Кулу, Наггар. 2005г.
Праздник, посвящённый дню рождения Николая Константиновича Рериха.

 
Гора «М», вид с усадьбы Рерихов в Кулу

8 октября. Завтра в имении Рерихов отмечают День рождения Николая Константиновича. Нам, только что приехавшим из России, хотелось также быть полезными на этом празднике. Вскоре нашлась и работа. Сначала - протирать от уличной пыли балкон дома Рерихов. Зашли на второй этаж и стали с энтузиазмом работать тряпками. Поработав, заметили внизу индуса, поливающего в саду растения. Что-то привлекло к нему внимание. Не сразу, но понял, что. Процесс поливания у него сводился к держанию над землею шланга с льющейся из него водой. Постепенно вокруг него таким образом вырастала лужа, которая, по его замыслу, и должна была давать растениям живительную воду. Правда, солнце стояло высоко и растения могли сгореть от такого полива, но это его не озадачивало. Пока мы протирали балкон, лужа стала совсем большой. Вспомнились слова нашего проводника о том, что русских и индусов объединяет лень. Увы, в процессе пребывания в Индии эти слова пришлось вспоминать еще не раз. Дневная жара почти ежедневно заставляет индусов прерывать любую работу, а широко распространенное в народе ложное понимание законов кармы оправдывает пассивность. Так и живет народ, - в мире и любви к людям, с созерцательным отношением к жизни, веря, что когда-нибудь придет и его светлое будущее. Возможно, я несколько искажаю истинное положение вещей, но таким было мое первое и поверхностное впечатление об индусах.

 
Группа из РО Сыктывкара у Камня на месте последнего самадхи Н.К.Рериха.

Закончив одно дело, перешли к другому. К завтрашнему празднику нужно было подготовить стелы многочисленных правителей долины Кулу, которых в свое время обнаружила в земле возле реки Биас Алена Адамкова, исполнительный директор Международного Мемориального Треста Рерихов. Проходя как-то вдоль реки, она увидела торчащую из земли железную плиту, сильно ее заинтересовавшую. Выкопав ее, обнаружила барельефы, изображающие правителей этой долины. Присмотревшись, Алена заметила рядом в земле части и других плит! Это уже походило на крупное археологическое открытие! Быстро сообщив по телефону о находке руководству города, вызвав для охраны раскопок полицию, Адамкова сумела решить вопрос о передаче всего, что будет найдено в этом месте, Международному Тресту Рерихов для дальнейшей экспозиции этих уникальных находок. Сами раскопки вызвали очень заинтересованное отношение со стороны индусов. Мигом рядом образовалась толпа, пораженная смелостью белой женщины, решившей побеспокоить местных богов. До глубокой темноты собравшиеся индусы пророчили бедствия и несчастья, которые теперь обрушатся на жителей Кулу. Но у Алены было другое мнение, - боги должны быть с людьми, а не лежать в грязи местной реки! До ночи было найдено 52 железные плиты, размером порой почти с человека. Эти стелы были сразу же перевезены в имение Рерихов. Теперь они выставлены в открытом театре, находящемся рядом со зданием института "Урусвати".

Но меня заинтересовало, почему эти стелы оказались именно в Рериховском Мемориальном тресте, а не попали в какое-нибудь учреждение культуры этого штата? Постепенно выяснилось, что все здесь имеет гораздо более глубокую подоплеку, чем могло показаться сначала. Возраст города Наггара, поднимающегося над долиной Кулу, считается значительно превышающим тысячу лет. Сама же долина Кулу заселена уже несколько тысяч лет. 52 стелы с изображениями правителей Кулу могут дать интересную историческую информацию. Но почему индусы так охотно своих правителей именуют богами? Есть ли этому какое-то логичное объяснение? Ответ удалось найти у Елены Петровны Блаватской. В статье «Пураны о династиях Мориа и Кутхуми» сказано о Мориа: «Эта династия, (...), началась с неких кшатриев (воинов) линии Шакья, состоявших в близком родстве с Гаутамой Буддой, которые, пройдя через Химават (Гималаи), «обнаружили восхитительную местность, хорошо орошаемую и расположенную среди леса величественных бо и других деревьев. Там они основали город, названный его владыками Шакья Мориа-Нагара». Имя же первого правителя из династии Мориа Нагари-Мориа. «В матсья-пуране» утверждается, что в Индии будут царить десять Мориа».

