В рассказах о русском богатырстве мы вышли с мифологических на реальный образ - князя Мстислава, современника и брата Ярослава Мудрого, получившего прозвище "Удалого".
Он был князем далёкой по тем временам земли - Тьмуторакани (это как раз нынешний Таманский полуостров, что узким клином зажат меж Азовским и Чёрным морями). На другом берегу Керченского пролива, в Крыму, располагался город Корчев, старинный русский город. Ныне - Керчь.
В 1020 году князь Мстислав схватился в личной битве с вождём Касогов ( Аланы, ныне - осетины) Редедею. Историк Нечволодов ("Сказания о земле Русской", изд.1913г.) пишет:
"Это случилось так. Когда Мстислав и его дружина сошлись с касожски-ми полками, то их князь Редедя, бо-гатырь во всей силе, предложил Мстиславу: "Для чего будем губить свою дружину, лучше сойдёмся сами и поборемся. Если ты одолеешь, то возьмёшь моё: именье, жену, детей и всю землю. Если же я одолею, то возьму всё твоё." "Да будет так", - ответил ему Мстислав. Тогда Редедя добавил, что бороться будут не оружием, а борьбой. Крепко схватились два богатыря. Редедя был силён и велик, и Мстислав стал уже изнемогать. "Пресвятая Богородица, помоги мне!" - воскликнул он в молитве и помыслил: "Если одолею, построю церковь во имя Твоё". Как только он это сказал, то в ту же минуту ударил Редедю о землю, по-сле чего вынул нож и заколол его. Затем согласно уговору, Мстислав вошёл в Касожскую землю и забрал её, и наложил дань. А вернувшись к себе в Тьмуторакань, заложил обещанную церковь Святой Богородице.
После этого Мстислав полу-чил прозвище "Удалого""
Надо сказать, что если бы вместо кровопролитных войн, когда гибли не только дружинники, но и разорялись захваченные земли, толь-ко в личных схватках бились вожди и один из них умирал, и дань накла-дывалась бы на народ проигравшего, то это был бы лучший выход для на-родов, но зато остерегал бы вождей в их любви к войнам, когда они жерт-вовали в основном жизнями воинов и мирных жителей, а сами уцелевали для того, чтобы набирать новые пол-ки и снова ими жертвовать…
И, тем не менее, мы обязаны оценить благородство как древних Руссов, так и их противников - Ка-согов, т.к. обе стороны до конца вы-полнили "правила игры" как жесто-кого личного, рыцарского поединка князей, так и остальных условий. Всё это еще вытекало из языческого бла-городства, наиболее ярко выражен-ного в "ИДУ НА ВЫ" последнего язычника Святослава, отца Влади-мира-Первокрестителя (Равно-апольного). Позже поединок князей был заменён рыцарским смертель-ным поединком избранных богаты-рей перед самим сражением - как это было перед Куликовской битвой. Но в целом эти личные схватки уже не отменяли побоищ... Хотя героика та-кого поведения воинов уходит в да-лёкую древность, когда ценились бесстрашие, лихость, честность, не-подкупная прямота и когда люди держали слово, данное даже врагу. Эти жестокие игры воинов намного красивее сменивших их подлых во-ровских набегов на мирных жителей, которых резали, насиловали и уво-дили в плен тысячами, как это практиковалось позже тысячелетними врагами Святой Руси - степняками-тюрками - и пече-негами, и половцами, и татаро-монголоми, а особенно - крымскими татарами.
|
"МСТИСЛАВ И РЕДЕДЯ".Н.К .Рерих
|
Вернёмся к мотивам юности, задора, избытка сил, прямодушия молодой Руси, когда она ещё искала себя, обретала воинское мастерство, когда личное мужество и умение бойца решало всё. Одновременно это было и время, когда шло нажитие "военной Кармы" за набеги, угон скота, бессмысленные жертвы от "лихости молодецкой" (к примеру, что успела сделать дурного нам Византия, кото-рая позже дала нам и Религию и Грамоту!? А ведь десятилетиями хо-дили "к Царьграду за данью" лихие русичи…). Ведь зачастую походы совершались совершенно необду-манно, куда стрела полетит, пущен-ная с завязанными глазами - от из-бытка воинской силы и полной безответственности за своё поведе-ние. (Был обычай так пускать стрелу, а после идти в поход в ту сторону, куда она улетела! Как говорится - "начать войну волен каждый, а вот закончить"… Эту науку - до финального расчёта - русичи постигали на своём горьком опыте позже…)
Дружина, как военный инст-румент требовала войн и князь шёл на поводу её воли.
Но "как аукнется, так и от-кликнется" - в итоге Русь "притяну-ла" на свои границы сменявших друг друга душегубов-соседей от печене-гов и половцев, которые были "цве-точками", до татар, которые стали "ягод-ками", адом кромешным для Руси с 1237 по 1780-е гг., когда Крым, наконец, был "замирён" и присоединён к России.
Обучение было жестоким, зато князья, обжегшись на "иду на вы", на страшных многовековых междоусоби-цах, на столетиях борьбы с врагами по всему периметру границы - научились быть предельно осторожными в выборе целей для войн или мира с соседями.
В.А. Клещевский, Алтай,
п. Малиновое Озеро.