Пример урока в начальной школе.
-Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня мы с вами поговорим о самом чистом и возвышенном человеческом чувстве - любви. Для начала обратимся к нашей классной доске и прочитаем определения о любви великих людей.
"Нет на свете силы более могущественной, чем любовь". И. Стравинский.
"Любовь - это бесценный дар, это единственная вещь, которую мы можем подарить и всё же она у тебя остаётся". Лев Толстой.
"Тот, кто любит по-настоящему какого-то одного человека, любит весь мир". Э. Фромм.
"В жизни есть великое счастье и великий труд - любовь… Любовь - самая тонкая, самая нежная, самая хрупкая и самая ранимая область человеческих чувств. Тот, кто умеет умно, красиво любить - поистине красивый человек". В. Сухомлинский.
Далее идёт собеседование.
- Как вы считаете, можно ли человеку прожить без любви? (Ответы учащихся)
- Зачем человеку любовь? (Ответы учащихся).
|
Дом-музей Петра Первого в Вологде |
Тренинг № …
- Чтобы продолжить нашу дальнейшую беседу, мы немного поработаем с текстами.
(Класс делится на группы. Количество текстов соответствует количеству учащихся).
Учащимся предлагаются следующие варианты текстов:
1) Антуан де Сент-Экзюпери:
"Письмо к матери" (сыновняя любовь, любовь-почитание).
2) В. Сухомлинский.
"Легенда о материнской любви" (материнская любовь).
3) М. Горький.
"Горячее сердце" (жертвенная любовь, самопожертвование, любовь к людям).
4) А. Хейдок.
"AVE MARIA" (любовь между мужчиной и женщиной, творящая любовь, любовь-созидание).
Во время работы звучит мелодия (тихо) Ф. Шуберта "Аве Мария".
После обсуждения текстов в группе, учащиеся отвечают на вопросы:
- О каком виде любви идёт речь в вашем рассказе?
- Какими душевными качествами обладает герой истории?
- Какие чувства вызвала у вас эта история?
- Может ли любовь к другим быть сильнее, чем любовь к себе?
- Друзья! А вы заметили, что, говоря о любви, мы с вами вспоминали и другие человеческие качества, помогающие нам любить других людей? Назовите, пожалуйста, эти качества.
(Во время ответов учащихся учитель поощряет их и подбадривает словами "Молодец!", "Как хорошо ты сказала!" , и "Прекрасно"!)
- Эти нравственные помощники любви помогают нам любить других людей. Воспитывая в себе лучшие качества, человек и сам становится красивее внутренне. Как вы понимаете слова "Люби людей"? (Ответы учащихся).
(Тренинг № )
- Наш великий русский писатель Лев Толстой сказал о любви такие слова: "Любовь к людям - это твоя нравственная сердцевина, т.е. твоё сердечное отношение к людям. Живи так, чтобы твоя сердцевина была здоровой, чистой и сильной".
- Мы с вами разобрались, что любовь наша многолика, но в её основе, в истинной любви, лежат единые ценности - нравственные человеческие качества. Наряду с этическими чувствами людей есть и низкие качества, которыми можно убить зародившуюся любовь. Попытайтесь из предложенных вариантов качеств выбрать те, которые являются помощниками любви, способствующими её развитию. Вы можете дополнить этот список другими нравственными категориями.
(Учащимся раздаются листки с заданием)
1. Доверие; 2. Понимание; 3.Уважение; 4.Согласие; 5.Терпение; 6. Гордость; 7. Вспыльчивость; 8.Прощение;
9.Сдержанность;10.Честность; 11.Целеустремлённость; 12. Обидчивость; 13.Слабость 14.Сила воли; 15.Верность; 16.Кротость; 17.Жертвенность.
После обсуждения в группе, учащиеся по очереди называют качества. Учитель даёт эмоционально-моральную оценку учащихся.
- Вы все назвали прекрасные качества, помогающие нам любить людей. Но все ли люди обладают ими? Как вы считаете? Как вы считаете, в чём, прежде всего, выражается любовь, по-вашему мнению?
- Трудно ли любить?
- А как научиться любить?
- Как вы думаете, чем можно скорее исправить человека - любовью к нему или осуждением и наказанием? (ответы учащихся).
|
Могила писателя К.Н. Батюшкова на территории Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. |
Рефлексия.
- Понравилось ли вам сегодня общаться?
- Удалась ли работа в группе?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие чувства вы хотели бы развить в себе, чтобы научиться любить других людей?
Чтобы ещё лучше укрепить в себе добрые чувства, вам даётся творческое домашнее задание - создать свою сокровищницу любви (см. страницу "Книги становления").
Звучит музыка Ф. Шуберта "Аве Мария".
СТРАНИЦА КНИГИ СТАНОВЛЕНИЯ
1.Кому сегодня было хорошо рядом с вами?
2.Кому за сегодняшний день вы принесли радость?
3.Помести фотографии людей, которых ты любишь.
4.Как ты думаешь, нужно ли вслух говорить о чувствах любви близким людям?
5.Как ещё можно показать человеку, что он дорог тебе?
6.Подбери поэтичные строки на тему любви, которые можно поместить на открытке в День Матери,
-любимому человеку,
-в день города.
7.Представьте, что у вас есть сокровищница, наполненная дарами любви.
Нарисуйте и опишите эти дары, подумайте, кому бы вы их подарили.
8.Как вы думаете, если каждый день вы будете раздавать дары из сокровищницы любви, опустеет ли она?