Перед нами в основном лирико-поэтическое повествование, переложенное на десятки уроков для детей начальной школы с вкраплениями духовности. Работа своеобразная и должна приветствоваться, как свежая попытка по-иному осветить проблему ПТИЦ, показав тесную связь пернатых с гармонией, красотой, своеобразным умом, осо-бенностями строения, делающих их летающими существами, а также духовные связи человека и птицы. Эта рабо-та готовилась к защите в Томске в институте повышения квалификации в 1998г.
В настоящее время автор готовит её к изданию, внося необходимые исправления и добавления; автора полагает, что она выйдет в виде брошюры.
Лейтмотивом проходят уроки, на которых изучается определённая порода птиц России и параллельно, что о них пи-сали русские поэты и писатели, художники, даются также биологические справки. По-своему, это в определённой степени "синтез наук" , однако, требующий доработки, если автор желает видеть свою работу в качестве учебного пособия.В идейном смысле работа представляет интерес.Но необходимо насытить труд положениями из Учения Ж.Эт. и "ТД".
Корпункт на Алтае полагает целесообразным сказать также следующее и сделать добавления, которые были пред-ложены в процессе чтения работы.
Полагаем, что необходимо научное дополнение, рас-крывающее тайны этого вида животного мира: навига-ция (точные перелёты на огромные расстояния - до 12 тыс. км!), острота зрения в 10-15 раз лучше, чем у чело-века, сама тайна умения птиц летать (оккультная). Сим-волика птиц, употребляемая в древности и ныне, птицы в верованиях народов мир: лебедь, гусь, петух, павлин, пеликан и др. Народные приметы - почему вороны кар-кают перед бедой, почему птицы бьются в окна - тоже как знак несчастья. Почему душу человека сравнивают с птицей. Мифы древнего мира, связанные с птицей и др.
Надо отдать должное - в части поэтического обрамле-ния работа насыщена массой прекрасных стихов рус-ских и советских поэтов о природе. То, что птицы кра-сивы внешне и красиво поют - тоже отмечено. Необхо-димо подчеркнуть, что у птиц, как ни у кого, развита торжественность пения, ведь недаром люди так заворо-женно слушают соловья, жаворонка, канарейку, дрозда и пр. певчих. Оказывается, птицы неосознанно очень торжественны в своей радости солнцу, свету, утру, жиз-ни, и это качество их для человека является примером, ибо именно в торжественности надо встречать день и так проживать его, ибо это накапливает психическую энергию(далее - П.Э.).Ведь еще великий Пифагор в 5 веке до нашей эры пел со своими учениками утрами гимн солнцу, а в общине своей указывал на торжествен-ность. (В противовес торжественности - глумление. И оно является уделом тёмных, ибо уничтожает запасы П.Э.).
Прямо о птицах в Уч. Ж.Эт. говорят шлоки: С-462, А-36, Бр.-433,
Также полагают птиц "беззаботными", а на самом деле птицы заранее предчувствуют перемену погоды, заранее готовят гнёзда и заботятся о птенцах, порой, лучше мно-гих из "двуногих"(т.е. людей) о своих детях. Птицы - прекрасные мастера дальних перелётов, и при этом пти-цы предельно точны - они возвращаются абсолютно на то же место, откуда улетали полгода назад! Кстати, тай-на высочайших навигационных качеств птиц до сих пор не вскрыта наукой. Т.о. у этих маленьких существ мощ-ный инстинкт перелётов уже указывает на начатки ин-теллекта ( ибо инстинкты --это глубинный ум опыта ви-да, накопленный поколениями, это есть как бы мгно-венное знание, дающее возможность выживать). Вооб-ще, в целом, птицы отличаются сообразительностью и хитростью. Попугая даже можно научить говорить, хотя и без понимания сути речи человека. Та же сорока уме-ло ворует мелкие вещи прямо из окон, воробьи стаей набрасываются на рассыпанные зёрна - плохо не клади. Птица-секретарь расправляется с ядовитыми змеями; истинным бесстрашием отмечена птица, защищающая своё гнездо и птенцов от врага - даже лиса, порой, от-ступает перед дружным натиском пернатых, в ярости бросающихся на своего смертельного врага. А как заба-вен, срабатывающий всегда безотказно инстинкт "зама-нивания" - птица как бы нехотя отлетает от хищника и тот, прельщаясь её мнимой неуклюжестью и пытаясь взять лёгкую добычу, на самом деле всё дальше уходит вслед за хитрым смельчаком от его гнезда, после чего птица внезапно вспархивает и глупый охотник остаётся с носом, - прямо военная операция!
