Философско-педагогические
Взгляды Е.И.Рерих
Философско-педагогические
Взгляды Е.И.Рерих
Лащенко Наталья Дмитриевна.
Белгород - 2001 год.
АВТОРЕФЕРАТ.
Диссертация на соискание учёной степени канд. педагогических (далее - пед.) наук.
Редакция с сокращениями публикует выдержки и даёт свою оценку труду педагога. Сразу ска-жем, что, несмотря на теоретичность работы, она важна как важный компонент нашего дви-жения в систему Народного образования. Ранее были защищены диссертации по темам Ж.Эт.: С.А.Аблеевым, Н.Е.Самохиной, Д.А.Шаровым, А.Г.Андреевой, Л.Н.Осиповой. Наша педагогика вступает в научный этап педагогического твор-чества, от эпизодических попыток отдельных энтузиастов, труды которых ещё ждут своей публикации, мы все постепенно переходим на научные рельсы. Это отрадный факт! Хотя впе-реди освоение нераспаханной целины безбрежно-го моря Нового Провозвестия, но первые научные борозды уже сделаны. Энтузиасты-учителя уси-ливаются отрядом учёных, одухотворяющих пе-дагогическую науку. Дай Бог, чтобы этот про-цесс шёл, углублялся и ширился. Время не ждёт.
Автор полагает, "что до сих пор не было сделано попыток систематического изложения основ педагогики Е.И.Рерих (далее -ЕИР), в которой в целостном виде и взаимосвязи её отдельных час-тей излагалось бы педагогическое учение Ж.Эт. Кроме того, в диссертациях, касающихся пед. проблем, на наш взгляд, недостаточно убедитель-но интерпретируются идеи Ж.Эт с позиций со-временных педагогических представлений, без чего они не могут быть включены в систему со-временного пед. знания." Цель диссертации: "выявить, проанализировать и система-тизировать философско-пед. взгляды ЕИР и тем самым ввести результаты исследо-вания в научный оборот" (выделено ред.).
Интересно выделить "Методы исследования:
- теоретический анализ филосфско-этических и антропологических взглядов, представле-ний в опубликованных источниках и литера-турных материалах;
- методы индукции, дедукции, аналогии, обобщения сведений, полученных из различ-ных источников, позволившие представить исследуемые взгляды в единстве и взаимо-связи их компонентов;
-метод системной реконструкции пед. высказываний, извлечённых из различных источ-ников исследования;
-ретроспективный анализ и синтез исследуе-мых взглядов и их интерпретация с позиций современных научных пед. представлений."
Простим автору "занаученный" язык - таковы требования "жанра" в научной среде 5-й Расы… Отметим, что работа имеет практиче-ское приложение и может использоваться "при обновлении содержания историко-пед. образо-вания", для "аргументации концептуальных идей современной пед. теории и в качестве предложений, направленных на совершенство-вание образовательно-воспитательной работы современной школы". Также и "в качестве спецкурсов по истории педагогики для студен-тов пед. специальностей и в системе повышения квалификации пед. кадров".
"Апробация и внедрение результатов иссле-дования". Автор пишет, что материалы докла-дывались на 4-х конференциях и на заседаниях кафедры педагогики БелГУ, на заседаниях асс. "Мир через Культуру"(1997-2000гг.).
В "Основном содержании работы" автор вы-деляет, на свой взгляд, самые важные положе-ния философии педагогики в трудах ЕИР. Крат-ко перечислим своим языком эти вехи: автор отмечает как главное, что человек - микрокосм Макрокосма; выделено, что нравственная орга-низация Космоса является основой Мирозда-ния; выделен закон Единства всего сущего, что сразу ставит человека в зависимость от мира и обратно; выделено, что человек - единство трёх начал: физического, психического и духовного; жизнь человека одновременно протекает в трёх мирах: плотном, Тонком и Огненном; отмечено особое значение сердца и психической энергии; сознание выделено в особо изучаемую катего-рию.
Сердце рассматривается не как физический орган, а как место средоточия души, как центр связи земного плана и Высшего Мира, как центр, направляющий человека к общему благу.
Чувствознание является одним из важнейших компонентов сознания. И вообще автор подчёр-кивает кардинальное отличие обычного "логи-ческого ума" и Высшего Ума, который руково-дствуется нравственными принципами и накап-ливается озарениями. И именно это есть бес-смертные накопления человека, а обычные, бы-товые пути ума головы - не влияют на попол-нение багажа бессмертного духа.
Автор выделяет, что одним из ключевых за-конов в системе взглядов ЕИР является Закон Реинкарнации (перевоплощения). И отсюда - ребёнок не рождается как "табула раса", а при-ходит в мир с уже накопленным багажом сотен предыдущих жизней. И поэтому отношение к нему должно быть как к богатой личности, но требующей усилий и помощи для раскрытия талантов - подобно бутону цветка, который надо умело выращивать, но не насильно рас-крывать (чем занималась прошлая педагогика). И вообще ребёнок - носитель двойственноё на-следственности: биологической и индивидуаль-но-духовной. Поэтому воспитанию ЕИР отдаёт первенствующую роль в образовательном про-цессе, ибо это облагораживание и возвышение.
