ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДИИ Нагар, Кулу.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДИИ Нагар, Кулу.

(В.И.Хворостов, Г.Сыктывкар)

План-схема усадьбы Рерихов в Нагаре (Кулу). Размер площади – 40 акров. Отмечено место последнего Самадхи Н.К.Рериха…

…После Амритсара с его настоящим чудом – «Золотым храмом», Дхармасалы, - городе, где расположена резиденция Далай-Ламы Х1У-го, священного озера Ривалсар и пещерных храмов великого йога Падмасамбхавы, деревни Бир с красивейшими буддийскими монастырями мы, наконец, устремились к цели нашего путешествия – долине Кулу, к Рериху.

Мы – это группа рериховцев из Сыктывкарского Рериховского общества, в октябре 2005 года путешествовавших по духовным местам Индии, связанными с деятельностью Великих Учителей человечества.

Дорога к Кулу необычна. Необычна своей красотой. Свыше трёх часов езды на автобусе по горному серпантину, далеко внизу которого течёт река Биас – река, которая и приводит в Кулу. Удивителен цвет водоёмов Индии – почти всегда насыщенно зелёный. Автобус, как нам казалось, буквально летел по узкой горной дороге. Мы уже привыкли к высочайшему мастерству индийских водителей. Как можно развивать такую скорость, когда есть встречное движение, масса крутых поворотов, с одной стороны дороги поднимающиеся ввысь горы, с другой – обрыв в 1-2 км? Наверное, нужно родиться в Индии, чтобы так водить машину.

- Вы не боитесь, что из-за поворота навстречу выскочит другая машина, а развернуться почти и негде?

- Нет. Мы сигналим перед поворотом.

Октябрь 2005г. Дхармасала. Индия. Центр тибетско-буддийского присутствия.

Дружная 2-я группа из РО Сыктывкара ,а вокруг развешены гирляндами тысячи и тысячи цветных флажков на верёвках – они символизируют надежды людей - их пожелания – массы людей оставили свои мысли-желания – яркая материализация чаяний человеческих… На видеокассете же весьма вдохновенно реет ветер и гудит в верёвках и флажках, прямо буквально передавая гул времени и быстротечность жизни нашей… Флажки навешивали женщины и было приятно смотреть на вечность человеческого рода, символизированного красивыми женщинами и сравнить их прелесть Матерей с преходящей бренностью наших желаний, которые буквально вибрировали под ветром времени… ( От ред.)

Сигналим? Что-то этого я не заметил. Да и что пользы от сигнала, если мотор гудит, скорость высокая, дорога узкая, а в метре от колеса – крутой обрыв?

Но, тем не менее, на сердце всегда было спокойно. Своему чудо-водителю мы верили.

Через несколько часов езды вдоль Биаса мы приблизились к Кулу. Красота окружающих пейзажей продолжала восхищать. Вспомнились некоторые высказывания индийцев , что самое красивое место в Индии – это долина Кулу. Но саму долину рассмотреть уже было невозможно – наступил вечер. В октябре в этом районе Индии сумерки начинаются в 18 часов, и через пятнадцать минут уже темно.

Длина долины – около 52 км. Ближе к её концу – мост через Биас, по которому надо проехать, чтобы попасть в городок Нагар – к имению Рерихов. В полной темноте стали подниматься вверх от Биаса. Позже стало известно, что дорога называется «Путь Рериха».

Неожиданно остановились. Вышли из автобуса, вошли в какую-то калитку в поисках офиса. Вдруг в темноте неожиданно заметили знакомые по фотографиям очертания белого двухэтажного дома. «Неужели это дом Рерихов?» - сердце учащённо забилось. Неужели это, но, наверное…

У дома нас ждала Алёна Адамкова, - хранительница дома, исполнительный директор «Мемориального Треста Рерихов», которую рекомендовал на эту должность Святослав Николаевич. Она быстро распределила нашу группу (всех 14 человек) по двум соседним с имением зданием. В одном из них Рерихи сушили яблоки, растущие в садах имения: теперь оно иногда использовалось как гостиница, в двух этажах которого может разместиться до 9 человек. Оставшаяся часть группы перешла в гостиницу для рериховцев, недавно построенную в составе цельного комплекса из двух выставочных залов, книжного магазина рериховской тематики и вегетарианского ресторана.

В Кулу вечером свежо и слегка прохладно - отметилось в сознании.

Такая же прохлада встретила нас и утром. Свежий горный воздух (высота, на которой расположено имение, немногим более 2.000м.), особо прозрачная атмосфера, непрекращающийся звон цикад и клёкот воронов - такими были первые впечатления от пребывания в Кулу. сразу подошли к окну – высокие гималайские сосны, спуск к реке Биас, на противоположной стороне долины – снова горы. Одна из них – по центру этой перспективы, хорошо знакомая по фотографии самарского издательства «Новые Грани». Ощущением величественности, внутренней значимости, незыблемости веяло от этой широко раскинувшейся горы. «И здесь нам предстоит жить целых 10 дней!», - в душе тихо поднималось ликование.

