|
"… Именно не извне, но изнутри может искра Божественного огня раз-гореться. Под руководством Учителя, искра, конечно, может разгореться, но и здесь дух должен быть подготов-лен самодеятельным исканием. Уче-ние Зороастра о Божественном Огне, Любви и Красоте принесло Миру ут-верждение Высшего Закона" ("МО", ч. 3, шлок 228) |
"Каждое время выбирает соответственное Уче-ние. К такому часу все прежние Учения получают совершенно извращённый облик. Само человечество пытается принять самые нелепые умалённые почи-тания отцов. Но каждая фаза Учения не исключает предыдущую. На это обстоятельство обращается ма-ло внимания, ибо служители каждого Учения строят своё благополучие на отрицании предыдущих Уче-ний. Не легко доказать беспрерывность того, что лю-ди называют религией. В этой непрерывности ощу-щается один поток той же энергии. Называя её психической, говорим о той же Софии мира эллинов или Сарасвати Индусов. Святой Дух Христиан являет признаки психической энергии так же, как созидающий Адонай Израиля и Митра, полный солнечной мощи. Конечно, никто не сомневается, что огонь Зороастра есть огонь пространства, который вы изучаете.(…)"
("А.Й.", шлок 416) (Подчеркнуто автором заметки)
На высокой скале, на фоне закатного неба, стоит человек в длинном одеянии и высокой шапке и льёт из чаши огонь на камни… Цвета небес от фиолето-вых до багрово-красных, огонь - оранжево-красный. При внимательном рассмотрении мы увидим, что скала имеет характерную форму чело-веческого лица - с весьма грубыми чертами, а ог-ненная, горящая жидкость падает на треугольную каменную пирамидку, стоящую на "скальной голо-ве".
Вспоминаем, что последователи религии Зороастризма до сих пор называются "огнепоклон-никами" и решим, что художник в образной форме показал возжжение огненного начала в "каменном" доселе мозгу человека - ибо треугольная пирамида является символом огня…
Так что фактически - это картина "Пробуждение Разума". Огонь Небесный из чаши пробуждает огонь в каменной пирамиде, которая покоится на "голове истукана"; и этим и показано - пробужде-ние огня в человеке, и связь Огня Небесного Разу-ма и земного огня разума. Более того - огонь из чаши преобразуется , падая на 4-х-гранную пира-миду в огонь разума человека. Тут символика тре-угольника (огня), переходит в 4-х-гранную объём-ную фигуру (т.е. в мир плотный). Как мы знаем тетраэдр (четырёхгранник) был у Платона симво-лом огня. Так в простом символе Н.К. Рерих запе-чатлел давний приход Учителей на Землю с целью пробуждения искры разума в человеке без ума.
Е.П.Бл. подтверждает: "В руки посланника про-рока Заратуштры передавались многочисленные дары при наполнении кадила огнём, взятым от священного алтаря. (…) Этот огонь означал небес-ную истину, и дым благовоний струился прямо в лица поклоняющимся, передавая таким образом знание: вечно горящий Огонь-Слово Заратуштры. "Смертный, который достигает Огня, получит Бо-жественный Свет""
"…Также в ритуалах посвящения царей древнего Хорасана появлялась чаша кедровой смолы. У друидов также чаша кедровой смолы называлась чашей жизни. И лишь после она заменилась кровью при потере сознания духа. Огонь Зороастра про-изошёл от сожжения смолы в чаше". ("Оз.", 2. 1У, 18)
Ныне в мире осталось всего около 150 тыс. по-следователей этой древней и некогда весьма широко почитаемой в Иране, Афганистане, Сред-ней Азии религии. Первый удар по ней нанёс в 330-х гг. до н.э. завоеватель Персии Александр Маке-донский, но фактически её почти уничтожили фа-натичные мусульмане (с 7 по 15вв.) и лишь импе-ратор Индии, Акбар Великий остановил эти пре-следования парсийцев (так стали называть зороаст-рийцев) и с присущим ему великодушием даже приглашал их на свои беседы с представителями разных религий. Как всегда в таких случая религия значительно утратила глубины, но зато усилилась ритуальная часть. Мы постараемся рассмотреть эзотерическую часть Зороастризма. Ведь под ликом Заратуштры (так его звали в Иране) являлся сам Вел. Уч. М. и эта религия являлась важным крае-угольным камнем в цепи "эсхатологических" воз-зрений (т.е. тех, где говорится о "конце света" и явлении Спасителя). Ведь, фактически, и иудаизм и христианство и магометанство (так возненавидев-шее Зороастризм) являются в значительной степени повторением идей Заратуштры, в т.ч. и эсхатологи-ческих. Слишком много аналогий - сотворения мира, потопа, сатаны, доктрина Апокалипсиса, и Царства Божия, что лишний раз подтверждает - "все религии вышли из одного источника"…
Учёные очень затрудняются в датировке жизни Заратуштры. Кто-то говорит, что он был современ-ником Лао-Цзе, Конфуция и Пифагора, но памят-ники Ирана, его седой старины упорно относят это событие ещё дальше вглубь веков. Есть дата 17 ве-ков до н.э. Но самое любопытное, что имя Зара-туштры встречается многократно на протяжении многих тысячелетий!
