Н.К.Рерих, будучи не только художником, писателем, но и учёным, философом, все свои творческие устремле-ния, интуитивные прозрения и научные открытия на-правлял в одно русло: развитие Культуры человечества, "осветление" и "расширение" его сознания. Выстраивая свою концепцию Культуры, основанную на законах Космической эволюции, Н.К.Рерих отводил в ней значи-тельное место проблеме Восток-Запад. Ещё П.Я.Чаадаев говорил о необходимости понимания этой проблемы не географически, а "как два принципа, соответствующие двум динамическим силам природы, две идеи, обни-мающие весь жизненный строй человеческого рода" (1). Эти слова как нельзя более точно и ёмко выражают суть исследований и выводов Н.К.Рериха. И в отличие от Р.Киплинга, утверждавшего, что "Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и близнецам никогда не встретить-ся", Рерих полагал, что это "отжившая и окаменевшая идея, которую нельзя поддерживать"(2), что культуры Запада и Востока имеют общие корни, которые необхо-димо искать в Срединной Азии. В ходе развития челове-ческой истории эти две мощных ветви культуры получи-ли разную ориентацию, и на протяжении многих веков двигались в противоположном направлении друг от дру-га, всё больше отдаляясь, породив данную проблему. Выход из создавшегося кризисного состояния Н.К.Рерих видит в синтезе культур, поиске в них общих, объеди-няющих, и особенных, взаимообогащающих начал. Для доказательства своей гипотезы он снаряжает Трансгима-лайскую экспедицию, которая, пройдя в 1923-1928годах через Индию, Ладак, Кашмир, Хотан, Синцзян, Китай-ский Туркестан, Алтай, Бурятию, Монголию, Тибет и вернувшись обратно в Индию, должна была исследовать эту "колыбель народов" (как её называл Н.К.Рерих) в археологическом, геологическом, естественнонаучном, историческом, этнографическом и культурологическом аспектах. Находки экспедиции исчислялись тысячами экспонатов. В этот же период художником было написа-но около пятисот картин и этюдов.
Сын учёного и художника, выдающийся русский вос-токовед Юрий Николаевич Рерих так описывает цели экспедиции, участником которой он был сам: "Научно-художественная экспедиция академика Н.Н.Рериха за-нимает особое место в истории русских центрально-азиатских экспедиций. Во время путешествия была пере-сечена высокогорная часть Тибетского нагорья и приле-гающая к нему с юга Гималайская горная страна. Впер-вые художник смог запечатлеть на своих полотнах ландшафт малодоступных и малоизвестных областей Внутренней Азии, отразить исключительные панорамы горных стран и воплотить в художественных образах её народные предания. Попутно велись научные наблюде-ния, сборы коллекций и материалов для дальнейшего изучения не только природы этих областей, но и человека в его географической и социально-экономической среде" (3).
Позже Н.К.Рерих выпустил свои путевые заметки и наблюдения данного периода двумя книгами: "Сердце Азии" и "Алтай-Гималаи". Не раз звучит у Рериха эта мысль: "Истинно, Алтай - Гималаи - два магнита, два равновесия, два устоя" (4). Его сын, Юрий Николаевич, вспоминает: "Для Николая Константиновича Алтай на севере и Гималаи на юге были как бы полюсами единого грандиозного горного мира. Недаром дневники экспеди-ции, куда он заносил свои мысли, родившиеся во время странствования, были названы им "Алтай-Гималаи". Его мысленный взор охватывал весь необъятный простор Внутренней Азии, от вершин Алтая (Белуха, массив Та-бун-Богдо в Монгольском Алтае) до вершин Гималаев. Характерно, что снежная вершина Гэпанг, возвышаю-щаяся над избранной Николаем Константиновичем для многих лет жизни долиной Кулу в Западных Гималаях, своими очертаниями живо напоминает далёкую север-ную Белуху"(5). Сегодня исследования учёных подтвер-ждают мысль Н.К.Рериха о значении этих "магнитов" для движения исторического процесса, считая их дви-жущими силами эволюции. "Естественное подобие мо-гут явить и природные образования, которые как бы до-полняют друг друга. Наиболее интересно сравнение культурно-исторических созвучий. Не случайно Н.К.Рерих назвал Алтай и Гималаи двумя магнитами, сравних их действие с работой сердца.(6). "Россия в ев-роазиатском пространстве индоцентрической парадигмы коммуникативно-географически тесно связана с Индо-станом, причём именно по оси симметрии Алтай-Гималаи-Тибет, выявленной Н.К.Рерихом"(7).
