестве Н.К.Р. Уехал и ныне трудится в "МЦР" - в охране, с ним встречаются время от времени приезжающие в Москву земляки. И это его рассказ о "переменах в душе" А.Кураева попал снова на наши страницы.
4 августа мы обошли Усть-Коксу, прошли через мосты - автомобильный и висячий через реку Коксу ("Голубая вода"). Сама река неширока здесь - метров до 50-70, может до 100. Недалеко к востоку от Усть-Коксы она сливается с Катунью. На берегу её мы также были - она имеет галечное дно и в моменты разливов срывает деревья и тащит их вниз по течению… Ощущение на каменном берегу под солнцем было изумительным! Если бы не накрапывание дождя - мы бы там просидели часы…
Есть и гостиница для "новых русских", видимо, т.к. только одно проживание в сутки 350р. И к этому питание, сауна, развлечения и пр. До 1тыс. р. в сутки выходит… К сожалению, есть и факты профанирования высоких понятий - туристов за деньги возят на экскурсию "в Шамбалу"…
5 августа мы посетили Верхний Уймон, который всего в 5 км от Усть-Коксы, но на другом берегу Катуни, и поэтому приходится делать крюк в 100 км туда и обратно на автобусе (через Мульту). Сейчас вроде бы собираются строить автомобильный мост и можно будет пешком из райцентра добираться до Музея им. Н.К.Р. В Уймонской долине красочная дорога, поля и поля, а вокруг возвышаются горы… Сам Верхний Уймон - небольшое село (4 тыс. чел.), вокруг плотно на юге нависают горы, на другом берегу вдали виднеются северные склоны гор , сама дорога на въезд очень красочно идёт под обрывом… Недалеко есть знаменитая "Филаретова гора".
|
Уютный и красивый дом в Усть-Коксе. После всех приключений, посещений, штурма вершин и "неслучайных кармических встреч" - хорошо посидеть за чаем у гостеприимной Александры Алексеевны Карташовой ( из Тюмени приехала) - стоит на заднем плане, и порадоваться удаче - сразу после 3-го фестиваля (под Бийском) и в Усть-Коксу! |
6 августа, на прощание, погода нам подарила яркое солнце и мы совершили восхождения на северные отроги предгорий возле Усть-Коксы. Карабкались мы от 7 до 10 часов по горам… Нафотографировались, наснимали видео, наелись клубники на вершинах, еле спустились обратно… У всех обгорели лица и особенно носы, страшно устали ноги с непривычки, а высота была выше уровня Усть-Коксы, ну, примерно, на 500м выше всего-то… Склоны гор покрыты лесом и высокой травой, разнотравьем, цветами. Поэтому забираться и спускаться было легче, чем в прошлом году на Синюху. В подзорную трубу видели сверкающие снеговые палаты Белухи. Как принято говорить - она нам "открылась". С вершин открывается огромная панорама долины, сёл окрест, и вершин вдалеке. Точнее - цепи гор. Хорошо видно слияние рек Катуни и Коксы, их извилистые русла, леса вокруг, поля и деревни - соседние - Огнёвка на юге, Баштала на востоке и В. Уймон на другом берегу…
Любопытно, что если увлечёшься и зайдёшь слишком вверх, то "горы начинают водить", по этой причине один самый отчаянный путешественник бродил на 3 часа дольше всех. Но т.к. он и профессиональный фотограф, то, надеемся, что он снял горы лучше всех.
Конечно, размах горных цепей, покрытых зеленью лесов, белые вершины самых больших гор, в долине извивающиеся и сверкающие на солнце реки, небеса с облаками, плывущие на уровне глаз - всё это создаёт неповторимую гамму чувств неземной радости, умноженной на знание, что в будущем где-то здесь возникнет город Звенигород, город Науки, и где-то тут будет Центр Страны Новой, Новой России, России Азиатской. И столица сместится на Восток, и где она будет? Видимо, где-то в районе Алтая (хотя Новосибирск считает, что у них)? Жизнь покажет, хотя, может статься - всё это будет уже не в этой нашей жизни…
Наше мнение сложилось после изучения ситуации в Горном Алтае по рассказам очевидцев и теперь по своим наблюдениям - ехать сюда надо. Но. Но - достаточно молодым, знающим сельский труд и много других дел, и - обязательно спаянной группой единомышленников человек 5-7, чтобы создать ядро будущей деятельности. Приезд в одиночку "на чистое место" мало что даёт общему делу. ("На чистое место" - основной мотив, второй - "спасать местных" и одновременно "строить Звенигород" - не меньше…, забывают указание Е.И.Р. - Звенигород будет построен после Огненных событий и тогда, когда воплотится Высокий Дух - Н.К. или Ю.Н. …). В итоге приезжающие профанируют Высокую Идею, если "спасатели", или "уходят как вода в песок", если их манит "чистое место"…
Тем не менее - как ни сложно - точка приложения усилий "МЦР" есть, СИБРО - есть, группы из разных мест страны - есть, Музей им. Н.К. Рериха - Республики Алтай - есть, ещё немного усилий и… количество перерастёт в качество. Как говорила Е.И.Р. - "Наш мантрам - единение и победа!" Хочется увидеть зарю её уже в этой жизни.
Желающие помочь Л.К. Калошину в Народной Библиотеке, если владеют библиотечным делом и компьютером, то обращайтесь к нему по адресу :
Республика Алтай, с. Усть-Кокса, ул. Солнечная, дом 35, тел. дом. - 22-0-53