Великая и притягательная личность Александра Македонского не случайно отмечена и в творчестве Н.К. Рериха. Он изобразил великого завоевателя на пике его достижений - на вершинах Гималаев, ко-гда тот в восточных одеждах (он уже покорил Гре-цию, Иран, Египет, Среднюю Азию, часть западной Индии) беседует с отшельником… Это и вершина политических и военных успехов, но и горькое познание, что его Миссия зашла в тупик и ему не суждено покорить Индию, объединив её с остальной захваченной им Ойкуменой (известной грекам обитаемой землёй). Тем более, что его вой-ско, за 8 лет одержав ряд великих побед, разгромив во много раз превосходящих врагов, неожиданно взбунтовалось и отказалось идти дальше, потребо-вав возвращения на родину… Доселе всесильный Александр ничего не смог сделать, чтобы убедить армию следовать дальше для покорения остального мира. Что же нарушил в Плане Александр Маке-донский, если его поход был внезапно остановлен?
КАМЕНЬ
ЧИНТАМАНИ.
"Сегодня мы походим по Нашему кладбищу. У Нас есть тоже кладбище - хранилище рекордов испорченных планов. Для всех Нас очень грустное помещение. Возьмём на выбор. (…)
Напомню о другом плане - Объединение Азии с Европою. Когда Александр Македонский начал дело великое, он тем же путём, отослав возлюбленную Мелиссу, нарушил кору судьбы. Оба - Наполеон и Александр Македонский имели предсказание о Кам-не, но человеческая природа затемняет ясность задачи. Правда, они отдавали его (Камень) с луч-шим чувством возлюбленным, но потом теряли связь, затемнённые звериными вспышками. Его должна носить женщина, которой отдано лучшее чувство." ("У порога нового мира", Е.И.Рерих, 1993, изд. "МЦР")
Да, Александр Македонский владел Камнем Чин-тамани. Это признание его высокой личности, его большого задания. Как подтвердила жизнь - это действительно был великий человек, но, к сожале-нию, не свободный от ошибок, которые привели к утрате Камня и затемнению Миссии. Самое груст-ное, что Македонский имел очень много женщин, и полюбил в Азии Роксану, а о Мелиссе - именно той, которой он подарил Камень - вообще-то мало что в истории известно… Вот к чему приводят "звериные вспышки" как страсти, так и насилия… Т.е. судьбоносное решение - подарок Камня - осталось для Александра рядовым событием… Как итог - крушение Миссии, хотя последствия её всё же изменили мир, но не в той мере, как того требовал План.
Хотя, невзирая ни на что - План частично всё же исполнен был и взаимопроникновение культур За-пада и Востока произошло - как важнейшее следст-вие его походов. Нарушение же Плана в чём? Не произошло объединения Европы и Азии…Ведь фактически Восток мало повлиял на Запад, а к тому времени в Индии уже возник Буддизм, представим на миг, если бы Буддизм к тому же овладел умами европейцев, агрессивных и настроенных империа-листически, высокомерно по отношению к Восто-ку? И если бы интеллектуальное влияние Запада оздоровило в столь ранние времена уже застывающую умственную жизнь Востока? Можно полагать, что - это наибольшая утрата из-за невыполнения Миссии Александром…
Александр передал перстень Мелиссе, но вскоре увлёкся иными женщинами -"царю позволено всё"… На вид небольшая ошибка, даже просто смена чувства от одной женщины к другим… По житейским меркам - просто "смена увлечения", но по Космическим - разрушение всего Плана. Ведь имя Мелиссы почти не упоминается, известны име-на гетеры Таис Афинской (она сожгла храм Зороастрийский в Персеполе), Роксаны - он её встретил в походе в Персии, и полюбил, был брак и дети. Причём, их чувство было взаимным, но… это была не Мелисса! Хотя до этого он же устроил для себя гарем с 300 наложницами в захваченной Пер-сии…
На картине завоеватель и воин переодет в мир-ные одеждах. В руке книга, на голове чалма. Это не только дань этикету - Александр действительно охотно переодевался в одежды покорённых наро-дов. Желтые цвета одежды - цвет настороженности, тревоги… (Любопытно, что у русских жёлтые цве-ты - цветы символизирующие измену, но на Восто-ке это - солнечный цвет царских одежд). Мудрец беден, полуодет, сидит у порога пещеры, где види-мо, и живёт. Полководец, убеждая мудреца, про-стирает к нему руку с книгу, мудрец же разочаро-вывает его путями ладонями…
Всё это происходит возле долины Кулу, на реке Беас ( по имени мудреца Виасы; или р. Гифасис, как звали её греки). Это знаменитое место, где воз-никла страна Ариаварта, славное великими лично-стями, жившими или проходившими тут.
