К вопросу о духовно-нравственных ценностях российских школьников.
К вопросу о духовно-нравственных ценностях российских школьников.
(Ковалёва М.И., старший преподаватель
кафедры ИяИФ, Рубцовский индустриальный институт)
Резкое снижение уровня производства, инфляция и безработица привели к вымыванию духовных ценностей и общественно-значимых ориентиров поведения, что негативно отразилось на образованности (от ред., - на самом деле - всё это уже следствия; причина всегда в духовном падении - разрушение каркаса идеологии социализма, при всех его недостатках - при не замене его другой и более высокой ду-ховной идеологией нравственности, привела к пустоте на фоне взрыва бескультурья, замаскированного под "демократию", а, по сути, сдачу нашим "политическим истеблишментом" национальных интересов Западу). Особенно тревожно выглядит тенденция снижения нравст-венного облика подрастающего поколения. Проблема ценностей в социологических и психологических теориях сегодня является цен-тральной, т.к. ценности образуют неотъемлемый компонент культуры любого общества и влияют на сознательно осуществляемый челове-ком выбор того или иного типа поведения.
Нами было проведено исследование учащихся старших классов г. Рубцовска по изучению ценностных ориентиров подростков. Так, исследования терминальных ценностей показали, что старшеклассни-ки на 1 место ставят здоровье, на 2 - друзей, на 3 - любовь. Анализ инструментальных ценностей показал, что 21 % подростков не знают, что такое "высокий жизненный стандарт", 20 % считают, что это - "достаток, материальное благополучие", 6 % - "высшее образование", 3% - "моральные качества". Данные исследования выявили большую значимость, придаваемую материальному благосостоянию русскими школьниками. Среди нравственных приоритетов в качестве значимых 5 из 10 респондентов отметили "стремиться к богатству", затем "за-кончить школу" - 31%, "хорошую работу" - 20%, "завести семью" - 15%.
Нравственно-психологический идеал у школьников - это эмоцио-нально окрашенный образ, который направляет его собственное пове-дение и служит критерием оценки поведения других людей, являясь важным условием формирования моральной устойчивости школьника. 75% респондентов отметили, что у них нет идеалов вообще. Среди моральных ценностей, которые важны для сегодняшних подростков честность выбрали 24% школьников, доброту - 12%, далее - понимание. (А 30% не знают, что такое "моральные ценности"!). Только 2 подростка указали совесть, а ведь именно совесть может выступать критерием нравственности человека. Утратив заботу о совести, мы расплачиваемся за это и в общественном и в личном плане. Интересно, что практически в каждых ответах российских старшеклассников можно было встретить фразу: "не знаю", что указывает на растерянность молодых людей в определении своего поведения в условиях жизни в нашей стране сегодня, нежелание задумываться над ситуациями, касающимися нравственного выбора.
Да, среди какой-то части молодых людей имеет место и скепсис, и нигилизм, равнодушие в сфере идейных убеждений. Но надо помнить, что тревожащие настроения среди какой-то части подрастающего поколения часто возникают как реакция на формализм, примитив и шаблон, которые встречаются в школе, во всех звеньях нашей соци-альной педагогики. Много говорится об "инновационных процессах", "образовательных технологиях" и др., в то же время, для многих ли-цемерие - состояние души. Работа над собой, над внутренним миром - запущенная область образования. Учим спасать, а не спасаться.
Необходима нацеленность на почитание российских ценностей и традиций. Отечественная культура и история изобилуют образцами высокой нравственности свободного духа, которые можно положить в основу воспитания нравственных ценностей в российской школе. Не-обходимы усилия государства, церкви, общественных организаций, родителей, школы, общественных институтов в решении вопросов воспитания детей. Из кризиса нужно выходить всем вместе.
<<На главную
<<№27