"ПАКТ КУЛЬТУРЫ" Н.К.Рерих, 1931 год

"ПАКТ КУЛЬТУРЫ"
Н.К.Рерих, 1931 год

 Огромное Знамя Мира и Культуры, развевающееся над средневековым городом, сразу привлекает внимание зрителя. Вполне очевидно, что этот город - Брюгге, в котором впервые в 1931г. прошла международная конференция, проведённая энту-зиастом Камиллом Тюльпником, посвящённая этому важнейшему вопросу. Позднее это вылилось в ПАКТ РЕРИХА, или "ПАКТ КУЛЬТУРЫ", что и написано латынью, на фоне городских строений, ниже Знамени: "PAX CULT URA" - намеренно разделено слово "Культура" на "Культ" - и "Ура".
  Богатый символизм этой картины включает также и: в левом нижнем углу - знак "РХ" в окружении трёх точек (т.е. в окружении Знака Шамбалы), а справа внизу - в круге, который также усилен тре-мя точками, стоит буква "М" и под нею "R" ("МR", но вертикально), ниже - дата - 1931 год.
  Брюгге (с бельгийского - "мост"!) интересен и тем, что именно здесь, в городе-крепости Брюгге бывал Пётр Великий, где до сих пор сохранилась "Русская гавань" и домик Петра в Зандеме (у А.Толстого в "Петре Первом" он называется Саар-дам). Здесь находится памятник царю, где он изо-бражён плотником, обтёсывающим передний брус бота. Также и мемориальная доска со словами На-полеона о Петре: "Для великого человека нет ниче-го малого".
  Ну, что же, весьма знаменательно, что в городе, послужившем "мостом" для "Пакта Культуры", скрестились дороги Великих - Петра, Наполеона и НК Рериха - конец ХУ11, начало Х1Х и ХХ века. Три великих человека: Петр 1-й даст толчок Рос-сии на 150 лет (а в следующей жизни, как Махатма Ленин, начнёт, в 1917году, Век Мировой Общины), Наполеон сделает попытку (поначалу очень успеш-но, т.к. под водительством Сен-Жермена) объеди-нить Европу, что осуществится в конце ХХ века, а Великий НК Рерих ("богатый славой" - имя его!) осуществит План Ш., начертанный задолго ещё в пророчествах великого Архата (Шаберона) Тибета Цзон Капы (начало ХУ века! См. № 22 вестника).
  Сам Николай Константинович посвятил имен-но Брюгге такие строки: "Мы никогда не забудем посещений Брюгге. Колокола, которых нигде не ус- дышишь; картины, как бы на местах их творения; улицы, хранящие следы великих послов прекрасного; стук деревянных сабо по камням мостовой; наконец, столетняя кружевница, манящая в каморку, чтобы показать своё рукоделие. Сколько чудесного и в великом и в малом! И когда писалась опера "Принцесса Мален", то именно карилльон Брюггских колоколов лёг в основу вступительной темы. Посвящена была эта музыка мне как выразителю образов Метерлинка и обожателю старого Брюгге. Ведь во имя Брюгге я заклинал войну первого марта 1914 года картиною моею "Зарево". Сейчас облики Мален и Брюгге в моих картинах живут в шести странах".
Плакат, посвящённый 2-й конф. Пакта Мира, Брюгге,1932год.

 
Итак, в 1931 и 1932 в Брюгге прошли две пред-варяющие Пакт конференции, в 1934 таковая со-стоялась в Нью-Йорке, и в 1935 огромный труд за-вершился официальным утверждением Пакта Культуры. Ещё через 19 лет, в 1954году, 14 мая, была принята международная Гаагская конвенция по защите памятников во время войны, завершив-шая гигантский труд НКР, ибо к ней присоедини-лись почти все страны мира (члены ООН). Наконец и СССР, как Родина Рериха, присоединился к этому важнейшему международному акту (лишь после смерти Сталина, "вождя народов").
  ЕИ Рерих (П. 29.5.31) писала: "Нужно понять Знамя Мира и Культуры как величайший символ. Да, я вижу, как в недалёком будущем будет осно-вана Лига Культуры, в которую войдут все лучшие представители мысли, знания и творчества и где женщина скажет своё слово, и эта Лига Культу-ры будет собираться под Знаменем Мира".
 
