ЦВЕТЫ ТИМУРА ( ОГНИ ПОБЕДЫ ). 1931 год.

ЦВЕТЫ ТИМУРА ( ОГНИ ПОБЕДЫ ). 1931 год.

"Хороший царь никогда не имеет достаточно времени,
чтобы царствовать, и мы принуждены работать в пользу
подданных, которых, Всемогущий поручил нам, как священ-
ный залог. Это всегда будет моим главным занятием; ибо я
не хочу, чтобы в дни страшного суда бедные тянули меня
за край одежды, прося мщения против меня".
ТИМУР.

 Всю историю эволюционного развития человечества можно проследить по горению тех немногих героев, которые подобно маякам, башням огня указывали путь каждому из нас. Конечно дух, питающий окружающих энергией своего сердца походит на одинокую башню цар-ствующую в пространства и именно об этих людях сказано в Учении как о аккумуляторах, станциях большого напряжения к которым примыкает сеть мелких станций, постоянно принимающих их волны. Такие люди, как маг-ниты притягивают к себе людей, которые порой и отяжеляют их.
 Н.К.Рерих создавая картину "Цветы Ти-мура" (Огни Победы) не изобразил на ней вели-кого завоевателя, полководца, госу-дарственного деятеля, одну из ярчайших звёзд в созвездии личностей 14-15 веков, а через пылающую внут-ренним огнём башню указал на огненную сущность этого человека.
 Одиноко на вершине суровой скалы сто-ит башня. Лютый ветер раздувает пламя в ней и оно подобно безглассому колоколу посылает свои вести ближайшим башням, которые, при-няв, её в мгновение ока разносят, по вершинам гор, расцвечивая их подобно дивным сказоч-ным цветам.
  Картина Н.К.Р. написана в 1931 году в год начала Небесного Армагеддона и возможно не случайно эта картина имеет два названия "Цветы Тимура" и "Огни Победы", потому что как вы не тяжела была бы битва Светлых Сил над тьмой, победа всегда за Ними. И 1936 год ознаменовал об этом. На земном же плане отра-жение этой битвы и победы ознаменовалось по-бедой в Великой Отечественной войне.
  В мае-июне 1941 года были проведены раскопки в мавзолее Гур-Эмира, усыпальнице династии Тимуридов. Было вскрыто и захоро-нение Тимура. На надгробном камне саркофага была нанесена запись, гласящая о том, что вся-кого кто коснётся праха "Железного хромца" постигнет кара монгольского воинства. И из-вестно, что 22 июня это заклятье свершилось, но победа русского народа уже была предука-занна.
 О Тимуре, как и о многих других под-вижниках эволюции человеческого общества, существует множество легенд, людских домы-слов, извращений, а если этот подвижник ещё и воин, государственный деятель, то о его необы-чайной жестокости будет многое преувеличено. И нам, порой, трудно вместить в своём сознании в лице воина-по-движника и если к тому же не-которые историки рас-сматривают его то-лько как жестокого захватчика.
 В мусуль-манском мире существует легенда, согласно которой, когда Всевышний сотворил первого человека - Адама, ангелы сетовали на Бога за Его творение, скорбя, что дело всемогущего Бога не будет иметь благих последствий. Ангелы выказывали Богу уверен-ность, что созданный им человек, без всякого сомнения, будет обманывать себе подобных, не будет исполнять данных другим обещаний, бу-дет совершать убийства и, вообще всей непра-ведной жизнью заставит самого Творца раска-яться в том, что человек был создан. Бог на это ответил ангелам, что в случае проявления люд-ской злобы Им предусмотрены меры и, что, со-творив, род человеческий Он имеет в виду ни-спосылать на землю меч, который воздаст должное преступным людям за их злые деяния.
 " Именно, огнём и мечём, очищается планета. Как же иначе проснётся сознание? Стремление человечества тонет в земных вожделениях. Волны грубых вожделений за-трудняют каждую светлую полосу, и каждый миг являет океан беспредельных вожделе-ний…" МО-3-126.
  Н.К.Р. в своей книге " Алтай - Гималаи" называет Тамерлана великим дезинфектором. "Он разрушил много городов. Мы знаем, что значит разрушить глиняные города, полные всякой заразы. Вот мы проехали двенадцать городов. Что можно сделать с ними? Для народ-ного блага их нужно сжечь и рядом расплани-ровать новые селения. Пока догнивают старые, трудно заставить людей обратиться к новым местам".
  Тимур был в одно и тоже время беспо-щадным разрушителем и ревностным строите-лем. Им воздвигались величественные по-стройки с изумительными садами, восстанав-ливались города и селения, устраивались и ис-правлялись оросительные системы не только в родном Мавераннахре, соседнем Хорасане, но и в таких отдалённых местностях как Муганская степь и район Кабула. По выражению офици-альной истории он не допускал, чтобы пропа-дали даром хоть малый участок земли. Созида-тельная деятельность Тимура столь же поража-ла воображение современников, как и разруши-тельная.
