За окнами был трескучий мороз ( до -52 град.!), а в здании центра им. НКР собрались педагоги-рериховцы Алтая: рубцовчане и гости из р-ц Мамонтово, р-ц Поспелихи и п. Малинового Озера. Семинар завершал важный этап в своей жизни - хозяева достаточно самостоятельно сумели провести его. Гости из Малинового Озера представили только три сообщения: "Гороскоп 2001 года", "О развитии детского воображения" и "Закон Гармонии".
Цифра "7" действительно оказалась оккультной - первые семь семинаров прошли в условиях становления и появления вестника "Святогор" при относительном единении, когда противоречия зрели внутри. Вторые семь семинаров прошли в условиях определённого разъединения, когда приходилось бороться за живучесть их, тем не менее, сначала пришла помощь от семинара Ш. А. Амонашвили, и, как следствие - с января 2000 года рубцовчане получили официальную базу в Гороно. И, видимо, следующие - третьи - семь семинаров Рубцовск будет вести уверенно, опираясь на свои ресурсы, разумеется, при возрастании единения с другими регионами и краем.
Еще одним интересным компонентом явился конфликт между "ретроградами" и "новаторами". По сути это конфликт между формальным, отжившим подходом к образованию и теми, кто пытается хоть что-то изменить к лучшему. Первые требуют готовых решений (от кого угодно, но "научно обоснованных", и не одухотворяющих школу) в форме "методичек" или "новых образовательных технологий", вторые сами кропотливо ищут приложения новых идей, в частности Ж.Эт., на практике. Естественно, что в поиске допускаются определённые ошибки. Т.к. готовых ответов нет ни у кого, в том числе у всех учёных педагогов.
Всё началось с доклада "Проблемы семьи" (духовные аспекты брака) Т.И.Гридиной и выступления от имени родителей В.Т.Моршнева. Он выразил пожелания, чтобы школа поставила во главу угла нравственность, духовность, ответственность, чтобы прямо говорилось о законах Кармы, Перевоплощения и силе Мысли - в этом случае дети сызмальства начинают понимать неслучайность мира и свою огромную ответственность за всё - за свою судьбу, за будущую семью, за Родину и Природу Земли в целом…
"В ответном слове" две учительницы оборвали его, выговорили свою знаменательную тираду и хлопнули дверью: "Мы жили в прекрасное время Галины Улановой, а не в "чёрном веке". Это был век культуры. Советская школа была гуманной, а не тоталитарной. Нам стало плохо от того, что мы здесь услышали. Тут нет ни гуманной педагогики, ни науки, где ваши учёные? Здесь кружок Рериха, по вашим интересам, а не пед. семинар. Мы не считаем, что "должны менять образование" по вашему усмотрению, Мы ожидали новых технологий, а тут их нет. Эмансипация женщин не нужна, необходимо чтобы мужчина поднялся. Главное - экономика, она заработает - и всё встанет на место. Мы не считаем нужным готовить своих родителей к переходу в Тонкий Мир. Мы им просто физически , как старикам, помогаем. Извините, что мы вас прервали, но мы больше не могли это выслушивать".
Фактически с этой "изюминки" мы начали 111-е тысячелетие от Р.Х. Ну, что же, как говорил В.А.Сухомлинский - дать духовность может только учитель её имеющий…
В.Г.Пураева(литератор) заинтересовала всех сообщением об учителе из Варшавы Януше Корчаке( 1878-1942, настоящее имя Генрик Гольдшмидт). Он работал санитаром, учился в медицинском институте и репетиторствовал. Именно тогда он увидел ребёнка, который никому не нужен. Появилась статья "Ребёнок гостиной".В последующем Корчак написал немало работ, посвящённых детям и проблемам воспитания: "Дети улицы", "Король Матиуш 1", "Как любить детей". Он был санитаром в русскояпонскую и первую мировую войну( даже в эти годы он вёл свои записи о детях). После 1918г., когда Польша отделилась от России, Корчак создал приют для сирот.
Я. Корчак полагал, что "ребёнок не воск и не чистая доска". Он был самобытным педагогом, но как литератор учился таланту видеть "срез жизни" и ставить диагноз обществу у А.П. Чехова. Он сам вёл стенгазету в приюте, выступал для детей по местному радио, как "старый доктор". Он лично проверял кухню и следил, чтобы не обворовывали детей. Он лично их мыл и взвешивал. Он писал для детей "молитвы"- совершенно не божественные, но по сути как бы мольбы детей к Высшей Справедливости в их понимании - с их наивными детскими просьбами и желаниями Он писал, что нельзя выкидывать старые игрушки ребёнка, "как мусор", т.к. это мир ребёнка и вторжение в него очень ранит ребёнка. Он справедливо полагал, что никакой врач не заменит нам свои мысли - это то же, как предложить
чужой женщине родить за вас ваше дитя.
