Реализация принципов гуманно- личностной педагогики на основе курса "Введение в народоведение"

Реализация принципов гуманно- личностной педагогики на основе курса "Введение в народоведение"


(А.В.Ситникова, учитель начальных классов 1 категории, г. Екатеринбург)

Н.К.РЕРИХ. "Свет побеждает тьму", 1933

  Когда сталкиваешься с таким талантом, как юный поэт Лёва Протасов, то невольно возникает вопрос, кто кого в данной ситуации учит и воспитывает, - мы детей, или дети - нас?
  Если вдумчиво рассмотреть этот вопрос, то станет очевидным взаимное совершенствование, содружество - что и лежит в основе гуманно-личностной педагогики.
  Старая авторитарная школа нас к этому не готовила. Поэтому приходилось самому учителю находить пути и средства для решения таких задач.
  В марте 1997г. мне посчастливилось попасть на авторский семинар доктора педаг. Наук, психологии, почётного академика РАО, профессора Шалвы Александровича Амонашвили (далее - ШАА) по теме "Система гуманно-личностного подхода к детям в общеобразовательном процессе".
  40-часовой семинар пролетел как один миг. С работами ШАА я была знакома и раньше, но на этих курсах я увидела что-то необыкновенное. Во-первых, для меня было большим откровением, как умело поставлено обучение на основах Ж.Эт.
  Он говорит: "Я не мыслю себе педагогический процесс, если он не имеет под собой философской основы…"
  "…Имею ли я право, пусть даже с дипломом учителя, с дипломом кандидата наук, доктора наук, профессора и т.д. прикасаться к тебе, если заранее не волнуюсь сознанием того, что есть безграничность и неповторимость? Как я могу учить тебя даже чтению, даже письму, даже счёту, если не волнуюсь чувством исключительной ответственности перед Природой, сознавая, что ты несёшь в себе особую миссию для себя и для людей, а мне предписано воспитать тебя так, чтобы ты смог достичь своей цели?"
  Дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить, только надо помочь им раскрыться и ещё надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу".
  "У каждого ребёнка своя особая миссия".
  Старая авторитарная педагогика для этой цели не годилась, надо было что-то совершенствовать. Конечно, прежде всего начинать надо с себя.
  Пришлось прочитать "Антологию гуманной педагогики" -
 - Конфуций (изречения китайского мудреца);
 - Коменский (великий учитель, проповедник, философ);
 - Ломоносов (избранные труды российского просветителя);
 - И.Христос (Новый Завет и др. учения);
 - Выготский (основатель педагогической психологии).
  Много было прочитано трудов самого Ш.А.А. Постоянное чтение журналов "Мир огненный", "Новая эпоха", "Дельфис", "Перед восходом", "Духовное созерцание", "Три ключа" и много других книг по Живой Этике.
  Трудностей было много. Приходилось менять подходы к изучаемому материалу (например, в природоведении есть понятие "живая и неживая природа").
  Новые подходы в методике по литературному чтению, где при характеристике героев рассматривать их человеческие качества, как видят их дети.
  Большое место стал занимать интегрированный подход к различным предметам.
  А в 1998-99 учебном году в учебный план был введён новый курс "Введение в народоведение" (по федеральному компоненту).
  Вначале введение этого курса ввело нас, учителей, в недоумение, растерянность: как можно вести обучение без предварительной курсовой подготовки.
  Директор успокоила нас словами: "Не углубляйтесь!"
  И вот новые горизонты! И мы с детьми настолько углубились в новый курс, что теперь я не мыслю иного обучения. Но почему-то у некоторых представителей образовательной системы никак не уживается Ж.Эт. и вопросы православной религии. А у нас с ребятами это очень хорошо совместилось.
  Курс "Введение в народоведение" предусматривает следующие цели:
 - обеспечить жизнеспособность человека на современном этапе и в будущем, отработать умение осознать и строить свои взаимоотношения с природой;
 - понимать необходимость взаимной смены и духовной преемственности поколений в основе основ народа -семье;
 - создать динамичность исторической жизни народа, становление, развитие и сохранение лучших черт национального характера в тесном взаимодействии с другими народами.
 Несмотря на сохранение верности принципу светско-го образования в школах РФ, необходимо показать органическое и исторически обусловленное слияние дохристианского и христианского начал в русской культуре.
  На занятиях данного курса появилась возможность решения следующих задач:
 - на своеобразном местном материале выявить главное - ту нравственную норму, которая будет общей для разных народов;
 - взаимопомощь в работе, где работа превращается в праздник;
 - конструировать идеал, который детям хотелось бы осуществить в будущем: отношение ребёнка к природе, к семье, к народу, родной земле, миру, космосу;
 - фокусировать внимание ребёнка на основных формах бытия - природа, общество, человек.
  Занятия 1-го года обучения строятся на основе мировоззренческой проблемы "Единство годового круга жизни природы и человека", что реализует тема "Человек и природа а народной культуре".
  Тема 2-го горда обучения "Человек и семья в на-родной культуре". На занятиях этого цикла рассмат-риваются философские проблемы "Смысл круга че-ловеческой жизни от рождения до кончины".
  3-й год обучения предусматривает проблемы "Ис-тория страны и Храм Души человеческой, Космос и его влияние". Тема "Человек, родная земля и космос в народной культуре".
  Специфика курса такова, что, опираясь на научный материал, дети учатся понимать народные мировоз-зрения и психологию.
  С этой целью используются особенности художест-венных средств народного искусства и связь разных уроков, классной и внеклассных работ. Символиче-ский язык доносит до нас универсальный способ объ-яснения мира: представление о взаимоподобии чело-века и природы.
  Народное искусство, как и искусство вообще, мно-гонационально и одна из функций - воспитательная.
  В работе предусматривался тщательный отбор ху-дожественного материала по различным видам на-родного искусства (музыкального, художественно-речевого, декоративно-прикладного).
Екатеринбург, март 2001 г. Семинар. Крайняя слева - Ситникова А.В.

  Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с приро-дой, развитие речи, литературоведческие навыки, иг-ровая деятельность), активное включение детей в разнообразные художественно-творческие деятельно-сти: музыкальную, изобразительную, игровую, худо-жественно-речевую, театрализованную.
  Примеры урока: 1. "Выбирай не невесту, а сваху". Сватовство, шуточная свадьба.
  2. Перелистаем Православный календарь. "Три дру-га в жизни: отец, мать и верная жена".
  Курс "Введение в народоведение" построен на секретов наших предков.
  "Будем учиться читать их таинственный язык (ста-ринные узоры на орудиях труда, одежде, домашней утвари, украшении дома). Эти узоры - не просто ук-рашения, они говорят о главных элементах - природ-ных стихиях, из которых состоит мир: огонь, вода, земля, воздух".
  Далее даются понятия: вода небесная и земная, воз-дух, дыхание, душа - общий корень. Пословицы: "Всякое дыхание да хвалит Господа!", "Мировое древо - ось порядка, добра и красоты". "Счастье - это порядок вещей".
  И дальше раскрываются 3 яруса мира. Нижний мир - мир подземного царства. Верхний ярус - это небо, где царство света, солнца, подземных вод. Средний мир - земля - место встречи человека с громадной Вселенной. С Природой вокруг.
  Достаточно тонко можно было вводить детей в по-нимание Живой Этики. Правда, пользоваться отдель-ными терминами приходилось осторожно (школьные программы, родители, особенно православные ве-рующие, администрация - являются вольными и не-вольными противниками этого).
  Но зато великое поле деятельности в использовании произведений изобразительного искусства (репро-дукций произведений художников, особенно картин Н.К. и С.Н. Рерихов), произведения устного народно-го творчества (сказки, сказы, былины, сказания, жи-тия, малого жанра: пословицы, поговорки, чистого-ворки, скороговорки, небылицы, частушки, заклич-ки).
  Дети сами приучились творчески мыслить. Состав-ление сказок, стихов, миниатюр - стало любимым за-нятием. Лёва Протасов к концу 3-го класса написал 16 проникновенных стихотворений в циклах "Време-на года", "Моя земля", "Продолжим сказку". Наибо-лее значимые - "Родина", "Моя земля", "Обращение к человечеству", "Чёрный тюльпан".
  Выпустили сборник "Первые лучики" (1-3 кл.),
 Правда, средств на издание хватило на 6 экземпл. Приняли участие в общегородских акциях "Чистое слово", "Милосердие" и др.
  Дети очень полюбили рисовать. Они изобретали не только видимые предметы, но и звуки. Музыка у них имела художественное изображение в цвете.
  Особое место музыке. С неё начиналось утро в 1-м классе. 5 минут звучала музыка композиторов Вагнера, Чайковского, Грига, Бетховена и др.; колокольный звон; записи фольклорных ансамблей "Складыня", "Древо", муниципального ансамбля "Доместик"; народные песни в исполнении Елены Сапоговой, Надежды Кадышевой и др. Очень полюбили песни Олега Атаманова "Аумляндия".
  Музыка звучала до уроков, на уроках, в перемены, на праздниках ("День Матери", "День Земли", "Рождество", "Масленица" и др.).
  Особо о работе в контакте с родителями.
  Это параллельные беседы на родительских собраниях. Это организация экскурсий, праздниковутренников, включение в организацию учебной деятельности, проведения элементов урока (сваха, сказительница).
  А в результате этой работы улучшилось качество образования учащихся, наиболее полно реализовались его составляющие (по стандарту):
 - предметно-информационное - дети получили более глубокие представления о человеке, о самом себе, месте человека в мире, о человеческой культуре, о духовных качествах человека, о творческой деятельности, об особенностях образа жизни, трудовых навыках, традициях, быте, праздниках, играх народов Урала, о героях национального эпоса, мифологии, знании святынь нравственной культуры;
 - деятельно-коммуникативные - научились осознавать себя в отношениях с другими людьми, с природой, научились ценить культурные ценности, приобщились к традициям, культуре своих предков, участию в праздниках;
 - ценностно-ориентировочные - приобщились к общечеловеческим духовно-нравственным, более гармонично (за 3 года) прошло развитие чувство сопереживания, милосердия, уважения достоинства другого, сформировалось чувство гордости за свой народ, уважение к другим народам (стихи "О России", "Веснушки").
  Что мне помогло?
 1) Ежегодные научно-педагогические конференции (г.Екатеринбург, с 1994г.)
 2) Литература для работы: "Полная энциклопедия
 Быта русского народа", 1-2 том;, М.Семёнова "Мы славяне";, З.И.Бармина "Русский дом"; А.Лопатина и М.Скребцова "Книга для занятий по духовному воспитанию" (тома 1-6); учебное пособие "летопись уральских деревень"; В.П.Кругляшова "Преданья и легенды Урала") и др.
 3) Аудио- и видео-записи.
  Мои предложения: пересмотреть программы по музыке, ИЗО, трудовому обучению, природоведению, частично по литературному чтению и др. - интегрально с основой на новый курс "Введение в народоведение".

<<На главную <<№19
Hosted by uCoz