День Культуры
День Культуры
"Там, где Культура, там и правильное решение труднейших социальных проблем" (Н.К.РЕРИХ)
"Родина в сиянии подвига
и красоты"
(В помощь учителю)
(Историческая справка)
В последние годы по инициативе Международной Лиги За-щиты Культуры во многих городах России и других странах проводится День Культуры.
Н.К.Рерих принадлежит к плеяде блестяще образованных, всесторонне одарённых деятелей русской и мировой культуры и искусства ХХ века. Одним из важнейших его вкладов в куль-турное развитие человечества была деятельность по внесе-нию в жизнь "Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников". Главной идеей это-го документа, который был подписан в 1935г. 21 государст-вом, является обязательство участников договора об охране культурных ценностей в мирное время и в годы войны, что было принято за основу при разработке Гаагской конвенции 1954 г.
Символом движения по защите культурных ценностей чело-вечества было принято ЗНАМЯ МИРА - Знамя Культуры.
В процессе подготовки Пакта Мира НК Рерихом была вы-двинута идея проведения ВСЕМИРНОГО ДНЯ КУЛЬТУРЫ, "…когда во всех школах и образовательных обществах одно-временно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улуч-шении и украшении жизни".
"Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая зада-чи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества".
Проведение Дня Культуры является одной из самых пре-красных и неотложных задач. Спешность этого с годами лишь умножается. "Голодным телесно и духовно будет светло го-реть Знак Культуры". Считалось существенно важным издание постановления о Всемирном Дне Культуры в школах и пр. учебных заведениях.
Подготовка и проведение ежегодного
Дня Культуры в школах
Целью Дня Культуры является: установление традиции единения людей - творческих личностей и организаций - в деле воспитания подрастающего поколения на основах Культуры как синтеза Знания и Красоты, осознания и защиты лучших достижений человеческого творчества.
В соответствии с целью определяются задачи и пути их реализации:
-утверждение в сознании людей истинного значения Культу-ры, как почитания Света - духовного начала, как единства Священного, Познавательного и Прекрасного;
-воспитание у подрастающего поколения чувства прекрасно-го, хорошего вкуса, утончённого, расширенного сознания пу- тём:
а) Ознакомления с лучшими творениями этических и фило-софских учений, произведениями отечественного и зарубежно-го искусства, и достижениями науки;
б) Осознания мировых и национальных культурных сокро-вищ;
в) Воспитания ответственности за сохранность и защиту культурных творений человека;
г) Утверждение принципов мирного сосуществования всех народов на основе доброжелательства и взаимоуважения через осознание единства всего человечества;
д) Создание условий для широкого проявления детского творчества.
-Объединение людей в сердечном устремлении к духовному совершенствованию, к творческому, деловому сотрудничеству.
Практика подтвердила, что День Культуры, как форма, объе-диняющая творческое участие педагогов, школьников и их родителей, всех людей в деле культурного созидания, облада-ет ценными свойствами, которые обеспечивают:
- доступность этого средства для всех участников процес-са;
- ёмкость, вместимость по содержанию, разнообразие форм;
- неограниченность по широте охвата;
- гибкость применения в меняющейся обстановке.
Каким должен быть этот школьный день?
По замыслу нго вдохновителя, в такой день вместо обычных уроков должны прозвучать сказания о лучших достижениях человеческого творчества, которые могут "светлой вестью зажечь молодые сердца".
В подготовке и проведении этого Праздника могут использо-ваться различные формы сотрудничества и воспитательной работы: пед. семинары, лекции и беседы, дискуссии, творче-ские вечера, просмотр видео- и слайдпрограмм, проведение различных тематических выставок, организация конкурсов, викторин, концертов, театральных постановок, посещение театров, музеев, концертов классической музыки, пешеходные и автобусные экскурсии по городу и области и т.п.
В то же время праздники не должны быть превращены, как предостерегал НК Рерих, в лицемерные лжеторжества, когда нет истинной радости, но только подделка под радость, когда нет убеждённости в правильности и крайней необходимости собственной деятельности. "Всякая насильственная улыбка недаром называется улыбкою черепа". Поэтому нам самим надо убедиться в том, насколько нужна и жизненна программа культуры как оздоровляющее начало, как жизнедатель.
Организационно День Культуры необходимо чётко разделять на два основных этапа: подготовки и проведения. Первый этап может проходить в течение всего учебного года; он способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства прекрасного, развитию утончённого, расширенного сознания. Второй этап - проведение самого Праздника. Здесь на первый план выходит особая торжественность момента - единение людей в мыслях о Культуре, единение в делах и в духе в защи-ту всего светлого и лучшего.
День Культуры не есть праздник развлечения и увеселения, но торжество Познания и Красоты. Необходимо отметить, что объединение педагогов и школьников, всех творческих людей осуществляется сознательно и добровольно - это является важнейшим принципом организации Дня Культуры.
Музеи и школьные библиотеки - лучшие помощники
При подготовке Дня Культуры
Пора уходить от ограниченного понятия Музея как храни-лища, а возвращаться к первоначальному его значению:
МУЗЕЙОН - это прежде всего Дом МУЗ.
О значении музеев напоминает и НКРерих, слжалея: "многие живые понятия древнего мира приобрели в нашем обиходе вместо, казалось бы, заслуженного расширения, наоборот, умаление и обеднение".
Библиотека в школе - это центр Культуры.