"Магниты", по определению Н.К.Рериха могут быть мыслетворными и рукотворными. Они несут на себе наслоение психической энергии и содействуют вопло-щению плана эволюции. В одной из книг Живой Этики, "Озарение", мы читаем следующее: "О заложении маг-нитов. Магнит куёт проекцию эволюции планеты. Маг-нит являет непреложность. Магнит утверждает путь че-ловеческий. Магнит или остаётся невидимым, притяги-вая течение событий; или служит центром сознательного действия; или озаряет нашедшего его человека.
|
"Ойрот - вестник Белого Бурхана". Н.К. Рерих.
|
Можно видеть в истории человечества, как сеть магни-тов, подобно путеводным огням, вспыхивала.
Как же работает магнит? Он претворяет идеи про-странства в действие. Много магнитов лежит под осно-ванием городов. Много было находимо" (8). В совре-менном рериховедении (Л.В.Шапошникова, Е.П.Маточкин и др.) существует точка зрения, что такие "магниты" были заложены в ходе Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов. "С точки зрения эволюции челове-чества, - пишет Б.В.Вершинин, научный сотрудник НИИ общей и клинической патологии, - эта экспедиция сфор-мировала сакральный космический фокус на нашей пла-нете, заложив энергетическое поле для будущих культур и цивилизаций" (9). Эти утверждения вызывают ряд во-просов, но бесспорно то, что маршрут экспедиции был сформирован с учётом выявления этих "магнитов", т.е. посещения и исследования "зон пассионарности" (Л.Н.Гумилёв) или "точек историко-культурной бифур-кации" (М.С.Каган) для подтверждения гипотезы, выска-занной Н.К.Рерихом об истоках евроазиатской культуры, зародившейся в "Срединной Азии", сердце горной сис-темы Алтай-Гималаи. Проще говоря, "магнитами" мож-но назвать такие места на земле, где находятся узлы осо-бенно интенсивных гео-магнитных излучений. Как пра-вило, они оказывают особое энергетическое воздействие на окружающее пространство в геологическом, биологи-ческом, экологическом, социально-культурном и других аспектах.
Неутомимый путешественник, археолог и культуролог, Н.К.Рерих совершил научный подвиг, пройдя весь массив горной системы Алтай-Гималаи и обследовав его с позиций естественных, общественных и гуманитарных наук. Насколько важен был для Рериха Алтай говорит тот факт, что во время Трансгималайской экспедиции исследователь отклоняется от основного маршрута довольно значительно вглубь Алтая.
Алтайскими тропами
С целью уточнения маршрута Н.К.Рериха по Алтаю и идентификации алтайских ландшафтов с произведе-ниями художника автором данного исследования были осуществлены две экспедиции к подножью Белухи: в ию-ле-августе 1995 года по долине реки Ак-Кем к северному подножью Белухи и в июле-августе 1996 года по долине реки Кучерлы через перевал Восточный Капчальский к истокам Катуни с южной стороны Белухи. Вторая экс-педиция была приурочена к 70-той годовщине пребыва-ния Н.К.Рериха на Алтае и получила подробное освеще-ние в публикации газеты "Алтайская правда" (18 июня, 24 июля, 21, 24, 29, 31 августа, 10, 17 сентября, 1 ок-тября 1996 года).