Вот теперь перед нами и встал вопрос: «Могут ли быть среди изображений правителей долины Кулу, найденных Адамковой, и представители династии Мориа?» Ответ пока нам не известен. Нужны глубокие исследования специалистов.

Но вернемся в современный Нагар, в 8 октября 2005 года. По индийским обычаям, изображения правителей Кулу перед каждым праздником необходимо обновлять, покрывая их маслом. Этим и занялась наша группа рериховцев. "Интересно получается! - сказал один из индусов, работающих в Тресте Рерихов. - Белые женщины выполняют религиозные обряды над индуистскими богами!"

Закончили эту работу уже при свете фонариков, в полной темноте. Темнеет в этой части Гималаев быстро, - в 6 часов вечера начинает смеркаться, а уже через 15 минут - темно. Видны созвездия, но уже не в таком положении, как у нас на Севере. В октябре по вечерам уже прохладно, - 13-15 градусов вместе с влажным воздухом от реки Биас заставляют одеваться потеплее. «Как же пройдет завтрашний праздник?» - думалось мне. - "Ведь очередная годовщина Дня рождения Николая Рериха - отнюдь не круглая дата".
В окружении богов долины Кулу – индусы начинают традиционную пуджу – в жертвенный огонь бросают курения и распевают мантрамы. Предварительно богов смазывают маслом, оказывая им почтение….

Рано утром вся наша группа уже собралась на месте кремации Н.К.Рериха - самадхи, как это называют в Индии. К камню поднесли цветы. Встали вокруг, посылая самые лучшие мысли миру и всему, связанному с именем Рериха. Постепенно в имении стали появляться люди. У статуи Гуга Чохана и других местных богов долины Кулу индийские дети вместе с их учителем стали готовиться к проведению древнейшего индуистского обряда шанти пуджи, посвящения огнем. Перед Чоханом разложили костер, куда периодически подбрасывали ароматические смолы, коренья и травы. Дети сели вокруг костра и вслед за своим учителем стали подхватывать древнеиндийские молитвенные напевы, звучавшие еще до прихода в мир Будды.

Телевизионная группа из "РИА-Новости" заинтересовались нами, гостями из России. Пришлось дать интервью, затронув в нем значение Рериха и индийской духовной культуры для развития наших стран. В Индии не каждый индус знает что-нибудь о Рерихах и еще менее об Учении Живой Этики. Впрочем, это не относится к жителям долины Кулу. В любом месте этой долины, - а она протянулась на 51 км, - достаточно только произнести "Рерих", и тебе сразу укажут, как проехать к Мемориальному Тресту Рерихов в Нагаре. На каждом празднике, проходящем в Кулу (а праздники индийцы очень любят!) Алена Адамкова организует продажу репродукций и книг Рерихов, издаваемых на английском языке Трестом. Это вызывает у индусов постоянный и искренний интерес.

Среди приехавших из Дели гостей оказалась и журналистка из России Л., работающая в одной из центральных индийских газет. Рерих и учение Живой Этики вызвали в ней большой интерес. С энтузиазмом она пыталась понять многое, касающееся жизни и деятельности этой великой семьи. К сожалению, нельзя вмиг объять необъятное. Ее статья, появившаяся через несколько недель, поразила всех нас своей неточностью, если не сказать, невежественностью. Удивительно, как много людей не знают того, что они НЕ ЗНАЮТ! Впрочем, приходиться привыкать даже к этому.

Присутствие у дома Рерихов большого количества русских людей вызвало живой интерес посла России В.Трубникова. Кто мы, из какого города, - все это особенно хочется знать, когда живешь далеко от Родины. И нам тоже было очень приятно видеть еще одно русское лицо, русскую улыбку, по-русски общаться...

Между тем шанти пуджа стала завершаться. Более часа индийские дети пропевали древнейшие ведические тексты. Последняя часть обряда - омовения огнем. Пламя костра охватывается ладонями и легко бросается в сторону лица. Наши рериховцы не удержались и так же приняли участие в этом действии.

Все больше гостей стало собираться около флагштоков, где должен был произойти подъем государственных флагов Индии, России и Знамени Мира. Это торжественное событие, высоко поднимающее статус этого праздника - Дня рождения Николая Рериха.

