Представление о развитии детского мышления

Представление о развитии детского мышления


(окончание)


 Наблюдательность.
  Все дети от природы необычайно впечатлительны и наблюдательны. От их пристального внимания не ускользнёт ни одна фраза, ни одно событие, порождая с их стороны массу вопросов. И учителям и родителям очень важно этот интерес, внимание, наблюдательность не тушить, а развивать и поддерживать. Но, видя, порой со стороны детей такую живую наблюдательность родители проявляют к этому двойственное отношение. Одни всё объясняют или стараются переключить вни-мание, своего ребёнка на какое, либо другое событие, если усматривают в увиденном нечто негативное и могущее повлиять на дитя; другие же или отмахиваются или запрещают рассуждать по поводу увиденного, требуя послушания своей воле.
  Развитие мышления ребёнка происходит, только в том случае, если вниманием ребёнка не игнорируют, а наоборот сосредотачиваются над полученным впечатлением и направляют работу ума ребёнка на преодоление препятствия в понимании увиденного события. Ребёнок живёт не в изолированном мире и у него возникает масса вопросов от того, почему мерцают звёзды, почему засохло дерево до того, что такое сквернословие. Поэтому необходимо вместе с ребёнком постоянно рассуждать над тем, что он увидел, что почувствовал, при этом, мягко подводя к здравому пониманию, но необходимо всё-таки дать возможность ребёнку как бы самому дать заключительный ответ.
  Например, ребёнок, гуляя, с вами по лесу, увидел дятла, очищающего дерево от личинок. И первый вопрос, который вам задаст ваш ребёнок: "Что он делает?" И, опираясь на его вопрос, порассуждайте с ним как помочь дятлу в его работе, чем могут помочь дети из его класса, школы. Пусть ребёнок путём умственных рассуждений сам придёт к пониманию необходимости сохранения леса, птиц и животных, живущих в нём. И, будем надеется, что вырастя он не будет потребительски безрассудно использовать природные ресурсы. Именно привычка рассуждать явится лучшим выправителем его деятельности и всего вернее посодействует его самостоятельности в действиях. Рассуждая с детьми по поводу увиденного и ища ответ необходимо направлять свои рассуждения в сторону первопричины данного события, явления Рассуждения и активная умственная деятельность находятся в гармоничной связи с физической деятельностью человека. Т.е. иными словами человек, взвешивающий свои мысли в большей степени будет, удержан от неблаговидных поступков. К сожалению, сейчас мы часто встречаемся с тем, что молодые люди, совершив правонарушение, не могут даже объяснить повода и причины, толкнувшей их на преступление. Без рассуждения невозможно отвлечённое мышление, а без отвлечённого мышления нет развития человека, как личности. Ведь мозг работает только благодаря абстрактному мышлению. А к абстрактному мышлению ум ребёнка можно направить с самых ранних лет. В.А.Сухомлинский много работавший над развитием детского мышления писал небольшие рассказы, сказки, предлагая детям осмыслить предложенное, дополнить, высказаться. И вот одно из них.
 Как всё было без меня ?
  Арине исполнилось семь лет. Завтра ей идти в школу.
 Мама открывает шкаф, разложила дочкины платья, перебирает, думает ,какое выбрать понаряднее?
 И тут Арина увидела среди платьев крошечную сорочку - чуть больше маминой ладони и чуть меньше папиной.
 -Это твоя первая сорочка , - объяснила мама.
 Арина всплескнула руками.
 - И долго я была такой маленькой? - спрашивает она.
 - Нет, всего неделю.
 - А до этого?
 - А до этого тебя не было.
 Девочка смотрит на маму изумлённо
 -Как так меня не было? А деревья, цветы, голуби, кошка - всё было?
 -Это всё было.
 -Как же всё это было без меня?