Нам удалось довольно подробно проследить маршрут экспедиции по Алтаю и нанести его на карту. Известно, что экспедиция двигалась от Барнаула через Бийск, Красный Яр, Алтайское, Баранча, Таурак, Мариинское, Чёрный Ануй, Мута, Усть-Кан, Кырлык, Абай, Юстик, Синий Яр, Усть-Коксу до Верхнего Уймона. Шли вдоль реки Кырлык, переправлялись через реки Эдигол, Каракол, Мута, Гро-мотуха. Обратный путь, более удобный показал провод-ник Рериха Вахрамей Семёнович Атаманов от Чёрного Ануя через Туманово, Матвеевку, Карпово, Солоновку до Бийска. Наибольшее число вопросов вызывают мар-шруты от Верхнего Уймона вглубь Алтая. Ни в одном исследовании наследия Н.К.Рериха не было предпринято попыток уточнения данных маршрутов (в статье ЛР Це-сюлевича "На Алтае" есть строки: "Такие поездки (по следам экспедиции НКР по Алтаю - И.Ж.) были осуще-ствлены автором этой статьи, а на основе собранного материала составлена уточнённая карта маршрута экспе-диции…" Но в книге карта не представлена, а описан маршрут до Верхнего Уймона).
Восстановить пути следования экспедиции по Алтаю удалось на основе путевых записей НКР, участницы экс-педиции Зинаиды Фосдик, воспоминаний крестьян Верхнего Уймона, книг профессора Томского универси-тета АА Сапожникова, которыми пользовался НКР при составлении алтайских маршрутов, исследований ЛР Цесюлевича, алтайского художника, который в 1967 го-ду искал следы экспедиции Рериха на Алтае, а также в результате осуществления двух экспедиций автором данного исследования.
Пребывание Рериха на Алтае длилось почти месяц - с 28 июля по 26 августа 1926 года. В Верхнем Уймоне (древнее старообрядческое село в Уймонской долине, расположенной близ Белухи) работа велась 12 дней. ЛР Цесюлевич так её описывает: "Почти ежедневно совер-шались поездки с Вахрамеем Атамановым в окружаю-щие горы с целью сбора этюдного материала. Художник побывал на белках Студёный, Погорелка, Большой Ба-тун, Малый Батун. Выезжали обычно рано утром. Вста-вали Рерихи в 6 часов утра… С Атамановым они подни-мались на Теректинский хребет, параллельный Катун-скому…" (10).
Но даже за такой небольшой период пребывания на Алтае Рериху удалось вскрыть колоссальные пласты не-изведанного в разных научных областях, которые теперь предстоит разрабатывать многим учёным.
Целый ряд гипотез и прозрений "великого интуитиви-ста", высказанных во время посещения Алтая, уже сего-дня находят подтверждения в изысканиях археологов, геологов, ботаников, а также философов, физиков, эко-логов, культурологов и др. Не будучи узким специали-стом во всех перечисленных областях знания, но обладая огромным, поистине энциклопедическим интеллекту-альным запасом, Н.К.Р. как художник мыслил образно, обладал целостным видением, что позволяло ему намно-го опередить своё время.
Что же так привлекало художника и путешественника в этих местах? Почему он планировал сюда вернуться и продолжать исследования? Почему завещал часть своих картин ближайшему к Алтаю городу, где есть картинная галерея? Таким городом оказался Новосибирск. Почему на последнем полотне, оставшемся незавершённым на мольберте, работу над которым оборвала смерть худож-ника, мы вновь видим Белуху? На эти и многие другие вопросы даёт ответы исследование художественного творчества НКР, в котором, как в линзе, сфокусирова-лись научные, философские изыскания и поэтические устремления замечательного мыслителя.
Таинственная Сумеру.
Алтай рассматривался Рерихом не только как часть огромного горного мира Азии, но и как средоточие культурно-энергетических потоков. "Алтай - се-редина Азии" (11). "Центр между четырёх океанов су-ществует" (12). "Сиверные горы - Сумыр, Субур, Сум-быр, Сибирь - Сумеру. Всё тот же центр от четырёх океанов. На Алтае, на правом берегу Катуни, есть гора, значение её приравнивается мировой горе Сумеру" (13) . ("сиверных" - этнографическое "северных" - И.Ж.).
Ещё задолго до прихода на Алтай, слышит Рерих о нём удивительные речи: "И странно и чудно - везде, по все-му краю хвалят Алтай. И горы-то прекрасны, и кедры-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны. А на реке Катуни, говорят, должна быть последняя в ми-ре война. А после - труд мирный" (14). "Говорят, на Алтае весною цветут какие-то особенные красные ли-лии. Откуда это общее почитание Алтая?" (15). Далеко, за пределами Алтая, в Монголии "Знают о великих вре-менах… Знают о приходе Благословенного (воплощения Будды - ИЖ) на Алтай. Знают о значении Алтая. Знают о Белой Горе…" (16).
