Государственный герб России. История и современность

Государственный герб России. История и современность
( Окончание. Начало в № 3(23) )

 Добавим несколько слов о символизме птицы, и орла в частности. ЕП Блаватская подтверждает, что птицы владе-ют левитацией, поэтому их и считали святыми созданиями (ибо среди людей левитируют лишь Великие Святые), и поэтому они разделяют природу созданий более высоких, нежели земные создания.
  Мэнли П. Холл пишет, что "перья птиц из-за их поддерживающей силы считаются символом божественности, смелости и свершения.(…) У римлян и греков орёл считался птицей, посвящённой Юпитеру, и, следовательно, озна-чал быстрое движение сил Демиурга; поэтому он считался земным царём птиц в противоположность фениксу, ко-торый был символом небесного правителя. Орёл представлял солнце в его материальной фазе, а также неизменный закон Демиурга, которому подчиняются все земные создания. Орёл является также герметическим символом серы и означает таинственный огонь СКОРПИОНА, наиболее глубокого по значению знака Зодиака, и Ворота Великой Мистерии. Будучи одним из трёх символов Скорпиона, орёл (…) служил эмблемой теургического акта и секретных процессов, посредством которых низший огонь Скорпиона превращался в духовный свет-огонь богов". ("Энциклопе-дия оккультизма"). Иными словами - "низший Скорпион" - это "злобная ящерица", пугающая людей. "Средний" - это "добрый человек", преобразовавший низшие страсти. "Высший" - Орёл, воспаряющий над миром людей и страстей, мудрец, посвящённый. В этой связи весьма знаменательно совпадение - Революция в Октябре 1917г. бы-ла в СКОРПИОНЕ, Россия совершала жертвенный подъём духа - мы сделали рывок из "низшего", эгоистического состояния души в мир "доброго человека", жертвующего собой ради всего мира (хотя тьма немало постаралась, исказив это - ГУЛАГи и террор доносов сделали своё дело…).Но теперь, на очереди у России, совершить, видимо, взлёт Орлом.
  Андрей Первозванный нашёл на месте Киева уже поселения, где были храмы поклонения богине Астарты, анало-гичные малоазийским. НК Рерих утверждает, что Киев не менее древен, чем Рим (основан в 7 веке до н.э.)
  Любопытно появление серпа и молота, а также звезды на гербе СССР. Считается, и не без основания, что таким образом были внедрены масонские символы (ибо активно участвовал в процессе создания гер-ба ЛД Троцкий-Бронштейн, хотя - с др. стороны - сам ВИ Ленин, враг масонства, одобрил всю эту сим-волику). По крайней мере - символ звезды означает "жизнь", ибо в пентаграмме зашифровано "золотое сечение" и из 12 пентагонов (пятиугольников) создан додэкаэдрон - символ Матери Мира. Поэтому - не так однозначно всё в гербе СССР и он сохранил свои скрытые тайны, в т.ч. в звезде осталось, в виде сим-вола хотя бы - поклонение Матери Мира…
 (От редакции)
Малый государственный герб Российской империи. 1913г.

  Первоначально вид орла соответствовал его изображе-нию на троне, который привезла с собой Софья Палео-лог. Это орёл с опущенными крыльями, с коронами на головах. Клювы закрыты. Но после падения татаро-монгольского ига у орла крылья поднимаются, правда, перья ещё опущены.
  Начиная с Ивана 111, среди золотых крестов и куполов церквей на Руси гордо парили двуглавые орлы. В Моск-ве первый из них был водружён на Спасскую башню Кремля сразу после освобождения от гнёта Золотой Ор-ды и он венчал её четыре с половиной столетия и был снят большевиками.
  Итак, обретя независимость, Русь приобрела и держав-ную эмблему единого государства.