Время с изумительной силой меняет лики и языки народов. Ведь иранцы - 2-я суб-раса У-й Коренной Расы (недаром европейские языки и индиустские диалекты так походят на древнеиранскую речь). Но т.к. иранцы 2-я суб-раса, то у них с индусами (1-я суб-раса Ариев) появились удивительные различия - их Асуры (отсюда - Ахура-Мазда) и Дэвы сохра-нили первоначальное значение - первые благие, а вторые - нет, а у индусов эти понятия успели по-меняться и Асуры стали отрицательными персона-жами, а Дэвы - положительными.
|
Алтари бога огня Атара в Накши-Рустеме близ Персеполя. Доахеменидское время. Иран. |
Е.П.Бл. в "Тайной Доктрине" датирует появление первых Ариев 1 млн. лет назад, а через 150 тыс. лет погиб материк Атлантиды… Время каждой Суб-расы - примерно 210 тыс. лет. И выходит, что Иранцы, как 2-я Суб-раса, появились ориентиро-вочно вскоре гибели Атлантиды.
Е.П.Бл. датирует появление первого Зороастра даже от времён Атлантиды, перед концом её: "Это было, когда эта страна ещё имела свои "семь свя-щенных рек, которые смывали все грехи", и "семь областей", где не было ни сделок с совестью, ни соревнования, ни уклонения от добродетели", ибо она была населена тогда кастою Магов - той кас-той, которую даже брамины признали не ниже сво-ей и которая воспитала первого Заратустру". ("Т.Д.")
Тот материк, который в "Вендидаде", например, упоминается, как Аирьяна Вэджо, на котором был рождён первоначальный Зороастр, называется в Пуранической литературе Швета Двипа, Гора Ме-ру, Обитель Вишну и т.д.; в "Тайной Доктрине" он назван просто "Страною Богов", управляемой их Главами, "Духами этой Планеты". (Под "первона-чальным" мы подразумеваем Амешаспента, назы-ваемого "Заратустра, Владыку и правителя Вара, утверждённого Йимой в этой стране". Было не-сколько Заратустр, один "Дабистан" насчитывает их 13; но все они были воплощениями первого. По-следний Зороастр был основателем Храма Огня в Азарекши и писателем трудов о первой священной религии Магов, уничтоженной Александром) ("Т.Д.").
Обратимся к личности Заратуштры, о которой известно, что он родился примерно в 6 веке до н.э. Его имя по гречески "Зороастр" ("человек со звез-ды"), не соответствует иранскому. Прямого пере-вода имени "Заратуштра" нет. Но известны имена отца и матери его: Пурушаспа что означает "Серо-лошадный" и матери - Дагдай , что означает либо Святой Дух (или Мудрость), либо "Божественная рыба" (восходит к понятию Даг, Дагон или Оанн, - т.е. священная Рыба-Спаситель, - Е.П.Бл.).
Мы можем предполагать, что имя отца переклика-ется с понятиями "конь" (Ащвины индусов также являлись важными божествами в древности, был Ащвин утренней зари и Ащвин вечерней зари, что определённо означало начало и конец Солнечного цикла; "Ащва" - конь, или "носитель энергии", носитель мысли). Это перешло в мифы множества народов мира, где конь символизировал удачу (в т.ч. у славян-руссов; совершенно неслучайно и отец Александа Македонского - Филипп - "любящий лошадей" и т.д.). В Ж.Эт. символ "коня счастья" широко употребителен, и есть картина Н.К.Р. этого имени, изображающая коня с тремя огненными кругами на спине…
|
Ардвисура Анахита, возносимая священной птицей. Изображение на серебряной чаше. Иран. 6 в.
Ленинград, Эрмитаж.