Флагштоки стоят рядом с имением на расстоянии метра друг от друга. В Индии есть замечательный обычай - перед подъемом флага в него заворачивают живые цветы. Свернутым, флаг поднимается до середины флагштока, когда, дернув за веревку, разворачивают полотнище и из него на землю падают гирлянды цветов. Так и устремились в небо эти три великих флага - Индии, России и Шамбалы. Первым осыпал гостей цветами флаг Индии, за ним - Знамя Мира. В этот момент и посол России дернул за веревку российский флаг, но, вместо цветов, на землю упало само полотнище. Собравшиеся оторопели от неожиданности. В такой важный момент церемонии флаг России вдруг оказывается на земле! Быстро перевязали веревку, флаг был поднят и стал развеваться на ветру так же , как другие... Но нет! К великому удивлению внимательных гостей, флаг Индии, до этого момента развевавшийся, вдруг бессильно повис на полном ветру, в то время как два других - Шамбалы и России расправились и радостно трепетали над долиной Кулу. До конца дня мы наблюдали этот феномен, - два развевающихся флага и один висящий среди них без движения. Этот эпизод праздника был заснят нашей видеокамерой и неоднократно потом изучался. Действительно, мы имели наглядное проявление действия закона Кармы: как вскоре удалось выяснить, веревка российского флага была подрезана.

Большое всегда отбрасывает от себя тень. Активнейшая работа Алены Адамковой, исполнительного директора Мемориального Треста Рерихов, не радует коллег-индусов. С ее приходом им пришлось забыть о покое на работе. За 2-3 года она сумела создать "Колледж искусств им. Елены Рерих" для индийских детей, где они приобщаются к национальному искусству и культуре, занимаясь музыкой, живописью, танцами. Недалеко от здания, в котором располагался институт "Урусвати", возник театр под открытым небом на 700 человек, с красивейшей, отделанной резьбой по дереву сценой, выполненной рериховцами России. Жители Кулу с удовольствием приходят в этот театр на часто проводимые Трестом концерты и праздники. Если раньше приезжающие со всего мира в Нагар рериховцы останавливались в разных гостиницах Кулу, то теперь на огромной территории имения Рерихов благодаря энергии Адамковой построен современный и прекрасно вписывающийся в окружающий ландшафт комплекс из 2-х зданий, включающий в себя гостиницу для рериховцев, вегетарианский ресторан, два выставочных зала, магазин духовной книги, где всегда можно приобрести произведения Рерихов на английском языке, репродукции и др. литературу. Позже Адамкова показала мне проект огромного комплекса зданий Международной Академии Искусств, одобренный правительством Индии для строительства в Нагаре. В этом проекте самым лучшим образом использована вся удивительная красота долины Кулу. Каждый учебный класс будет имеет прозрачные стены с красивейшим видом на долину и реку Биас. В нем предполагается одновременное обучение 900 студентов, - 600 индийских и 300 из-за границы. Для этого проекта правительством Индии уже почти что были выделены деньги, но смена власти в стране отложила его реализацию. Хочется верить, что и это огромнейшее по значению начинание Адамковой будет воплощено. Сама территория имения Рерихов, огромнейшая по площади, требует большой и ежедневной работы по поддержанию всего комплекса в порядке. Радостно отмечать, что имение все более крепнет и хорошеет. Нет никаких следов ветхости или разрушения. Все это следствие постоянной и неутомимой работы Алены.

Но так работать готовы не все. Индусы, - служащие этого Треста, не в восторге от своей ежедневной загруженности. Видя безостановочную активность своего директора, они создали на сегодняшний день уже два (!) профсоюза для защиты собственных прав. А защищать права индусов в Индии очень легко: любой суд в споре индуса с белым человеком обязательно и всегда принимает сторону "угнетаемого", т.е. индуса. Завалив все возможные административные инстанции штата заявлениями, жалобами, они затрудняют работу Треста, заставляя Адамкову постоянно защищать свою деятельность, направленную для развития и пользы индийских людей, от самих же индусов. Возможно, именно это и явилось причиной неожиданного " обрыва" веревки Российского флага на этой торжественной церемонии. Увы, и это тоже имеет место. Не следует смешивать отношение к Рериху индийских властей, народа - оно всегда было и остается исключительно уважительным, даже можно сказать, почтительным, - с отношением конкретных работников, недовольных введением делового, "европейского" стиля работы в Мемориальном Тресте. Конечно, все эти проблемы совершенно не заметны для приезжих и гостей.