Птицы прекрасно снабжены приборами определения погоды, они заранее чувствуют ветер, дождь, бурю. Они предвидят будущую зиму - холодная будет ли она или тёплая и соответственно у них становится гуще или не очень оперение. Также мудры птицы в питании, иногда наедаясь впрок перед бескормицей, или питаются уме-ренно - соответственно будущим изменениям в приро-де. Всё это тоже инстинктивный ум, резко повышающий шансы выживать в суровых условиях.
Навигационный дар у птиц потрясает - крохотные су-щества покрывают до 12 000 км - над морями и океана-ми, порой. Перелёты связаны с целью на севере вывести птенцов, что кажется странным, казалось бы, не проще ли то же самое делать там, где живёшь, на юге? Какой глубинный инстинкт требует от них столь дальних и опасных перелётов из жарких стран в умеренное лето севера?
Наши гуси-лебеди летят с севера России на юг Азии или в Африку осенью, но
Весной всегда возвращаются на свои северные места рождения. Подливает масла в огонь тайны то, что ок-культно Север считается благотворным и началом всего. А Юг - нечистым местом сброса тяжести, грязи, неудач. Т.е. Север означает добрую карму, свободу, началом всего в жизни.Так считается для человека, ибо именно с Севера на Землю пришли в далёкой древности Боги, са-ма Земля создана с Севера и Полярная Звезда не на-прасно на Северном Полюсе. Даже Вел.Уч. Будда, коря браминов за гордыню, сказал, что даже птицы улетают на Север и что он однажды Он также вернётся с Севера с обновлённым Учением. Ну, а на Земле основная масса населения живёт также в северном полушарии, т.к. большая часть суши на северной половине планеты.И древняя Гиперборея - страна Севера, откуда пошли пер-вые люди, тоже была на Северном Полюсе.
И ведь можно предположить, что птицы, как будущие люди(в другом круге-глобусе, через огромные циклы времени) уже заранее, инстинктивно(!) знают, что Се-вер лучше для них и летят они туда выводить своё по-томство - какая глубокая сила в этом знании!
У всех птиц чрезвычайно острое зрение, ученые вы-числили, что у орлов, грифов оно чуть не в 10-15 раз острее, чем у человека! К примеру - стервятники видят круги над падалью своего собрата-стервятника, подающего таким образом знак, что есть пожива, с расстояния в 100 км(!).Для сравнения - мы еле различаем крупные деревья на линии горизонта с расстояния всего 4 км, вот наш "кругозор".Для сравне-ния лётчик с высоты 1км имеет обзор в 113 км.Но стер-вятник с такой примерно дистанции еще и различает птицу!
Разнообразие и богатство птичьего царства порази-тельны - от насекоподобного колибри (размером с крупного шмеля и частотой взмахов крылышками как у насекомых- в полёте крылья колибри становятся неви-димыми от быстроты взмахов) до гиганта страуса, ве-сящего до центнера и убивающего ударом ноги крупно-го хищника! Колибри роднится с насекомыми и по пи-танию - подобно шмелям, не садясь, они берут нектар из цветов,а бедняга-гигант страус вообще не может взлететь, являясь бегающим "двуногим" животным.
