"ЦАМ- ТАНЕЦ БОГОВ".

"ЦАМ- ТАНЕЦ БОГОВ".

"Монгольский цам". Н.К.Рерих. 1928г

 Длинные, шитые золотом танки с изображени-ем Будды и Тар вывешиваются перед зрителями, за-крывая горизонт и создавая ощущение Их присутствия. Собравшиеся публика с нетерпением ожидает начала мистерии. Появляются музыканты в высоких красных тиарах. Высокие ламы в красных тогах занимают отве-дённые им места, восходит на трон настоятель храма. Вот он взял в руки литавры и под их аккомпанемент запел древние заклинания. На его голос протяжно и пе-чально отозвались длинные медные трубы. Загремели барабаны и длинная процессия, из участников мистерии переступая с ноги, на ногу медленно поворачиваясь, двинулась по кругу. Это действо, устрашающее врагов веры, как среди людей, так и среди духов, началось.
  К началу ХХ века в каждом монгольском мона-стыре цам проводился хотя бы раз в год. На него съез-жалось огромное количество народа. В танце - панто-миме испол-няемой монахами участвует до 62 человек. Согласно традиции буддийской религии цам составляет неотъемлемый атрибут рели-гиозного праз-дника Май-дари (Майтрейи). В течение года буддисты отме-чают пять основных праздников, называ-емых Великими хуралами. Первый - Цагалган, праздник Нового года, - длится 16 дней. К нему подготавливают гороскопы, люди дарят друг другу различные амулеты. Второй праздник - Зула, восхождение Цзонхавы на небо. В этот день тысячи светильников зажигаются в память о великом учителе. Третий праздник посвящен учению Калачакры. Четвёртый - Весак, день рождения, Про-светления и ухода в нирвану Будды Шакьямуни., совпа-дающий с началом весны, поэтому алтари утопают в цветах. В этот день монахи разыгрывают сцены из жиз-ни Учителя, великие ламы наставляют верующих в Уче-нии. Пятый и самый зрелищный праздник посвящен Майтрейе (Майдари - хурал). Тысячи буддистов при-езжают в монастыри, чтобы принять участие в процес-сии, изображающий приход Майтрейи. Из специального храма, имеющегося в каждом монастыре, выносят золо-тую статую бодхисаттвы, помещают на колесницу, и монахи везут её вокруг монастыря. Верующие стремят-ся прикоснуться к колеснице и коню Майтрейи в наде-жде, что это принесёт счастье. Под оглушительные звуки труб и барабанов кружились в танце духи, один за другим выходят со свитой дхармапалы - в буддий-ской мифологии боги - защитники учения и их после-дователей. В основной список входит 8 богов Ваджраб-хайрава, Хаягрива, Бэгце, Яма, Махакала, Шри-деви, Вайшравана, Брахма. Но иногда к их числу причисляют и многих других местных божеств и духовных подвиж-ников таких как Падмасамбхава., который с помощью магии и чар обратил в буддизм языческих богов Тибе-та. Всеобщий смех вызывает появление Белого старца - он пытается заснуть посреди танцующих, выпраши-вает табак у зрителей и раздаёт сладости детям. Белый старец или Цаган Эбуген - покровитель всех живых существ, глава духов земли и воды. Согласно народным преданиям, в прошлом он был одним из больших ша-манов, прожившим праведную жизнь и в дальнейшем канонизированным в буддизме. Цаган Эбуген был од-ним из популярных ламаистских божеств. В цаме он - персонаж комиче-ский, изображал простолюдина, чем был привлекателен для зрителей мистерии. Белый старец с большой седой головой, одетый в белый халат, появлялся на сценической пло-щадке после докшита Джамсарана, маска которого изображала вооружённого воина в латах и красной одежде, с красным лицом, с тёмными жёлто-красными волосами, пламенеющими бровями и усами. В одной руке у него меч в другой сердце врага. Белый старец обычно появлялся перед Чойджалом - царём закона. Маска его весьма красочна. Маска Чойджала была самой большой из всех масок мистерии и изображала рогатую синего цвета голову быка с открытой пастью и оскаленными зубами, с тремя глазами - видящими прошлое, настоящее и будущее, с загнутым вверх кончиком носа. Её украшали по верхнему краю пять золотых черепов. На концах рогов имелись металлические пластины в виде языков пламени. Ритуальная одежда Чойджала была синего цвета, с вышитыми драконами. Поверх неё надевалось ожерелье из черепов, она украшалась колокольчиками. Его атрибуты "зеркало кармы", книга судеб, весы. В правой руке Чойджал держал жезл в виде скелета, которым он помахивал, отгоняя злых духов, в левой аркан с кольцом и железным крюком для улавливания грешных душ, для укрощения вредоносной силы непокорных нечестивых духов.
  Появление Белого старца между Джамсараном и Чойджалом и как бы разряжало напряжение, связан-ное с грозными танцами "самых ужасных". Последним появляется Эрлик, вооружённый палицей - скелетом, крюком и петлей. Зрители внимательно следят, чтобы он даже краем одежды не коснулся их, - есть поверье, что это может привести к смерти. Наступает кульмина-ционный момент - сожжение пирамиды сор, сделанной из теста, бумаги и реек, она изображает врага веры. Ко-гда пирамида сожжена, земля считается очищенной от злых сил.
  Центральным персонажем цама является вла-дыка ада, главный судья над душами умерших Эрлик (древнеуйгур.) или Яма ( древнеинд). Это грозное бо-жество выступает в трёх качествах 1) властитель трёх миров, 2) самостоятельный распорядитель и 3) личный палач.
 Согласно тибетским толкованиям, эти три свойства объясняются так:
 1) он повелевает всеми тремя мирами - подземным, надземным и небес-ным; если душа умершего скроет-ся, боясь наказания, из одного ми-ра в другой, то она всё равно не из-бежит наказания владыки смерти, так как он властвует во всех мирах;
 2) если бы владыка смерти вместо се-бя посылал чиновников, послан-цев и т.п., то можно было бы от-купиться от них или избавиться от наказания посредством взяток, но он приходит сам;
 3) если бы владыка смерти вместо себя послал для совершения нака-зания чиновников и т.п., то можно было бы упросить их или силою избавиться от наказания, но он, однако же, не посылает других, а приходит сам и совершает всё на-казание своею властью и силою, поэтому избавиться от него очень трудно.
 Он выходил на сценическую площадку в сопровожде-нии спутников при особо резкой и зловеще звучащей музыке. Ряженные делали огромные прыжки, повора-чивались на одной ноге, наклонялись и проводили по воздуху руками, как бы уничтожая эти движением вра-гов веры во всех трёх мировых сферах.
  "ЦАМ" -монгольское произношение тибетского слова "чам" означающего в переводе "танец" или точнее "танец богов". Цам проводился в Тибете и Внутренней Монголии. В Бурятии он исполнялся до на-чала 1930-х гг., В Монгольской Народной республике в последний раз цам можно было наблюдать в 1937 г. В Туве цам также явление исчезнувшее. Из-вестный вос-токовед Б.Я. Владимирцов от-мечал, что содержание цама "заключается в представлении грозных божеств и гениев - покровителей буддизма, а также в изображении их борьбы за буддийскую церковь. Цам, хотя и театральное представление, - зрелище, предназначенное для всех, для толпы, но, тем не менее, это священный, религиозный обряд, мисте-рия, ставящая себе целью не только поучить зрителей, напоминая им о не вечности всего сущего и о разных таинственных силах, то покровительствующих, то вра-ждебных буддизму, но и войти в особое мистическое единение с этими силами и через то водворить в округе радость и счастье".
  Первоначально цам проводился как ре-лигиозное действо внутри монастыря: на монастырском дворе или храме, где видеть его могли лишь посвящён-ные. Его сложное магическое и мистическое содержа-ние было доступно только для тех, кто имел специаль-ное духовное посвящение, и тщательно охранялось от мирян. С течением времени действо цама было пере-несено на площадь перед монастырём, и грозная мис-терия, сделалась средством для сбора пожертвований, переродилась в театральное зрелище. Действующие лица цама - всевозможные божества и сверхъестествен-ные существа. Их роли исполняли ламы, одетые в фан-тастический наряд и страшные уродливые маски. Маски цама хранятся в различных музеях, но особенно бо-гатое собрание их сосредоточенное в Улан-Баторе в Музее истории религии. Множество масок висят на сте-нах храма, лежит на полках и в витринах в бывшем мо-настыре Чойджин Ламынсум. Особенно зловещий вид имеют маски гневных и грозных божеств из ряда док-шитов.- персонажей докшитского цама - "защитников закона" - хранителей веры. Один их внешний вид дол-жен был отпугивать врагов буддизма и вселять ужас в сердца зрителей. Окраска лиц у них зловещая: красная, синяя, зеленая, выражение хищное, свирепое, крово-жадное. Предназначение докшитов заключалось в том, чтобы уничтожить еретиков и врагов религии, и внеш-ний вид этих гневных защитников веры соответствовал их предназначению
  Н.К.Р. возможно познакомился с мистерией цам во время пребывания в Монголии в монастыре Батухалке, во время Трансгималайской экспедиции.
  В конце ?Х в. начались большие гонения в Ти-бете на буддизм царём Лангдармой. В это время нача-лось его увядание и в Северной Индии под влиянием вновь развивающе-гося индуизма и прихода сюда воинствующего тогда ислама. Х век можно считать веком полного упадка буддизма в Тибете. И в это время появляется лама-отшельник Бал - Дордчже, который, спрятав, в рукава своего широкого халата лук и стрелы идёт на приём к царю Лангдарме и убивает его. Своеобразный покрой рукава халата воина - трехугольный, используемый им для укрытия своего оружия стал обязательным при из-готовлении халатов исполнителям мистерии цам. Прекратив, таким образом, гонения на буддизм. После убийства царя вновь возникает в Тибете стремление к буддизму, и многочисленные ламы снова ревностно об-ращаются к индийским ученым, совершая поездки туда, к ним на родину, или приглашая к себе. В это время приезжает в Тибет Падмасамбхава - основатель школы ньингмапа; Атиша - основатель школ кадампа и гелугпа. Им была восстановлен институт монашества, рас-пространено учение Калачакра "Колеса Времени", соз-дана система тибетского летоисчисления.
  Интересно отметить, что мистерия цам характерна не только для поклонников буддизма Мон-голии, Тибете, Тувы, но исследователь алтайского ша-манизма и ламаизма А.М. Сагалаев пришёл к выводу, что саяно-алтайское шаманство и верования добуддий-ского Тибета следует рассматривать не как изолирован-ные самостоятельно развивающиеся системы, а как яв-ления одного порядка, восходящие к общему субстрату верований населения Центральной Азии.
 Н.К.Р. создав свою картину "Монгольский цам", оставил как красочное напоминания этого единст-ва и будущего единения России и Азии.
 С.А. Клещевская, Алтайский край,
 п. Малиновое Озеро.

<<На главную <<№28
Hosted by uCoz