  При сыне Ивана 111 - Василии 111 (первая треть ХУ1в.) продолжается объединение русских земель, за-крепилась роль Руси, как мирового центра православия. Теперь орёл на гербе открывает клювы, из них высовы-ваются язычки. Это означало, что Русь в состоянии себя защитить. Согласно геральдическим правилам, симво-лом крепости страны и её "вооружения" считаются: от-крытый клюв, высунутый наружу язык; когти, крепко держащие какие-либо атрибуты власти; широко откры-тые глаза.
  При Иване 1У (ХУ1в.) оба атрибута русской государ-ственной эмблемы уже слиты воедино: на груди орла с широко распахнутыми крыльями для полёта, коронами на голове, с открытыми клювами был размещён ""ез-дец" с копием, поражающий "змия"".
  По периметру уже царской, а не великокняжеской, печати, играющей роль герба, располагались эмблемы княжеств и ханств, входивших в состав Руси. Так госу-дарственная эмблема отразила мощь страны и её роль в существующем в то время мире.
  Композиция российской эмблемы, в будущем герба, - орёл со всадником на груди - остаётся неизменной сто-летия, меняются лишь дополнения и художественная форма.
  В смутное время после кончины Ивана Грозного,1У-го (в 1583г) и до восшествия на престол Михаила Романова в 1613г., когда государство значительно ослабло, вос-стания и нашествия поляков, шведов и крымских татар подорвали его силу, орёл приобрёл унылый вид. Он опустил крылья, закрыл клювы, выглядел обиженным и униженным.
  При Михаиле Романове (первая половина ХУ11в.) Россия начала выходить на путь процветания. Теперь у орла появилась третья корона. Три короны отныне сим-волизировали Святую Троицу. Вид у орла стал более бодрым и решительным.
  Алексей Михайлович в 1667г. издаёт "Уложение" и в 1672г. первый русский гербовник под названием "Титулярник". В них уже официально оформляется понятие государственного герба: "Орёл двуглавый есть герб державный Великого Госу-даря, Царя и Великого князя Алексея Михайловича Всея Вели-кая, и Малая, и Белая России самодержца". С этого времени начинается развитие в России геральдики, как науки.
  Орёл выглядит в середине ХУ11в. как смелая, взрослая, гор-дая птица, а не как орлёнок, как при Иване 111.
 Крылья у него раздвинуты и подняты, клювы открыты, язычки высунуты. Три короны венчают орла, а когти крепко держат скипетр и державу (земной шар с кре-стом), символизирующие утверждение абсолютной вла-сти. На груди орла по традиции размещён герб Москвы - всадник с копьём.
  Пётр 1 называет его Святым Егорием, одновременно добавляет к гербу элементы ордена Андрея Первозван-ного. Этот Святой Апостол - ученик Иисуса Христа проповедовал христианство на землях восточных славян ещё в 1 веке н.э. Введением Андреевского ордена Россия фактически возвращалась к своим истокам - к духовно-сти, как основе существования. Знак ордена - косой крест с изображением распятого Святого был помещён в хвостовой части орла. На концах креста размещены бук-вы "SAPR". В переводе с латинского языка они означа-ли "Святой Андрей - покровитель России". Считается, что на берегу Днепра, где стоит теперь Киев, Святой сказал: "Видите эти горы? На них воссияет благодать Божья, будет великий город и Бог воздвигнет много церквей". (См. прим. ред.)
  Другими знаками ордена на гербе Пётр 1 сделал цепь вокруг щита со всадником, как символ единения терри-торий вокруг Москвы и голубую андреевскую ленту. Лента соединяет до сих пор три короны. В геральдиче-ской науке это означает верность традициям предков, стремление сохранить всё лучшее, что оставили отцы и деды: национальную самобытность, боевую славу, дос-тижения науки и культуры.
  В течение ХУ111-Х1Хвв. герб претерпевал уже не-большие изменения. В 1730г. при Анне Иоанновне всад-ник на гербе получил официально имя Святого Георгия.