Но, конечно, наибольшая загадка для науки - полёт птицы: почему вообще они летают? Одними махами крыльев, точным расчётом природы в их создании и в умелом подборе оперения - для полёта и для защиты от холода, как и мускулами птички - не обойтись. Никакой энергетики не хватит, чтобы держать в воздухе таких крупных птиц, как тот же орёл, гусь, лебедь, аист, жу-равль, альбатрос - они, порой, весят десятки килограм-мов! Да и мелкие птахи тоже чемпионы - ведь их мус-кульная сила также относительно их веса невелика в сравнении с тратами энергии на полёт. (Всем знакома физическая задача - сравнить затрату энергии при подъ-ёме веса по лестнице с тратой её при движении по гори-зонтали. И мы сами знаем, что если в первом случае мы чисто физически "выдыхаемся" на пяти-десяти этажах, то нести на спине тот же груз по плоскости может лю-бой здоровый человек уже очень долго.Т.е. разница в нагрузке по вертикали и горизонтали ощутимо несопос-тавима - вот таково положение птиц, поднимающих са-мих себя в воздух и держащихся в полёте часами.).
Ответ на эту загадку природы даёт Е.П.Блаватская. Оказывается, птицы имеют в теле прибор левитации, который неосознанно включается ими и поддерживает их в воздухе(!). Таким образом, левитация резко уменьшает вес их тела и даёт возможность чуду полёта по воздуху на гигантские расстояния.( К примеру, энергозатраты самолёта пропорционально весу на несколько порядков выше в сравнении с птичьей, при том же несении груза и своего веса и скорости. Учёные не могут разобрать причину этого, до сих пор не построен "махолёт", т.е. рукотворный аппарат, летающий с помощью крыльев, как у птицы - та же проблема - нет столь мощного двигателя, чтобы решить эту простейшую для птицы задачу. В своё время ещё великий Леонардо да Винчи оставил в своих дневниках модель "махолёта
Именно левитация создаёт ту мистическую связь меж-ду птицей и душой человека, между подъёмом в воздух святого в экстазе молитвы и полётом птицы.И поэтому-то "Дух Святый" зашифрован образом птицы и на ико-нах пишут Отца-Вседержителя и голубя, вылетающего из его сердца - душу Иисуса Христа.
Известно, что левитировать, или парить в воздухе мо-гут или величайшие Святые, или очень мощные йогины. И, естественно, народная молва легко приравнивает ду-шу человека и образ птицы, однако, возникло это срав-нение в глубокой древности, когда жрецы знали о тайне левитации птиц. И о том, что фактически механизм ле-витации непроизвольно включается у Святых. Дело в том. что живое существо и земля имеют разный элек-трический заряд и секрет левитации состоит "лишь" в умении сделать свой заряд одноимённым заряду земли -"так просто": а одноимённые заряды отталкиваются, возникает левитация..
В древности почитание птиц было так велико ,что Зо-роастр в своих наставлениях запретил их убийство, как тягочайшее преступление. Оказывается, что многие птицы обладали "магическими свойствами, в частности ибис Др.Египта, альбатрос и мифический белый Лебедь Вечности. В наш век мы смеёмся над всякого рода про-рицателями. Но почему же столько поколений верило в прорицание через птицу и даже в овомантию, которая бала преподана Орфеем, учившим, что при некоторых условиях можно разглядеть в желтке и белке яйца то, что рождёння из него птица испытала бы вокруг себя на протяжении своей краткой жизни. Это оккультное ис-кусство, которое 3 000 лет назад требовало величайшего знания и самых сокровенных и сложнейших математи-ческих вычислений, пало теперь до последней степени унижения и вырождения; и в -настоящее время лишь старые кухарки и предсказатели судьбы читают служан-кам в поисках мужей будущее по яичному белку в ста-кане.( из "ТД" ЕПБл, том 1, отдел У1, глава "Лунные и Солнечные Божества").