"Белая Гора", Белуха - вот тот "магнит", который при-тягивает помыслы народов Сибири, Востока. Это не только самая высокая вершина "Сиверных гор" - 4.506 метров… С ней связано множество легенд и пророчеств. НК и ЕИ Рерихи собирают эти легенды, записывают, соотносят с полученными ими ранее указаниями Учите-ля. В дневниковых записях Елены Ивановны Рерих за 1926 год читаем:
|
"ПОДЗЕМНЫЙ НАРОД". Н.К. Рерих
|
"1. У11. …Явите внимание текущим делам. Считаю, должны поехать на Алтай теперь - 17-го…
5. У11. …Но нетрудно похвалить молодую страну. Действие прежде всего, всё для действия 17-го. Старайтесь успеть. Луч шлю вам.
17. У11. Явите память о семнадцатом числе, данном в Москве. Сегодня видели Белуху и долину города…
6. 1Х. Ур. Незачем слишком ограничивать себя Бе-лухой - задача всей Азии шире - Гималаи тоже могут быть столицей. Север и юг должны быть уравновешены. Каждый приносит камень к люби-мому месту - так безграничен план" . (17).
Здесь, на Алтае, Рерихи должны исследовать условия для дальнейшего эволюционного развития планеты, "за-ложить магниты эволюции": "Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии. Великое будущее предначертано этому замечательному средото-чию. Долина между Уймоном и Катандой будет местом большого центра" (18).
Эта долина, лежащая на левом берегу Катуни была исследована Рерихами в двух направлениях: во-первых, с точки зрения её исторического значения в вопросе ста-новления евроазиатского социокультурного континуу-ма; во-вторых, с позиций оценки состояния природных ресурсов, имеющих важное народнохозяйственное зна-чение не только для развития данного региона, но и Рос-сии в целом.
Сегодня в истории, наряду с другими точками зрения, существует алтаецентрическая концепция культуры. В её
основе лежит утверждение о том, что Алтай является своеобразным "котлом", в котором переплавлялись пле-мена и народы, движимые лавиной Великого переселе-ния и позже образовавшие современные европейские и азиатские нации и государства. Одним из первых эту мысль высказал НКР: "И в доисторическом, и в истори-ческмо отношении Алтай представляет невскрытую со-кровищницу" (19). Так, индийский учёный Падмарши В.Р. Риши, отыскивая первоначальную родину арийцев, находит её на Алтае. К этому выводу он пришёл путём сравнения русского языка и санскрита, религии арийцев и славян, праздников индийцев и древних славян. Он рассматривает гипотезы разных учёных, утверждающих, что родиной ариев были: Арктика, Скандинавия, Рип-ские (Уральские) горы, Южная Русь (от Днепра до Уральских гор). И одна из гипотез, высказанная докто-ром РГ Харшем из Агрского университета, утверждает, что "родиной арийцев является гора Меру или Сумеру Парбата, как упоминается в некторых Пуранах и Махаб-харате…, что Меру в Пуранах - это ни что иное, как Ал-тайские горы в Центральной Азии…, что основное ме-стопребывание Бога Творца, Брахмы, было на самой Ме-ру" (20). Сравним у Рериха: "…Сибирь - Сумеру. Всё тот же центр от четырёх океанов…" (21). Он однозначно приравнивает Белуху мировой горе Сумеру. Алтайцы называют Белуху: "Ак-Сюмёр", что значит "Белая Сю-мёр", где обитает дух Алтая - Алтай-ээзи: "На священ-ной горе Ак-Сюмёр - на самой высокой горе, увенчан-ной тремя белыми пиками" (22). А также "Кадын-Бажи" (Вершина Катуни) и "Юч-Сюмер" (23). В одной из ле-генд разъясняется последнее название Белухи. "Имя Ориона часто связывается с повествованиями о Гесер-хане. На Алтае гору Белуху называют Уч-Сюре. Уч - Орион. Сюре - жилище богов, соответствует монголь-ской Сумер и индийской Сумеру. На гору Уч-Сюре вос-ходят по белому хадаку. Небесная птица на горе Уч-Сюре победила дракона. Цаган-убугун - "белый старик" - всегда близок Большой Медведице" (24).