Выставки книг о Культуре и репродукций по искусству в течение учебного года - прекрасное продвижение к целям Дня Культуры.
Тематические подборки литературы для школьников:
- по различным видам искусства,
- по отраслям науки,
- по истории религии, этических и философских учений;
Для учителей выставки методических материалов по теме нового мировоззрения .
Когда некоторое время назад в системе школьного образова-ния Петербурга прозвучал призыв к проведению ежегодного Дня Культуры, сразу же в среде учителей нашлась живая под-держка и сердечный отзыв. Жизнь показала, что творческий потенциал педагогов, несмотря ни на какие трудности, неисся-каем и следует лишь раскрыть и поддержать этот внутренний огонь.
О ПРОВЕДЕНИИ ДНЯ КУЛЬТУРЫ
15 АПРЕЛЯ В 2002 ГОДУ
Тема: "Родина в сиянии подвига и красоты".
Цель: "Обратить внимание на важность и необходимость воспитания у подрастающего поколения чувства любви к Ро-дине, уважения и правильной оценки проявления героизма во имя общего блага, воспитания чувства Красоты, как нравст-венного критерия в мыслях, устремлениях и поступках челове-ка;
оказать содействие педагогам и воспитателям в этой ра-боте". (Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.01 №122 О государственной программмме "Патриоти-ческое воспитание граждан РФ на 2001-05гг")
В организации мероприятий, посвящённым Дню Культуры 15 апреля 2002 г. принимают участие:
- Международная Лига Защиты Культуры ,
СПб отделение;
- Музей-институт семьи Рерихов в СПб;
- Информационно- библиотечный Центр СПб Гос. Универ-ситета пед. мастерства;
- Научно-методический Центр управления образования и культуры Василеостровского района СПб;
- Театр юношеского творчества СПб городского Дворца творчества юных.
Фин. Поддержка: Международный благотворительный фонд "Рериховское наследие" и профсоюз лётного состава ГУАП "Пулково".
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
15 апреля в школах и классах проводятся культурно-просветительские мероприятия. Идёт городской конкурс мето-дических программ подготовки и проедения Дня -Культуры. (янв.-апр.). Проводится городской конкурс методических ви-деофильмов, рассказывающих о подготовке и проведении Дня Культуры (янв.-апр.). Проведение научно-пед. семинаров "Ак-туальные аспекты нравственного воспитания школьников". Фестиваль детского творчества:
- Фестиваль детских театральных коллективов города;
- Смотр-конкурс детских хоровых коллективов;
А) песня о Родине"
Б) русская народная песня;
- Конкурс сочинений : 6-11 классы;
А) "Подвиг - высшая степень человеческой зрелости";
Б) "Красота в жизни человека".
- Конкурс рисунков: 1-5 классы "Герои в мифах и сказках";
- Фестиваль- марафон детского и юнешеского творчества (Василеостровский р-н) : "Петербург - преемник Новго-родской Руси"
- Показательное проведение Дня Культуры в школах (об-мен опытом)
КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ: 6-11кл.
Цель конкурса:
Воспитание в детях героического начала, как нравственного принципа, дающего возможность противостоять натиску лжи, лицемерия, грубости, жестокости и пошлости.
Способствовать формированию у подростков уважительного отношения к такому явлению, как подвиг.
Направить их к осознанию возможности собственного при-общения к этому высоконравственному понятию, которое мо-жет проявиться в повседневной жизни:
- в любви к Родине, стремлении посвятить лучшие свои порывы её процветанию;
- в честности, ответственности и надёжности;
- в культурности;
- в стойкости и верности своим высоким принципам;
- в доброжелательстве и отзывчивости;
- в осознании приоритета общего блага над личным; и т.д.
Проводится конкурс с 14 янв. По 18 марта. Итоги конкурса подводятся на уровне района. После проведение конкурса 10 лучших направляются в оргкомитет Дня Культуры. Проводит-ся награждение. Желательна рецензия руководителя, насколь-ко самостоятельна работа ребёнка.
КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ: 6-11 кл.
Цель конкурса:
Помочь научиться отличать духовное содержание истинной Красоты, соприкасание с которой очищает, утончает и возвы-шает человека, побуждает его к благородному поведению и творческому созиданию от внешней бессодержательной краси-вости, служащей, чаще всего, приманкой к участию в процес-сах, связанных с культивированием безудержного потребления и развлечения.
Предлагаемые критерии оценки:
- Что такое Красота и бессодержательная красивость?
- Примеры окружающей Красоты.
- Влияние красоты на человека.
- Красота как критерий деятельности человека.
- Осознание красоты спасёт мир.
- Любовь к Родине через постижение Красоты.
КОНКУРС РИСУНКОВ: 1-5кл.
Цель конкурса:
Раскрыть значение мифов, легенд, сказок, как духовной со-ставляющей культуры народов, выражающих знание глубин-ных корней бытия людей и природы.
Показать единство их у разных народов мира, что они утвер-ждают доброту выше злобы, мир выше вражды, созидание выше разрушения, честности и справедливость выше лукавст-ва и беззакония и т.д.
Обратить внимание детей, что в мире сказки человек как бы выстраивает для себя модель нормальных, естественных от-ношений, основанных на нравственных принципах. Способст-вовать развитию у детей образного мышления.
Уваровы Л.И. и В.И., г. Санкт-Петербург.
<<На главную
<<№30