  В конце ХУ111в. при Павле 1 на крыльях орла распо-ложились полотна масонских стягов, а на груди орла - мальтийский крест (крест с раздвоенными концами). На верхнем конце креста, помещалась корона Великого Ма-гистра ордена. Им был сам Павел 1. Дело в том, что Мальтийский орден был тайным обществом, стремящимся создать всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в братском союзе, несмотря на различия в религии. Именно Россия, по мнению Павла 1, должна была повести мир к такому сообществу.
  Но, видимо, поняв, что не подошло ещё время выво-дить скрытые знания на всеобщее обозрение, что ещё не пришёл час идти ко всемирному союзу, Павел 1 Мани-фестом 1.800г. излагает идею Большого государственно-го герба Российской империи. Однако убийство Павла 1 отодвинуло реализацию этого плана на полвека.
  При Александре 11, Освободителе, идея Большого герба претворилась в жизнь. В этом гербе к уже сущест-вующим атрибутам были введены щитодержатели. Ими были фигуры святых Арх. Гавриила - провозвестника рождения духовной жизни и жизни вообще и Архистра-тига Михаила - главы воинства Высших Сил.
  Сверху щита и орла располагался шлем Великого кня-зя Александра Невского - защитника Руси от Тевтонско-го ордена. Центральную часть герба укутывала мантия из горностаевого меха - символ монархической власти..
  Над гербом располагалась сень (шатёр) с девизом "Съ нами Богъ" и хоругвь с изображением державного орла. Над хоругвью - православный крест. Эти детали долж-ны были указывать на помощь и водительство Высших Сил.
  Орла на гербе как бы "обнимал" круг из гербов всех 52-х территорий России. Такое расположение террито-риальных гербов подчёркивало равенство всех губерний, княжеств, и царств. В центре , разумеется, был герб Мо-сквы - Св. Георгий, как символ стремления к единению России вокруг исторического центра земли Русской.
  Все элементы Большого герба оставались неизменны-ми вплоть до свержения Николая 11 в 1917г.
  После февральской революции 1917г. Временное пра-вительство сохранило двуглавого орла, правда, теперь он изображался с опущенными крыльями, без корон, всадника, скипетра и державы. В нём абсолютно не чув-ствовалось мощи.
  В октябре 1917г. к власти пришли большевики. Они отменили бывший герб и официально вытравляли из народной памяти все корни и традиции былой символики - герб, флаги и гимн. Теперь их заменили новые, пролетарские. Однако герба Российской Федерации не существовало до 1980г.!
  На советских деньгах первые четыре года новой власти стоял знак в виде двуглавого орла со свастикой на груди.
  В 1922г., с созданием СССР, был разработан герб, ко-торый повторил структуру Большого герба России, но символика была заменена полностью. Вместо двуглавого орла в центре помещены серп и молот. Сень заменена земным шаром в лучах солнца и в обрамлении колосьев (вместо дубо-вых и лавровых веток в Большом гербе). Девиз "Съ нами Богъ" был заменён на "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Крест уступил место звезде.
  На гербах республик также были всюду размещены сугубо техногенные и материальные знаки территорий: машины, ды-мящие трубы фабрик и заводов, виноградники, море и т.д. Ес-ли поглубже вдуматься в эту символику, то получается, что только хлебом единым и жив человек, да ещё - только стоящие у станка и делают историю страны и всего мира.
  (Исторически сложилось, что после гибели СССР в 1991г. , те, кто к этому и приложил руку, решили вер-нуть обратно и герб Российской империи, хотя "обру-бок" СССР - Российская Федерация - в своих границах уже не может считаться ни империей, ни даже подо-бием былой России, - прим. ред.)
 
30 .Х1.1993г. был издан указ по этому поводу… (После расстрела Парламента 4 октября этого же года и по-кушения на Мавзолей Ленина, который с трудом уда-лось отстоять, власти решили узаконить свою "побе-ду" возвращением к реликвиям царского времени, - прим. ред.).
 
Академик Д.С. Лихачёв видел в двуглавом орле образ единения двух культур - западной и восточной. Воен-ным близок двуглавый орёл, как символ надёжного оп-лота страны: орёл бдительно смотрит во все стороны.