Между тем праздник продолжался. Под звуки огромных медных труб и барабанов гости, - среди них посол России в Индии В.Трубников и некоторые члены правительства штата Махачал Прадеш, стали спускаться к самадхи - месту кремации Николая Рериха. Поклониться ему приходят порой до 700 человек в день, прежде всего индусов, из-за рубежа приезжают чаще всего русские. Приближаясь к ровной площадке, где установлен величественный камень, каждый неминуемо пройдет под рядом огромных лип, низко над тропою протянувших свои ветви. Это заставляет подходящих дважды низко поклониться - прямо перед самим самадхи. С этого места открывается очень красивый вид на заснеженную гору "М", как ее назвала Елена Рерих. Снизу, за площадкой, доносится шум Биаса. Атмосфера на высоте 2100 м чистая и особенно прозрачная. Воздух свежий, влажный и насыщенный праной. И душа, и тело непроизвольно очищаются, наполняясь светом и прозрачной легкостью.

Встреча в Кулу с послом России в Индии – В.Трубниковым (справа). Слева рук. РО Хворостов В.

Почтив память великого друга Индии, гости по извилистым тропинкам поднялись к дому Рерихов. Между тем, флаг Индии все так же неподвижно висел рядом с развевающимися флагом России и Знаменем Мира. Гости тем временем прошли в картинную галерею, осматривая подлинники Николая и Святослава Рерихов.

Атмосфера всего этого празднования значительно отличалась от привычных нам в России мероприятий. Никто не объявлял об открытии праздника, а было постепенное вовлечение в праздничное действие все большего количества людей. Не было официальных речей, но были краткие и искренние слова. Все чувствовали себя непринужденно, спокойно и доброжелательно. Многие индусы с удовольствием фотографировались с нами, русскими. Видно было, что это доставляет им несомненную радость.

В 30 метрах от имения за густыми деревьями теперь расположился комплекс с двумя выставочными залами. В одном из них гости, собравшись за огромным овальной формы столом, заслушали несколько выступлений о творчестве Николая Рериха, на английском и русском языках. После просмотра индийских фильмов о Рерихе все мы перешли в другой зал, где открыли выставку деревянной скульптуры. Очередная годовщина дня рождения Николая Константиновича стала явно заметным событием культурной жизни не только для жителей долины Кулу, но, благодаря освещению этого дня телевидением и прессой из Дели, прозвучала по всей Индии.

Белая женщина смазывает богов Индии маслом – этим она оказывает (по мнению индусов) почтение богам долины Кулу…

После небольшого перерыва на обед толпы индусов потянулись в сторону театра под открытым небом, недавно возникшем недалеко от здания, где располагался институт "Урусвати". Театр рассчитан на 700 мест. Вокруг него открываются живописнейшие виды Гималаев. Если у имения Рерихов мы постоянно вспоминали слова о том, что долина Кулу - одно из самых красивых мест Индии, то поднявшись на 200 м к "Урусвати", испытали потрясение от еще более впечатляющих красот Гималаев. Как будто божественный архитектор сумел здесь выразить красоту Земли в наибольшей степени! Воздух стал еще более прозрачным, цикады почти оглушали своим треском, но и небо с ярким солнцем стало более жестким.

Все вышесказанное о красоте природы можно отнести и к театру. Сцена, с великой любовью оформленная рериховцами резьбой по дереву, сразу привлекла наше внимание. По ее периметру - знаки различных религий. Вокруг театра на деревьях расположились птицы. Они тоже принимали участие в нашем празднике.

Со сцены прозвучали приветствия всем собравшимся по поводу славного праздника Дня рождения великого друга Индии Николая Рериха. Посол России в Индии В.Трубников говорил об огромном значении деятельности Рериха, направленной на сближение двух великих народов. Министр культуры штата Махачал Прадеш оценил творчество Рериха как наивысшую красоту в изображении Гималаев. Было представлено новое печатное издание Мемориального Треста Рерихов, - книга "Цветы сада Мории", изданная на трех языках, - русском, английском и хинди. Глубочайшие по содержанию стихи зазвучали со сцены на этих трех языках. Удивительно, но внутреннее состояние стихотворений воспринималось гостями одинаково глубоко, независимо от того, на каком языке они звучали! Сотни индусов с сердечной радостью принимали эти философские послания Учителя. Можно было по праву гордиться за нашего великого соотечественника, соединившего в 20-м веке два народа, - индийский и русский!

