МУДРОСТЬ СКАЗАНИЙ АЛТАЙСКОГО НАРОДА

МУДРОСТЬ СКАЗАНИЙ АЛТАЙСКОГО НАРОДА


"Ойрот - вестник Белого Бурхана".Н.К.Рерих

  Староверческое село Верхний Уймон стало штабквартирой экспедиции Рерихов. Поселились они в доме Варфоламея Атоманова, который согласился быть их проводником. Они собирали минералы, интересовались целебными травами, обследовали древние курганы, любовались наскальными рисунками. Внимание Рерихов неизменно приковывала белоснежная гора Белуха и легенды связанные с нею. Легенды эти были таинственны и загадочны. В них сквозило что-то недосказанное и запретное. Отзвуки необычных событий, намёки на великих странников, слухи о тайных местах в горах, и, наконец, рассказы о чудесной стране Беловодье - всё это переплелось в причудливые узоры народной фантазии и полузабытой реальности, которые давали о себе знать самым неожиданным образом. "В светлице рядом на стене чаша. Откуда?…Белый Бурхан есть Будда или иной символ?" Кажется, что сведения сообщенные Рерихом носят отрывочный характер. Но знания, приобретённые ху-дожником в долгих путе-шествиях, позволяют ему связать воедино разрознен-ные факты. Староверческое Беловодье и буддийская Шамбала - источник один. Извечная мечта человека о стране справедливости. Алтайский Белый Бурхан напоминает Будду. Может быть он когда-то проходил по Алтаю. Ведь Алтай-Гималаи единая горная система.
  Для Рерихов будущее всегда было связано с прошлым и в экспедиционном маршруте ими изучалось прошлое Алтая. Эта горная страна связывала с самых древних времён Сибирь и Центральную Азию.Через Алтай проходила одна из важнейших артерий движения различных племён и народов, сыгравших большую роль в энтогинезе Евразии. "Алтай в вопросе переселения народов является, одним из очень важных пунктов - записал Н.К.Р. в своём экс-педиционном дневнике - Погребение, установленное большими камнями, так называемые чудские могилы, надписи на скалах, всё ведёт нас к той важной эпохе, когда с далёкого юго-востока, теснённые, где ледниками, где песками народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу. В доисторическом и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу".
  " Проведите линию, писал Н.К.Р. - от южно-русских степей и от Северного Кавказа через степные области на Семипалатинск, Алтай, Монголию и оттуда поверните к югу, чтобы не ошибиться в главной артерии движения народов". Шаги племён… Сколько их было? Скифы, гунны, тюрки. Они катились по Чуйскому тракту волна за волной на протяжении многих веков.
  Это единство народов объединило не только страны Азии, но и различные континенты. Азию и Европу, Азию и Америку. Н.К.Р. указывал, на ранних кочевников, которые переплели судьбы Востока и Запада и содействовали, их усиленному культурному взаимодействию. Этот мир начал оформляться где-то на рубеже 1-11 тысячелетия Н.Э. Н.К. Р. нашел следы ранних кочевников в Гималаях, в пустыне Гоби, в Джунгарских степях, в Сибири, Монголии. В отличие от многих ученных того времени, считавших кочевников костными и отрицательно влиявшими на ход мировой истории, Рерих отметил их важнейшую роль в этой истории. Культурное взаимодействие ранних кочевников с осёдлыми странами происходящее в противоречивых формах, тем не менее, оказалось мощным творческим импульсом, создавшим новые качества культур, новые необычные формы в искусстве, такие как известный всему миру скифский "звериный стиль". Поэтому его влекли древние миграции народов, как фактор широкого культурного взаимодействия. Следы этих миграций в древности отмечали петроглифы, загадочные менгиры, древние погребения. На скалах Алтая, Монголии, Ладака, Китайского Туркестана были высечены круторогие горные козлы, лучники, пляшущие фигурки. Н.К.Р. протянул нить петроглифов до Скандинавии, Венгрии и даже Америки. Некоторые из этих петроглифов он датировал периодом неолита. Время показало, что он был прав.
 Экспедиция открыла в Тибете неизвестные до этого мегалитические памятники. Они повторяли конструкцию и облик мегабитов Франции и Англии. Древние пути народов связали Восток и Запад, Азию с Европой и Америкой.
  Н.К.Р. внёс свой вклад не только в изучение памятников материальной культуры, но и в фольклор - духовное наследие народов тоже отмечен им. В богатейшем фольклорном наследии Азии Н.К.Р. обратил внимание на те легенды и сказания, где нашли своё отображение нравственные устремления народа. Устремление к справедливости, к лучшему будущему, к торжеству добра над злом. Николай Константинович обогатил наши знания азиатского фольклора сказаниями о Майтрее, будущем Будде - освободителе угнетённых и униженных; новыми версиями легенд о подвигах героя Гэсэр - хана и, наконец, целым циклом малоизвестных сказаний о заповеданной стране Шамбала или Беловодье. Стране, где существует мудрое и справедливое устройство жизни и где, обитают Учителя добра, носители знаний, необходимого для лучшего будущего народов.
 К таким же прекрасным сказаниям народа относится поэтическое сказание "Маадай - Кара" из цикла алтайского героического эпоса.
 Если хочешь узнать историю народа, края и его будущее обрати свой взор к легендам, мифам и сказаниям этого народа. "Читая легенды, молодёжь учится мечтать. Это великое качество, ибо оно наполняет сердца лучшими мощными огнями. Этими огнями сердца молодёжь познает, как различать, где истина. Истина не познаётся расчетами, лишь язык сердца знает, где живёт великая Правда, которая, несмотря ни на что ведёт человечество к восхождению"
  Познавателен в этом отношении алтайский героический эпос "Маадай - Кара", где рассказывается не только, о казалось бы, столь знакомом противостоянии добра и зла, но и о многих космогонических понятиях, аналогично тем, которые впервые были донесены до человеческого сознания Е.П.Б. в 1888г. в её труде "Тайная Доктрина" и продолжены Рерихами в их работах. Это и Священный Камень, и Шамбала, Семь Великих Учителей, и созвездие Орион, и созвездие Большая Медведица, Полярная Звезда.
  О чем же говорится в этом произведении. Повествование начинается с описания жизни людей, в чем- то похожей на нашу современную жизнь. Так много видим мы параллелей со временем давно минувшего и нашим.
  Вот что видит правитель Алтая Маадай- Кара, пробуждённый от долгого сна.
 "Пируют все мои края
 Гуляет каждая семья,
 В былые годы мой народ
 Венчал весельем честный труд.
 Зачем теперь он в будни пьёт,
 И в честь чего пируют тут?
 Неужто близок страшный час,
 И арыка в последний час
 Пьянит седых и молодых,
 И ожидает смерть одних
 Плен унизительный - других?"

