"ЦВЕТЫ ТИМУРА" ("ОГНИ ПОБЕДЫ").1931 год.
(Окончание. Начало в № 21)
Так же Тимуром были разработаны правила и положения, которым должны были подчиняться граждане страны в зависимости от занимаемого положения. При назначении на какую либо госу-дарственную должность к претендентам предъяв-лялись определённые требования. Так визирь или министр должны обладать четырьмя необходимы-ми качествами:
- благородством мысли и возвышенностью души;
- тонким проницательным умом;
- иметь опыт и привычку жить с солдатом и гражданином;
- обладать терпимостью и способностью при-мирять.
При сборе податей Тимур, остерегал своих под-данных от обременения народа, говоря о том, что разорение народа ведёт за собой оскудение государственной казны. Подати в империи опре-делялись производительностью земли, при этом весь доход землепашца делился на 3 части 2/3 оставалось владельцу, а 1/3 забиралась сборщи-ками.
Захватнические войны Тимура нельзя рас-сматривать как грабительские, как войны ради войн. Сам Тимур, отвечая на этот вопрос, гово-рил, что его желание завладеть миром, объясня-ется единственной возможностью сделать лю-дей счастливыми. Зрелище раздоров, которые терзали государства Азии, плачевное состояние народа, притеснённого безжалостными тиранами, укрепили его в этой идее. Для стран Европы по-ходы Тимура были спасительны, именно его по-ходы на 50 лет избавили европейские народы от турок, чем отстрочили падение Константинополя и надолго остановили успехи турецкого оружия. Тимур почти не вёл военных действий против Руси, а, наоборот, в чем- то в определённый пе-риод помогал ей в освободительной борьбе про-тив татаро-монгольского ига. Постоянные бое-вые, сражения Тимура с Тохтомышем в 1389, 91, 94 -95г. проводимые без контакта с Московским князем, о котором он не имел ясного представле-ния, было объективно полезным делом. Ведя по-стоянные набеги на Тохтомыша и нанося ему разрушительные удары и, в конце концов, раз-бил его. Об этих двух властелинах Западной Азии и Восточной Европы историки говорили, что один из них был силён самонадеянностью, другой гениальностью. Но все же единожды Ти-мур вторгся в пределы Руси, когда преследовал Тохтомыша, нанося сокрушительные удары его армии. Вторжение Тимура объясняется тем, что в те годы Русь рассматривалась как улус Зо-лотой Орды и естественно также она рассматри-валась и Тимуром. В 1395 году хан Тохтомыш, потерпев поражение от Тимура и убегая от него, привлёк войско Тимура на Русь, и без того обес-кровленную от постоянных набегов татар. Есте-ственно, что устоять от полчищ Тимура Русь не смогла бы и единственное, что оставалось руси-чам - это уповать на Небесную Защиту. Люди в страхе сбегались под стены Белокаменной, а сын Дмитрия Донского, Василий 1, вышел на встречу врагу и расположился с войском под Коломной. Вся Русь молила Бога о спасении. По распоряже-нию митрополита Кирилла из Владимира была торжественно перенесена чудотворная икона Владимировской Божьей Матери, написанной по приданию самим евангелистом Лукой, и 26 авгу-ста вся Москва вышла встречать знаменитую святыню и главную икону Владимиро-Суздальской земли. Как свидетельствуют лето-писи накануне, подойдя под Елец и, подготовив-шись к штурму, Тимур видит сон, в котором Бо-жья Матерь в окружении Небесного Воинства спускается навстречу Тимуру. Он рассказал этот сон своим советникам и попросил его растолко-вать. Выслушав, они порекомендовали ему не идти на Русь, коль за них сама Небесная Заступ-ница.
Хотя в своих военных походах Тимур был удачлив, но ему было не свойственно испыты-вать к поверженному врагу чувство ненависти, презрения. Так при пленении Османского султа-на прекрасного полководца Баязета произошел забавный диалог между ними. Историки так описывают первое свидание этих двух соперни-ков славы и могущества. "Когда Тамерлан уви-дел Баязета, то засмеялся. Баязет, оскорблённый этим смехом, заметил Тамерлану, что неприлич-но смеяться над несчастьем, тогда Тамерлан ска-зал: "Видимо, судьба невысоко ценит власть и обладание обширными царствами, когда раздаёт их калекам, тебе кривому и мне хромому".
Хотя Тимур был хром, но сложен он был хорошо, высокого роста, широкие плечи, яркий румянец щёк оживлял белизну его лица. Глаза подобно свечам, но без блеска горели на его монголойдном лике. Волосы Тимура были тол-сты, прямы, темно-каштанового борода имела клиновидную форму. Хотя Тимур ушел из жизни в 72 года , но выглядел он не старше 50 лет, (
что подтвердил и М. Герасимов, проводивший раскопку гробницы) сохраняя до самой смерти ясность ума и прекрасную память.
Надо сказать, что Тимур всегда с должным вниманием относился к своим снам, как перед решающими сражениями, так и перед принятием каких либо государственных решений. Здесь он был человеком восточного менталитета, ищущего подсказок и во снах, и в случайных встречах, и в других знаках, которые сопровождали его всю жизнь от дня рождения. Так в возрасте 19 лет после непродолжительной, но тяжёлой болезни, в течение которой он не ел, ни пил, а лежал весь в жару, и однажды, находясь, в комнате отца и, читая, Коран перед ним явился, саид с длинными во-лосами и предсказал, что он станет великим царём. Молодой Тимур воспринял это как указание на всю свою дальнейшую жизнь. Часто перед битвами он видел сны, толкование которых помогало ему в выборе пра-вильной стратегии боя или давало подсказку на изменение тактики боя.
