Сокровище сокровенное.

Сокровище сокровенное.(И.А.Жерносенко, г. Барнаул) Часть 2. (Продолжение, начало в № 27)

"КАМНИ ЛАХУЛА", Н.К.Рерих. 1932
 Совсем недавно стали доступны труды "последнего евразийца" Л.Н.Гумилева, использовавшего в своих ис-следованиях принципы полицентризма и синтеза исто-рии и географии, которые разрабатывают высказанные Н.К.Рерихом идеи о значении космо-культурных цен-тров Азии, включая Алтай, в процессе становления евра-зийского пространственно-временного континуума культур.
  В период Великого переселения, по мысли ЛН Гуми-лёва большая часть лавины кочевников двигалась в на-правлении с востока на запад по Великой степи. Горный кряж Алтайских гор, пересекая на востоке Арало-Каспийскую равнину, оказался как раз на пути движения огромной массы кочевников. После монотонных степ-ных ландшафтов, после гибельных пустынь и болот Монголии Алтай воспринимался как благословенное место. Гумилёв не случайно называет его "укрытием". "Склоны этих гор, - пишет он, - одно из красивейших мест Земли, и неудивительно, что обитатели Азии мало похожи по культуре, быту и историческим судьбам на жителей степи… По отношению к степным соседям, Алтай - крепость, "Крутой скат" (Эргене Кун), где при любых переменах вокруг можно отсидеться, не сдаваясь противнику. Пищи там достаточно. Для скота есть прекрасные пастбища…". Сагалаев так же акцентирует внимание читателя на определение "укромный": "После открытых просторов слегка волнистой равнины погружение в горные долины воспринимается как пере-ход от пространств незащищённых к местам у к р о м -н ы м, которые дадут человеку приют и надёжную защи-ту. Алтай обступает, обволакивает, принимает в себя человека. Но он же требует ответных усилий души…"
  Поэтому вполне естественно допустить, что оказав-шись в долинах Горного Алтая, кочевники не спешили покидать эти места, пока не вытеснялись "вновь при-бывшими" потоками переселенцев. Таким образом, про-исходило тесное взаимодействие, взаимовлияние, асси-миляция культур разных племён, нередко враждовавших друг с другом. "Алтай - самое благоприятное место для сохранения культуры, даже зародившейся в других мес-тах; потому так богата и разнообразна археология Ал-тая". Во время экспедиции 1996 года автором данного диссертационного исследования были сфотографирова-ны петроглифы в долине реки Кучерлы изображающие зооморфные рогатые фигуры (козлов, маралов), которые почти буквально повторяют петроглифы, изображённые на картине Н.К.Рериха "Камни Лахуля" (1932г., США).
  Провести широкие археологические изыскания на Ал-тае у Рерихов не было возможности из-за ограниченно-сти во времени. В основном вёлся сбор исторического и фольклёрного материала. Но и в столь краткий срок ра-боты учёный приходит ко многим важным выводам, предвосхитившим открытия в области истории, археоло-гии, фольклёристики. "В пределах Азии можно также слышать очень значительные легенды, связанные с ка-кими-то неясными воспоминаниями о давно прошедших здесь племенах… Алтай в вопросе переселения народов является одним из очень важных пунктов… . И далее он продолжает: "Проведите линию от южнорусских степей и от Северного Кавказа через степные области на Семи-палатинск, Алтай, Монголию и оттуда поверните её к югу, чтобы не ошибиться в главной артерии движения народов". Эти утверждения строились на основе обиль-ного фактологического материала, собранного экспеди-цией Н.К.Рериха. Сегодня в районе её пребывания из-вестны следующие археологические памятники Горного Алтая, подтверждающие правомерность выводов и умозаключений исследователя.
 1. Группа курганов на западной окраине с. Верхний Уймон.
 2. Курганы около с. Мульта.
 3. Курганы около с. Огнёвка.
 4. Семь каменных древнетюркских изваяний в уро-чище Турунда около с. Тюнгур.
 5. Могильник Кастахта, насчитывающий в 1986г. бо-лее 60 курганов.