На сцене расположили огромное количество детских рисунков, посвященных теме "Знамя Мира". Авторы этих творений - дети колледжа искусств имени Елены Рерих. Большое жюри, в состав которого неожиданно вошел и художник из нашей рериховской группы, определяло лучших. Победители этого конкурса на сцене театра получали памятные подарки. Зал радостно приветствовал каждого из них, тем более, что многие из индусов аплодировали своим же детям, обучающимся в этом колледже. После награждений мимо нас прошел горько рыдающий 6-летний сын Алены. Ему не дали никакого места! "Ты мало работал", - услышали мы оценку его мамы.

На сцене появились учащиеся и преподаватели колледжа с индийскими национальными инструментами. Начался концерт. Индийские песни чередовались с танцами, сольное пение - с хоровым. Яркие сари участниц, улыбки на лицах, сияющие глаза, экзотические для нашего слуха звучания ситар, ударных инструментов, эхо, отраженное от ближайших гор, чистый прозрачный воздух, щебет птиц на деревьях нашего театра, - все это и составляло ту атмосферу непринужденного праздника, которую мы помним до сих пор. Постепенно становилось прохладнее. Свободные от выступления молодые индусы разносили по рядам горячий чай, предлагая его прежде всего детям. Уже начинало смеркаться, когда концерт подошел к концу.
Группа из РО г. Сыктывкара (респ. Коми) – как прекрасны в Кулу Октябрьские Рериховские дни, и так хочется сюда ещё раз вернуться!

На выходе из театра ко мне подошел профессор делийского университета доктор Варьям Сингх. "Я хочу предложить Вам идею. Давайте будем проводить каждый год Рериховские конференции, где будут заслушиваться выступления, посвященные творчеству Николая Рериха. Один год можно проводить в Кулу, другой - в вашей республике Коми, в Сыктывкаре». Конечно, идея была сразу принята. Я предложил обсудить этот вопрос в практическом применении. "Хорошо, - ответил Сингх. - Здесь есть министр культуры штата, побеседуем с ним». Вскоре в толпе выходящих из театра людей нашли и министра. Сингх, прекрасно зная русский (именно он и перевел "Цветы Мории" с русского на хинди) и здесь послужил прекрасным переводчиком. Министру идея также очень понравилась. "Пусть Дели работает с Москвой, а мы будем работать с республикой Коми. Сделаем наш штат и вашу республику побратимыми!». Я предложил министру написать соответствующее письмо руководству нашей республики, которое я передам в Сыктывкаре и начну практически осуществлять эту идею. Обменявшись контактными данными, пожали друг другу руки и на этом, довольные, разошлись.

Мне осталось ждать в Сыктывкаре это заветное письмо.

Однако, что-то вызывало во мне чувство незавершенности. Через пару дней я подошел со своими сомнениями к Адамковой. "Алена! Как Вы думаете, это серьезно?" - "Конечно, нет. МЦР уже 10 лет пытается заключить с этим штатом хоть какой-нибудь договор о сотрудничестве, - ничего не получается". Ну вот, теперь на сердце все улеглось. Все понятно. Пробить индийскую национальную особенность отношения в работе и мне не удалось.

Очередной праздник Долины Кулу закончился. Но для нас, 13 человек из Сыктывкара, этот праздник только начинался. 10 дней пребывания в Нагаре, в имении Рерихов дали впечатления, равным которым в нашей жизни не было. Трудно описывать их словами, т.к. почти все они относятся к сокровенному, живущему в сердце каждого из нас. Некоторым довелось пережить духовные состояния, которые запомнились навсегда, но и об этом люди также не стремятся говорить вслух. Самое бережное хранишь внутри.

Когда же наступил день отъезда, вдруг все мы с удивлением заметили, что нам не грустно! Оставляя лучшее, на наш взгляд, место на Земле, мы совсем не испытывали грусти, характерной для подобных расставаний. Но ведь мы и не расстаемся! Как можно расстаться с тем, что живет у тебя в сердце и составляет его суть? Сердце всегда с тобой, также как и Дом Рерихов, наших Великих Учителей теперь навсегда вошел в самую глубину наших сердец.

«Теперь вы никуда не денетесь, - будете приезжать сюда каждый год», - сказала нам пророческие слова Алена. Прошло уже два года. За это время некоторые из нас уже побывали во второй раз в этом «Сердце планеты». Но впереди 2008 год, и снова наше общество будет в Нагаре и других местах Индии, связанных с нашими Учителями. Этого мы ждем каждый день, и встречаясь ежедневно, уже два года непременно вспоминаем Индию и говорим о наших планах на будущее! Пусть все сбудется!

В.А.Хворостов, г. Сыктывкар.

Hosted by uCoz