Тимур, в своих воспоминаниях всегда указывал на то, что многих своих успехов он добился благодаря молитвам своих духовных пастырей и их советам. В 1370 году, в разгар борьбы с Хусейном, при взятии сто-лицы его ханства Балх к нему явился шейх Береке, ро-дом из Мекки, ( сведения о личности Береке весьма про-тиворечивы и по мнению некоторых историков он происходил из Египта или Медины) ставший в послед-ствии его главным духовником и вручил ему барабан и знамя (символы власти) и предрёк великое будущее. Тимур , по его просьбе подарил ему Андхой, который в то время причислялся к священному городу подобно Мекке и Медине. Саид Береке был тем человеком, к ко-торому Тимур испытывал дружеские чувства. Тимур высоко ценил дружбу, он хорошо знал, что только дружба может быть оплачена дружбой, а богатства мо-гут служить только для того, чтобы нанимать воинов и льстецов. Любовь , которую он испытывал к благочес-тивому Саиду Береге и слезу, которую он пролил, узнав о его смерти - превосходные черты, в особенности в ли-це всемогущего властелина.
Взятие в 1370 году Балха и смерть Хусейна были в жизни Тимура крупнейшими и решающими со-бытиями. Балх, кроме столицы феодального владения Хусейна был и важнейшим стратегическим и торговым пунктом на пути из Азии в Индию и одним из старей-ших городов мира, находящегося на севере Афганистана.
Согласно легенде, основателем города был ми-фический Кайомур. В Ведах упоминается народ бахли-кас, называвшийся так по легендарному предку; Веды и Авеста сообщают также о правлении царя Яма из Бак-тра, или Бахди, как тогда называли город. Легендарное место рождения пророка Зороастра. В 328 до н.э. городом овладел Александр Македонский. В Греко-Бактрийском царстве Балх (Бактр) испытал возрожде-ние, а в более поздние времена пользовался известно-стью благодаря своим буддийским монастырям. В нача-ле 8 в. его захватили арабы. В дальнейшем город бога-тел под властью местных династий и заслужил у араб-ских географов название Умм аль-билад ("Мать горо-дов"). В 1220 был разрушен Чингисханом и почти сто-летие лежал в руинах. В эпоху Саманидов и Тимуридов Балх вновь стал важным центром.
Надо сказать, что Хусейн не всегда был про-тивником Тимура, а наоборот 1361-65 годах между ни-ми были времена наибольшей близости. Их союз был скреплён установлением родственных отношений: се-стра Хусейна Улджай Туркан-ага стала любимой женой Тимура. Но уже 1366 году между эмирами начались не-доразумения, которые трудно было преодолеть и оба эмира чувствовали, что каждый из них является поме-хой для другого. Феодальная анархия в стране не могла продолжаться до бесконечности. Наряду с феодальными сепаратистскими силами в самом обществе того време-ни накапливались силы, заинтересованные в феодаль-ном объединении и Тимур лучше, чем Хусейн понимал требование времени и сам проявлял стремление к этому в отличие от Хусейна.
На собравшимся после падения Балха кулутае Тимур был провозглашен единым государём Маверан-наха. И он прекрасно понимал, что главная задача кото-рая поставлена перед ним всей политической обстанов-кой того времени заключается в преодолении раздроб-ленности и объединение отдельных владений в прочное и сильное государство. С этого момента в жизни Тиму-ра настало время постоянных военных походов. Среди военных своих трудов Тимур не забывал ни своих жён, ни детей: он пользовался всяким случаем то подарком, то письмом показать им свою любовь. Вообще положе-ние жён Тимура и других женщин при дворе более со-ответствовало монгольским обычаям, чем требовал ис-лам. Царицы и царевны не закрывались от мужчин, присутствовали на всех пирах и сами устраивали их, со-зывая гостей.
В 1373-74 и 1388 годах он совершает походы в низовья Амударьи в направление Каспийского моря; с 1389-91 он начинает свою борьбу с Тохтамышем и окончательно сламливает его 1394-95 годах. Тимур не боялся водить свои войска в продолжительные похо-ды по отдельным странам. В 1381 он вторгается в Иран, с 1386, 1392 и 1399 года им начаты, как он сам называл "трехлетний", "пятилетний", и " семилет-ний" походы в эту страну, дойдя 1392 году уже до Ар-мении. В 1398-99 годах Тимур вторгся в Индию, 1400-1402 дошёл до Сирии и Турции. До конца своих дней Тимур не покидал седло воина. Последний свой поход в 70 лет Тимур совершил в Китай, но, не дойдя до неё, умер в Северной Монголии 19 января 1405 года.
Предсмертным желанием Тимура была прось-ба похоронить его у подножья гробницы саида Береке. Поэтому гроб с телом саида был привезён из Анхоя в Самарканд и Тимур был положен у его ног .( согласно слов Шераф ад-дина Береке умер 1403/04 году).
С.А. Клещевская, Алтайский край.