ЗАДАЧИ:
- помочь учащимся усвоить философскую про-блему "Смысл круга человеческой жизни", од-ного из этапов - начала семьи и её продолже-ния;
- воспитывать в детях потребности в открытии красоты и добра, заключённых в образе тради-ционного Дома и семьи;
- раскрыть в детях осознание себя в отношениях с другими людьми и природой, развитие ком-муникабельных навыков общения.
ТЕМА: "ТРИ ДРУГА В ЖИЗНИ: МАТЬ, ОТЕЦ И ВЕРНАЯ ЖЕНА".
Оборудование:
А) Предметы традиционного крестьянского быта (прялка, чесаны, веретено, корытце, табурет, инст-рументы, предметы для вышивания);
Б) Накрытый стол с крестьянской сервировкой.
ХОД УРОКА
I.Вступительная беседа.
Приветствие гостей. Напутствие.
- Назовите дату сегодняшнего дня (24 марта)
- Что может подсказать значение этой даты в гражданском календаре? ( 23-24 - день весеннего равноденствия).
- Да, 23-24 марта в природе совершается великое событие: день и ночь уравновешиваются - 12 часов длится день и 12 часов - ночь. А после этого день будет прибывать всё быстрее и быстрее. Весна окончательно победит Зиму.
- Перелистаем страницы православного календаря.
-Закончилась сырная неделя, которая иначе называется масляной.
Такое вкусное название праздник получил не случайно?
(Люди в старое время верили, что солнышком управляют.
Своими обрядами, песнями, играми люди хотели показать, что солнышко не спешит спрятаться за леса.
Свет и тепло им нужны на всё лето, чтобы уродились огромные хлеба, чтобы было много травы, ягод, фруктов, овощей. Чтобы можно было запастись на следующую зиму вкусной пищей для
Себя и кормом для скота. Много в их жизни зави-сит от солныщка - пусть оно ярко светит на небе.
Во время масленицы везде и по всякому поводу изображали солнце.
Выводили круги на снегу - во дворе, на поляне, катались на коньках вокруг деревни.
Упряжь и сани украшали яркими лентами, цвета-ми , чтобы они тоже напоминали яркое солнце.
А в домах стряпали вкусные масляные блины. Блин ведь тоже похож на солнце. Главное на масленице -гостевание)
- Закончилась Масляная неделя. Наступил Вели-кий пост. В народе время Великого поста - это пора духовно-нравственного и физического здоровья, воздержания от всяческих плохих дел и излишеств.
- Каким правилами поведения во время поста придерживались дети?
(Они просты:
- Не говорить плохих, недобрых слов, которые могут обидеть или, как считали наши предки, накликать болезни, лихорадку, ломоту, худо-сочие;
- Не есть лишнее;
- Ходить чистыми и опрятными;
- не баловаться, не шуметь излишне;
- Размышлять о добрых делах, о православных святых).
7 недель перед Пасхой, Светлым Христовым Воскресением --особый период народного и право-славного календаря, требующий воспитательных дел.
II.Первая неделя поста.
- Эта неделя наступает сразу же после заверше-ния праздничной "Седьмицы" - Масленицы, и в народе часто говорят о ней, называя "тужил-ками по масленице", т.е. временем прощания с обильным весельем и сытой пищей.
- Период веселья завершён. Это отражено в при-сказке:
(Мы масленицу прокатали,
Светлые вечера проиграли,
Мы рождественский пост попрятали,
Свет наша Масленица дорогая!
Где ты ночь ночевала?
Под кустом на дорожке
Ехали скоморошки,
Вырезали по пруточку,
Сделали по гудочку.
И вы, гудушки, не гудите,
И вы Масленицу не будите.)
- Замолкли праздничные "гудушки", смолкли шум-ные песни и игры. Нельзя было будить Масленицу , иначе зима вернётся.
- И стол стал иным - нет сладостей, постные блинчи-ки да печёная редька, река, кислая капуста да ква-сок. Пост.
III. Вторая неделя Великого поста.
- Сейчас идёт 2-я неделя Великого поста, по право-славному календарю --неделя рукоделия и ремесла. (Инсценировка: прялка и вся обстановка , имити-рующая крестьянский быт).
- Крестьянская семья в сборе. Каждый занят своим делом: взрослые нужными для хозяйства делами, дети приучаются к труду на прялке. Мать прядёт шерсть. Отец выдалбливает корытце для рубки овощей. Пока земля под снегом, надо заняться домашними делами! Старший женатый сын делает табурет для своей молодой жены, а она ему вышивает рубаху. Младшие дети: шьёт "жемчугом" дочь, вытачивает ложку сын.
