В "Вендидаде" (др. авест. мифология) обращаются к Ахура Мазде лишь как к "Благодатнейшему Духу", Творцу Вещественного Мира". Кроме того, это имя Ахура, по санскритски Асура, связывает его с Манасапутра, Сынами Мудрости, которые одушевили разума-лишённого человека и одарилои его разумом (Манас). Слово Асура может быть произведено от корня ах "быть", но в своём первичном значении оно означает именно то, что о нём утверждает Сокровенное Учение.
В религии маздеев первочеловеком был Йима (аналог индусского бога Ямы, кстати они созвучны, что выдаёт их родство). Это был "Прекрасный Йима", первый смертный, беседующий с Аухра Маздой, он есть первый "человек", который умирает или исчезает, но не первый, который рождён. Т.е. это символический представитель первых трёх Рас, но лишь в 3-й Расе стал смертным (и Бог Яма - "бог смерти" лишь символизирует начавшуюся в 3-й Расе смерть физического человека, т.к. до этого в 1 и 2 Расах люди не умирали, а исчезали, поглощённые в потомстве), т.к. произошло разделение полов и люди стали рождаться, т.е. "пали в зарождение" (В "Библии" это "грехопадение" Адама и Евы с последующим "изгнанием из Рая" - тоже начало 3-й Расы). ("Т.Д.")
Далее в "Вендидаде" описывается даже цикл в "триста зим", прошедших под правлением Йимы. По истечении "трёхсот зим" Ахура Мазда предупреждает Йиму, что Земля становится слишком наполненной, становится негде жить. Тогда Йима выступает и при помощи Спента Армаита (женственного Гения Земли) заставляет Землю увеличиться на одну треть. И так происходит 3 раза, когда протекли "девятьсот зим" - эта аллегория говорит о трёх последовательных Материках и Расах. Ну, а после 3-го раза Ахура Мазда предостерегает Йиму на одном собрании "небесных богов" и "превосходных смертных", что роковые зимы приближаются и что вся жизнь на материальном плане погибнет. Таков древний символ "Потопа" у маздейцев и приближавшегося катаклизма Атлантиды, - катаклизм, уносящий каждую расу в её черёд. Подобно Вайвасвата Ману и Ною, Йима сооружает Вара, - Вместилище, Ковчег - следуя указаниям Бога, и приносит туда семя каждой живущей твари, животных и "Огней".
Именно на этой "Земле", или новом Континенте, стал Заратустра законодателем и правителем. Это была 4-я Раса в зарождении, после того, как люди Третьей начали вымирать. ("Т.Д.")
Таким образом, мы видим, что, фактически долгая эпоха Заратуштры уходит в седые времена начала Атлантиды! А сама религия описывает древнейшие времена от духовных рас людей до 1У Расы и в т.ч. знаменитый Потоп, который, кстати, был описан в "Библии".
Иранцы имеют ссылку на последних атлантов в "Ясна", 1Х, 15. Предание утверждает, что "Сыны Бога" или Великие Посвящённые Священного Острова воспользовались Наводнением, чтобы очистить Землю от всех колдунов среди атлантов. Указанный стих обращён к Заратустре, как к одному из "Сынов Бога". Он гласит: "Ты, о Заратустра, заставил всех демонов (колдунов), которые раньше блуждали по миру в человеческих формах, скрыться под землёю (помог им погрузиться под воду)" ("Т.Д.")
Не менее любопытно появление в зороастризме Сатаны - Аримана. Известно, что восстание Люцифера произошло после 3-й Расы, а в 4-й Расе оно уже так углубилось, что Силы Света были вынуждены вести войну с ним и утопить материк Атлантиду, "почерневшую от греха".
|
Сэнмурв (симург). Серебряный кувшин. Иран. 6 в. Ленинград. Эрмитаж.
