|
"Похитители Огня" Н.К.Рерих. 1938 год.
|
13 декабря исполняется 55 лет со дня ухода их жизни выдающегося русского художни-ка, ученого и борца за Культуру Николая Кон-стантиновича Рериха. Миру он оставил несравни-мое по своей широте и значимости наследие: более 7 тыс. картин, глубокие литературно-философские очер-ки, стихи, научные материалы двух больших экспеди-ций, одна из которых - Центрально-Азиатская - стала крупнейшей экспедицией ХХ века. Он создал богатую археологическую коллекцию, организовал, в числе дру-гих учреждений, институт Гималайских исследований в Кулу (Индия), с которым сотрудничали крупнейшие ученые мира, в том числе академик Н.И.Вавилов и А. Эйнштейн. А сам факт подписания в 1933 году Пакта Рериха (о международной охране памятников культуры во время военных действий) более чем двадцатью госу-дарствами сам по себе говорит об общемировом харак-тере деятельности Рериха.
Но, самый большой дар Рерихов миру заключён в 12 томах " Живой Этики" - философской системы, посвященной Космической эволюции человечества в её энергетическом понимании. С позиции сегодняшнего дня особый интерес вызывают многочисленные науч-ные подтверждения философских концепций Рерихов. Так, понимание Н.К.Рерихом мироздания как энергети-ческой системы, ещё в начале ХХ века нашло подтвер-ждение в трудах В.И.Вернадского, который размышлял: "Мысль, не есть ли форма энергии" и утвердил понятие "ноосферы", являющейся результатом мощного воздей-ствия человечества на природу. Другой выдающийся учёный, А.Л.Чижевский, в своей книге "Земное эхо солнечных бурь" утверждал, что " наибольшее влияние на физическую и органическую жизнь Земли оказывают радиации , направляющиеся к Земле со всех сторон Все-ленной". Русский исследователь С.Д.Кирлиан создал аппарат, позволяющий фиксировать излучения от чело-века и различных объектов на фотоплёнку.
Современная наука в лице своих представителей А.Е.Акимова и Г.И.Шипова полностью подтвердила наличие в космосе тончайшей и мощнейшей духовной энергии, названной ими "торсионным полем". Их исследованиям созвучны и труды академика И.Н Яницкого.(
Мнение редакции не совпадает с мнением авторов!) Изучая по завещанию В.И.Вернадскго строение недр Земли, этот ученый пришёл к выводу, что " планета Земля является предельно энергонасыщенной, геоди-намически активной и высокоорганизованной систе-мой"
По вопросу происхождения человечества ещё в начале 1980 -х годов интересные исследования времен-ных характеристик развития ДНК провели биофизики Эдинбургской щколы ( Англия). Исследования показали несостоятельность прежней концепции происхождения человека от обезьяны, так как для такой мутации необ-ходимо время, превышающее весь возраст Земли ( более 4,5 млрд .лет). А академик Н.П.Бехтерева, всю жизнь, изучавшая строение человеческого мозга, пришла к выводу, что " возникновение такого чуда, как мозг, невозможно без Творца".
Понимание духовной эволюции человечества в "Живой Этике" близко взглядам К.Э.Циолковского, который в своей работе "Разум и звёзды" рассматривал "мысль как фактор эволюции Космоса" и высшей целью чело-вечества ставил " беспредельность прогресса и надежду на уничтожение смерти". Рерихи также утверждают беспредельность совершенствования и будущее бес-смертие человечества.
Всё более сходятся взгляды учёных и философии "Живой Этики" в понимании существования все-общих Космических Законов и Космического Разума Вселенной. Ещё Альберт Эйнштейн утверждал: " Вся-кий, кто серьёзно занимается наукой, убеждается в том, что Законы Вселенной несут на себе отпечаток Высшего Разума, настолько превосходящего человеческий, что мы с нашими скромными возможностями должны бла-гоговейно склониться перед ним". Сегодня, излагая взгляды многих современных учёных на эту проблему, академик Г.Б.Дворкин пишет: "Всеобщим Вселенским Богом-Творцом, создающим по своему образу, подо-бию и сути, является энергополевая Информационно- распорядительная система (ИРС) Вселенной". А акаде-мик Л.М. Мельников так формулирует позицию совре-менной науки о смысле существования человека и че-ловечества: "Человек в физическом теле - этап, ступень совершенствования сознания - живёт для того, чтобы познавать, учится, чтобы с определённой информаци-онной подготовкой перейти в иной, более высокий план; человечество… реализует определённый эволю-ционный цикл, отведённый ему программой Космиче-ского Разума".
