Надо сказать, что человеческая память формируется как бы двумя органами - это мозг и сердце, и народная присказка "сердце подскажет"не лишена смысл потому что только сердцу дано разбудить наши накопления в "чаше".Именно "чаша" хранит память долгих воплощений именно она обладает чувствознанием. Если свойства мозга подвержены наследственности телесной, то сердце и "чаша" живут своей самостоятельной жизнью. Именно им дано почувствовать величие и низость стоящего перед ним человека, понять происходящие события. Интересен в этой связи эпизод из жизнеописания Сергия Радонежского, приведенный Е.И.Рерих в ее книге "Знамя Преподобного Сергия Радонежского", когда тот бывая в Симоновском монастыре "…заходил в хлебню и беседовал часами" о пользе душевной "с юродствующим послушником Кириллом". В последствии Кирилл был известен своей подвижнической жизнью и основал знаменитый Кириллово - Белозерский монастырь.Трудно было усмотреть в юродствующем
тогда иноке задатки к великому духовному строительству, но духовному прозрению Преподобного открыты были тайники души человеческой"..Видимо не случайно у всех народов сердце зовется хранителем мудрости. Порой, казалось бы, случайная мысль, напитанная сердечной энергией может вызвать из хранилища памяти целые образы, эпохи, участниками которых мы были.
Как подойти к развитию памяти
ребенка. Пока нам предлагается в качестве ее развития заучивание стихотворений текстов и другое…вплоть до мнемоники. Хотя мнемоника сейчас почти всеми психологами отвергается и не считается чудодейственным средством для развития памяти В частности ,В.А.Сухомлинский, размышляя над умственными способностями детей говорил: "Никогда умственные усилия не должны быть направлены только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание, прекращается умственный труд, начинается отупляющая зубрёжка". Следовательно, любой материал, пусть даже и заученный, требует осмысления, как бы переваривания или как говорил А.Франс: "Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом", иначе эти знания останутся сырым материалом, никак не влияющим на формирование долговременной памяти. Без анализа и рассуждений, без проверки своих знаний действиями и выводами ребенок не может привыкнуть к необходимости умственной работы. Поэтому набор знаний, фактов, понятий без понимания и осмысливания их - это лишь "багаж" на данное воплощение. В долговременную память идет все осмысленное и возвышенное и именно оно хранится в долговременной памяти человека и в нужный момент является как бы в форме подсказки, озарения
Многие понятия хранятся в нашей долговременной памяти, иногда мы о них говорим, как о "вере",. как о необъяснимых ощущениях. И каждый человек в своей жизни опирается на эти знаки, ощущения. Пожалуй, почти все могут вспомнить из своей жизни случай, когда по одной фразе, действию мы или отвергали или принимали человека, при этом не находя видимых причин для объяснения своего поступка. Просто человек или нравится или не нравится. Это и есть наша долговременная память, сердечная подсказка. Но, наиболее, пожалуй, красноречивый пример этой долговременной памяти - это память о Божественном присутствии в нашей жизни, понятии Бога. Даже атеисты по этому поводу скажут, что "что-то есть".
Если мы обратим свой взор вглубь веков, что такое цивилизация - это память о прошедшем времени, о трудах величайших мыслителей и гениев, которых произвело человечество, запас знаний, служащий нам как воспитательный материал сердца ребёнка. Рассуждая вместе с детьми над историей человечества, над приходом к людям Великих Учителей и подвижников, над событиями, происходящими вокруг них, мы воспитываем ум и сердце маленького человека. Конфуций говорил "Тот кто учится, не размышляя, впадает в заблуждение. Тот кто размышляет, не желая учится, попадает в беду". Поэтому наша задача не только учить детей, давая им знания, но и приучать их размышлять над ними. С самых ранних лет необходимо снять с ребенка всякие ограничения и запреты в области познания. .Ребенок не должен слышать из наших уст такие фразы как "тебе это рано знать".Он должен почаще слышать от нас "что тебя интересует?", "чем я могу тебе помочь?". Необходимо поощрять детские вопросы, детскую мечтательность, проявлять интерес к их мечтам о будущем, их мысли. Только всеобъемлющее мышление есть путь к расширению сознания, к воспитанию одаренных детей.