(Н.К.Р. в "ЛИСТАХ ДНЕВНИКА", том 2, за-метка "Наггар", пишет: "Берега Биаса связаны и с Риши Виасой, собирателем "Махабхараты", и с Александром Великим, войско которого не пошло дальше этой горной реки. Здесь проходил и Будда и Падма Самбхава, здесь жил Арджуна и другие Пандавы"…"Наггар - по русски Вышгород" … "На север от нас - Манали, Арджунгуфа, Джагадсуг, Басишта, а за ними снежный Ротанг. Путь на Ти-бет, на Кайлас, на Ладак, на Хотан - через Гоби - на Алтай. Древний путь.
На восток - Чандер Кани-перевал - за ним Малана (особый монхмерский язык) - Спити - Тибет.
На запад - Бара-Бхагал - а за хребтами Кашмир, Пир Панзал, а там и Памир.
На юг - дорога на Симлу, на Манди, на озеро Ра-валсар, а там и жгучие равнины Индии.
Наггар - место древнее. Несколько старинных храмов. Когда-то здесь были, по словам китайских путешественников, буддийские вихары. Теперь и следа не осталось. Сохраняется предание, что где-то здесь захоронены священные книги во времена тибетского иконоборца Лангдармы. Покровитель долины Нар Синг иногда показывается в виде старца в белом. Гуга Чохан, старый раджпутский раджа, тоже почитается хранителем долины… (стр 117, том 2) ).
Так далеко и высоко завел войско Александр. Ви-димо, всё-таки его стремление в горы было неслу-чайным. Он явно хотел силой оружия проложить себе дорогу до Священной Горной Обители, и встреча со старцем, скорее всего, была отрезвляю-щим сообщением, что путь туда только для позван-ных… А силой туда не дойти. Дверь Туда открыва-ется только с той стороны. А войско взбунтова-лось. Уже шла Высшая психологизация - запрет движению в горы… И, видимо, неслучайно тяжкая карма легла именно на тех, кто возвращался с Александром через пустыню в Вавилон - три чет-верти солдат умерли, и сам полководец вскоре, в расцвете сил, в 32 года - внезапно умирает!
На картине Н.К. изобразил Александра в позе на-стойчивого убеждения, а старца изобразил как бы сожалеющим о чём-то… Вполне возможно, что царь пытался доказать отшельнику, что его агрес-сивность необходима для блага людей, осчастлив-ленных его завоеваниями, ибо он - почти полубог (кем его признали в Египте). Мудрец спокойно воз-ражает этому, склоняя царя к смирению и к тому, что все мы - слуги Провидения и что наше дело - уметь понять свою Миссию и верно исполнить, т.к. чем выше ответственность, тем тоньше должна быть связь с Иерархией, направляющей наши дея-ния… Именно разрушение связи с Иерархией - причина неудачи великого полководца, это - и ут-рата Камня (из-за измены женщине), и последую-щее пьянство и вспышки гнева и необузданная жес-токость к побеждённым и даже к своим верным со-ратникам. Но какие-то были причины у войска, чтоб отказаться идти до конца? И в чём увещевает отшельник-старец великого полководца? В какой своей правоте хочет убедить его Александр? Мы можем предположить, что т.к. Александр зачеркнул Высшую Помощь, утратив Камень, то и войско пе-рестало получать импульсы Свыше о необходимо-сти своих усилий и жертв во имя создания сверх-государства Александра… Хотя при этом высокие боевые качества войска не были утрачены - греко-македонцы, спускаясь вниз по реке Инд, нанесли ещё много поражений индийским армиям и взяли много городов. При штурме одного из них, Алек-сандр, опередив своих воинов, очутился в одиноче-стве за крепостной стеной и едва не погиб, т.к. ма-кедонцам долго не удавалось навести новые штур-мовые лестницы… Надо сказать, что Александр всегда лично и первым устремлялся в атаку на коне Буцефале.
Коня себе он выбрал в молодости, когда его отец Филипп забраковал этого жеребца, как совершенно дикого, необузданного и не подчиняющегося ни одному всаднику - именно за горячий нрав! И Александр был единственным кого конь сразу по-слушался и также горячо поддерживал - такая вза-имная любовь человека и животного, очень похо-жих по темпераменту! Когда конь его в походе умер, то Александр установил траур по армии и с почестями похоронил коня, и даже один город был назван в его честь - "Букефалия"… Царю можно всё.
