Заявление учёных участников конференции
"Идеи нового мира в современной науке, педагогике и социальной жизни"
Заявление учёных участников конференции
"Идеи нового мира в современной науке, педагогике и социальной жизни"
ЕКАТЕРИНБУРГ, 18 августа 2002 года.
Сегодня не только Россия, но и мир в целом находятся в глубоком системном кризисе, который ставит под сомнение возможность выживания России и человечества, как биологического вида. Все мыслящие люди, учёные, педагоги, культурная интеллигенция, понимают, что главная причина этого кризиса - корень его - находятся в человеке. В том человеке, которого создала и продолжает воспроизводить массовым тиражом цивилизация планеты.
Этот человек обречён, поскольку он создал цивилизацию мира вещей и стал рабом его.
Все социальные институты, правительства, экономика ориентируются на производство материальных вещей всё в большем количестве и ассортименте. Это уже привело к кризисам экологическим, экономическим, политическим и, самое трагическое, к духовному кризису. Человечество утратило смысл и цель своего существования, нарушило законы взаимодействия с Природой, Вселенной, Космосом. Об этом сегодня свидетельствуют трагические события по всей планете.
Мыслящие люди понимают, что выход из этой ситуации только в одном: в переходе цивилизации в её новый тип - цивилизации духовно-нравственного человека. Необходимость приоритета нравственности во всех сферах жизни современного общества утверждают новые открытия науки и передовые учёные мира.
Главной стратегической задачей любого умного правительства при этом становится задача производства и воспроизводства нравственного Человека - человека с большой буквы - понимающего и принимающего Законы Природы и Космоса, живущего в соответствии с ними. Рождение такого Человека автоматически прекратит войны, самоистребление, коррупцию, исчезнут противоречия между религией, наукой и культурой.
Мы считаем, что в России есть все условия для такого перехода. Россия ближе всех стоит к пониманию Общего Блага - фундаментальной категории мироздания. Она имеет богатый жизненный опыт и внутреннее знание. Этот переход должен коснуться всех социальных систем: образования, воспитания и просвещения, культуры, науки, экономики, политики, СМИ и т.д.
Мы утверждаем, что Россия уже обладает для этого необходимым трансформационным потенциалом, теорией методов, технологиями и методиками, человеческим потенциалом, а главное, желанием и стремлением к этому лучшей части российского народа.
И первым неотложным шагом на этом пути должно стать принятие Государственной программы "О приоритете нравственности во всех сферах жизни общества". Важнейшим разделом этой программы должна стать немедленная реформа образования в сторону патриотической и духовно-нравственной направленности образования и воспитания.
Работа по подготовке такой программы не должна быть делом только лишь государственных учреждений науки (в т.ч. РАН, которая дискредитировала себя созданием в очередной раз комитета по борьбе с лженаукой).
Эта Программа должна стать всенародным делом в лице общественных движений и культурных организаций, которые имеют мощный потенциал учёных и деятелей с новым нравственным мировоззрением, способных дать основы для этого перехода.
ПОДПИСИ: Академик Акимов А.Е., доктор наук Волченко В.Н., академик Болотова Л.С., докт. наук .Дмитриев АН, доктор Миланского ун-ста Пельменьщиков АГ, канд. наук. Акбашев ТФ, канд. наук Клёнов ЛА, канд наук Эйнгорн НК, канд. наук Кравченко СН, канд. наук Уроженко ОА, канд. наук Клеменьева ТН, канд. наук Барабанов АА, канд. наук Мухамедьяров РД, канд. наук Аксентьев АТ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВЫХОДУ ИЗ КРИЗИСА (А.М.Агагабян, г. Бийск)
Согласно данным социальной психологии, в любом обществе есть три и только три категории людей: консерваторы, реформаторы и новаторы. И они, конечно же, что-то предлагают.
Консерваторы - предлагают ничего не менять, т.к. упорно не признают кризиса и продолжают твердить, что кризиса нет. Так добрались до застоя. "Кто стоит на месте - тот отстаёт" - гласит древнеримская пословица.
А согласно данным ЮНЕСКО, в мире около 1 млрд. неграмотных, а остальные 5 млрд. функционально необразованы.
Реформаторы - предпочитая оставить без изменения существующий фундамент образования, предлагают делать наружный, преимущественно "косметический ремонт". То есть обновлять почаще вывески, перетасовывать кадры и т.п. То есть менять форму (ре-форма), ре - на латинском означает - против. Значит, против формы.
К таким реформаторам относится большинство из предыдущих министров образования и их заместители с их огромным управленческим аппаратом. И эта целая армия просвещенцев не могла вывести из кризиса одну-единственную (хотя бы одну) республику или страну.
К этой когорте относятся и многие нынешние руководители школ. Они дают новые названия своим учебным заведениям, типа лицеев, гимназий и даже колледжей. Или уменьшают количество учеников в классе и даже переходят на платное обучение, думая, что тем самым они делают альтернативную педагогику и тем самым выводят из кризиса народное образование.
Хотя нужно менять всё образование, что и предлагают новаторы.
Новаторы - сперва тщательно проверяют "фундамент" всего "педагогического здания" и, обнаружив в нём прогнившую балку, - смело предлагают её заменить.
- отменить отметки (академик Ш.А.Амонашвили)
- Поменять программу (академик С.П.Манукян)
- Убрать классно-поурочную систему (акад. В.К.Дьяченко)
- Ввести педагогику здоровья (докт. наук В.Ф.Базарнов)
- Учить быстрее (учитель школы В.Ф.Шаталов)
- Использовать метод погружения (акад. М.П.Щетинин)
Как можно заметить, даже крупных предложений больше чем достаточно, а о мелких даже и не говорим.
Осталось выяснить, действенны ли они? Для этого рассмотрим каждое из предложений в отдельности.
(Продолжение в следующих №№)
РЕЗОЛЮЦИЯ
участников конференции.
Председатель конф. - Инесса Петровна Суханова, которая проводит данные встречи на Урале с 1994года.
От ред. - данные предложения учёных были поддержаны участниками конференции. Предложено изыскать возможность выйти в Центризбирком и провести референдум в России о необходимости приоритета нравственности и с этой же идеей выйти в Госдуму. Направить данную резолюцию: Президенту, Правительству и в Госдуму.
(Теперь будем ждать реакцию этих инстанций, в значительной мере повинных в бездуховности общества, на этот важный запрос - ред.).
<<На главную
<<№28