Низменные люди не могут понять Знамя Мира (таких множество и в официальных кругах). ЕИР продолжает: "Разве могут они охватить великое историческое значение объединения истинных но-сителей культуры под Знаменем Мира!
  Н.К. поместил в свою статью замечательное опреде-ление культуры, так он говорит: "Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он делается интел-лигентным, затем следует утончённость и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры"
 Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может назваться носи-телем культуры. Культура есть синтез, культура, прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания, ибо она есть почитание творческого огня, который есть жизнь. Но кто осознал основы Бытия?"
 
Весьма любопытен вопрос о появлении знака Шамбалы - трёх кругов в окружности, все красного цвета, на белом фоне. Есть известное прочтение - это прошлое, настоящее и будущее в кольце вечно-сти. Но сам НКР писал и о том, что это и - Наука, Вера и Искусство в кольце Культуры, говоря о трёх путях познания мира, которые в итоге сливаются в единый путь - Путь познания мира через Культуру.
  Не менее интересно и то, что НКР говорил о том, что на его решение придать такой тип Знамени Мира повлияла "Троица" величайшего русского иконописца Андрея Рублёва (творил на рубеже 14-15вв. под духовным, хотя и косвенным, влиянием Св. Сергия Радонежского). Он пишет председателю парижского комитета Пакта Рериха борону МА Таубе : "Наконец-то я могу Вам послать домашний снимок с моей последней картины, посвящённой смыслу значения Знамени… Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому об-щинному Христианству и так прекрасно претворённой в иконе Рублёва "Святая Живоначальная Троица", Святотроицко-Сергиевой лавры. Именно этот символ - символ древнейшего Христианства, освящённый для нас также и име-нем Св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого выражен на прилагаемом снимке, сохра-нив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублёва".
 
Дело в том, что именно Св. Сергий заново возро-дил почитание Троицы на Руси, да и во всём Хри-стианстве, оно было уже совершенно забытым бы-ло понятием. И, конечно, он знал, что в этой Трои-це зашифрованы имена: Бог-Отец, Бог-Мать и Бог-Сын… Но, по соображениям неготовности религии вернуть имя Женщины в Божественную Троицу, Он был вынужден по-прежнему говорить о "Духе Святом"… вместо Богини-Матери.
  Вообще же - речь идёт о глубинном символе Шамбалы - трёх кругах, эти знаки разбросаны по всему миру, во всех религиях и верованиях от се-дой древности до наших дней.
  Эта же Троица зашифрована и в триаде Атма-Буддхи-Манас, которая является бессмертным "Я" человека. Символ этого треугольника является обо-значением стихии Огня, этой самой могучей и преображающей, творческой стихии.
  Необходимо отметить, что там, где развевается Знамя Мира, там олицетворяется будущее, там идёт эволюционная работа и покушение на Знамя в данном случае - есть тёмный акт, т.к. это покуше-ние на саму Эволюцию. В равной мере это отно-сится и к "ревности" в нашем движении, когда од-на организация "не терпит" другую в силу разных причин, а чаще из-за отсутствия "глаза доброго". И сколько печальных примеров взаимотушения мы наблюдаем, и в т.ч. "на самом высшем уровне" ("внизу" же - "несть числа"!). А ведь ещё в своё время НКР рекомендовал не нападать даже на теософов, которые, конечно же, уже заблуждались, но ведь и они шли под Знаком Владык…
  В письме от 11.6.31 ЕИР даёт советы к действию: "Всеми силами боритесь, отстаивайте ваши права во имя - общего блага, во имя культуры! Полумеры везде губительны, требуйте полной победы, полного освобождения, чтобы все средства обратить на расширение культуры страны! Сейчас нужны действия, самые широкие действия!"
 
