В славянских мифах с образом Индры (3) сближается упоминаемый в "Голубиной книге" зверь по имени Ин-дрик, который "всем зверям отец" и "прочищает все ключи неточные". Древнейшими персонажами славян является и пастух, защитник людей и стад, убивающий своим посохом змея-дракона, пожирающего свет. Из этого образа родился позднее герой света Егорий, вошедший в христианство под именем Георгия Победо-носца.
В "Авесте" есть воспоминания о том, что родина арьев была некогда светлой прекрасной страной, но злой де-мон послал на неё холод и снег, которые стали поражать её ежегодно на 10 месяцев, солнце стало восходить лишь один раз, а сам год превратился в одну ночь и один день. По совету богов люди ушли оттуда навсегда.
Перекликаются с "Авестой" и пронзительные строфы русского духовного стиха о светопреставлении:
Когда именно случилась эта катастрофа на севре Евразии, установить точно пока не удаётся. Можно лишь косвенно судить по волнам миграций и оставленным ими археологическим следам.
По всей видимости, именно индоязычная часть древ-ней общности ариев спускалась к югу параллельно (или вперемешку) с предками славян по землям Восточной Европы. Т.о. арьи пришли в Индию из Приполярья, сохранив в своих гимнах и сказаниях описания природы этих далёких от неё северных областей.
Языком древне-арийского этноса и Вед является сан-скрит в своей древней форме. Как сказано ранее ближе всех к санскриту стоят славянские языки (прим. ред. - в латышском и литовском - до 40 и 70% санскритские, в русском - 30% корней). Сходными и даже общими в них являются не только сотни слов, но и многие грамматиче-ские категории, не свойственные другим языкам этой семьи.
"Выявленные наукой замечательного свойства языка, изменяясь, оставаться самим собой - помогает раздви-нуть рамки познаваемой истории. Свидетельства языка неоценимы и в области изучения прошлого славян", - так пишет один из ведущих наших лингвистов О.Н. Тру-бачов. Язык сохраняет в себе слова, зарождавшиеся на заре человеческой речи, и несёт их сквозь века. В нём можно обнаружить отпечатки всего, что пережил народ за свою историю. Языковеды открывают порой такие факты, в которые трудно поверить, находят древнюю близость тех народов, которые история развела в разные стороны земли. Эти народы попали в разные климатиче-ские условия, стали вести совсем разные формы хозяйства, изменилась их внешность, и обычаи и вера, а их языки продолжают хранить память о далёком про-шлом, общие или сходные слова.
Иногда эту память можно выявить лишь путём тща-тельных и сложных научных исследований, а иногда нужно только внимательно вглядываться и вслушивать-ся в современную речь, чтобы обнаружить эти сходные или общие слова.
Индийский профессор Дурга Прасад Шастри говорил, находясь в России: "Вы все здесь разговариваете на ка-кой-то древней форме санскрита, и мне многое понятно без перевода". В своей статье он писал: "Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний: русский и санскрит… Когда я был в Москве, в гостинице мне дали ключи от комнаты 234 и сказали "двести тридцать четыре". В недоумении я не мог понять, стою ли я перед милой девушкой в Москве или нахожусь в Бенаресе или Удджайне в наш классический период где-то 2.000 лет назад. На санскрите 234 будет "dwishata tridasa chtwari". Возможно ли где-нибудь большее сходство?" И в за-ключение Шастри призывает: "Пришло время усилить изучение двух крупнейших ветвей индоевропейской семьи и открыть некоторые тёмные главы древней истории на благо всех народов".
Надо отметить, что предок арийских языков, санскрит, продолжает в Индии играть роль "языка индийской культуры" - его изучают в колледжах и многих школах,
на нём проводятся диспуты, издают книги и даже газе-ты, журналы. К нему восходят 60-80% слов современ-ных языков Индии. По конституции Индии он признаёт-ся одним из официальных языков страны.
Примеры сходных слов - русских и санскрита:
1. Термины родства - зарождались в древнейший период формирования семьи и рода:
Матерь - матрь
Праматерь - праматрь
Сын - суну, суна
Сноха - снуша
Свояк - свака
Тата, тятя - тяти
Брат - бхратар
Деверь - девар
Зять - джата, джати
Жена - джани
2. Местоимения:
Самый - сама
Свой - сва
Твой - тва
Нас, наш, - нас
Вас, ваш - вас
Который - катара
Та, эта - та
Тот - тат
Этот, это - этат
Какой, кто - ка
То - то
3. Числительные:
Первый - пурва
Два, две, двое - два, дви, двая
Три - три
Третий, трое - трита, трая
Тройка - трика
Четыре, четверо - чатур, чатвар
4. Глаголы:
Плыть - плу
Переплыть - пераплу
Проплыть - праплу
Знять - джна
Прознать - праджна
Падать - пад
Отпадать - утпад
Отчалить - утчал
5. Существительные:
буран - бхурана
волна - валана
дверь - двар
день - дина
дыра - дара
мышка - мушика
огонь - агни
холодок -хладака, и т.д.
В наших языках сохраняется многое, что не видно на "поверхности языка", но таится в его глубинах, сохранено в поговорках, неосознаваемых словосочета-ниях.
"Трын-трава" - "трьна" в санскрите как раз и значит "трава".
Говорим детям: "Бука придёт, тебя забодает", а слово "букка" - на санскрите - "коза".
Слово "сарпа" - "змея" сохранилось в форме "сапа" - "тихой сапой".
Восклицание "Ну!" (сейчас, скорее) будет также "ну".
Но не только язык может свидетельствовать о родстве или сходстве культур, ведь к неизведанно древним эпо-хам восходят и верования людей, их представления о Вселенной, о силах, управляющих жизнью и смертью, о природе.