  И как перекликаются слова Маадай -Кары с сожалением взирающего на народ с пророчеством из " Вишну - Пуран" о нашем времени "Будут современные монархи, царствующие на Земле царями грубого духа, нрава жестокого и преданные лжи и злу…Власть их будет ограничена, жизнь кратка, желанья ненасытны. Лишь имущество будет давать положение, богатство будет единственным источником почитания и преданности. Страсть будет единственной связью между полами, ложь будет единственным средством успеха в тяжбе. Женщины будут лишь предметом полового удовлетворения, внешний облик будет единственным отличием разных степеней жизни. Нечестивость будет средством существования, слабость - поводом к зависимости, угроза и самомнение заменит знание".
  Но где же тот герой, который может спасти человечество? Удивительно, но во все времена народы мира ждали Спасителя. Буддисты - Майтрейю, индусы - Калки Аватара Вишну на Белом коне, зороастрийцы - Сосиоша, христиане - второе пришествие Христа, мусульмане - Мунтазара, иудеи - Мессию. А в алтайском эпосе - это сын управителя страны Когюдей,о котором говорится что " …родился он без пупка(т.е. без земной привязанности или не земной женщиной) и черный камень у сынка девятигранный был в руке".
  О чудесном Камне знает Восток и Запад, а в Криптограммах Востока о нём говорится следующее: "По истине, я видел его - осколок щита мира! Помню величину его, длиной с мой пятый палец, серый отблеск, как сухой плод… Так замечательно, что Камень, прибывший с Востока, имеет форму расплющенного плода или сердца, удлинённой формы".
  Этот Камень знали Соломон и Тимур, и Наполеон и новгородский купец Василий Буслаев. Но от того, что богатырь не поверил в силу Камня, он ушёл от него и Новгород потерял вольницу и возможность стать столицей Руси.
 Был этот Камень и у Рерихов.
  В России этот Камень известен под именем Алатырь. Легенды Руси повествуют о нём следующее. Расположен он в центре мира, посреди океана, на острове Буяне; на нём стоит мировое дерево или трон; живут на том острове Буяне святители, да среди них сидит девица, исцеляющая раны; из под острова растекаются по всему свету целебные реки. Так в русские легендысохранили знание о Матери Мира и Великих Учителях.
Сокровище гор. Н.К.Рерих