В 1939г. фашисты оккупировали Польшу и школа Корчака оказалась в варшавском гетто. Он всеми си-лами защищал своих детей, даже проводились выставки рисунков. В 1942г. оккупанты повезли его школу в ла-герь смерти - в Треблинку. Он поехал со своими воспи-танниками, хотя у него был выбор. Когда детей повели в газовые камеры, то Януш Корчак отказался от свободы и жизни, отвергнув сотрудничество с фашистами. Дело в том, что он был евреем, но фашистская Германия использовала всех специалистов, готовых служить ей. "Не все сволочи!",- ответил Януш Корчак и вместе со своими двумястами детьми шагнул в газовую камеру, за которой его ждало бессмертие - такой подвиг во имя детства человечество не забывает!
Прозвучала чарующая и зажигательная музыка Скрябина -педагог Н.Чубарова исполнила его произве-дение и немного рассказала о нём - "год Скрябина".
А.М.Ащеулова (Поспелиха) рассказала о расширении своей работы в райцентре, о том, как она подошла к Учению и немного рассказала об интересном знаке -перьях павлина, с которых всё началось (см. в заметке "Песня Утра" по картине Н.К.Р.- о павлине по материа-лам А.М.А.). Она попрежнему ведёт детский кружок вышивки и прикладного творчества. Мы все порадовались расширению её работы: уже педагоги и родители всё шире принимают её идеи (на базе Ж.Эт.) о влиянии на детское сознание искусств и ремёсел. Она уже трижды давала в местной прессе в рубрике "Моя семья" информацию об этом. Она уже выступает на собраниях об этом перед аудиторией в 100-150 человек. На эти встречи ходят и дети и воспитатели, хотя , конечно, первая реакция - самая трудная. После они постепенно размягчаются.
Музыкант Г.А.Колесникова вновь обратилась к неисчерпаемой теме В.А. Сухомлинского , его трудам о влиянии красоты на воспитание ребёнка: "Долг человека - защита красоты".
Большой энтузиаст из р-ц Мамонтово Е.М. Плешаков сам удивился, что уже в третий раз приезжает в Рубцовск. А нас всех порадовал своим рассказом о том, как ведёт философский кружок для старшеклассни-ков("Учу их формировать мысли и речь"), как подаёт Космические законы в школе. Как ведёт по спирали, углубляя, беседы "О семье" (от насмешек и скабрезностей в 9 классе в вопросе о любви, дети постепенно становятся серьёзными и в 11 классе уже задумываются у него над своим будущим): "Гармония в семье состоит в том, чтобы царствовала расточаемая любовь без слов о самопожертвовании, где никто не требует обязательств друг от друга, где все рады быть полезными, и в этом ключ всех семейных отношений". Он снова поделился своими исследованиями русских сказок: "Курочка Ряба", "Серый волк", "Сивка-бурка" и др. Он также чётко раскрыл "ретроградам" суть "чёрного века", в котором мы живём.
Психолог С.А.Носикова очень живо рассказала о кризисах детского возраста, начиная с периода задолго до появления на свет детей!
Современная психология установила, наконец, что беременным женщинам надо заранее готовить пространство для прихода новой души. Ведь желанный ребёнок красивее и умнее нежеланного, а последний кроме того приносит и порождаемые им проблемы .А вообще уже за 4 года надо планировать ребёнка(!). Дети - зеркало семейных отношений, т.к. впитывают буквально всё, что происходит между отцом и матерью. Одарённые дети в основном вырастают там, где любовь царит в семье. Этот свет делает атмосферу в доме лучистой и дети, вырастая в благоприятной атмосфере добра проявляют намного больше способностей чем их сверстники из трудных семей. Полная семья полноценно растит ребёнка, ибо отец учит ребёнка социализации, а мать своей любовью учит его эмоциональности.
В 4 мес. Плод начинает двигаться. До 6-го мес. Начинает слышать звуки. В 7 мес. Открывает глазки. В 8 мес. Появляется вкус. В 9 мес. -КРИЗИС НОВОРОЖДЁННОГО - холод, другая пища (через рот), дыхание , масса новых внешних впечатлений.