 6. В долине реки Тюнгур у подножия гор Байда и Кырги расположено 8 курганных могильников.
 7. В долине рек Большая и Малая Катанда обнару-жено 27 памятников. Среди них стоянки каменно-го века.
 8. Два могильника около с. Катанда.
 9. Курганы в с. Амур.
 10. Наскальные рисунки у реки Ак-Кем.
 11. Поселение Чендек-1, расположенное на левобе-режной террасе реки Чендек в 120 м к северу от окраины с.Чендек и многие другие.
  Современные исследования социальной системы Горного Алтая (АП Макошев, ЛН Рыжков, АС Суразаков и др.) утвер-ждают идею его этнокультурного единства (в гумилёвском смысле), построенного на устойчивой межэтнической комплиментарности. Только культура алтайцев испытала на себе влияние азов, теленгитов, уйгуров, енисейских кыр-гызов, кыпчаков, саянцев, финно-угров, монголов; более двух веков назад здесь возникает устойчивый тюрко-славянский симбиоз; большое место занимает культура алтайских казахов. Именно на Алтае, указывал НК Ре-рих, нужно искать истоки европейской культуры: "Си-бирские древности, следы великого переселения в Ми-нусинске, Алтае, Урале дают необычайно богатый ху-дожественно-исторический материал для всего общеев-ропейского романеска и ранней готики".
  И опять же, причиной тому - "вмещающий ландшафт" (ЛН Гумилёв), который обуславливал тесное взаимопе-реплетение культур, оказавшихся в одном "котле". Гео-графическое положение Горного Алтая "на стыке Вели-кого пояса евразийских степей и просторов Центральной Азии, сочетающей в своём этнокультурном пространст-ве элементы культур почти всего Евразийского регио-на… Население Горного Алтая, в силу особенностей своего географического положения и ландшафта, на про-тяжении тысячелетий выступало как своеобразный кон-денсатор евразийского культурного многообразия" - утверждает в своих изысканиях алтайский исследова-тель АС Суразаков .
  НК Рерих также говорил об уникальности климатиче-ских и геологических условий Алтая, о богатой флоре и фауне, а также о неразработанности этих богатств и неразвитости промышленности. "…Нетронутые недра, радиоактивность, травы выше всадника, лес, скотовод-ство, гремящие реки, зовущие к электрофикации - всё это придаёт Алтаю незабываемое значение". Экспеди-ция Рериха ставила своей задачей исследование геоло-гических богатств массива Белухи. Для сбора материала были привлечены и крестьяне Уймона, женщины шили мешочки для образцов. Во время этих изысканий были найдены свинец, каменный уголь, золото, железо. В очерках "Клады захороненные" и "Жальник, место со-страдания", позже вошедших в книгу "Шамбала", НК Рерих пишет: "Недавно в нашей кузнице проезжий чи-нил колесо. Он говорил, и я подслушал: "Под землёй в Сибири, - сказал он, - много богатств захоронено. Охра-няй Сибирь!.. На высоких склонах Алтая старые сосны и ели заняты мирным общением… Их корни знают, какие богатства, какие неисчислимые минеральные сокровища хранятся в каменных глубинах гор для будущего про-цветания человечества".
  По воспоминаниям ФП Лаптева, Рерих посылал из Уймона письмо наркому Чичерину и председателю Гор-но-Алтайского райисполкома Алыгазову с предложени-ем о заключении концессионного договора на разработ-ку полезных ископаемых горной системы Белуха совме-стными усилиями СССР и США. Предполагались по-стройки рудников, завода, реконструкции старых заво-дов, строительство железной дороги от Белухи до Ка-танды.
  Венцом же этих работ должен был стать город, для которого было уже и место найдено - долина между Уймоном и Катандой, и имя придумано - Звенигород.