Автор выделяет необходимость делать упор на неповторимость индивидуальности каждого ре-бёнка и поэтому отмечает крайнюю пагубность "усреднения" в образовании.
В дисс. подчёркнуто, что роль учителя школы должна быть уважаема обществом (наряду с про-фессией врача). При этом к ребёнку отношение уважения и принцип "ты всё можешь" - является якорем успехов ребёнка, т.к. в сущности способ-ности каждого из нас безграничны.
Автор рассматривает также и силу мысли как движущий механизм эволюции и как составляю-щую нашей свободы воли. Но при этом рекомен-дуется помнить о необходимости согласования нашей воли с Волей Эволюции, и т.к. это поло-жение нарушено современным человечеством, то мы и видим страшные последствия. И наша зада-ча с помощью выправления этого диссонанса по-стараться восстановить верный путь развития, начав со школы.
Познание - истинный и единственный двига-тель эволюции и мы обязаны пополнять знания всю жизнь. Школа поэтому обязана научить ре-бёнка и полюбить знание и приучить его к позна-нию и за стенами школы, до конца текущей жиз-ни, ибо всё накопленное знание не пропадает, а наследуется в следующие жизни индивидуально-сти.
Подчёркнута важность приучения к труду с ма-лых лет, уважения к старшим и женскому началу. Любовь к Родине прививается, и из неё вытекает уважение к другим народам.
Школа не ограничивается лишь просвещением, а учит ориентироваться в жизни, занимать само-стоятельную позицию, уметь делать верный вы-бор на основе Общего Блага и нравственности.
Важнейшим компонентом ЕИР считает научить человека мыслить, ибо именно мысли в конечном итоге преображает и человека и мир. Также да-ются рекомендации к раскрытию творческих спо-собностей детей, умение "противостоять всякому злу".
ЕИР "ориентирует на главную цель школьного образования - сформировать у подрастающего поколения общее представление о Мироздании, о действительности как едином целом, научить использовать эти знания как орудие творческого освоения мира". Предлагается познание мира не только через науку, но и через философию, ис-кусство, религию, а также дополнить программы новыми дисциплинами, как космография, ес-тественная история, синтез наук, изуче-ние красоты жизни, сравнительная исто-рия религий. Крайне важно не умалять значение гуманитарных наук. Советуется ввести приклад-ные дисциплины: по овладению основами ис-кусств, ремёсел, заниматься с учениками рукоде-лием, хоровым пением, народными танцами. В содержание предмета "изучение красоты жизни" должны войти История Искусства и Знания и данные о современных достижениях. Изучение религий необходимо для искоренения бича чело-вечества - религиозной нетерпимости.
ЕИР выделила проблему, которая не решена в современной щколе - знания, которые приобре-таются учащимися по разным предметам, оста-ются разобщёнными. А истинно лишь синтетиче-ское знание и поэтому в учебный план предлага-ется ввести обобщающий предмет "синтез наук". В этом предмете заложено поисковое, творческое начало - он позволит детям уйти от узкой спе-циализации, не быть пересказчиками чужих мыс-лей, а находить собственные пути познания дей-ствительности.
ЕИР считает важнейшим развитие у детей раз-нообразных способностей: мышления, внимания, наблюдательности, памяти, воображения, интуи-ции, находчивости, сообразительности и др. Это решается как в каждом предмете, так и в специ-альных уроках.
ЕИР полагает, что ориентиром жизни человека в обществе должны служить Истина, Добро, Кра-сота, Общее благо, стремление к которым спо-собствует нравственному развитию и самосовер-шенствованию личности. Крайне важно научить детей сотрудничать, ибо это дело мировой важ-ности.
Нужно соединять детей в разновозрастные группы, объединённые общими интересами. Главным мерилом взаимоотношений же считает-ся "разум сердца" - как гармоническое сочетание разума и чувств. Огромное воспитательное зна-чение имеют беседы с учениками о сказаниях и песни о народных героях.
ЕИР рекомендует настоятельно вернуть умение читать книги. Ибо это требует труда и оказывает мощное воспитательное воздействие (крайне важно уберечь детей от "недостойных и лживых книг", для чего ежегодно необходимо проверять книгохранилища и это является предметом осо-бой заботы государства). В воспитании же детей нужны беседы, где всё идёт от ребёнка и носит не отвлечённый, а опирается на -личный опыт ре-бёнка и чтобы было жизненно важно для него.
В школе необходимо иметь детский театр - ибо это средство эффективного этического и эстети-ческого воспитания.
Труд, как двигатель жизни нуждается в том, чтобы любовь к нему прививалась у детей с мла-дых ногтей. И при этом особо важно, чтобы был качественный труд, только такой улучшает жизнь. Также в дисс. выделяются рекомендации по эстетическому воспитанию.
В целом взгляды ЕИР на педагогику носят ин-тегративный характер и во многом отличаются от классической педагогики, во многих компонентах заметно опережая последнюю. Тема дисс. освети-ла многие аспекты взглядов ЕИР на образование, но сама тема неисчерпаема и ждёт дальнейшей работы.
ОТ РЕДАКЦИИ: полагаем целесообраз-ным положения, разработанные в данной диссертации, считать рекомендациями по разработке как новых программ, так и по углублению существующих предметов и приглашаем читателей к этой работе.
<<На главную
<<№19