Сэнмурв - аналог индийского Гаруды, царя птиц, поедающего змей. Эзотерически же Гаруда (и Сэнмурв) означает большой Манвантарный цикл, он также - ездовое животное Вишну. Идея такова, что Бог раскрывает себя во времени, и время поглощает старые знания, т.к. "Гаруда поедает змей", т.е. Нагов, - старые знания. Подтверждения этому видим даже мы, люди ХХ и ХХ1 веков, - сколько прошедших религий умерших народов извлечено на свет божий археологами и историками!
В русском архаическом языческом пантеоне есть загадочная крылатая собака Семаргл - охранница молодых посевов и ростков. Так, до неузнаваемости исказился Гаруда у древних руссов! Хотя общий смысл совпадает, разве что он у наших предков теперь охраняет будущее, но может в этом есть свой символический смысл?
|
Вообще-то понятие Аримана по "Т.Д." неоднозначно. Он представлен даже помогающим Высшим Силам. В частности: "Ариман уничтожает Быка, созданного Ормаздом - который есть эмблема земной иллюзорной жизни, "Зародыша скорби" - и забыв, что преходящее и тленное семя должно умереть, чтобы растение бессмертия, растение духовной вечной жизни могло бы произрастать и жить, Ариман объявлен врагом, противодействующей силой, дьяволом. Тифон разрезает Озириса на 14 частей, чтобы воспрепятствовать ему населить мир и тем создать страдания; и Тифон становится в экзо-терических теологических учениях Силою Тьмы. Но всё это лишь экзотерическая оболочка".
Именно отсюда возникла разница Асуров (Ахуров) иранцев и индусов. У первых они сохранили своё божественное значение, а у индусов превратились в "не-богов", ибо частица "А" стала считаться отрицанием -, т.е. "Не Суры" (Сурья - солнце), хотя первоначальное значение, как указано выше - "ах" - или "ас" ("Асу") - дыхание (отсюда все значения души у разных народов, созвучные либо с воздухом, либо с дыханием - "пневма", "спиритус", "руах", и в русском - "душа" и "дышать"). Перерождение Асур в "не богов" у индусов случилось потому, что она - самая старшая суб-раса ариев.
Также зороастризм дал понятие о времени - Зерван Акэрне, это то же, что Безграничное Время, Кала, Эйн-Соф евреев.
В учении маздеев "Вендидад" рассказано о создании жизни и развитии человека на Земле: "…прочтите приказ Ахура Мазды к Йима, Духу Земли, символизирующему Три расы, после того, как ему было приказано устроить Вара - "огороженное место", Аргха или Вместилище. "Туда (в Вара) ты принесёшь семена мужей и жён, избранных из родов самых великих , лучших и самых прекрасных на этой планете: туда ты снесёшь семена всякого рода скота и т.д. … Ты снесёшь туда все эти семена по два от каждого вида, чтобы они сохранялись там и не исчерпывались до тех пор, пока люди эти пребудут в Вара".
Эти "люди" в "Вара" есть "Прародители", Небесные Люди или Дхиани, будущие Эго, которым поручено одушевлять человечество. Ибо Вара или Ковчег, или Вместилище просто означает Человека.
(Таков смысл, когда аллегории и символы прочитаны и раскрыты посредством ключа человеческого, или ключа земной антропософии. Это объяснение символизма "Ковчега" нисколько не мешает его астрономическому или даже теогоническому ключу, так же точно, как и другим шести значениям. Точно так же оно не кажется менее научным, нежели современные теории о происхождении человека. Как сказано, оно имеет семь ключей, как и все остальные).
"Ты запечатаешь Вара (после наполнения его семенами) и ты сделаешь дверь и окно само-светящимися внутри (что есть Душа)". ("Т.Д.")
Любопытно, что Йима создавал людей из глины, по совету Ахура Мазды. То же делал Египетский Бог с головой Овна, так же работали и Элохимы в "Книге Бытия".
