|
"ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ", Фёдорова
Наташа, 14 лет, Казань, ДХШ "ГАЛАТЕЯ".
"Мир для Наташи хрупок, как ребёнок и о нём надо заботиться. Женщина символизирует всё Челове-чество. Каждый человек волен выбирать между Добром и Злом." (прим.. С.Л.В.).
|
Великий русский педагог ВА Сухомлинский писал:
" Нельзя сводить духовный мир маленького человека к ученью. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего, человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями".
Сложны отношения, связывающие учителя и ученика, но ещё сложней связывающие учителя и родителей. Зачастую это два полюса сознания. К сожалению, авторитет Учителя в со-временной школе невысок. В чём же причина этого? Чья вина в падении авторитета учителя? Причин, вероятнее всего не-сколько. Первым виновником падения авторитета учителя яв-ляется государство. Это оно довело учителя до черты бедности, унизило его достоинство.
НК Рерих говорил:
"Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нище-те. Стыд тем, кто знает, что их детей учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но - знак невежества. Можно ли поручить детей человеку удручённому? Можно ли забыть какое излучение даёт горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторга? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом прини-жения и обид? Можно ли ощущать построение при скреже-те зубовном? Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух? Так говорю, так повторяю, что народ, забыв учителя, забыл своё будущее. Не упустим часа, чтобы устремить мысль к радости будущего. Но позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны. При-ходит время, когда дух должен быть образован и образован истинным познанием. Огонь у порога",
Второй виновник - это сам учитель. Не смог удержаться на должной высоте, за коробки конфет, денежные вознагражде-ния, где оценку завысит, где ошибку не заметит, так и потерял своё достоинство.
Третий виновник - это невежество родителей. Теперешнее поколение родителей, это, в основном, люди образованные, но не имеющие нравственных принципов, заменившие ценности духовные на ценности материальные, развивающие в семье принципы "понукательной педагогики": не трогай, не бери, не делай, нельзя, уйди, не мешай.
Итак, ребёнок оказывается между двух огней - Учитель и Родители. Если обе стороны не имеют нравственных принци-пов, то о воспитании личности тут и не приходится говорить. Только личным примером можно воспитать ребёнка, ведь Ро-дитель и Учитель - это два взрослых человека, оказывающие на душу ребёнка огромное влияние. Очень важно, чтобы не было противоречия в этом влиянии. Учитель и родитель должны быть единомышленниками в вопросах воспитания, имеющие одни ценности, которые человечество воспевало ве-ками во всех религиях и философиях.
И какая бы религия не была в семье, уважение к человеку, золотое правило - "не делай другому того, чего не желаешь себе",- должно быть основным в воспитании личности.
В семь лет ребёнок приходит в школу, когда его наклонно-сти сформированы.
Что должен знать и иметь до школы ребёнок:
1) Чувство стыда.
2) Уважение к старшим.
3) Почтение к ближним.
4) Трудолюбие.
5) Благоразумие.
6) Упорство.
7) Любовь к Природе.
Если этого нет до 7 лет, вряд ли появится потом.
Уважению надо учить. Мы встречаем детей, которые не привыкли подчиняться, могут пререкаться, разговаривать капризным тоном, делать недовольное лицо - всё это пока-затели того, что ребёнка не научили уважительно относить-ся к старшим.
С возрастом всё это будет только усугубляться, недаром на Востоке говорят: "Тот, кто имеет в себе уважение, будет счастлив наверняка, а в том, в ком уважения недостаточно, будет несчастным. Нет уважения к другому, не будет и к тебе".
Почтение к воспитателю надо воспитывать. Воспитать это может только родитель, который понимает, что Воспитатель не слуга общества и не обслуживающий персонал, как мно-гие сейчас считают, не слуга, хотя и стремится удовлетво-рить потребности общества в воспитании.
Воспитатель не слуга государства, хотя и придерживается требований государства и растит человека с государствен-ным мышлением.
Воспитатель - не проводник идеологии какой-либо пар-тии. Его идеология - служение Родине, служение человече-ству.
Благоразумие - это осознание ребёнком своего места, не занимание места старшего.
Трудолюбие - воспитание в труде, осознание того, что лень - это антипод трудолюбия. Отношение к труду, как к творчеству, осознанному, созидательному на общее Благо.
Упорство - доведение до конца начатого дела.
Бережное отношение к природе.
Что же надо воспитывать в школе?
Школа должна научить творчески подходить к любому делу, научить размышлять, научить обосновывать свои раз-мышления, привить бережное отношение к природе, позна-комить и разъяснить обычаи народов, проживающих на тер-ритории республики, страны, привить бережное отношение к собственным корням (родословной).
Объяснить понятие души, духа, тела, разума.
Познакомить с замечательными людьми в истории, заме-чательными произведениями литературы, музыки, изобра-зительного искусства. Познакомить с различными религия-ми.
Воспитать чувство ответственности за поступки, слова, мысли.
Учитель должен личным примером воспитывать и рас-крывать в ученике все перечисленные качества, сохраняя дружеские, но не панибратские отношения. Проявлять тер-пение и спокойствие, извиняться, если не прав. Обращаться с ребёнком, как со взрослым. Отношения должны строиться по золотой пропорции: 2\3 уважения и +1\3 строгости и требовательности. Дети любят строгого и справедливого учителя.
Учитель должен помнить, что Учитель и Ученик имеют смысловую основу. Уч, где у - свет, ч - чело, т.е. Дух.
И тогда Учитель будет Духом дающим Свет, Знание , Мудрость, а ученик - принимающим их.
Родитель же будет единомышленником у обоих в высокой Миссии - становлении духовно возвышенного Чело-века. Тогда это будет Триединство, где все высшие ценности бу-дут поставлены во главу угла, где каждый из трёх будет ид-ти путём духовной эволюции, непрерывно обучаясь и вос-питывая друг друга, помня извечную Мудрость:
"Никто тебе не друг, никто тебе не враг, а каждый человек тебе Учитель".