У птиц есть и высочайшие "душевные" качества, при-сущие далеко не всем людям - есть птицы-однолюбы, на всю жизнь соединяются пары лебедей, гусей, некото-рых пород аистов и др. Качество, присущее высочай-шим людям, которые заслужили свою истинную поло-вину-любовь, когда двое, как один - это счастье будет достигнуто людьми лишь в конце 7-го Круга (мы сейчас лишь в 1У Круге), когда карма заблуждений и похоти уже будет исчерпана, а те же лебеди уже владеют этим…
И, видимо, недаром именно лебедь так широко звучит в сказках и мифах древних и современных народов мира. В русских сказках он проходит как "царевна-лебедь", которая оборачивается Василисой Премудрой (сказка со многими символами, имя Василиса - с гре-ческого "Царская", а "Премудрая" на греческий - "София", так прекрасен этот переход нашей сказки на глубинные греческие корни).Под обликом прекрасной птицы кроется красавица-волшебница.
В мифе о Леде( или Немезиде- богине мести, по др. варианту мифа) облик лебедя принял могучий Бог Зевс и от брака с Ледой появилось на свет яйцо. Леда(или Немезида, которая получила на хранение это яйцо) из него вырастила дочь - Елену Прекрасную(Спартанскую, из-за которой разгорелась жестокая Троянская война, - см. "Святогор" № № 14 и 15"Имя Елена").Елена Пре-красная. Рождённая от Лебедя-Зевса и Леды (или Неме-зиды) явилась "местью богов" за утрату людьми истин-ного понимания красоты и любви.
|
Пятиглавый Бог индоариев Брахма на лебеде. |
У древних греков лебедь был символом бога искусств - Аполлона.Однажды во сне великий Сократ увидел, как на его грудь сел прекрасный лебедь. Он поразился сну. И в этот же день он встретил юношу, который в от-личие от других не обиделся на него - ибо Сократ наме-ренно "выворачивал наизнанку" подсознание человека, показывая всю нелогичность его мышления; дураки и злобные не прощали это Сократу, редкие умные пони-мали глубину мудрости Сократа и шли к нему в учени-ки. И этот юноша, потрясённый умом Сократа, ничуть не обиделся, а пришёл в восхищение и просил Сократа взять его в ученики. После чего великий философ вос-кликнул: " Вот он, мой лебедь!" Так великий учитель обрёл высочайшего ученика - будущего философа Пла-тона, предыдущего Вл.Ш.
Образ "чёрного гуся" - Кала-Хамса, взят индусами, как мощный и глубочайший символ бытия и времени.На этом гусе бог Брама летает. На самом деле здесь зало-жена глубокая жреческая зашифровка (каббала санскри-та), т.к. "Кала" - "время" и "чёрный", а слово А-ХАМСА раскладывается по разному и означает "Я есть ты", "Вечное Я", "Я есть Я" и др. И поэтому это выра-жение означает самопознание Бога во времени и из глу-бины непроявленного. Здесь "Кала" выступает и как "чёрный", ибо Вечная Тьма породила Свет Мира.
И в самом широком прочтении этот миф говорит, что Бог Брама может раскрыть себя только во Времени.
Образ утки и яйца входит почти во все легенды наро-дов мира, наиболее ярко в финский эпос - "Калева-ла".Дело в том, утка - лучший символ всех четырёх первостихий: "земля" - её тело, "водя" - её стихия пла-вания, "воздух" - её стихия полёта, и "яйцо"(Мировое Яйцо ,снесённое уткой ,в "Калевале") - стихия "огня", ибо он упрятан в глубине яйца - творящий огонь Жиз-ни. Кроме того, само яйцо символически входит во мно-гие пословицы и поговорки и сказки (знаменитая "Ку-рочка Ряба" и её золотое яйцо,- так и остающееся тай-ной).
Красивейшая птица павлин - у индусов является символом Калапы - Шамбалы. Она так и зовётся "калапин" на санскрите. Известно, что перья павлина на кончиках хвоста заканчиваются красивейшим сине-изумрудным узором в виде глаз, и когда павлин распус-кает хвост веером, то образуется прекраснейший многоглазый веер. Глаз же издавна считается символом Бога-Всевидящего. А многоглазый Бог является также символом Женского Начала, заботливо наблюдающего за всем миром( Многоокая Дуккар, страждущая о лю-дях).