Немного коснёмся символизма картины.
  Знак Владык на Знамени Мира - многозначней-ший и древнейший символ.
  Цветовая характеристика такова - цвет кругов красный в переходе в пурпуровые оттенки (если бы был карминно-красный , то это уже означало бы раздражение, агрессию). А переход к пурпуровым оттенкам означает, что цвет переходит в цвета Матери Мира ( Её цвет - фиолетовый, пурпуровый же является переходным к фиолетовому). Красный это и цвет крови - цвет единения всего человечества. Белый же фон Знамени - это цвет Вл.Ш., который несёт в себе все богатство спектра, все семь основных цветов, по числу Семи Учителей. Сам символ Круга - есть древнейший символ Теоса или Бога ( в древности "Круг" и "Бог" были синонимами), т.к. круг - самая совершенная изо всех фигур. И треугольник из красных кругов в окружности - конечно же, символ Высшей Триады Божественной и таковой же, как аналог Высшему - в человеке - бессмертное "Я".
  Справа внизу - Символ "Мория Рекс" или "Вла-дыка Мория". Он также заключён в круг, означаю-щий Бога и окружён тремя точками в этой окруж-ности - знак Высшей Космической Триады (или Трёх Высших Сефиротов по каббале) - той, что творит весь Мир Проявленный через посредство Логосов. И в данном случае факт, что Мория Рекс внутри круга говорит об Иерархии, где Уч.М. явля-ется в свою очередь Высоким Учеником Высших Учителей (в сущности здесь замаскирована вся "Лестница Иакова" или цепь Учителей, уходящая в Беспредельность). И значит, что вся система эво-люции на планете Земля входит лишь как звено в сложный Космический Замысел.
  В словах "PAX KULT URA" заключён конкрет-ный смысл картины. "Пакс" - договор или "мир". Здесь НКР явно сделал замаскированную символи-ку, которую можно прочесть, "переводя" латин-ские буквы в русские - "РА" и знак "Х" -"СВАСТИКИ" (т.к. НКР намеренно изобразил "Х" - латинское "икс" - в виде свастики! Правого вра-щения - "посолонь"): "РА - Х". Слово "Ра" (русск. чтение) - символ Солнечного Божества, яв-ляющегося истинным, внутренним Солнцем, третьим. Ибо мы зримо видим лишь Иллюзию, жгущее Солнце. И только Внутреннее Солнце - Истина, или Ра, создаёт все блестящие феномены Жизни и Возрождения, как в человеческом Духе, так и во всей Природе, т.к. Солнце - жизнедатель. Владыка Ш. в Сердце Солнца - и он и есть РА.
  Свастика -"дарующая счастье" - древнейший арийский символ "колеса создания миров" (Сва-стика запечатлена в сердце Будды и является са-мым кратким и ёмким символом Буддизма, - см. Уч. Ж.Эт.). Оно сохранилось повсеместно, а славя-не пронесли его в праздниках Ивана Купалы в ночь с 23 на 24 июня, когда спускали с гор огненные ко-лёса-свастики. В эти дни Солнце как бы "играет".
  "Культ" - почитание, а "ур" - свет. НКР наме-ренно сделал написание "Культура" раздельно, да-бы люди вспомнили о сложном составном смысле этого слова.
  Ещё вариант любопытного "прочтения" возмо-жен, если вспомнить, что существуют два вида -хромосом в геноме человека - "игрек" ("У" - муж-ская) и "икс" ("Х" - женская). ("По совпадению" в древнерусском языке буква "У" означала мужское начало, а буква "Х" - женское!; кстати, в греческом "Х" - "хиазма" - перекрест; и женщина - это "пе-рекрест" духа и материи). Так вот, в сочетании "РА-Х" (в русском чтении "Ра", а "икс" -Х - ла-тынь) - союз Солнца-Ра и женской хромосомы (или напоминание, что Солнечные Боги дали искру ра-зума женщинам земли и отсюда фактически и по-шло всё человечество). Но можно сказать, что в союзе "РА-Х" зашифрована Эпоха Женщины - искра Солнца в Женщине.
  (Конечно, да простят нам строгие лингвисты-"учёные" наш столь смелый перевод латинского слова на русский алфавит, но… мы имеем дело с эзотерикой, где всё многозначно и смысл упрятан глубже однозначного "научного прочтения". Ведь недаром указано, что "русский язык - санскрит бу-дущего")
  Итак, бессмертная Триада (РА) плюс Тетрада смертной женщины (т.к. крест - Х - есть и символ квадрата; а "Квадрат Плотного мира" , составлен из Физ. Тела, Эфирного двойника, Астрального те-ла и Низшего Манаса) в сумме дают Семь (3+4=7), или священное число, что на латыни уже звучит как "Пакс" или в мир" или "договор" высших с низшими. (Нелишне вспомнить, что в русском язы-ке слово "мир" это и Вселенная, и "мiр", как дого-вор, или мирное время).
  Коснёмся и буквы "М" в "Мория Рекс". Извест-но, что ЕПБл уделяла огромное значение именно этой букве, подчёркивая её глубину, тайну и мно-гофункциональность. В нашем случае скажем лишь, что "М" это начало имени Уч. М, это Матерь Мира, это Материя и Море (т.е. "вода", обозначае-мая символически ММММ, - это глиф волны). Ну, а Материя и Вода - составляющие Женского Нача-ла, которое ознаменует Новую Эпоху). Также сим-вол "волны" напоминает и обозначение зодиака Водолей, т.е. нашей России - ММММ.
  ЕИР пишет в связи с этим (П 30.6.31): "Знамя Мира, Единение Женщин во имя новой Эры Куль-туры - две гигантские, исторические задачи, и прошу вас проникнуться этим осознанием и серь-ёзностью положения в мире."
 