Каждый этап становления дитя в первом году - КРИЗИСЫ: учится держать голову, начинает сидеть, ползать, ходить.
КРИЗИС 1 года. Всплеск самостоятельности (ползая). Он начинает доставать много предметов и у него аффективная реакция на слово "нельзя!" Проблема возникает из-за того, что ребёнок - часть Природы, а она для него безопасна, но он живёт в рукотворном мире, который очень опасен: стёкла, иглы, электроток, огонь и поэтому от него надо убирать всё опасное для жизни и здоровья.
КРИЗИС 3 лет. (Начинается в 2-2года 3 мес. И завершается в 3). "Я сам!". Он осознаёт себя как личность - с предметами, с людьми и др. - в ребёнка идёт перестройка.
Кстати, сами учёные спорят - "кризис - это хорошо или плохо?", и нет единого мнения .(Мы полагаем, что кризис это и хорошо и неизбежно, ибо есть закон диалектики - "переход количества в качество",-прим. ред.).
У ребёнка развивается негативизм, он не хочет поступать, как это велят взрослые, а делает "назло", т.к. сам всё должен. Превращается в "маленького деспота"
Хочу это, а не то. Он начинает ощущать свою власть над предметами и людьми. Как быть? Только ТЕРПЕНИЕ к этому явлению и пытаться переключить на другое, увести и отвлечь, чтоб он забыл. Надо строить хорошую модель и тогда ситуация не возвращается, если же начать противоборствовать, то возникают вражда и стресс.
КРИЗИС 4 лет. Не ярко, но существенно -"как с цепи сорвался!" - всё кидает,
бросает, начинает бездумно употреблять грязные слова, ибо не понимает их смысла - нельзя показывать негодование, недоумение. Лучше не замечать и отвлекать от этого. Ребёнок всё это делает для привлечения внимания. Можно вскользь бро-сить: "Такой красивый малыш, а так огорчаешь своим поведением". Страшно, если на это делать усиленный акцент и еще хуже, если взрослые умиляются бранной речью несмышлёныша, особенно этим грешат бабушки и дедушки…
5 лет - ребёнок в основном уравновешен.
6 лет КРИЗИС. "Возраст безграничной энергии". Это видно по прорехам и дыркам на одежде и обуви - он всё хочет узнать и всюду залезть. Надо учить реагировать на дразнилки - улица начинает влиять. Это "стадный возраст" - вместе дети проказничают, заражая друг друга полем, а по отдельности - тихие.
7 лет до 8-ми. Ребёнок осознаёт значимость социальной позиции - он стал школьником. Вместо игры учебники, хотя он продолжает играть. Новые отношения - к оценкам, к родителям, к учителю, к одноклассникам. Новые школьные переживания. Повышенная реакция на похвалу и критику. Надо умело и чаще хвалить - т.к. успех у ребёнка и точная оценка этого сразу повышает у него чувство значимости и веру в себя.
ОТ РЕДАКЦИИ:
1)В США в 1970-х гг. проводился интересный опыт. Создали три группы школьников. Первую группу постоянно хвалили за любой, самый ничтожный успех и никогда не ругали за неудачу. Вторую группу только ругали за малейший неуспех и никогда не хвалили. Третья группа, как обычно - контрольная, т.е. обучающаяся в обычных условиях. Эксперимент длился до конца обучения в школе. По окончании подвели итоги. Они были поразительны. Из первой группы почти все закончили школу с отличием и поступили в ВУЗы. Из второй группы - большинство не доучились в школе и пошли криминальным путём. Третья, контрольная группа - пошла в жизнь по среднеамериканским стандартам - т.е. со сред-ним "полуобразованием".
2) Учёными установлено, что в период беременности последовательность закладки органов чувств следующая:
1. Тактильных (т.е. Первоэлемент ВОЗДУХ)
2. Вкуса (Первоэлемент ВОДА)
3. Запаха (Первоэлемент ЗЕМЛЯ)
4. Зрения (Первоэлемент ОГОНЬ)
5. Слуха (Первоэлемент ЭФИР).
Также эзотерически известно, что в утробе матери плод последовательно повторяет все предыдущие Царства Природы, которыми был сам Человек в Прошлых Кругах: 1)Камень, 2)Растение, З)Животное (в т.ч. -амфибию -с хвостом), и лишь после обретает черты 4)Человека
АЛТАЙСКИЙ КОРПУНКТ.