Калапа с санскрита ( Кала-па): "время" и "вода"(или "пить"). Т.е. одним из прочтений будет -"река време-ни"( буквально "пьющие время").Известно же, что Вел. Уч. Шамбалы - единственные на планете знают тайну сроков, т.е. времени. Они воистину "пьющие время", ибо знают его тайны - как Беспредельной вечности, так и циклов. И павлин-калапин - тоже символ великой на-шей мечты земной - Шамбалы Небесной!
Павлин также обладает ещё удивительными свойства-ми: он защищает людей от змей, его мясо не портится( т.е. как бы "святое"), и он лучше всех выдерживает по-холодания, которые губительны для других птиц и жи-вотных в жарком климате Индии. И, видимо, с этим свя-зан также выбор индусами этой птицы - царя красоты - в качестве символа Калапы(Шамбалы).
Подтверждением смысловой идентичности соко-ла с именем Рагор-Рерих-Рюрик служит княже-ская символика рода Рюриковичей.
На рис. Сокольник с соколом-рерик и родовые знаки князей Х-Х1в.в. Знаки с изображением со-кола -рерика печатались на монетах Ярослава Мудрого и Владимира Святославича.
|
|
Разные народы имеют разных любимых птиц. К при-меру, в Др. Египте птица ибис считалась божественной (она поедала крокодильи яйца, чем резко уменьшала по-головье этих опасных для человека хищников в Ниле). У кого-то филин или сова(символ мудрости, видит во тьме). У кого-то орёл( яркий символ царственности, он на гербах многих держав, а на нашем он аж двуглавый), у эллинов лебедь и т.д. Русский народ издавна почитает кроткого голубя символом Духа Божьего и даже наша древнейшая, еще языческая книга мудрости, зовётся "Голубиной книгой"( со вторым смыслом - "глубин-ная", т.е. "глубокого знания", но и буквальное прочте-ние ,как "голубиная", указывает, именно птицы-голуби принесли её на Русь, т.е. это Небесная книга, принесён-ная Свыше, Знание Божественного Духа, и птица здесь как олицетворение парения).
Ворона многозначна. В одних случаях она "каркает беду", стая ворон -универсальный символ большой бе-ды. Недаром Н.К.Рерих создал картину "Зловещие" - вокруг утопающей в снегу русской деревянной крепости сидит стая ворон и уже ждёт…Каким-то непостижимым образом вороны заранее чувствуют кровь и падаль. Беда уже нависла над городом, он уже обречён, а люди ещё заняты мирными делами и не представляют своей жут-кой судьбы…( Полотно, скорее всего, посвящено Рязани в 1237г., перед чудовищным нашествием Батыя в конце ноября, по первому снегу. Этот город оказал упорное сопротивление врагу и был полностью уничтожен, но-вая Рязань возникла уже на другом месте…). Но, порой, ворон выступает как символ мудрости, т.к. долго живёт.
Птица, бьющаяся в окно - символ беды, и всегда явля-ется знаком и предвестием несчастья для обитателей. Т.е. птица как-то заранее ощущает пустоту, которая возникнет в этом жилище и "стремится её заполнить", летя в неё. Но пустота эта еще в будущем!
Любопытно, что если у русского душа олицетворяется невинным голубем, кротким и незлобливым, то у евро-пейцев в ходу и в моде звериные образы. В наше время крысы, заполонившие подвалы Европы, являются мис-тическим отображением ада их сознания. Наша душа, если она падает, обретает всё же птичий символ - воро-на. И нашествие ворон сейчас - всё же символ коллек-тивной беды, нависшей над Россией…
Вернёмся к прекрасному - все птицы красивы, даже самые скромные, но уж что говорить о ярко окрашен-ных, особенно тропических - попугаях и райских пти-цах! Вспомним аллегорию в Уч. Агни Йога - райская птица потому имеет такую божественную красоту пере-ливчатого всеми цветами радуги оперения, что яд мно-гих стрел ненависти застыл, стекая по её опере-нию…Точно так же красота ауры йога закалилась и ста-ла прекрасной от отражения множества стрел враже-ских.