Астрологически же знак планеты Уран зашифро-ван в имени Уч.М. (Уран -управитель Водолея), Солнце в РА, и Венера в имени "Ур" (ибо владыка Венеры - Уриель, а Урусвати - священное имя ЕИР, связано с Венерой, как и Матери Мира).
  Итак, Уран, Солнце и Венера также сокрыты в этом полотне.
  "РХ" - подпись НК Рериха ( о ней будет отдель-ная работа в вестнике в 2002 году). Кратко напом-ним лишь, что здесь соединены Круг и Крест. Так-же - именно так подписывались первохристиане.
  Этим напоминается Уч. Христос, который наря-ду с Буддой и Майтрейей возглавит Новую Эпоху (крест - Христос, свастика - Будда и "МR" - Вла-дыка Мория). Учение Ж.Эт. (из "Беспредельн."- Ж.Эт.) дано именно этими Тремя Владыками.
  ЕПБл в "Теос. Словаре" пишет, что "РХ" - и знак древней Этрурии, также и знак Озириса и Гора - т.е. древнеегипетский символ, и он же - лабарум императора Рима - Константина. (Этрурия - место, где возник Великий Рим. Этруски, по всем науч-ным данным - это пра-предки славян, а их язык, давший латынь - очень схож по фонетике и грам-матике именно со славянскими языками, но не с западными! Даже в звучании слова "Эт-руски" очевидно проглядывает "русский" в окончании слова).
  Так найдено ещё пересечение - славянство древ-нее - "этруски" и "Ра" - и Бог Солнца, и имя древнее Волги, исконно русского символа - "Ма-тушка-Волга". (Да и Озирис - Гор - древнеегипет-ские Боги, а души русских предков - из древних египтян, -ЕИР. Сочетание эпох! Не случайно Уч. М. настаивал, чтобы Пакт Мира носил имя только РУССКОГО человека, кем и был Рерих.).
  Дата "1931" - начало битвы Армагеддон, личного единоборства Уч. М.(он же Вл.Ш.) и Сатаны. Эзо-терически в 1936 году битва завершилась победой Сил Света. Земным отражением этого сражения была Вторая мировая война. И именно в начале Небесного сражения в земной Брюгге (имя города -тоже "Мост"!) был "перекинут мост" с Небес на землю - началось утверждение Пакта Рериха. В картине "Явление Мессии" указано (краткое опи-сание в №23 вестника на стр.2) - именно через Мост придёт Спаситель. Вообще символ моста древен и означает, что в Апокалипсисе через Мост явится Спаситель и уведёт за собой непадшее чело-вечество, все же грешники упадут в кипящий огонь… МОСТ КУЛЬТУРЫ - наш единственный путь к спасению людей и земли.
  Символом выглядит и то, что в Первую мировую войну, в августе 1914г., именно жертвенный подвиг Бельгии спас Францию от разгрома и привёл в ко-нечном итоге к победе над немцами в этой войне. За этот подвиг Бельгии Свыше была награда - пер-вой в мире начать Путь к Пакту Рериха…
  Завершим словами Елены Ивановны, обращён-ными в будущее (П 20.7.31) : "Развивайте ваше творчество! Вдумывайтесь глубже в каждую да-ваемую идею! Ведь идеи растут вместе с откры-вающимися возможностями, но возможности эти нужно усмотреть. Будет время, когда Знамя Мира, Знамя Культуры покроет весь мир. Чуете ли красоту и мощь этого Символа?"
  ВА Клещевский,п. Малиновое Озеро, Алтай.
<<На главную <<№24
Hosted by uCoz