ВВ Сапожников в монографии "По Русскому и мон-гольскому Алтаю" (25) приводит ещё другие названия Белухи: "У калмыков на Аргуте я слышал ещё другое название - …Ак-су-рю, т.е. "с белой водой". Наконец, киргизы Южного Алтая называли мне Белуху - Мус-ду-тау, т.е. "ледяная гора". АМ Сагалаев добавляет ещё: "Уч-Айры (С тремя раздельными вершинами, развилка-ми, - несмотря на то, что в действительности гора имеет две вершины)"… (26). Сагалаев переводит слово "Уч" как сакральное "три", сравнивая с понятиями "Уч-Курбустан" - Три Курбустана, триединое небесное боже-ство; уч-порукту Бай Ульгень - в тройной шапке свя-щенный Ульгень (27). В легенде "Уч" переводится как Орион. Вероятно, эти трактовки не должны противоре-чить друг другу, т.к. в обоих случаях речь идёт о свя-щенном, сакральном, и в то же время, в созвездии Орион выделяются три ярких звезды - так называемый "Пояс Ориона". Но эта проблема требует ещё тщательной эти-мологической проверки.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1)Чаадаев ПЯ. Сочинения и письма в 2-х томах. Т2, 1914. с.153.
2)Рерих НК. Сердце Азии. Рига. 1992.С.257.
3)цит. по кн. Зелинский АН. Экспедиция НК Рериха в Цен-тральную Азию (Природа. 1974, №10. С.3)
4)Рериховские чтения.1976г. (К 50-летию исследований НК Рериха на Алтае). Тезисы конференции. Новосибирск, 1976.С.114.
5)Рерих ЮН. Листки воспоминаний. Приключения в горах . М.,1961.С.57.
6)Лебедев СГ, Чирятьев МН. Особенности исторического процесса в свете учения Живой Этики (Пути Восхожде-ния.М.1995.С.137).
7)Там же. С.127
8)Учение Живой Этики в 3-х томах. СПб, 1993. (Листы сада М. Книга вторая. Ч.3, 11-7)
9)Вершинин БВ. Экологические проблемы культурно-исторических территорий Евразии (Алтай-Космос-Микрокосм. Тезисы докладов 3-й международной конференции. Алтай, 1995. С.97)
10)Цесюлевич ЛР. На Алтае (НК Рерих. Жизнь и творчест-во. М.,1978. С.174-175)
11)Рерих НК. Алтай-Гималаи. Рига.1992.С.266
12)Там же. С.281
13)Там же. С.291
14)Там же. С.239
15)Там же. С. 260
16)Там же. С.294
17)Рериховский вестник (январь-декабрь 1991) С-П-бург - Извара - Барнаул - Горно-Алтайск, 1991.С.с. 39-46
18)Булгаков В. Встречи с художниками. Л., 1968.С.268
19)Рерих НК. Сердце Азии. Рига. 1992. С.186
20)Падмарши В.Р. Риши. Индия и Россия (Алтай-Гималаи. Материалы конференции. Новосибирск, 1992. С.22)
21)Рерих НК. Алтай-Гималаи. Рига. 1992.С.291
22)Сагалаев АМ. Алтай в зеркале мифов. Новосибирск, 1992.С.62
23)Маадай-Кара. Алтайский героический эпос. Горно-Алтайск, 1979.С.6
24)Рериховский вестник (январь-декабрь 1991). Санкт-Петербург - Извара - Барнаул - Горно-Алтайск, 1991. С.52-53
25)Сапожников ВВ. По Русскому и Монгольскому Алтаю. М., 1949.С.163
26.Сагалаев АМ. Алтай в зеркале мифов. Новосибирск.1992. С.63.
27)См. Сагалаев АМ. Мифология и верования алтайцев. Цен-тральноазиатские влияния. Новосибирск. 1984.
<<На главную
<<№27