|
Город Тында |
Тында. Городу всего 25 лет, основан москвичами, строителями БАМа, расположен в Амурской области,
На восток от города в 660 км - великий Тихий океан, на запад в более чем 800 км - красавец Байкал, на юге в 200 км - заграница - Китай. До горы Белухи, на Алтае, в центре Азии - 2600 км.
Байкало-Амурскую Магистраль поистине строил весь Союз. Одним из проявлений любви Родины стала столица БАМа - милая и очаровательная Тында. В переводе Тында -"место, где распрягают оленей". Здесь была оленья тропа и зимовье Шкарубы, служившее для ночлега караванам, доставлявшим грузы от Транссиба к золотым приискам Алдана. В 20-х гг. на месте зимовья возник Тындинский посёлок. Вопрос же о строительстве железной дороги ставился множество раз на протяжении Х1Х века. К примеру 22 мая 1882г. император Александр 111 дал согласие на строительство железной дороги в Сибири, которая пролегла в непосредственной близости от русско-китайской границы. Естественно, впоследствии стала очевидной необходимость строительства новой железной дороги, которая стратегически бы дополнила Траннссиб, в т.ч. и на случай осложнения отношений с Китаем. Успели перед войной 41-45гг. провести даже путь до Тынды, руками заключённых, но в страшные годы Отечественной рельсы БАМа были спешно сняты и уложены в знаменитую Волжскую рокаду, где кровь "врагов народа" на них смешалась с кровью защитников Отечества. И лишь через 30 лет после Победы - 8 мая 1975г. над Тындой вновь раздался гудок локомотива, возвещая о возрождении стройки, призванной дать мощный импульс развитию этого огромного региона.
БАМ - необыкновенная дорога - мост между Европой и Азией, стройка века, ориентированная в будущее нашей страны. В зоне дороги есть практически вся таблица Менделеева, треть природных ресурсов России. Тут находится и один из основных золотодобывающих регионов, который по добыче золота занимает 3-е место в мире после ЮАР и Аляски. Здесь же находится мировое месторождение меди - Удоканское, и похожее есть только в Австралии. Запасы металла оцениваются в 70 млрд. долл. И таких в регионе десятки! Неслучайно в 1904 г. некто Лойк де Лобель, француз, но представитель США, вошёл в правительство России с ходатайством о предоставлении концессии на стройку железной дороги Нью-Йорк - Париж - через Аляску и Сибирь (!). В качестве компенсации Лойк де Лобель просил право пользоваться в течение 90 лет сибирской и дальневосточной землёй в 25 вёрст вдоль всей линии. В пересчёте на кв. км. это больше чем территории Англии и Франции вместе взятых.
По праву БАМ можно назвать прорывом в ХХ1 век, т.к. другие дороги прокладывались там, где люди жили веками,то строители БАМа шли по необжитым местам. И потому, каждый день прожитый в объятиях непроходимой тайги, суровых очертаниях гор, таинственного течения рек и нескончаемой шири неба - был равен подвигу духа, поскольку человек каждой клеточкой своего мироздания, сплетением жизни и судьбы соприкасался со стихиями природы, которая не скупилась на испытания - поцелуем леденящего ветра, неотвратимым взором бездорожья и отсутствием права на ошибку. И в результате строительства БАМа родилось истинное братское сотрудничество и возрождение духа патриотизма и энтузиазма.
Сегодня Россия снова вспомнила о БАМе, снова решили его достраивать.И большая бамовская многонациональная семья не унывает и верит, что для БАМа открываются новые горизонты.
От коллектива клуба "ЛОТОС" г. ТЫНДА . По материалам Е. Костроминой.