(Комментирует Анита.
А.: Девочки и девушки показывали своим матерям, каких успехов они достигли в рукоделии. Особенно важным в эти дни считалось научиться "нанизывать жемчуга".
- Смотри, матушка, как я нитку жемчуга сделала.
-Молодец, доченька! Жемчуга нанизать - красоту свою обшивать.
А.: Мальчики также старались не отстать - мастерили красивые вещицы: игрушки, ложки.
- Батюшка, хороша ли ложка у меня получается?
- Хороша, сыночек, своя ложка рот не дерёт: каков мастер, таково и дело.
А.В.(учитель) - Дом весь был проникнут духом руко-творчества. Помощницей в труде была песня.
("С песней труд человека спорится". Но песня не была задорной и весёлой, чтобы не смутить дух, она была мелодичная, протяжная и долгая ).
(Включается музыка: "Шёл мальчишка бережком" в исполнении Уральского фольклёрного ансамбля "Скла-дыня").
Семья - как много в этом слове!
III."ТРИ ДРУГА В ЖИЗНИ: ОТЕЦ, МАТЬ ДА ВЕРНАЯ ЖЕНА".
- Как понимаете смысл пословицы, которой обозна-чена тема урока?
1) Я просила найти объяснение этого слова в "Толко-вом словаре".
(Учащийся зачитывает в "Толковом словаре" Ожего-ва: "Семья - 1. Группа живущих вместе близких родст-венников (примеры). 2) Объединение людей, сплочён-ных общими интересами (высокое). (Примеры - класс). 3)Группа животных (птиц), состоящая из самца, самки и детёнышей, а также обособленная группа некоторых животных или растений: например, пчелиная семья, му-равьиная семья, семья лебедей, семья волков, семья грибов. 4)В переносном значении - семья игру-шек(матрёшки), семья планет Солнечной системы и др.)
2)Духовная основа семьи.
- Что отличает семью людей от прочих семей (расте-ний, животных, планет)?
(Духовным общением).В сопровождении музыки "Жизнь - это мелодия".
-Что такое душа? Как поймать ту неуловимую высшую суть, что живёт в каждом? Может быть, душа - это дивный цветок красоты или божественный огонёк духа, или небесный кораблик?
-А может быть - это древо жизни?
Две души - женская и мужская. Два драгоценных древа жизни. Каждая полна своим светом, своей неповторимой красотой.
Ветви душ сплетаются. Ибо цель их встречи - познания сути другого, чтобы стать им единым целым, стать семьёй. Вокруг ветвей двух деревьев жизни виднеется слабый золотистый круг - это свет будущей новой души, их будущий ребёнок.
Когда две души сливаются в одну, появляется новое пышное и прекрасное древо семьи.
(Живут душа в душу)
Ибо в истинном супружестве муж и жена обладают вечным единством.
-Вот откуда появилось изречение: "Браки заключаются на небесах".
Вот как говорит об этом Святое писание: "Дабы от союза сих двух птиц гнезда твоей любви, поднялась волна нежности и выбросила на берег жемчужины чис-того и доброго потомства".
- Попробуем понять это, рассмотрев репродукцию с картины Рембрандта "Святое семейство"(стр. 35-36, учебник по ИЗО).
3)Рассматривание репродукции с картины Рембрандта "Святое семейство". Музыка "Аве Мария".
- О чём рассказывает картины?
Ответы детей.
(На картине почти всё кажется привычным и знако-мым. Ведь это обычная сцена семейной жизни. Но всё в ней исполнено тайны и глубокого смысла:
-спящий младенец Иисус,
-нежно укрывающая его Мария - мать Иисуса,
-её опекун, старец Иосиф, занятый своей плотницкой работой,
-и ангелы, охраняющие её покой).
А.В.(учитель) - Высочайший образ Великой Матери. Он изображён на картинах великих мастеров живописи Рафаэля, Леонардо да Винчи и других.
Мать - женское начало семьи.
-Какие народные пословицы вы можете сказать о ма-тери?
(Дети говорят, например: "Материнская молитва и со дня моря достанет". "При солнышке светло, при матери деткам добро" (рус.) и др.)
4) Высказывания великих людей о матери.
М.Горький:
"…Восславим женщину - Мать, чья лю-бовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Всё прекрасное в человеке - от лучей Солнца и от моло-ка матери, - вот что насыщает нас любовью к жиз-ни".
-Многое написано о Матери. И вы к всемирному Дню Матери написали свои сочинения, посвящали их своим мамам.
(Зачитывается стих Лёвы Протасова)
Я вчера любовался мамой, -
Как прекрасны её глаза!