  В Европе понятие Камня перешло в почитание Чаши Грааля, Камня Грааля, в частности отображение поклонения Камню Грааля нашло своё воплощение в романе поэта Вольфрама фон Эшенбаха "Парсифаль" нач.13 в. В романе говорится о Камне, принесённом ангелами с небес на Землю и обладающим болшебными силами.
  Этот маленький камень, которым Когедей был награждён от рождения помогает ему с детства сразится с черными когтотистыми воронами, вселяющими ужас и страх в людей, и с другой нечестью.
  Обладал Когюдей и многими талантами и подобно индийскому Богу Кришне, русскому Лелю, древнегреческому Орфею, повиливал цветами, лесами, птицами и лесными зверями. Мог по мере необходимости превратится то в орла, в мышь, то в нищего. Кто знаком с восточными Учениями знает, что возможностью становится невидимым для чужих глаз -обладали иогины высокого посвящения.
  Идут годы и Алтай попадает под власть злобного Кара-Кулы, зятя Эрлика ( Сатаны).Разрушаются селения, полонятся люди, угоняется скот и молодой Когюдей понимает, что наступает его час для сражения с тьмой. Мать, благословляя, его на этот подвиг говорит:
 "Идя войной на силы зла.
 С умом свершай свои дела…
 Будь терпелив родной сынок.
 Пойми, всему приходит срок.
 Не норови каана скот
 Набегом- силой захватить
 Подумай как родной народ
 В края Алтая возвратить
 Каана не спеши убить,
 Оставить пепел от дворца.
 Реши, как мать освободить
 Как на Алтай вернуть отца.
 Коль море встретится - плыви
 Коль пропасти - перелети.
 Нужна сноровка - прояви.
 Нет выхода - найди пути.
 Будь справедлив в борьбе со злом
 И утверждай в бою добро.
 Громадину Сюмер-Улом
 Тогда поднимешь, как перо".

 Получив, благославление матери Когюдей отправляется на поиски Кара-Кулы. Много пришлось выдержать сражений, проявить находчивость и сообразительность, прежде чем добраться до стана Кара-кулы. Это и воины тьмы, и ядовитые моря, и злые звери, но всегда верным ему другом и помощником был его волшебный конь, от духа вод рождённый, дающий постоянно мудрые советы и помогающий в его праведной борьбе. В русских сказках мы тоже часто встречаем таких коней - это и конёк-горбунёк, и сивка бурка вещая каурка.
 Но не просто убить злодея Кара-Кулу, душа его далеко спрятана и смертным не дано погубить её и только Великие ламы, знающие о каждом живущем на земле, могут помочь ему в этом. На поиски Мудрых лам и священной страны Шамбалы или Беловодья, куда ходили алтайские староверы, отправляется Когюдей. Через горные перевалы Алтая в Гималаи везёт героя его верный мудрый конь. И вот перед ним эта чудесная страна
Горный Алтай

 "Воитель дальше бросил взгляд:
 Семь желтолстенных юрт стоят
 На грани неба и земли
 И светятся, как семь огней ,
 У коновязи семь коней.
 Спросил алып "Что это там?"
 Ответил конь "Владенье лам.
 Есть книга мудрая у них
 Про всех властителей земных
 Легко по книге той найти
 Где перервутся их пути…
 Семь одинаковых отцов,
 Семь всемогущих мудрецов
 Определяют наперёд-
 Кто, как и сколько проживёт,
 Чей и когда кончины год,
 Какая где душа живёт,
 Какою смертью он умрёт".

  Они то и указывают Кокюдею на то, что душа Кара-Кулы находится на созвездии Орион или созвездии Трёх Маралух (Олених) в брюхе одной из Маралух. И только призвав её на Землю и поймав её можно завладеть сундуком, в котором находится
 птица, а в ней душа Кара-Кулы, чем не русская народ-ная сказка о Кащее бессмертном. Благодаря совету Мудрецов и волшебному камню герой пленяет маралух и забирает у них ящик с душой злодея. Благодарные маралухи, за то, что он освободит их от этого проклятого золотого ящика, желают Когюдею счастливых дней в судьбе.
  Побеждён главный приспешник Сатаны. Страх и смятение среди служителей тьмы, а освобождённый народ ликует.
 "Народ подземный удручен,
 От страха мечется во мгле.
 Народ надземный удивлён-
 Воитель славный на Земле.
 Родной земли простой народ-
 Убогий, сирый, говорит:
 "Мы вновь свободу обрели
 Кара-Кула каан убит!"

  Заканчивается повествование тем, что Когюдей, превратясь в звезду, уходит на небо, в созвездие Большая Медведица. Любопытно, что именно с созвездием Большая Медведица связаны многочисленные сказания разных народов мира, в частности, такие сакральные понятия, как Шамбала и Великие Учителя человечества.
  Древнейшие познания алтайского народа непросты. Его космогония очень близка к древнеин-дийской, что указывает на глубину мудрости алтайского народа и на особенность данного места. В древнеиндийских пророчествах о конце Кали-Юги "Черного Века" так же говорится, как о времени освобождения и о приходе Калки Аватара Вишну и явится он из разверзнувшихся небес, "сидя на молочно-белом скакуне с обнажённым мечём, сверкающим как комета, для окончательного уничтожения всего злого, обновления творения и восстановления чистоты".
  Конец каждой Юги называется "уничтожением мира", поскольку в каждый из этих моментов Земля меняет, свою внешнюю форму, погружая одни континенты, поднимая другие. Всё это связано с резкой переменой наклона оси вращения Земли.
  В мире всё свершается по Космическим Законам.
 Клещевская С.А.,Алтайский край, Малиновое Озеро.

<<На главную <<№18
Hosted by uCoz