 В ПОИСКАХ БЕЛОВОДЬЯ
  Не менее интересен был Алтай для НК Рериха духов-ными накоплениями народов, его населявших. Здесь сошлись языческие верования алтайцев с двумя миро-выми религиями: христианством и буддизмом. Причём, героический эпос "Маадай-Кара", "Очи-Бала" - это "Тайная доктрина" алтайцев (ЮМ Шишин), содержащая законченную духовно-философскую космогоноческую систему, близкую тем, что даны в учениях Тибета, Ки-тая, Индии
  Христианство представлено здесь двумя ветвями: пра-вославием и староверчеством. Религиозно-подвижническая практика старообрядцев, пришедших на Алтай в поисках Беловодья, сыграла большую роль в формировании духовной культуры края.
  Исследуя истоки сказаний о Беловодье, учёный прихо-дит к выводу, что "…в основе сведений о Беловодье ле-жит сообщение из буддийского мира Тот же центр Уче-ния жизни (Шамбала - И.Ж.) перетолкован староверами. Путь между Аргунью и Иртышом ведёт к тому же Тибе-ту" . Во время путешествия по Тибету, рассматривая возле Хотана развалины буддийских храмов и ступ, Ре-рих замечает: "Через эти именно места сам Будда про-ходил во время пути своего к Алтаю". Об этом говорят легенды Азии: "Известны места подвигов Будды на Ган-ге. Известны места рождения и смерти Учителя в Непа-ле. По некоторым указаниям посвящение совершилось ещё севернее - за Гималаями… Легендарная гора Меру по Махабхарате и также легендарная высота Шамбала в буддийских учениях - обе лежали на север…" Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи нередко упо-минают в своих работах Северную Шамбалу - второй "магнит" культурного напряжения евразийского конти-нента, роль которого и играет Алтай.
  Как археолога, Рериха очень интересовали памятники древней скульптуры. "Особенно интересны были камен-ные бабы, совершенно того же характера, как каменные бабы южнорусских степей". Художник много рисует подобные каменные бабы, менгиры, керексуры, которые встречаются по пути Трансгималайской экспедиции. И каждый раз он не перестаёт удивляться тесным связям культур Востока и Запада, язычества и монотеизма. Ис-следования современных учёных подтверждают влияние буддийского пантеона на иконографию тюрков Алтая. Существует определённое сходство между древнетюрк-скими каменными изваяниями и скульптурными изо-бражениями Будды, известными в Средней Азии ещё в до-тюркский период. У некоторых изваяний на голове просматривается подобие буддийской ушниши (это шишковидное выпячивание на темени человека в буд-дийских изображениях, символизирующее восприятие божественной или космической энергии).
Район горы Белухи. Фото с конф. "Новосибирск- озеро Ак-Кем", авг. 2002

  На самом же Алтае, в Ойротии, ждут прихода Благо-славенного Будды, или как его здесь называют - Белого Бурхана.
  Здесь весной и летом 1904 года возникла новая, син-кретическая форма религии - бурханизм, которая проти-вопоставила шаманистским культам некое подобие мо-нотеистического культа. В нём переплелись черты тюрк-ского героического эпоса с элементами буддизма: Белый Бурхан (Белый Бог, в противовес шаманским чёрным богам) посылает на Алтай своего вестника Ойрота, чтобы тот дал на-роду
 Учение Белого Бурхана (буддизма). Эпический богатырь Ойрот, собирательный персонаж алтайских мифов, име-нуется в песнях ярлыкчи, служителей культа бурханиз-ма, по-разному: Золотой Ойрот-Бурхан, Дорбон-Ойрот, Прекрасный царь Ойрот и т.д. В 1897 году был установ-лен факт существования у южных алтайцев рода ойрат. ЛН Гумилёв в своих трудах говорит, о могущественном ещё в ХУ111 веке племенном союзе ойратов, которые сдерживали китайскую агрессию на север, как раньше это происходило, благодаря хуннам, тюркам и уйгурам. Ойраты - это самая воинственная часть монголов, посе-лившихся в Джунгарии, в начале Х1У века, в результате разделения монголов на восточных и западных, и вплоть до 1758 года, когда манчьжуро-китайские войска дина-стии Цинь истребили этот мужественный этнос. В сис-теме алтайских космогонических мифов упоминается "Ойрот-книга". Именно в этом мифологическом сюжете исследователи отмечают значительное количество мон-гольских терминов, а также сюжетных параллелей и со-держательных связей с постулатами буддизма, проник-шего на Алтай из Монголии.