В них грустинка живёт родная,
В них таится её душа!
Всё мне дорого в ней, знакомо:
Нежность рук, завитки волос…
Говорят, что всё больше на маму,
Становлюсь я теперь похож,
Я смотрел на неё - Богиня!
А она улыбалась мне…
Мама - друг мой и Ангел-хранитель, тот, который со мной на земле!
5)Об отце.
-Дети носят фамилию отца, отчество. Меньше посло-виц об отце. Но велика его роль в семье. Он - глава се-мьи. Настоящий отец передаёт детям мужское начало: мужество, силу и…
Хорошо сказал писатель Д.Герберт:
"Один отец значит больше ста учителей".
- Какие навыки в семье может дать только отец?
- Какие жемчужины спрятаны в глубине отцовского сердца?
- Какие пословицы говорят об отце?
(Дети говорят пословицы об отце)
6) Отец и мать - душа семьи.
"Муж и жена - одна душа" - говорит народная посло-вица.
- Какие ещё пословицы о семье вы знаете?
(Высказывания детей)
- Из эвенкийских преданий:
"Очаг свой разожги, ребёнка роди, скотину расти - корнем человека будь".
- А русская мудрость гласит:
"Выстроил дом, посадил дерево, вырастил сына, зна-чит не зря прожил жизнь".
Л.Толстой: "
Счастлив тот, кто счастлив у себя до-ма".
- Дружная, счастливая семья - одна из самых боль-ших радостей в жизни человека.
- Счастье семьи, в чём оно?
(Ответы детей с использованием символических рисун-ков своей семьи)
- Девиз вашей семьи вы обозначили на гербе семьи, который вы рисовали к уроку "Введение в исто-рию".
- Прочитайте ваши девизы.
(Дети считывают девизы с изображений семейных гербов).
- Можете ли вы помочь вашей семье стать счастли-вее?
(Ответы учащихся)
- Все семьи разные; не во всех семьях есть мать или отец. А есть дети без отца и без матери - круглые сироты.
Как мы читали в сказке Исаакяна "Счастье" - хорошо, что мальчику повезло и он попал в "солнечную семью". А если нет? Тогда о детях заботится государство.
7)Дети-сироты.
Есть на Химмаше дом, который носит очень научное название "Реабилитационный центр для несовершенно-летних детей", а если проще - "Детский дом". Там вос-питываются дети с 3 до 16 лет. Все они без родителей.
Но об этом чуть позже мы поговорим особо. А у меня к вам вопрос:
- Почему так случается, что дети остаются без роди-телей?
- Приходилось ли вам видеть обездоленных детей?
- А помогать?
8) Семейный детский дом (деловая игра).
- А сейчас попробуем на несколько минут стать взрослыми. Для организации семейного дет. Дома пришло к нам предложение:
А) Создать эскиз дома;
Б) Приусадебный участок (план);
В) Семейная школа, часы досуга;
Г) И библиотеку для семейного чтения (дет. дома).
- Попробуем распределить обязанности:
1 группа: Дом (усадьба, жилище) - гнездо семьи.
(что нам стоит дом построить!)
Создай эскиз дома, чтобы он был уютен и мил семье.
2 группа: Труд - источник счастья.
Ваше садоводческое товарищество создаёт план уча-стка и насаждений. Какие насаждения вы предлагаете для дет. дома?
3 группа: Чтение - вот лучшее учение.
Какая библиотека должна быть в дет. доме? Укажите жанры народного творчества.
4 группа: Часы досуга в семье.
(Делу время - потехе час.)
Условия игры.
Работа в группе 7 минут.
Выбрать одного-двух выступающих для защиты своего проекта. Вся группа может добавлять, что не сказано. Все остальные вправе задать вопрос или сделать предложение.
В конце сделаем вывод: на что мы с вами годные?
И, я думаю, сделаем практическое применение ваших способностей для ныне действующего детского дома.
9)Работа учащихся. 7 минут.
(Включается музыка)!
10) Подведение итогов. Вывод.
- Кем бы вы хотели стать: отцом или матерью?
IV. Домашнее задание.
"Вырастает человек, и словно солнечное дерево под-нялось между родителями. А они постарели, утратили свою пышность. Совсем мало ветвей осталось у мате-ринского древа. Они сгорели в жертвенной любви".
-Как поступит молодое красивое могучее дерево?
На следующем уроке поговорим на тему: "Корми деда на печи, сам там будешь".
V. Помощь детскому дому.
Сходили с подарками и маленьким концертом.
А.В.Ситникова, г. Екатеринбург.