  В Тимуре чудесным образом сочетались искусство воина, государственного деятеля, градостроителя, покровителя искусств и ремё-сел. С именем Тимура и его потомков связана, как известно, одна из лучших эпох в истории мусульманской архитектуры. Здания, воздвиг-нутые в эту эпоху в Самарканде, являются па-мятниками персидской архитектуры, но по своим размерам далеко превосходят свои пер-сидские образцы. О красоте построек Тимура можно судить по их остаткам, дошедшим до нас. Это мечети, мавзолеи, дворцы Самарканда, Бу-хары, Шахрисябза. Дворцы Тимура и в Самар-канде и за городом, не были укреплёнными замками недоступными для населения. Велико-лепные сады, окружающие их были местом прогулок для жителей Самарканда, как бога-тых, так и бедных. Можно без преувеличения сказать, что шум строительных работ слышен был во всех крупных городах и особенно в Са-марканде, в столице государства, в котором до Тимура 150 лет ничего не строилось. Тимур считал, что Самарканду по величию и красоте не должен был соответствовать ни один город в его империи. Технические приёмы возведения построек, художественные приёмы орнамента-ции их, мотивы и темы орнаментации по сей день завораживают зрителя, оставаясь памят-ником зодчества.
  Ведя, беспрерывные войны Тимур, как ра-чительный хозяин, всё, что имело ценность, свозил в свою обширную империю. Он свозил не только ма-териальные ценности, но в большей мере использо-вал умение пленных специалистов, ремесленников, архитекторов, ученых, полагая, что чем больше при-ток культурных сил тем богаче станут ремёсла, тем выше будут искусства и науки. Поэтому на улицах Самарканда, Бухары, Шахрисябза можно было встретить мастеров из Сирии, Египта, Малой Азии, Азербайджана. Здесь искусные ткачи шёлка, луч-шие мастера хлопчатобумажной и суконной про-мышленности, мастера золотых дел создавали раз-личные покрывала, попоны, подушки, тонкие мат-расы из шёлка, золотом тканную парчу, атлас, камо-кан, сендал, тафту; терсенал самаркандской выдел-ки пользовался в ту пору мировой славой. К художе-ственным тканям относились не только узорчатые, но и гладкие ткани разных цветов и оттенков, в том числе и прославленный бухарский бархат.
  Тимур ценил любое знание и особенно, если оно могла принести практическую пользу - медици-ну, астрономию, математику. Однако более всего он интересовался архитектурой. Об изысканности вку-са Тимура говорят сохранившиеся постройки в Са-марканде - это усыпальница Гур-Эмира, соборная мечеть известная под именем Биби-Ханум, в Шахри-сябзе по сей день стоят развалины портала дворца Ак-сарай и многие другие постройки. В своих "Лис-тах Дневника" Н.К.Р. приводит высказывание французского ученного Груссе о том "…что Тимур сочетавший в себе стремление к изысканности Ира-но-Индийской культуры с суровым укладом аскета, являлся одной из наиболее красочных фигур Индо-Иранского мира.
  Родился Тимур во вторник 9 апреля 1336 го-да в год мыши вблизи Шахрисябзя в семье небога-того, но знатного и влиятельного рода Тарагая. Рождение Тимура было предсказано отцу через сон, в котором он увидел, как к нему подошел красивый молодой человек, лицом похожий на араба и вручил меч. Отец взял меч и стал им размахивать по возду-ху, блеском клинка освещая весь мир. И когда он об-ратился к святому саиду Амиру Куляля с просьбой растолковать сон, тот указал на то, что данный сон пророческий и что у него родится сын, которому суждено овладеть всем миром, обратить всех в ислам, освободить землю от мрака невежества и заблуждений.
 Тимур, как и многие мальчики того времени, рано овладел искусством фехтования на мечах и пиках, был прекрасным стрелком из лука, но отличался от своих сверстников необычайной ловкостью и умением. Хотя у некоторых историков существует мнение, что Тимур был безграмотен, но в тоже время все без исключения отмечали его необычайную жажду знаний. По этой же причине наоборот некоторые историки придерживаются мнения об его высокой образованности по тем временам. Известно, что он хорошо знал историю стран мусульманского переднеазиатского мира, с детства знал тюркские и таджикские языки; в часы досуга с удовольствием играл в шахматы, имел познания в истории тюрков, арабов, иранцев. Предметом увлечения Тимура служила и художественная литература и особенно поэзия, большим знатоком которой он был. Во второй половине Х1У и первой половине МХУ века в Самарканде, Герате, Балхе трудились и создавали свои бессмертные, художественные произведения такие выдающиеся деятели тюркской культуры, авторы прекрасных стихотворений Атоий, Саккокий, Лутфи, о которых в глубоким уважением отзывался Алишер Навои.
  Слива под тяжестью веток зелёных
Клонится ниц, словно мост для влюблённых
Ты поцелуем меня награди
За сто ночей, бесконечных, бессонных,
Дней, вдалеке от тебя проведённых,
За сто скорбей, что ещё впереди!