  Итак, мы видим, что на Алтае сошлись три мощных религиозных ветви. Поэтому Алтай рассматривается культурологами как один из "эпицентров культурогене-за Евразии". "Здесь отмечается феномен особого воз-действия на психику человека, отражённый в многочис-ленных преданиях, мифах, легендах, визионерском опы-те… Все вышеперечисленные духовные потоки, в свою очередь, сложили мощные духовные (астрально-ментальные) накопления", - утверждает искусствовед МЮ Шишин, разрабатывающий идею об "астрально-ментальных линзах" планеты. В своих изысканиях он близок идеям ГС Лебедева, который в своей монографии, посвящённой истории отечественной ар-хеологии, в главе "Категории нового мышления в со-временной археологии" представляет структуру архео-логической культуры на двух уровнях:
  а) ареальном - рассматривающем состав населения древнего общества в биогеопространстве;
  б) культурно-историческом уровне, когда в характери-стику культурного памятника вводится понятие "при-знак", раскрывающее психоэнергетический потенциал явления. Таким образом, археологическая культура ока-зывается составляющей всего культурно-исторического (культурно-энергетического) процесса, развивающегося из биосферы в ноосферу . Поэтому неслучаен интерес Н.К.Рериха к археологии Алтая. В свете его культуроло-гической концепции археологическая культура данного региона несёт в себе мощный культурно-энергетический потенциал не только в плане освоения наследия предков, но и в плане дальнейшей эволюции человечества.
  В 1986-91гг. Международным Институтом космиче-ской антропоэкологии (Новосибирск) на Алтае проводи-лись экспедиционные работы по исследованию био-сферно-геофизических сопряжений и их влиянию на этно-, фило-, и онтогенетические процессы, эволюцион-но развёртывающиеся в данном регионе. Результаты экспериментов, в ходе которых было выявлено большое количество аномальных гео-биосферных зон на терри-тории Алтая, привели учёных к неожиданным выводам. Фиксация интеллектуальных и других энергетических потоков самих испытателей, помещённых в подобную резонирующую пространственную ячейку, переводила их из разряда "наблюдателей" в разряд "участников" биогеофизических процессов. Тогда появляется возмож-ность понимания древнейших ритуалов человека с точки зрения палеопсихологического и космопланетарного их значения. Следовательно, "энерго-информационный обмен между организмом отдельного человека, популя-ции в целом и энергоактивными зонами Земли имеет в этом регионе существенные особенности, определяю-щие высокую информационную насыщенность Алтая, с одной стороны, а с другой - влияние на этно-, фило-, и онтогенез у алтайских народов, являющихся носителями ещё не раскрытых наукой космических сопряжений". Новосибирский врач, академик В.П.Казначеев, много лет занимающийся изучением иррациональных совйств человеческого сознания и проблемой возникновения разума на Земле считает, что горную систему Алтай-Гималаи можно рассматривать как древнейшую пло-щадку Геи (т.е. Земли как живого существа), где взаимодействие планеты и её космического окружения идёт напрямую через планетарную пневмосферу (по определению П.Флоренского). И Алтай - один из не-многих регионов, "где эта пневматосферная особенность наиболее свежа, наиболее глубоко сохранилась".. По-этому "та память которая хранится в кристаллических водах Телецкого озера, то, что содержится в воздушной атмосфере, в биосферных покровах, флоре, фауне - всё это составляет уни-кальные резервы для выживания человечества"..
  ПРИМЕЧАНИЯ: в работе использованы труды НК Рериха, ЛН Гумилёва, АМ Сагалаева, АС Суразакова, ЛР Цесюлевича, ВА Липинской, ПФ Беликова и ВП Князевой, С Ландышева, МЮ Шишина, ГС лебедева, АВ Трофимова, ВП Казначеева и ряда сборников.(От ред.)

<<На главную <<№28
Hosted by uCoz