Илья Муромец - мифологизированный образ главного героя-богатыря Русского былинного эпоса. Он выступает как главный в троице наиболее знаменитых героев - Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Именно он совершил наибольшее количество подвигов, что и даёт ему право представительствовать за всё русское богатырст-во и выступать от его имени перед князем Владимиром Красно Солнышко. В нём подчёркнуты сила, мужество, верность, надёжность, трезвость, мудрость, опытность. Справедливость. Конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие. Он один побивает всех врагов. Его подвиги - предостережение против набегов на Киев. Основной эпитет Ильи в были-нах - "старый", "старой". И изображается он седобородым стариком, едущим по полю на белом коне - это подчёркивает сочетание уверенной силы, нравственного опыта, житейской мудрости.
Загадочна судьба этого богатыря - от его появление, через второе фактически рождение, после 33-х летнего "сидения на печи" и обретения вдруг могучей силы, благодаря "каликам перехожим", встречи с великаном Святогором, и обретения от него уже истинно богатырской мощи, до блистательных побед над мифическими и реальными врага-ми, до ухода из жизни - Илья Муромец находит клад и отдав его князю Владимиру, монастырям, церквям, сиротам, удаляется в киевские пещеры в "каменных горах" и там "окаменевает", как и другие богатыри…
Илья Муромец, оказывается, единственный герой русского эпоса, причисленный к лику святых. В православных календарях даже имеется день
"в память преподобного нашего Ильи Муромца, в двенадцатом веке бывшего". Существует неопровержимое доказательство реальности Ильи - его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево-Печерского монастыря. Согласно историческим свидетельствам в 1594г. в Киеве побывал посланник римского императора Рудольфа 11-го Эрик Лассота, который описал достопримечательности Софийского собора и сообщил о том, что рядом с гробницами Ольги и Ярослава Мудрого находится раз-рушенная гробница знаменитого богатыря Ильи Муромца. В 1701г. московский паломник Иоанн Лукьянов побывал в Антониевой пещере, где покоятся мощи 50-ти с лишним святых и записал: "Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым, ростом, яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием..."(Нат.Юшкова, "Перед Восходом", №6, 1999г.).
Любопытно, что на пирах князя Владимира Илья Муромец часто буйствовал и спорил с князем, за что попадал в темницу. Однажды он так рассердился на Владимира Красно Солнышко, что из своего лука булатными стрелами сбивал маковки с церквей киевских. Тут проглядывает мотив неукротимой вольницы души русской, не склонной под-чиняться власти, если та несправедлива. Также выражено неоднозначное отношение к ранней церкви на Руси.
Вернёмся к началу - к чудесному обретению Ильёй Муромцем силы богатырской. Во-первых, ЗЗ года - мистическая цифра, сходная с летами жизни Христа и с 33-мя ступенями посвящения Масонства. Сам факт, что в одних былинах Илья является "безногим", т.е. "змееподобным",
указывает на глубочайшую древность этой лично
сти, когда людей учили Наги, т.е. Мудрые Змии - Вел. Уч. … "Калики перехожие" - вдохнувшие силу в калеку Илью М-ромца - это волхвы Руси древней, фактически - посвящённые и целители. Конечно, их приход именно к Илье был неслучаен и его личность была ими избрана задолго до этой встречи для великой Миссии богатырского служения Родине.
Даже в имени "Муром", "Муромец" таится созвучие с "замурованный",т.е. упрятанный до срока. А село "Карачарово" - прямо означает " кара за чары". Или "кара чарами".
Таким образом, мотив "зачарованности", тайны "замурованности" силы богатырской уже таится в имени Ильи Муромца. Само же имя "Илья" - от имени пророка Илии, предшественника Иоанна Крестителя, В Русском же Святом Пантеоне -2Илья пророк" - аналог бога молний и войны - Перуна… Да и сама битва с Соловьём-разбойником очень напоминает схватку Перуна и Велеса (Велес по созвучию подобен Соловью). Вдохнув си-лы в Илью Муромца, "калики перехожие" сказали, что теперь Илье "смерть на бою не писана". Это вообще любопытный факт - русские богатыри в былинах никогда не погибали! А их запад-ные аналоги -"рыцари" - регулярно гибли. Этот поразительный контраст связан с сутью - наш богатырь защищал рубежи Родины, бился за всех и вовсе не пытался бравировать силой, а его западный аналог совершал подвиги или во имя славы личной, или для покорения сердца избранной им дамы... Т.е. личный мотив в подвигах "рыцаря" и обусловливал бесславный, смертный конец воина Запада. И ещё - бессмертие в бою русского богатырства придаёт убеждённость в конечной победе Святой Руси над всеми её военными врагами
Для русских -" не в силе Бог, а в правде"(Александр Невский), а для "рыцарей" - " сила с не-правдою не уживается".
Любопытную трансформацию претерпела былина об Илье с приходом христианства. В новом варианте Илья взмолился к Богородице, чтобы та сделала его здоровым, та услышала его молитву и направила к нему "калик перехожих", ставших, конечно, истово верующими, которые и свершили чудо с Ильёй.
Смешение языческих и христианских мотивов вообще характерно для Руси. Но, по сути, этот вариант былины также приемлим, т.к. Россия - страна Богородицы, т.е. Матери Мира и Мать-Родина освящает подвиг воинов издавна на Руси Святой.
