Картину Н.К.Рериха "Сошествие во ад" в равной мере можно отнести и к пророческому циклу картин Мастера и к циклу картин, отображающих Мистерии Христа. Именно в 1933году Н.К.Р.создал ряд картин посвященных Великому Учителю - это и "Сошествие во ад". "Христос", "Искушение Христа".
В Евангелии почти ничего не говорится по поводу сошествия и деяний Христа в аду, кроме нескольких фраз о том, что своим сошествием в ад Христос посрамил и осудил Сатану и тот только до поры может оставаться "князем мира сего", ведя безнадежную игру земного против Горнего Высшего и в потоке Вечности ему отпущено только время. В Апокрифах в частности говорится, что Сатане в будущем будет представлен кратковременный реванш во времена Антихриста, по окончании которого он будет заключен в аду. При этом даже указывалась продолжительность времени царствования Антихриста, равная времени проповеди Христа.т.е. 3,5 года. После чего он будет окончательно скован Архангелом Михаилом на срок тысячелетнего царствования праведных. У раннехристианского писателя 2 века Иринея Лионсколго зафиксировано предание согласно которому Сатана и бесы достигли безмерной злобы и отчаяния именно в результате прихода, деятельности, жертвенной смерти и воскресения Христа до конца обнаружил духовную поляризацию добра и зла в мире, как бы отделив семена от плевел
"Бедный Носитель Света, в кончине Христа, ты допустил непоправимую ошибку. Кедр Ливанский, поднявший тело Христа , лишь сократит путь к Высшему Миру. И придется тебе отойти на Сатурн, потому уже давно тебя называют Сатан. Но и там Садовник материи найдет поля и может трудится , как на земле. И прими последний совет - пересмотри ряды слуг твоих". (Криптограммы Востока).
Обратимся к изображенному на полотне. По уступам скалы, окрашенной отблесками огня в золотом сиянии спускается Христос.В языках пламени у Его ног извиваясь и шипя снуют множество рыб. Здесь как на подбор оскаленные пасти злобы и зависти, ненависти и лицемерия. Надутые морды гордецов и выглядывающие из расщелин головы доносчиков и предателей. Как все это не вяжется в нашем сознании с миролюбиво плавающими безобидными рыбками в наших водоемах. Но кто - же там вдали - сам Сатана с опущенной головой и поникшими крыльями. Да, порой , глядя на эти безобразные морды рыб возникает мысль, не земное ли человечество представлено здесь. Столь сдержанное и воспитанное в голубых водах безмятежной человеческой жизни и совершенно другое в минуты испытания. Символическое изображение человечества в виде рыб Н.К.Р. выбрано не случайно. Известно, что христиане в своих священных Мистериях называли себя "малыми рыбами", в то время как Иисус Христос был назван РЫБОЮ. Ведь РЫБА или " ДАГ" означает Миссию. Отсюда и христианская эмблема изображающая телесный вид Христа - это Рыба, Агнец, Добрый Пастырь. В тех же Мистериях изображение множества
р ы б в воде , спасенных одной Великой Рыбой, говорило как о христианах и Христе. Этот же символ Спасителя мы встречаем в образе Бога Вишну, когда тот в образе чудовищной рыбы спасает Ковчег человечества.
Изображая рыб, в языках пламени и тот ад куда спускается Христос, Н.К.Рерих, возможно, хотел подчеркнуть состояние человеческого общества, в котором оно пребывает. Хотя, символика огня огромна. Огонь не только атрибут ада, огонь поядающий. Огонь - это метафора для описания самого Бога; снисхождение Духа Святого на Апостолов "разделяющие языки ,как бы огненные",причастие в православных молитвах сравниваются с огнем очищающим достойных и опаляющим недостойных. Отсюда по существу нет какого - то особенного адского огня, но это все тот же огонь и жар Бога, который составляет блаженство достойных, но мучительно жжет чуждых ему холодных жителей ада.