Каждый ребенок требует к себе чуткого внимательного отношения, ни в коем случае нельзя на ребенка кричать и резко одергивать. Дело в том, что ребенок скованный вашим резким окриком, охваченный страхом, лишается возможности нормально мыслить, рассуждать, задерживается его развитие. Вообще крик учителя на уроке буквально парализует ребенка, он как бы цепенеет, уж о каком мышлении можно говорить, если после окрика ребенок минут 10-15 вообще ничего не слышит, что говорит учитель. И если мы решили растить даровитых детей, то никаких резких слов не должно быть в нашем лексиконе и особенно для детей младших классов. Задача рериховской педагогики - вырастить ребенка мыслящего, с расширенным сознанием, способным к духовной, культурной и научной деятельности .Уже ни для кого не секрет что только людям с расширенным сознанием дано услышать музыку сфер, создать прекрасные музыкальные произведения, сделать научные открытия.
Высокими мыслями наполнено Пространство и как важно их услышать. А возможность, услышать пространственные мысли, почувствовать эти минуты озарения, доступна не только великим творцам, но и каждому из нас. Ведь случается, попав с сложную ситуацию и напрягая все свои душевные и умственные силы, мы вдруг находим ответ или выход из тяжелого положения. Но чтобы эти мгновения озарения были почаще в нашей жизни с самого ран-него детства необходимо развивать мышление, расширяя сознание.
Интересно высказывание Л.Н.Толстого по этому поводу: "Хо-рошо было бы, если бы мудрость была такого свойства, чтобы могла переливаться из того человека, кото-рый полон ее, в того, в котором ее нет…Но горе в том, что для воспри-ятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа"
Можно привести множество приме-ров из истории человечества, когда расплывчатое мышление и необуз-данные чувства вели к пропасти не только человеческие судьбы ,но и судьбы целых стран и народов и та-ких ярчайших как Рим.
Главным врагом в практике разви-тия мышления будут такие свойства характера как
РАССЕЯННОСТЬ
ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ.
Ребенку необходимо на бытовом уровне показать разрушительное действие рассеянности.. Пусть ребе-нок увидит как из-за своей рассеян-ности и невнимательности он не за-помнил время прихода на экскур-сию и вследствие чего очень многое не узнал, с кем-то не познакомился. .Или, как став взрослым, по рассе-янности не выключил газ на кухне, вследствие чего был разрушен дом. Предложите детям при анализе сво-их неудач найти в ряду причин и рассеянность. Только при постоян-ной внимательности можно развить в себе такое качество характера, как бдительность, которая впоследствии выльется в бдительность в понима-нии знаков и советов Тонкого Мира. Столь же разрушительное действие оказывает на характер человека и вспыльчивость.
ВНИМАНИЕ
Понятие "внимание" вбирает в себя не только умение видеть, но и чув-ствовать происходящее вокруг себя. Внимательность - это то качество характера, которому необходимо учится и старому и малому. Начать эту работу с детьми можно с ведения дневниковых ежедневных записей. Очень важно приучить к этому ре-бенка с самого раннего детства, как чистить зубы. Если к этому придти во взрослом состоянии, то ведение дневника будет под принуждением, а не будет внутренним желанием. Ес-ли же это идет из раннего детства, то со временем становится потребно-стью.