С авестийского букв. - "Ардви могучая, беспорочная", богиня воды и плодородия. Она дочь самого Ахуры Мазды. Ему она дарует Заратуш-тру, Йиме (первочеловеку) - власть над дэвами и людьми, помогает и др. мифологическим героям.
Часть имени А.А. перешла в фарси в форме Нахид, как название планеты Венеры. Очень показательно, что понятия Богини-Матери и пла-неты Венеры, дня недели - пятницы, сходятся у народов Востока и Запа-да.
|
Поэтому, скорее всего - эти имена сакральные, отражающие божественное происхождение Зара-туштры. Ведь и дочь у него - Пуручишта ("очень смышлёная") - скорее всего, есть символ мысли.
Е.П.Бл. пишет: "Зададимся вопросом, почему Зо-роастр освящал во время священных обрядов: вино (истина), выжатое из виноградной лозы (притча Христа?), розу (фаллос), чашу (чрево) и зерно гра-ната (посланец). Роза посвящалась Солнцу. Зоро-астр удалился на некую гору в Армении (Ариман), чтобы говорить с Ормуздом; и когда гору охватил огонь, он остался невредим. После этого на горе Гордиан он написал первую книгу "Зенд-а-весту"." Кстати, знаменитые Розенкрейцеры во многом в завуалированной форме возродили именно тайны зороастризма.
О себе Заратуштра говорит: "Я тот, кто живёт и умирает" (ведь существовало несколько Зара-туштр). Считается учёными, что он появился за 5.400 лет до Р.Х. Приписывается, что он родился в Персеполисе (Город Сияния), но тот был основан в 5000 г. до н.э.
Город был сожжён в 330-х гг. до н.э. завоевате-лем Александром Македонским вместе с огромным количеством манускриптов…Древнее название го-рода Иста-хар. Посвящено Исте или Аштар, или Эсте, - в конце концов ставшей Вестой римлян. В её честь они возжигали неугасимый огонь. Веста была Святым Духом. А вот Хар означал Солнце, поэтому город был Иста-хар - Веста Солнца, что уже греки перевели, как Персе-полис, или город огня.
Из ещё важных исторических реминисценций надо отметить, что имя страны Сирия возникло от Сурие (Солнце - инд.). Зерах на иврите означает Солнце, как и Сурья, поэтому имя Заратуштра яв-ляется комбинацией индийского и еврейского на-званий.
Абултфарадж (Бар-Гербей) в "Книге династий" утверждает, что Заратуштра учил персов проявле-нию Мудрости, и предсказал, что некая дева непорочно зачнёт (соашйанта), и что в момент рождения этого посланника появится шестилучевая звезда, сияющая в полдень, в центре которой возникнет фигура девы. В Каббале дева - это астральный свет, или акаша, а шестилучевая звезда - символ макрокосма. Рождённый Логос, или са-ошйант, означает тайное знание, или науку, кото-рая раскрывает Мудрость Бога. В "Зенд-Авесте" содержится пророчество о Богоявлении.
Заратуштра был одним из первых реформаторов, который открыл то, что он получил в своём посвя-щении, шесть периодов, или гахамбаров, или пе-риодическую эволюцию мира.
1-й период - образуются небеса, или небесный свод.
2-й - из влаги облаков происходят воды.
3-й - земля образуется и затвердевает в результа-те соединения первичных космических атомов.
4-й - земля порождает растительную жизнь.
5-й - земля постепенно развивается до уровня животной жизни.
6-й - низшие животные достигают своего наи-высшего развития в человеке.
7-й - наступает после завершения определённого цикла, когда появляется персидский мессия, воссе-дающий на коне, - т.е. солнце нашей, солнечной системы потухнет, и наступит - ПРАЛАЙЯ. (Е.П.Бл.)
Высшее Божество Иранцев - Ахура Мазда (Ахура - "Владыка" и Мазда - "мудрый") часто понимался как семиричный . В Персии семь миров стали се-мью Каршвар земли; земля разделена на 7 Кар-швар, из которых лишь одна известна и доступна человеку, та, на которой мы живём. Также существуют 7 небес и 7 климатов. (7 Миров, как было указано, суть 7 сфер Цепи, при чём каждая возглавляется одним из 7-ми "Великих Богов" в каждой религии). ("Т.Д.").
Ахура Мазда (Ормазд) был главою и синтезом 7 Амеша Спентов, потому и сам он был одним из Амеша Спента.
В.А. Клещевский, п. Малиновое Озеро, Алтайский край.
(Окончание в следующем номере)