Важным видится, что "калики перехожие" сразу предостерегли Илью от боя со Святогором, Самсоном-богатырём, с родом Микуловым и с Вольгой Сеславичем. Таким образом, мистерия посвящения в богатырство состоялась сначала "на местном уровне" в селе Карачарово под Муромом силами "калик", т.е. русских посвящённых, волхвов.
Вскоре после этого наступает второе, истинно Высшее посвящение, своего рода Мистерия - встреча богатыря с Исполином Святогором, который и придал законченность мощи Илье, передал меч-кладенец, "вдунул" в него силу и даже испытал его коварным способом - предложил лизнуть кровавой пены, от чего Илья благоразумно отказался, т.к. этот избыток силы тотчас бы сгубил его. А жена Святогора - Златогорка -"пыталась совратить" Муромца. Эта сцена окончательно выдаёт полноту посвящения, ибо кандидатов в Мистериях проверяли и на страх, и на преданность, и на соблазн… Смерть Святогора также загадочна - он примерил гроб, который ему оказался впору и… на гробу вдруг захлопнулась крышка и никакие попытки Ильи взломать гроб мечом не приводили к успеху - каждый удар, наоборот, укреплял обручем гроб Святогора…История с гробом очень напоминает аналогичную с гробом бога Озириса, погубленного его врагом Сетом (из древнеегипетской мифологии)
Получив посвящение и силу, Илья верно служил Киеву,, свершив массу подвигов и умерев своей смертью, будучи похоронен в Киево-Печорской лавре по преданию летописей…
Из подвигов Ильи Муромца мы отметим - победа над Соловьём-разбойником, который диким свистом и шипением змеиным перекрыл дороги на Киев, победу над Идолищем Поганым, которое пожирало и плоды трудов и людей, и потребовало "поединщика" у князя, а убил его Илья "шляпкой земли греческой", т.к. забыл взять с собой на битву булаву, а сабля не брала Идолище. В "шляпке земли греческой" тоже тайна - воздействие на Идолище Поганое некоей таинственной силой той земли, откуда Русь получила Христианство.
Илья Муромец победил Жидовина Проклятого, т.е. Хазар. Это царство было под властью иудеев-левитов, а хазары были простыми исполнителями их злой воли. Любопытно, что разгром Хазарии подиудейской не был забыт и в 1918г. одним из мотивов казни , правда, уже отрекшегося и отстранённого от власти царя Николая 11 была "месть за Хазарию"(!).Как мы знаем подручные Свердлова в Екатеринбурге были из того же "колена детей Сатурна"… Так долго, больше тысячи лет, длится это противостояние Руси Святой и Жидовина Проклятого.
Илья Муромец победил и Тугарина Змеиновича и Змея Горыныча, что означало степняков: половцев, печенегов и татар(это новое "прочтение" былины состоялось после "погибели Земли Русской" в татарщину). Однако первоначальное значение былины было буквальным - Илья Муромец бился с мифическими Змеями Огнедышащими.
В данном случае любопытно преобажение значения Змиев и Драконов. В древности они были символами Посвящения, Учителей, Знания , а в нашу эпоху, когда множество понятий утратило первоначальный смысл и даже стало противоположением изначальному, и эти священные понятия стали символом зла…Однако же можно предположить, что здесь, скорее всего, зашифровано понятие битвы за огненные знания и "убить змея"(или "убить Дракона") - на самом деле означает - победить зло в себе и после этого открыть в себе огненную сокровищницу(Змий или Дракон выступает, как "страж порога", -понятие часто используемое в разных Учениях). Внешняя же символика битвы со "Змеем Поганым" для наглядности и облегчения народного восприятия.
Итак, русское богатырство в противовес западному рыцарству могло быть из любого сословия и - это подчёркнуто! - самыми главными были Крестьянские богатыри - Микула и Илья!
И здесь издавна подчёркивался демократизм Руси Святой в противовес обожающего "избранность" Западу.И дело наших богатырей, в отличие от западных рыцарей, было не просто совершать немыслимые подвиги, что, кстати, наши делали лучше и больше, а защищать при этом Землю Русскую - т.е. общесвенный мотив резко преобладал над личным.
Илья Муромец был старшим богатырём из всех, хотя и был из крестьян - этим подчёркнуто значение Оратаев, землепашцев, тружеников - т.е. простых людей, а не князей и не поповских людей. Богатыри были первыми слугами князей, годами неся службу на дальних заставах, в глухих местах.
Также характерно уважение наших богатырей к простым людям, понимавших, что не могут быть все сильными и воинственными, а что каждый в этом мире делает своё дело. Это также резко отличало их от тщеславных западных рыцарей, глубоко презиравших все мирные сословия и гордившихся своей грубой силой. Кстати, в бою рыцарь никогда не соблюдал дисциплину и даже безжалостно топтал своихже, "кнехтов", дабы поскорее сразиться с врагом и покрыть себя "неувядаемой славой".Даже этот фактор подчёркивает природное благородство и Русского воинства и народа, из которого вышло это воинство.
А вообще - богатыри из мифов - это нравственный критерий воителя, к которому должны были стремиться русские люди. Когда приходила пора беззаветно служить Отечеству. Не щадя ни живота своего, ни самой жизни.
Итак, мы кратко рассмотрели сложный мифологический и в чём-то реальный образ богатыря Ильи Муромца. Первого защитника Земли Русской. Он "ушёл в каменные горы" и "окаменел", но Н.К.Рерих сказал, что в далёком будущем "богатыри проснулись" для спасения Родины в 1941-45 годах.
В.А.Клещевский,
Р-п Малиновое Озеро,
Алтайский край..