"Существуют несозданные светочи и светочи созданные. Так (в Аирьяна-Ваэджо, где строится Вара) звёзды, луна и солнце подымаются и заходят лишь однажды (в году), и год кажется как один день ( и ночь)" - так даётся ясный намёк на "Страну Богов" или на ныне Полярные области. И др. намёк заключён в этом стихе - "несозданные светочи", освещающие человека изнутри - его "принципы". Там же прямо указывается, что каждый сорокой год пара гермафродитов удваивается… Всё, конечно, с учётом изменения наклона оси и то, что речь идёт о Полярном дне.
Итак, Вара означало человека 4-го Круга., как и Землю того времени , Луну и даже Ноев Ковчег, что подчёркнуто в диалоге между Ахура Маздой и Заратуштрой: "О, Творец материального мира, Ты, Пресвятый! Кто есть тот, кто принёс закон Мазды в Вара, сделанный Йимой?" Ахура Мазда отвечает: "То была птица Каршипта, о пресвятый Заратуштра!" В примечаниях пояснено: "Птица Каршипта пребывает в небесах: если бы она жила на земле, она была бы царём среди птиц. Она принесла закон в Вара Йимы и возгласила Авесту на языке птиц".
Каршипта есть человеческая разумная душа, и божественность её была символизирована в древней религии магов в виде птицы, а у греков она обозначалась бабочкой. У каббалистов "птица" была синонимом и символом халдейской и стала еврейским для Ангела, Души, Духаили Дэва: И "Гнездо Птицы", как у тех, так и у др. было Небом, в Зохаре же Лоном Божьим. Совершенный Мессия вступает в Эдем, "в то место, которое называется Гнездом Птицы".
"Подобно птице, вылетающей из своего гнезда", и это есть Душа, которую Шекина (Божественная Мудрость или Благость) не покидает" ("Зохар").
"Гнездо Вечной Птицы, трепет крыльев которой порождает Жизнь, есть Пространство", - гласят Комментарии "Книги Дзиан", подразумевая знаменитую Хамса, Птицу Мудрости (Кала Хамса - "чёрный лебедь в вечности", носитель Вишну, означает самопознающую Душу) ("Т.Д.")
Таким образом, зороастризм включает в себя основополагающие понятия Души (птица голубь у русских также означает душу), начала размножения после разделения полов, и движение Души в Пространстве и Времени (аналог Кала Хамса, - "вечного гуся в пространстве", а точнее - гусь, как вахана-возница бога Брахмы, который раскрывает себя во времени и пространстве; если же каббалистически, то это означает "Я есмь ты", и вообще-то - начало самопознания, что и есть цель Бытия). Видим, какие мощные, широкие мазки миросоздания были заключены в этой одной из древнейших религий современного мира.
Важную роль в Зороастризме играет противник Ахура Мазды - глава сил зла, тьмы и смерти, символ отрицательных побуждений человеческой психики. Любопытно, что в "Гатах" собственно Ангро-Майнью не упоминается: там дух зла и дух добра (Спента-Майнью - "Святой дух") - близнецы, избравшие соответственно пути злодеяний и праведности (учение Заратуштры говорит о свободе выбора каждого человека между добром и злом). В "Младшей Авесте" Ангро-Майнью - "князь тьмы", со свитой злых духов, последовательно противопоставляющий каждому благому творению Ахурамазды своё отрицательное: он породил всякие прегрешения, чародейство, колдовство, зиму, смерть, болезни, ядовитых существ, погубил первочеловека Гайомарта… Обобщённое обозначение чёрных деяний обозначалось термином "не-жизнь", считалось , что зла нет в духовной оболочке, поэтому его дела воспринимались как признак иллюзорности, нереальности…
В "ТД" Е.П. Блаватская намеренно подчёркивает, что создание из Ангро-Майнью "сатаны" - это позднее порождение богословов, как и в иных религиях, что он был в числе тех, кто создавал дух человека, т.е. Люцифера (или Светоносного) и его воинства. Но в Агни Йоге Сатана отождествляется уже с духом зла, стал "князем мира сего". Здесь кроется великая загадка, возможно, уходящая вглубь создания психики человека, т.к. начиная с 111-й Расы, когда человек получил ум, то он и получил право на выбор к добру или ко злу, причём - добровольно. Надо сказать, что понятие добра-зла - это тема отдельного огромного исследования.