И в целом значение наследия Рерихов для че-ловечества и России многократно подтверждалось вы-сказываниями учёных. Так, президент Экологической Академии, академик Р.А.Н. Яншин ещё в 1966 году ут-верждал : "Я полагаю, что постепенно образованное че-ловечество примет Учение Рерихов как мировую этиче-скую систему". А известный, ныне ушедший от нас ака-демик Р.А.Н. Д.С.Лихачёв так писал в своём письме к С.Н.Рериху в августе 1989 года: " Я глубоко уверен, что наследие семьи Рерихов, превращённое в наше на-циональное достояние, займёт заслуженное место в культурной жизни нашей страны".
Особое понимание и широта взглядов Н.К.Рериха находит своё место и в среде людей, изу-чающих Космос. Его картинами восхищался Ю.А.Гагарин. А.В.Севастьянов говорил, что " Рерих поражает нас своей пылкой любовью к Человеку и че-ловечеству, к его духовному и культурному наследию". Г.М.Гречко обращал внимание на то, что "…такие лю-ди как Рерихи представляют собой некий исторический хребет, вокруг которого, как вокруг позвоночника, формируется вся история человечества".
К сожалению, чем больше учёные подтвер-ждают философские концепции Рериха, тем сильнее стремятся препятствовать их распространению некото-рые приверженцы Русской Православной Церкви. Кто же прав? Они, или великий русский Святой и Провидец Иоанн Кронштатский, который, будучи духовным от-цом, в семье ещё тогда маленького Николая, на буду-щие жизненные труды напутствовал юного Рериха сло-вами: " Вам придётся много для Родины потрудит-ся".Также и семья Елены Шапошниковой ( в замужест-ве - Рерих) пользовалась "трогательным благораспо-ложением о.Иоанна". Высоко оценивал эскизы Н.К.Рериха и его росписи церквей под Киевом митро-полит Флавиан. Владыка Антоний благословил его мо-заику для Почаевской Лавры, а о картине "Ростов Ве-ликий" проникновенно сказал: " Молитва Земли Небу".
Каким же было отношение Н.К.Рериха к право-славию? В начале ХХ века Рерих выступил в первых рядах защитников старинной русской иконы, писал на эту тему статьи. В 1903-1904 гг., путешествуя по древ-ним городам России, Рерих создал "архитектурную се-рию" картин, сохранив на более чем 90 этюдах архитек-туру древнерусских храмов и интерьеров церквей до нашего времени, а ведь многие из этих храмов погибли во время революции и войн. Все святые изображения Н.К.Рериха строго выдержаны в русско-византийском стиле. Он увлечённо создавал эскизы, мозаики и роспи-си наружного и внутреннего убранства христианских храмов ( в Киевской губернии, в Талашкино, под Шлис-сельбургом, в Перми, во Пскове.. и т.д.)
Литературно-философское наследие Н.К.Рериха направлено на возвышение нравственности и красоты, с глубоким почитанием и уважением пишет он о духовных Светочах Христианства. Его символ Знамени Мира также несёт на себе отпечаток Христи-анской культуры. Объясняя свой мотив выбора именно этого знака, в письме барону М.А.Траубе (1932г) Н.К.Рерих пишет: "Наконец-то я могу Вам послать… снимок с моей последней картины, посвященной смыс-лу значения знака Знамени…Что может древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глу-бину веков к первому обобшённому Христианству и так прекрасно претворённой в иконе Рублёва "Святая Живоначальная Троица" в Свято-Троицкой Сергиев-ской Лавры. Именно этот символ - символ древнейшего Христианства, освещенный для нас именем Св.Сергия, подсказал мне наш знак".
Считая себя православными людьми, Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи в почитании православных святынь воспитывали своих детей. Пат-риотизм также был глубоко присущ всей семье Рерихов. Не смотря на свои скитания по всему свету, Рерихи бережно хранили русские паспорта, мечтая, вернуться на Родину и завещали всё своё духовное наследие Рос-сии. " Для русского народа мы трудились. Ему несём знания и достижения" - писал Н.К.Рерих в 1942 году.
Великий дар завещан России. Сможем ли мы его принять? Это зависит от нас с вами.
Л.Е. и В. М. Вальковы. г. Кемерово.