 Тимур, вырастая среди юношеских забав, мужая и становясь сильным пристрастился к охоте. И вот однажды, когда ему исполнилось 18 лет, он со своими товарищами гнался верхом за козой. На пути им встретился овраг в 5 аршин шириной и 4 аршина глубиной. Тимур не в силах был сдержать лошадь и она напряг все свои силы перенесла седока, но достигла противоположного берега только передними ногами, задние повисли над пропастью… Только благодаря помощи Свыше Тимур не погиб. Возможно, к этому эпизоду из жизни Тимура относятся строки из Учения. ОЗ-3-3-2. "Когда Я предупредил одного знатного наездника научится соскакивать на скаку с коня, он считал это противным обычаям его страны степной. Но когда бешеный конь занёс его на стремнину берега, пришлось неумело соскочить и остаться хромым".
 В Тимуре рано проявились качества вожака и наделённый необычайной храбростью и добротой сердца, Тимур явился тем человеком, к которому тянулись. На военную службу Тимур вступил с 12 лет. Вот как он сам вспоминает об этом: "С 12 лет от рождения я разъезжал по разным областям, боролся с несчастьем, составлял проекты, поражал неприятельские эскадроны, свыкался с видом возмущенных офицеров и солдат, привыкал выслушивать от них резкие слова, но терпением и мнимой беззаботностью, от которой я был далёк, мне удавалось умиротворить их".
 Если мы рассмотрим Среднюю Азию в тот период времени, то она представит перед нами сплошной театр военных действий. Монгольские ханы боролись с эмирами, а эмиры с разбойниками и бандитами, живших грабежом и насилием и не подчинившихся ни каким начальникам. И появление в это время окончательного распада многочисленных государств Тимура во главе своих воинов было тем необходимым решением, которое ликвидировало феодальные смуты, раздробленность одной стороны и положило начало гигантской строительной работе с другой. Некоторые военные историки, порой называют Тимура, просто удачливым военноначальником, не проигравшим ни одного сражения. Но удача, есть лишь правильно выбранное направление.
 Тимуру было дано кроме способности покорять людей ещё и талант делать их счастливыми под своим владычеством. И как говорил о нём один из историков Ширифэддин, он был в одно и тоже время бичём врагов, идолом своих солдат и отцом всех народов. Он лично удостоверялся в положении своих подданных, которым давал хороших начальников, ибо умел распознавать людей и лично заботился об их выборе. Тимур высоко ценил в людях помимо широких познаний, честность. Он часто сходил с трона, чтобы запросто побеседовать с историками, философами и с всякими людьми, сведущими в науках и администрации, которая была главным предметом его забот. У Тимура был свой герб - три круга и этот герб он приказал делать на всех монетах, на всех предметах, которые изготавливались по его приказанию. Этот же знак ставился на монетах народов, которые облагались данью. Для справедливого управления своим государством он разработал ряд указов, правил, которым должны были подчинятся его жители.
 В частности всех граждан своей империи он по-делил на двенадцать классов и прибегал к их помощи в случае нужды, будь то военная, граж-данская или богословская.
 ПЕРВЫЙ КЛАСС
 Потомки Пророка, ученые, начальники общин и законоведы были допущены в моё об-щество; моя дверь была всегда открыта для них; они составляли славу и украшение моего двора. Часто я советовался с ними о вопросах, касавшихся религиозного порядка, управления и наук; от них я узнавал, что дозволено законом и что запрещено.
 Во второй класс были обьеденнены люди интеллигентные, способные дать совет, облада-ли твердостью и мудростью; старцы.
 В третий класс Тимур объединил людей благочестивых к тайной помощи мо-литв, которых он обращался и в военное и в мирное время.
Тимур на заседании в Совете

 ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС
 Эмиры, шейхи, офицеры занимали место в моём совете; я повышал их по степеням и беседовал с ними дружески.
 Храбрые, кото-рым несколько раз приходилось обнажать саблю в сражениях, были моими друзьями; я предлагал им вопросы, касающиеся войны; я расспрашивал их об атаках во время действия и об отступлении во время опасности; я спрашивал у них о средствах, как прорывать неприятельские ряды, чтобы производить смущение в рядах, чтобы завязать стычки. Вполне доверяя их проницательности, я всегда прибегал к их советам.
 В пятый класс были объединены народ и войско, которые были одинаково дороги Тиму-ру и о благосостоянии которых и своевременной выдаче содержания воинам он следил;
 Шестой класс состоял из людей мудрых и скромных, которые были достойны входить в обсуждение и в управление государством, кото-рые были для Тимура советчиками и были по-священы в самые сокровенные мысли.
 В седьмой класс входили визири и сек-ретари, которые передавали все события, про-исходящие в государстве, среди народа и солдат, следили за сохранением богатств, следили за расходованием государственной казны, поддер-живали население и земледелие.
 ВОСЬМОЙ КЛАСС
 Я призвал к себе врачей, астрономов, геометров ( архитекторов), потому что эти люди способствовали славе и благосостоянию госу-дарства. Пользуясь помощью искусных врачей, я возвращал здоровье больным; астрологи нау-чили меня понимать счастливые и несчастли-вые сочетания звёзд и их движении на небе. Геометры (архитекторы) составляли для меня планы велико-лепных зданий и чертили для меня сады, которые я рассадил.
 Девятый класс был представлен историками, ав-торами летописей и хроник.
 ДЕСЯТЫЙ КЛАСС
 Я собирал старцев, дервишей и людей, сведущих в науке о Боге. Я сходился с ними; они открывали мне счастье будущей жизни и сообщали мне божественные слова. Эти люди совершали при мне удивительные вещи, даже чудеса; сношения с ними было для меня столь полезно, сколь и приятно.
 ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС
 Я привлекал в мой дворец и лагерь мас-теров всякого рода, чтобы держать в порядке оружие для армии, в мирное и военное время.
 ДВЕНАДЦАТЫЙ КЛАСС
 Я протягивал руку помощи путешест-венникам всех областей и всех государств, что-бы иметь известия о чужеземных царствах, я посылал во все страны купцов и начальников караванов; я приказывал им привозить мне са-мые редкие вещи, которые можно встретить в Хотане, Китае, Индостане, городах Египта, Ара-вии, Сирии, Рума и даже на острове Франков. Я хотел, чтобы они сообщали мне о положении, нравах и обычаях туземцев и колонистов этих стран, особенно же об отношениях иностранных государей к их подданным.

 ( продолжение в следую-щем номере. ).

<<На главную <<№21
Hosted by uCoz