Возможности развития воображения у детей.
Возможности развития воображения у детей.
( Продолжение. Начало в номере 4(19),5(20) 2001г)
Потому что именно через трудовую дея-тельность человеку дано развить в себе такие качества характера как сосредоточенность, во-лю, внимание. Ведь работа должна быть не только выполнена, но выполнена с высоким качеством. Так, как, доводя изделие, до совер-шенства трудясь над ним, человек напитывает его своей П.Э., как бы передаёт часть своей души. Этим и объясняется наше непреодолимое желание созерцать прекрасные творения т.к. в них вложена душа творца. Конечно, машины могут выполнить нечто более совершенно, чем человек, но это изделие будет лишено той ожив-ляющей энергии, которой обладают рукотвор-ные предметы, а выполненные высоко духов-ными людьми эти предметы становятся тера-фимами, приносящими исцеление и радость. Высокое качество рукотворных изделий в свою очередь способны обновить воображение. Порой мы не знаем для кого мы делаем тот или иной предмет (если это производственная деятель-ность) для каких целей. Но, давайте, допустим, воо-бразим на минутку, что наше творение по-пало в руки Учителя, то какую энергию мы в неё вложим и как далеко может простираться наша мысль, если мы попробуем вообразить это. А в Учении постоянно говориться посвя-щайте каждую свою работу, каждую мысль, по-ступок Учителю.
Уже говорилось, что воображение - это пробуждение Высшего Манаса. Поэтому утвер-ждение в нашей жизни высших эмоций, таких как преклонение перед прекрасными творе-ниями; очарование, восторг столь необходимы. А поводов для этого предостаточно - это и звёздное небо, и природа, и творчество худож-ников, музыкантов, архитекторов, скульпторов. Платон, выказывая восхищение, перед гениями скульптуры говорил: "Мы не встречаем в со-временной жизни таких совершенных образов, но ваятель вообразил их и воплотил для буду-щего". Е.П.Блаватская говоря об Высшем Ма-насе и Кама Манасе (низшем Манасе) отмечала, что музыка и другие виды искусств можно оп-ределить детьми какого Манаса они являются. Если преобладает душа, то это дитя Высшего Манаса, если техническая сторона, то Манас низший. Можно быть прекрасным копиро-вальщиком картин великих мастеров, но это совершенно не будет способствовать развитию воображения и Высшего Манаса, так же как и в музыке, композитор творец, а исполнитель даже высокого уровня лишь виртуоз. Поэтому самое идеальное быть и творцом и исполнителем.
Для духовной деятельности в этом мире развитие воображения, пробуждение и утонче-ние сердца необходимо. Потому что порой именно чистые накопления индивиду-альности за многие воплощения собраны нами в сердце. Именно сердце порой помыслить может то, что рассудок, который дан нам на данное воплоще-ние не, может даже и допустить. Например, разговор с Богом разве мы можем объяснить это с позиции ума. Но ведь и Бог, да и сам разговор с Ним для многих людей не из области суеверий или выдумки, да и, пожалуй, каждый из нас хоть единожды, но обращался к Богу, прося у него или совета или защиты и при этом, не ви-дел в этом ничего противоестественного. Люди же относящиеся к этому как к глупости или суеверию, совершают это из-за страха, ими же даже неосознанного, страха допустить нечто большее, чем вмещает их сознание, их вообра-жение, и этим лишь задерживают себя на пути духовного преображения. воспринимать лишь видимые формы, Мир форм, неограничен и мы не вправе, восприни-мать лишь видимые формы необходимо развить своё воображение, увеличивая допуск к суще-ствующему другому многогранному проявле-нию Бытия. Ведь только через воображение мы можем достичь понимания дальних миров. Чем больше в своём сознании мы допускаем и пред-ставляем себе, тем окажемся менее связанными путами условностей.
Необходимо развивать наше воображе-ние, как миросозерцание. Вся незримость Тон-кого Мира относительна и зависит от уровня развития нашего сознания, от уровня допуще-ний возможного в нашем сознании. Самый яр-кий пример нашего допущения - это воспри-ятие нами молекулы воды, которая существует и в жидком, твёрдом и в газообразном состоя-нии. Глядя, на воду мы без труда можем пред-ставить её и в твёрдом и в газообразном состоя-нии и при этом мы всегда её назовём "молеку-ла воды" или Н2О. И это не вызывает в нашем сознании никакого противоречия, но существо-вание жизни в плотной, Тонкой и Огненной субстанции в нашем сознании порой труднова-то укладывается. И это лишь в очередной раз указывает на скудность человеческого вообра-жения не могущего продлить и утончить грубую форму проявленного мира в Беспредельность.
Развитие воображения формируется под воздействием двух взаимопроникающих факто-ров духовной деятельности и практической. Только добиваясь взаимопроникновения этих областей, мы подойдем к вдохновению и озаре-нию.
Духовная деятельность:
Мышление; размышление; фантазия; вообра-жение; творчество; вдохновение и озарение.
Практическая деятельность:
Рассматривание, познание мира, чтение; усвое-ние информации, вживание в чужие образы; ри-сование с натуры, описание натуры; рисование поэзии, музыки по воображению.
То есть вся наша практическая дея-тельность должна проходить через процесс мышления, размышления, фантазию, вообра-жение, чтобы подвести нас к творчеству, вдох-новению и озарению.
И в качестве заключения следует ска-зать, что основная суть воображения есть мысль сердца, творящая новые формы из тон-ких материй, притягивая своим магнитом со-трудничество с Высшими Сферами и становясь единым с Высшим Эго в Его творчестве. Вся Вселенная вначале бытия была создана вооб-ражением Высших Сознаний.
С.А.Клещевская, Алтайский край.
<<На главную
<<№21