Уже с первых шагов ребенка его внимание должно быть верно на-правлено - заострив его на хорошее. Наша задача - направить внимание ребёнка, открыть душу его на все гуманное и благородное, а это сде-лать будет не трудно, т. к. от приро-ды в нем заложено желание во всем видеть только это. И этому, пожа-луй, будет самый красноречивый пример, который есть в практике каждого учителя - это любовь детей к своим родителям - пьяницам. Дети как будто не видят этого порока, а помнят те малые крупицы внимания и любви, которые от них получают. Но к сожалению, со временем через открытые двери души ребенка начи-нают проникать не только все доброе и благородное, но и худое и сквер-ное. И от нас зависит в какую сторо-ну мы будем чаще открывать дверь, то и будет входить в них. Откроем в сторону света, и в душе ребенка по-селятся светлые хорошие ощущения и рассудок выработает высокие че-ловеческие представления о мире, об идее, о красоте.
Откроем к мраку и тогда насладимся плодами того, против чего протесту-ем.
Создадим хорошее внимание, значит создадим хорошего человека - чест-ного, свободного о низких страстей и позорящих увлечений. Создадим хорошее внимание, значит создадим набор тех ассоциаций, которые дадут поведению человека всегда благо-родное и великолепное направление. Не зря говорится "настройте глаз на доброе".Воспитание здорового хо-рошего внимания заключается в том, чтобы спасти душу от всякой пред-взятости, преднамеренности, одно-предметности. Только душе внима-тельного человека дано увидеть связь между настроением и влияни-ем его настроения на распустивший-ся бутон цветка. Именно ему, чело-веку внимательному, дано увидеть единство мира, для него каждое со-бытие влияет на ближайшее окруже-ние и на весь мир в целом. Только развив в ребенке внимание и внима-тельность мы можем давать предме-ты в школе в синтезе друг с другом, потому что ему будет дано увидеть единство биологии, психологии, ас-трономии. астрологии и других пе-ретекающих друг в друга знаний. Ум человека не должен быть сформиро-ван для какой - ни будь специально-сти, одного направления науки, од-ного мировоззрения , будь то хри-стианство, буддизм или иудаизм. Из-за узости религиозного мышле-ния на земле произошло больше войн, чем по политическим мотивам ,о чем не разговорили все ведущие историки мира. Наше сознание везде должно чувствовать себя свободным и начать это надо с освобождения ума ребенка от ограничений в позна-нии, направив его внимание в сторо-ну высоких и, по возможности, ши-роко охватывающих интересов.
Конечно, учить ребенка вниманию, сосредоточению крайне трудно и требует от воспитателя огромного терпения. Но кто говорил, что работа воспитателя легкая. Но начинать когда-то надо. А рассеянным внима-нием мы все страдаем .Для многих китайцы на одно лицо. Да и каждый ,пожалуй, замечал за собой, что зай-дя в часовую мастерскую он слы-шит лишь тиканье часов, не слыша работы каждого в отдельности ме-ханизма. Это - же мы видим и в школе во время перемены. Но стоит только заострить внимание, как мы уже слышим и отдельные слова и видим и чувствуем жесты детей.
Какие практические занятия можно проводить с детьми в классе. Напри-мер переставьте цветы на подокон-нике, измените оформление доски, измените ведение урока .Или ,взяв в руки несколько предметов ,ведите урок, затем убрав их спросите у де-тей, что было в руках. Можно пред-ложить детям в середине учебного дня написать, что изменилось в классе устроить по этому поводу соревнование на внимательность.
Сосредоточенность и внимание- эти области человеческой психики как бы дополняют друг друга. Хирург, выполняющий сложную операцию, сосредоточен и внимателен не толь-ко на действии рук, но и в мышле-нии, чтобы, сделав надрез суметь быстро принять решение, ведь от этого зависит благополучный исход операции. Или, почему лунатики не падают, ходя по краю крыши - по-тому что все их внимание сосредо-точено на этом действии.
Без сосредоточения внимания не-возможно воспитать сильный ум, создать энергию -мысли, энергети-ческое поведение и ответственное отношение к жизни.
(Продолжение следует.
Начало в №6(15) )