Вопрос существования ада или чистилища интересовал не только служителей культа, но и многих писателей и художников и каждый по-своему отображал его. Данте в своей "Божественной комедии" описал все девять кругов ада через которые должна пройти душа человека. А "борьба за душу человека идёт постоянно между силами добра и зла и не имеет пощады. И только победа над своими недостатками и пороками означает пробуждение человека для выхода его на путь Адепства. Неудача же в этой борьбе означает позорное мученичество, поскольку падший становится жертвой вожделения, гордыни, скупости, суетности, эгоизма, трусости или любого другого из этих низших пристрастий - это действительно позорно, если исходить из стандарта истинного человечества".Е.П.Блаватская. Учение Ж.Э. указывает что "Нет более мощного Чистилища, нежели жизнь земная, если напряжены все потенциальности духа. Также нет мощнее Ада, нежели земные заразы духа"( МО-3,69). А очищение души человека будет идти вплоть до конца Седьмой Расы по поводу чего в "Т.Д." сказано следующее "В конце Седьмой Расы Седьмого Круга Монада увидит себя такой же свободной от материи и всех её свойств, как было при начале, но обретя ,впридачу, о п ы т м у д р о с т и плод всех её личных жизней, без
зла и соблазнов".
В душе каждого из нас до времени молчит наш распятый Христос и голос его нам слышится очень редко, но придёт час, когда этот распятый Христос или наше Высшее Я должно опустится в свой ад и извлечь оттуда и поднять к высшим и нормальным условиям душу, которая была ввергнута туда в силу беззаконного деяния своим низшим "я".
Мистерия сошествия Христа в ад является не только посрамлением Сатаны, но и обращением к нам в необходимости пробуждения своего Высшего Я и и направления всех своих благородных порывов на помощь ближнему, подобно Мудрецу о котором сказано "Мудрый нисходит в наибольшую темницу, чтобы вывести оттуда жаждущих искупления. Мудрый не будет осуждать страждущих, но поведёт их туда,где брезжит розовый луч рассвета. Кто знает, не поведёт ли Мудрый и бывших врагов своих? Среди тьмы Мудрый не будет рассматривать всех, ждущих пути. Мудрый лишь улыбнётся , заметив кого он вывел, тот и же устыдится , и осуждение поникнет".
В 1933 году Н.К.Р. пишет ряд картин посвященных Иисусу Христу, где наряду с Христом на полотнах присутствует и Сатана. Вот он с поникшей головой на картине "Сошествие во ад", то в виде оскаленного черного черепа "Христос", то предлагающий власть и все богатства мира на картине "Искушение Христа". Возможно, написание всего этого цикла картин именно в 1933 году не случайно. Ведь этот год вошел в историю человечества, как год прихода к власти в Германии Гитлера, в последствии названного во всех религиозных конфессиях - антихрист. Вернёмся вновь к Мистерии сошествия Христа во ад, где Он своим сошествием посрамил Сатану и как бы указал на прекращение непосредственного его воздействия на души людские. И только кратковременный реванш его возможен во времена Антихриста. Выше перечисленным циклом картин Н.К.Р. хотел предупредить человечество об этом кратковременном реванше Сатаны.
В Апокалипсисе фигура Антихриста дана особенно ярко, где в частности указан и срок его гонений 42 месяцам т.е. 3,5 года и только очная встреча с Христом погубит его.
Согласно писем Е.И и Н.К. Рериха известно, что именно России выпала судьба и право нанесение окончательного удара по Сатане и его приспешникам. Этот последний бой с силами тьмы начавшийся 1 сентября 1939 года и до его коренного перелома длился 3,5 года, ознаменовавшись " Сталинградской битвой" и победой в ней в феврале 1943 года и как известно в 1949 году Сатана был развоплощён Великим Учителем М. и покинул Землю.
"Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: "Москва устоит!, "Ленинград устоит!", "Сталинград устоит!". Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство! Жертвенно несёт русский народ всё своё достояние во славу Родины ! Слава, слава, слава !" Н.К.Рерих.
Клещевская С.А. Алтайский край,Малиновое Озеро