  Расскажите детям этот рассказ и пусть они подумают и предложат свои варианты, где была Аринка.
  Все мы с вами согласны с тем, что ребёнок воспринимает мир с повышенным вниманием, и мы согласны, что отмахиваться, от его постоянных вопросов мы не имеем права. Но как это внимание перевести в ту область, которую он должен замечать и изучать. На своём опыте мы знаем, что с наибольшим вниманием мы относимся к тому, что нам нравится, а всё что не по душе отодвигаем подальше. Ребёнок поступает так же и развить искусственно наблюдательность и внимание довольно сложно. Дело в том, что при искусственном способе развития наблюдательности недостаёт первого и самого главного момента - личного интереса ребёнка. Он не сам наталкивается на новое и не-знакомое ему явление, а ему его предлагают. И когда испы-тывают ребёнка, обладает ли он наблюдательностью или нет, часто можно впасть в ошибку относительно сил ребёнка. Попробуйте подойти к проверке этого качества через желание. Например, ребёнку всегда интересно всё, что касается естественных наук. Ему несравненно интереснее узнать от чего идёт дождь, чем, во что был одет римский воин. Природа близка ему. Расскажите ребенку о бабочке, за которой он гонялся на лугу, о лошадях, о старом и верном псе, который стережёт дом и в "благодарность", которому никто вечером не хочет идти с ним гулять. Расскажите ребёнку, как строится дом, как собирается стул, на котором он сидит. Ведь ответ на вопрос ребёнка, отчего на морозе лопнула бутылка вызовёт в его душе ряд других вопросов, а поиск ответа на эти вопросы и будет той учебой, к которой мы устремляем все свои усилия. Ребёнок, однажды заинтересовавшись изучением сил природы, уже никогда не остановится, подойдя не только к естественному изучению, но и к философскому. И идя от интересного ребёнку, от его желания понять естественный мир он может быть легко подведён и к математике, и к русскому и чтению. Потому что для того, чтобы найти ответ на интересующий его вопрос он должен найти книгу и её прочесть.
  Детство пора собирания материала, пора формирования памяти, пора развития мышления, т.е. время, когда создаётся фундамент будущего просвещенного человека, гражданина страны, планеты. Именно время от 6 до 14,15 летнего возраста считается временем для формирования синтетической памяти, время группировки знаний и фактов для дальнейшего более глубокого изучения предмета.
Конь издревле почитался, как символ мысли у многих народов

  Сам процесс мышления по пути углубления своего развития проходит через следующие фазы формирования:
 -фаза констатации - когда явление или предмет воспринимаются человеком так, как он есть. Например, - это хлеб, это земля, это собака, это молния. У людей находящихся на этой фазе развития мышления не возникает вопрос: "Что это?". Это мышление самых примитивных людей и животных.
 -фаза наблюдение - это уже констатация в действии. В процесс мышления включается наблюдение над увиденным. Например, наблюдение над постепенно расцветающим лугом, над жуками и букашками проживающими на нём.
 -фаза анализа- это когда в процесс мышления вводятся вопросы: "Кто? Что? Почему? Зачем?" Человек начинает разбирать события, явления по частям и изучать по отдельности. Например, возникает проблема снижения рождаемости. При этом рассматриваются и экономические и экологические и моральные стороны этой проблемы. Это область деятельности аналитической науки.
 -фаза сравнения. Это когда сравниваются две и более величин или явлений уже предварительно подвергнутых анализу.
 - фаза систематизации определяется работой по составлению иерархической схемы на основании анализа и сравнения. Наиболее яркими представителями этой фазы человеческого мышления будут Д.Менделеев ("Периодическая система элементов") и Ч.Дарвин (" Происхождение видов путём естественного отбора").
 - фаза обобщения - это уже мысленное построение в своём сознании всей системы в целом. Если мы обратимся к трудам Ч.Дарвина, то увидим, что работа была не завершена в части происхождения человека
 и его дальнейшей эволюции. Таким образом, данная фаза мышления прерогатива науки будущего, которая соединит и обобщит научные и духовные знания человечества.
  Нельзя допустить того, чтобы в период накопления знаний материал для познания давался без увязки и единения между собой. Необходимо стремится к тому, чтобы даваемый нами материал для построения храма мироздания в душе ребёнка не состоял из драгоценностей и мусора и чтобы он в последствии не разрушил его вместе с верой в нас. И не надо обольщаться, что мы есть строители этого храма, мы лишь подрядчики и воспитатели и учителя и родители - подносящие к месту постройки кирпичи да известь. Если мы подвезём дрянной кирпич да гнилое дерево, то такова и будет постройка. Если же мы к месту строительства подвезём малахит да золото, то храм будет прекрасен. Периодом до 15 лет необходимо как можно более насыщенно воспользоваться, потому что в жизни человека он уже в данном воплощении ни когда не повторится. Именно в этот период наибольшего запоминания необходимо дать как можно больше нужной информации. Несколько позже, когда в нём проснутся идейные устремления, когда просыпаются страсти, процесс запоминания как бы замедля-ется, создаётся впечатление, что ребёнок тупеет, что даёт повод педагогам психологам считать, что происходит ослабление функции памяти. Совсем нет ,просто ползнания становятся более тенденциоз-ными, силы души направлены на подведение итогов, они создают сеть миропонимания, свой образ мыслей и допол-няют запас памяти только в тех местах, где ощущают не-хватку.
  С.А.Клещевская.
 Алт. край, п. Малиновое Озеро.

<<На главную <<№17
Hosted by uCoz