Вместе с людьми по всем путям кочевий шли и их боги. Что общего или сходного можно найти в древнерусских и древнеиндийских богах? И можно ли вообще найти хоть что-то общее в чертах мифоло-гических представлений, в верованиях и обрядах? Есть основания думать, что можно.
"Бог", "Небо", "Небеса". Это понятия, которые издревле воспринимались людьми во взаимной связи.
"Бхага", "Набха", "Набхага" - те же слова на санскрите. С тем же значением и почти тем же звучанием.
В науке высказывалось предположение, что и имя славянского бога Сварога сопоставимо с другим санскритским названием неба - "сварга".
А имя славянского бога "Стрибога", которого считали богом ветра, атмосферных явлений и открытых про-странств, имеет корень "стри", означающий на сан-скрите "простирать", "распространять". От этого же корня с приставкой "пра" образуется в санскрите и слово "прастара", т.е. "простор" по-русски.
О древнеарийском боге Индре и древнерусском див-ном звере Индрике уже упоминалось выше.
Обратимся к праздникам.
Переход весны в лето - это особенно яркая дата в календарях многих народов, но славяне и арии (в т.ч. современные) отмечают её в сходной манере.
Этот древнейший праздник весны вошёл в христианст-во как Пасха, а с ним вошли и древнейшие ритуалы, призванные влиять, прежде всего, на плодородие, на размножение людей и скота, на цветение природы, которая к осени одарит людей урожаем.
По давним убеждениям людей носителем и хранителем жизни является кровь. Красный цвет крови - цвет жизни. Наглядным примером первопоявления жизни выступает яйцо. А яйцо, окрашенное в красный цвет, должно служить сильнейшим заклинанием, укрепляю-щим силы жизни и взывающим к её возрождению. Как готовятся на наших землях к празднику Пасхи - извест-но всем. Прежде всего красят куриные яйца (преимуще-ственно в красный цвет) и в Светлый день дарят их друг другу с наилучшими пожеланиями.
А в Индии тоже отмечают сходный праздник,
Именуемый Холи. Это весёлый день Весны, в который без меры и счёта используют краски. И, прежде всего, красную. Но не куриные яйца окрашивают, а самих лю-дей.
Много сходных моментов можно обнаружить в на-родном искусстве.
Повсюду у нас в стране на выставках и на базарах показывают и продают глиняные фигурки и игрушки. И мало что менялось в облике и раскраске этих фигурок с незапамятных времён, о чём говорят материалы археологических раскопок.
И в Индии мы можем встретить точно такие же глиня-ные фигурки (рис. 3). А т.к. в Индии из-за кастового строя профессия нерушимо передаётся из поколения в поколение, то можно предположить, что фигурки при-шли из той эпохи, когда древние арии жили бок о бок с предками славян.
Неоднократно уже публиковались данные о сходстве мотивов вышивки, издревле повторяемых при изготов-лении одежды, орнаментов, встречающихся в ювелир-ных украшениях, в резном деревянном убранстве домов, в росписи посуды (рис. 4, 5).
Н.Р. Гусевой, автору книги "Индия в зеркале веков", в Институте ведической культуры в г. Пуне показали ве-щи, которые сотрудники воспроизводят по описаниям, сохранившимся в Ведах. Она пишет: "Я увидела дере-вянные ложки, ковши и поварёшки, которые ничем не отличаются от наших, известных каждому русскому че-ловеку. Индийцы только никак не могли понять, зачем на конце ручек и поварёшек делается крючок, и когда я повесила эту ложку на верёвку, как в наших деревнях, они вздохнули с облегчением".
Большой интерес представляют также некоторые приёмы и установления народной медицины русских и индийцев. Все знают сейчас о "чакрах" и "асанах". Но до самого недавнего времени мало кто знал о том, что с этими представлениями сближаются те знания о роли нервных сплетений, которые издавна известны русским знахарям. В статье "Русская лествица" ("лествица" - означает ступени развития, духовного роста человека) автор А. Андреев рассказывает о своём знакомстве с деятельностью знахарей Владимирской области и с их учением о строении человеческого тела. Он отыскал в старых русских лубках изображение "офени" -коробейника, на теле которого обозначены русские "ча-кры", имеющие свои особенные названия и почти сов-падающие по своему расположению с чакрами йогиче-ской системы (рис. 6).
Шли столетия, и постепенно арьи в Индии забывали многое, что было связано с древнейшими областями их жизни. И только "преданья старины глубокой", тради-ционные поверья и суеверия сохраняют в народной па-мяти, смешиваясь с новыми формами мировосприятия. Именно эти древние черты, дошедшие до сегодняшних дней, и дают исследователям возможность вскрыть глу-бинные пласты и выявить архаичные связи между далёкими предками индоевропейских народов.
По материалам книг:
Н.Р. Гусева "Индия в зеркале веков",
и В.Н. Дёмин "Тайны русского народа".
ПРИМЕЧАНИЯ РЕД.:
(3) -Индра и Индрик: Как ранее отмечалось на стр. вестника ( по: "Разоблачённая Изида",и "Т.Д." ЕПБл.)- бог Индра соответствует зодиаку Водолей. Также - он соответствует 5-му принципу - Высший Манас, который обуреваем снизу страстями 4-го принципа - Камы-Манаса и должен восходить к 6-му - Буддхи. .И в этой борьбе Бог Индра уже неоднократно не был духовно успешен. Поэтому, очевид-но, что ныне на России лежит задача взойти в духе к 6-принципу, дабы дать начало 6-й Расе… (Индрик - напоминание в легендах о нашей высшей духовной задаче).