…Интересны знаки, сопровождавшие рождение Александра: в ту же ночь, когда Герострат сжёг храм Артемиды в древней Элладе, дабы таким не-честивым поступком обессмертить своё имя, ро-дился великий завоеватель Александр Македонский (356-323гг. до н.э.). Так гласит легенда.. Александр родился в конце июля в столице Македонии г.Пел-ле. Сын поклонника эллинской культуры, отца Филиппа 11 (его род вёлся от самого Геракла, так гласит легенда, поэтому и Александр считался Гераклитом), он помимо военного дела и верховой езды изучал музыку, математику и греческую лите-ратуру. Восхищение великими творениями эллинов у молодого македонянина было столь велико, что он даже в походах возил с собой "Илиаду" Гомера и клал её ночью у изголовья рядом с мечом. Правда, вдохновляли его не стихи, а подвиги героев. Но да-же греческая литература не смогла смягчить стра-стный и необузданный характер Александра - он всегда сравнивал себя с Ахиллом, от которого по матери, неистовой и властолюбивой Олимпиаде, вёл свой род. Не смог с ним справиться и знамени-тый философ Аристотель, который по выбору отца должен был стать наставником 13-летнего подрост-ка.
Отец - Филипп (с греч. - "любящий лошадей"). Был великим дипломатом, что помогло ему завое-вать Элладу. Он правил 23 года и был очень на-блюдателен. В молодости он был заложником в Фивах и многому научился у воинов лучшего пол-ководца Греции Эпаминонда (именно он впервые разбил доселе непобедимых спартанцев , использо-вав косую атаку фаланги против линейной фаланги спартанцев). Так что Александр получил прекрас-ную армию от отца, владеющую всеми секретами воинского искусства греков, лучших воинов того времени. Кроме ощетинившейся копьями фаланги, армия македонян имела мощную конницу, и с их помощью Александр решал все боевые задачи. Тя-жёлая конница наносила главный удар, а лёгкая конница и пехота довершали разгром врага. Кстати, фаланга была огромной - 16-18 тыс. бойцов в 24 шеренги в глубину, копья у гоплитов достигали 4 метров. Удар фаланги был страшен, но он требовал от воинов огромного искусства коллективного ве-дения боя.
Аристотель - один из величайших древнегрече-ских философов, ученик и решительный противник Платона. В 349г. до н.э. принял приглашение маке-донского царя Филиппа и стал воспитателем его сына Александра, будущего великого полководца. После того, как в битве при Херонее Филипп 11-й разгромил греческое ополчение и тем положил ко-нец греческой независимости, Аристотель вернулся в Афины… Смерть Александра (323 г. до н.э.) вы-звала антимакедонское восстание в Афинах. Ари-стотель, известный своими македонскими симпа-тиями, был обвинён …в "безбожии", поскольку политических оснований ему не могли предъявить. Философ вынужден был бежать в Халкиду на о. Эвбея, где у него было поместье. Летом 322 г. он умер. Пережив на год своего великого ученика…
Итак, учитель - Аристотель. Сам бывший учени-ком Великого Платона. (384-322гг. до н.э.). Древне греческий философ и учёный, учился у Платона в Афинах, в 335г. основал Ликей или перипатетиче-скую школу. Воспитатель Александра Македонско-го. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики, создатель силлогистики. "Первая филосо-фия" (позднее названная метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможно-сти и осуществлении (см. акт и потенция), форме и материи, действующей причине и цели (см. энтеле-хия). Колебался между материализмом и иделиз-мом; идеи (формы, эйдосы) - внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия - вечный и неподвижный "ум", нус (перво-двигатель). Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. "Ум", разум отличает человека от животного. Центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия). Чело-век - существо общественное. Наилучшие формы госу-дарства - монархия, аристократия, "полития" (умеренная демократия), наихудшие - тирания, олигархия, охлокра-тия. Суть искусства - подражание (мимесис), цель траге-дии - "очищение" духа (катарсис). Основные сочинения: логический свод "Органон" ("Категории", "Об истолко-вании", "Аналитика" 1-я и 2-я, "Топика"), "Метафизи-ка", "Физика", "О возникновении животных", "О душе", "Этика", "Политика", "Риторика", "Поэтика" (см. - "Малая советская энциклопедия").
По поводу конфликта Аристотеля с его учителем Платоном существует две пословицы: "Платон мне друг, но истина дороже" - в честь правоты Аристотеля и вто-рая: "Лучше быть неправым с Платоном, чем быть пра-вым с умниками", где всё возвращается на круги своя - кажущаяся правота Аристотеля опровергнута Высшей Истиной, ибо Платон - В.Уч. и за ним конечная Правда.
В.Клещевский.Алтайский край.
(Окончание в след. №)