Следует сказать и о напитке Хаома (полный аналог Сомы индусов; у русских - "хмель") - от слова "выжимать". Напиток бессмертия. Выжавшие Хаому получали в награду сыновей, силу, законы. Вся древнеиранская священная история строится как результат последовательных выжимок Хаомы. Заратуштра восхваляет Хаому, т.к. тот воодушевляет, дарует силу страсти, способность к обороне, здоровье, целительную силу, развитие, рост, мощь,, знание. Благодаря этим дарам Заратуштра побеждает "вражду всех враждебных дэвов и смертных, волшебников и волшебниц, кавайских и карапанских властителей, и (вражду) лживых и двуногих лжеучителей, и (вражду) двуногих волков и четвероногих"
В конечном итоге Хаому стали приготовлять ритуально жрецы, что уже никак не соответствовало этой идее.
Напиток бессмертия посвящался Ахурамазде. Момент смешения сока Хаомы с молоком символизировал чудесное явление в мир Заратуштры (рождён Зороастр своей матерью непорочно - она зачала от стебля растения; мифологический сюжет восходит к первокосмическим началам сотворения мира, когда Первый Луч Мужского начала пробуждает к жизни Материю-Мать). С последней в мировой истории ясной (от "яджна" - жертва, санскр.), которую сотворят саошьянты, мир вернётся в изначальное совершенное состояние всеобщего бессмертия.
В "Ригведе" повествуется о вражде Сомы с демоном Раху, пытающимся поглотить Луну. "ТД" освещает этот момент - демон захотел испить напитка бессмертия, но Луна и Солнце пожаловались Вишну за это. Вишну метнул свой сверкающий диск и рассёк демона Раху пополам, но т.к. тот успел испить напитка бессмертия, то не погиб, и теперь на небе есть два демона - "голова" - Раху и "хвост Дракона" - Кету, которые с тех пор ненавидят Луну и Солнце и пытаются их проглотить. В современной Астрологии им соответствуют Восходящий и Нисходящий Узлы Луны (символизируют положительную и отрицательную Кармы человека), возле которых и происходят лунные и солнечные затмения. Е.П.Бл. намекает, что символический ключ этого мифа имеет огромное значение.
Также и в мифологии Греков младенец Геракл (воплощение В.Уч.) задушил в колыбели две змеи, которых ему подослала Гера, супруга Зевса. В этом отражение того, что В.Уч. не подвластны Карме (Лунным узлам) земных людей. А также указание Пути и цели человечеству - освободиться от уз земной Кармы, что случится к концу 7-го Круга нашей Земли. Но она сменится иной, Кармой другой, более высокой планеты, куда перейдёт будущее осветлённое человечество. ("Лунную жизнь надо дожить", - указано в Агни Йоге).
Такова символика Хаомы, напитка бессмертия, скорее всего - символа высочайшей Психической Энергии, благодаря которой человек делается Архатом.
Понятие Фраварши ( от фра-варт -"осуществлять выбор", - религиозный или моральный, между добром и злом ; либо от врти - "воинственный, алчущий боя"; либо от пра-вар-ти - "предсуществовать).Олицетворение души. Аналог "гениев" у древних - звёзд, планет и души.
"Конец света" и ожидание Сосиоша делает Зороастризм эсхатологической религией. Народы мира ждут, что явится Калки Аватар Вишну на белом коне, или Мунтазар, или Христос, или Мессия, или Сосиош - разные имена одного Спасителя, который сохранит тех, кто верит в Бога ("и умы их станут прозрачны как хрусталь") и уничтожит зло и несправедливость.
В.А. Клещевский, п. Малиновое Озеро,
Алтайский край.