  Есть мнение, что двуглавый орёл - это андрогин, дву-полое существо. Он олицетворял единство противопо-ложностей, символизировал равновесие и гармонию.
  В политическом смысле - он воплощает существова-ние идей консерватизма с их тягой к стабильности и идей реформаторства с их смелыми социальными и эко-номическими преобразованиями.
  В этическом смысле - это знак нравственного совер-шенства. И нам важно, что возрождение Российского гербового орла олицетворяет историческую преемствен-ность России. Хотя крылья у него снова опущены…
  Атрибуты герба в современной геральдике означают следующее:
  12 маховых перьев в каждом крыле поставлены широ-ко, что символизирует единство усилий, прочный союз и равенство прав субъектов федерации. (12 - священное число, это и 12 знаков зодиака и 12 апостолов Христа. Это число законченности у вавилонян, - прим. ред.)
  3 ряда перьев на развёрнутых крыльях - символ силы, уверенности и трёх высших духовных ценностей: Исти-ны (правды), Добра и Красоты. К ним надо стремиться, именно они и спасут мир.
  Прежний российский орёл был чёрного цвета, т.к. зна-ки империй носят чёрный цвет. Знаки вооружения (ла-пы, когти, клюв, глаза) имели цвет золота, только язык - красного.
  Нынешний герб представлен невооружённым - он весь золотой. Такой орёл символизирует в геральдике госу-дарство, политика которого строится на оборонительной доктрине, принципах добрососедства и миролюбия. Правда, крепкие и острые клювы орла всё же раскрыты.
  У вооружённого орла язык является показателем сви-репости. Считается, что у нашего, невооружённого, орла - это знаки мудрости, интеллекта и духовного богатства, как движущих сил прогресса. Золотой орёл на красном поле при Петре 1 был заменён чёрным (императорским) на золотом поле. В современном гербе возвращены из-начальные цвета. Красный цвет щита означает героизм, победу и красоту, животворящую силу. Золотой орёл - символ достоинства, величия, вечности и славы.
  В лапах он держит скипетр - символ суверенитета и державу - символ могущества, единства и целостности.
  На головах орла 2 короны и третья над ними. Сегодня их трактуют по-разному - и как три ветви власти: зако-нодательная, исполнительная и судебная. Другое объяс-нение трёх корон - это символ благославления и награды за героическое прошлое, мученическое настоящее и светлое будущее.
  Короны олицетворяют и долг служения Родине. Эту идею выразил АС Пушкин устами Бориса Годунова: "Тяжела ты, шапка Мономаха!"
  На всех коронах изображены кресты. Меж собой коро-ны вновь соединены голубой Андреевской лентой, т.к. в 1998г. восстановлен орден Св. Андрея Первозванного.
  Конечно, наиболее ярко будущее величие России про-слеживается в центральной эмблеме - Георгие Победо-носце. Но по всем геральдическим канонам всадник должен скакать по ходу солнца. Сейчас он скачет наобо-рот - с запада на восток. (Также загадочная "метамор-фоза" - явно замыслено , что "наоборот" - значит "не туда", что Россия ныне скачет вспять, - прим. ред.)
  Да, в гербе видно, что история нашей страны не ото-рвана от общечеловеческих понятий и событий. Неда-ром ФМ Достоевский в "Дневнике писателя" заметил: "Мы хотим быть не русскими, а общечеловеками",
  Итак, Св. Георгий указывает и на воспарение духа в борьбе со злом ("оберег добра от зла") но и говорит, что в сердце надо иметь глубокую любовь к Родине.
  По русским сказкам дракон многолик, многоглав. Дра-кон есть за пределами страны, внутри неё, дракон "си-дит" и в нас. Поэтому всегда следует быть начеку, иначе державный орёл России не совершит свой полёт в буду-щее.
 По материалам Т.Г. Мельниковой. г. Екатеринбург.
 (Печатается с сокращениями.)

<<На главную <<№24
Hosted by uCoz