Известно, что цветы специально созданы для напоминания людям о красоте Тонкого Мира. Птицы же своей красотой, зачастую, очень похожи на движущиеся цветы и также напоминают о богатстве фантазии Природы, но при этом птицы еще и поют песни, гимны Природе и Солнцу. Т.е. это "музыкальные цветы"!
На Руси аист издавна считался символом доброй семьи и прибавки потомства. В Японии серый журавлик - символ защиты и надежды для маленького человека. Японцы ежегодно вырезают из бумаги миллионы жу-равликов и выпускают их по ветру - очень трогатель-ный старинный обычай. И напоминает "Белых коней" Тибета(одноимённая картина Н.К.Рериха) - таких же, вырезанных из бумаги лошадок, что выпускают с гор ламы, как символы чистых мыслей, защищающих и призывающих к добру.
Петух - очень оккультная птица( так пишет Е.П.Блаватская) и недаром именно Христос назвал пе-туха в качестве свидетельства отступничества апостола Петра от своего Учителя Христа ( в "Евангелии": "три-жды пропоёт петух и ты трижды отречёшься от меня"). Петух, по поверьям, птица, отделяющая тьму от света. Стоит пропеть петуху, как нечисть, злые силы и тьма мгновенно отступают, т.к. петух подаёт сигнал конца времени тьмы - ночи и наступления времени Солнца -т.е. утра. Прекрасные мистические сказки Н.Гоголя ярко описывают эту мощь петуха-спасителя и его значимость как указателя грани тьмы-света. Золотой петушок А.С.Пушкина в "Сказке о царе Салтане" также показа-телен. Он кукарекает о надвигающейся беде, заранее предупреждая её и даже показывает направление наше-ствия, но он же жестоко наказывает царя и всё царство за нарушение данного слова царём волшебнику. Здесь он и символ закона, неумолимого и твёрдого,- перед ним все равны.
|
Бог Тот-Гермес в облике Сокола (с египетского подлиника). |
Вспомним снова об орле. Эта благородная и красивая, хотя и хищная птица, всегда выступает противовесом в сказаниях падальщику ворону. Сам орёл, как отмечено - символ преемственности царства земного, как бы небесное покровительство его. Двуглавый орёл - уже весьма оккультный символ. Для России это и преемственность Рима-Византии( "Москва - третий Рим, а четвёртому не бывать!) и тайна птицы, смотрящей сразу в две стороны( а может наружу и вглубь себя?).
Птица, с забавным клювом-мешком, пеликан у масо-нов считается символом заботы о детях. Он и кормит птенцов рыбой из клюва-мешка и считается, что готов кормить их кровью своего сердца, т.е. пеликан выступает символом Матери Мира, ибо лишь Она жерт-вует собой во имя будущего - своих детей.
Наконец, сокол - он и "ясный" и "крас-ный".Считается символом остроты зрения и верности (на охоте соколиной он всегда возвращался на руку хо-зяина после поимки добычи).Но особенно интересен со-кол в мифе о Рароге, огненном духе, связанном с куль-том очага. Согласно чешским поверьям, Рарог может появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Рарога представляли обычно в образе птицы(обычно хищной, например, чешское "рарог" - сокол) или дракона с искрящимся те-лом, пламенеющими волосами и сиянием, вырываю-щимся изо рта, а также в виде огненного вихря. Воз-можно, что образ Рарога генетически связан с древне-русским Сварогом…По-видимому, образ Рарога, как ог-невого духа был общеславянским("Мифол. Словарь.", Москва, 1991г.).
По одной из легенд Святогор произошёл именно та-ким образом. Не менее загадочны и прекрасны легенды о множестве других птиц, но мы остановимся на этом - ибо тема безгранична поистине и по праву претендует на "Синтез наук".
Отзыв на работу подготовил Алтайский кор-пункт.
Адрес для писем и предварительных заявок:
652160, Кемеровская обл., г. Мариинск,
ул. Котовского, дом 22. Мартьяновой Зое Валентиновне.