Вышли наружу. Звенели цикады, заглушая наши голоса. По тропкам сразу подошли к дому Рерихов. Там уже находились несколько человек нашей группы. В душе каждого – углублённое созерцание. Здесь! Здесь Рерихи всей семьёй прожили 18 лет своей жизни. Сюда, в этот дом, ночью, когда двери уже запирались, являлся Махатма. Один из визитов Учителя сумел застать и Юрий Рерих, внезапно вбежав в кабинет отца. В креслах он успел увидеть отца и Махатму М., прежде чем под взглядом Владыки погрузился в сон. На втором этаже здания в своём кабинете, из которого была видна гора «М», работала Елена Ивановна Рерих. Поднявшись по окружающему дом, позднее пристроенному балкону, можно сквозь окна 2-го этажа видеть кабинеты Рерихов, спальни и жилые комнаты. Чтобы они были лучше видны, внутри дома включают свет.

Октябрь 2005г. Дхармасала. Индия. Центр тибетско-буддийского присутствия.

Знаменитый Камень на месте кремации (по индусски – Самадхи) Н.К.Рериха. Часть пепла находится здесь, где ушёл из жизни великий Гуру, а другая его часть в Мемориале МЦР, где воздвигнут первый в мире памятник Старшим Рерихам…Рериховцы из Сыктывкара провели у Камня очень торжественный и красивый ритуал – они рассыпали у подножия Камня землю, привезённую из России, - из их родного города и взамен взяли такую же частичку индийской земли на память домой… (От ред.)

Сначала это вызвало некоторое удивление. Дом находится под запретом посещения? – Нет, это не так. Это вынужденная мера направлена только на лучшее сохранение памяти о великих людях России и мира. Как вскоре мы узнали, в пик туристического сезона здесь бывают до 700 человек в день, в основном индийцы. А они, как и всякая другая нация, имеют свои характерные особенности, в частности, удивительную непосредственность. Алена позже рассказала, как однажды в художественной галерее имения застала пожилого индийцы, склонившегося над одной из картин Николая Рериха и ногтём скоблившего на ней краску. «Неужели это подлинники?», - вслух задавался вопросом индус. Думается, реакцию Алёны на свою любознательность он помнит до сих пор. В тот же день все картины – а это 37 оригиналов Николая и Святослава Рерихов, - были закрыты стеклом. При входе на лестницу, ведущую на 2-й этаж, висит табличка Roerich House Только висит она как-то криво. Я не выдержал, подошёл к Алёне и спросил, можно ли мне её поправить? – А, опять её задели? – Алёна быстро подошла и поправила. Видно, неторопливым индусам тесно на ступеньках. Однако, на следующий день табличка оказалась снова в прежнем положении. Добавлю, что внутри дома не так много места для прохода 700 индусов в день. Поэтому остаётся только благодарить чьё-то мудрое решение, запретившее посетителям вхождение в эту святыню.

У дома в пристройке стоит автомобиль Н.К. Рериха – «Dodge» («Додж») выпуска 1930 года. Сверкающий, как новенький, необычного оттенка зелёного цвета, он и сейчас на ходу.

Перед помещением офиса сад. В нём среди изобилия гималайской растительности можно увидеть и две магнолии, посаженные в 70-х гг. прошлого века Святославом Николаевичем. Специфика гималайских гор наложила свой отпечаток на всём, что растёт из земли. Талая вода от ледников горных вершин напитывает своей жизненной силой почву и та плодоносит с небывалой для других мест планеты силой. Если растёт трава, то необыкновенно густая, сочная, если деревья – то высокие, стволы толстые, каких не увидеть на европейских равнинах. На память я подобрал с земли кедровую шишку, обычную по гималайским меркам – сантиметров 20 длиной, но вокруг было немало образцов раза в полтора более крупных. Отовсюду от растений, деревьев, воздуха, неба, гор – ощущались потоки большой жизненной силы.

Божества Индии.

Рядом с домом растёт огромный деодар. Сразу же в памяти всплыла фотография Святослава Николаевича Рериха, где он сидит под этим величественным деревом на краю площадки перед спуском к Биасу, обратившись к противоположной стороне долины. Идеально прямая спина вызывала ассоциации с йогом, медитирующим в позе лотоса. Конечно, сразу возникло желание оказаться именно на этом месте. Минуя огромный деодар с раскидистыми ветвями, которому уже не одна сотня лет, я пошёл вдоль края площадки. Вдруг сильный и яркий световой столб, бьющий из земли вверх, наполнил меня своей энергией. Поразительно! Шаг вперёд – и луч исчез. Вернулся обратно – и опять оказался в этом чистейшем потоке света.

Сразу после Дома Рерихов под высокой раздвоенной гималайской сосной расположились каменные изваяния местных богов. Среди них – Гуга Чохан, главное божество долины Кулу, неоднократно запечатлённое Н.К. Рерихом в своих картинах.

Красавцы деодары в усадьбе Рерихов в Нагаре – могучие гималайские кедры…

Позже Адамкова рассказала, как однажды в ворота имения вдруг ввалилась огромная толпа индусов. В центре шёл полуголый глашатай – индус, уверявший, что через него вещает сам Гуга Чохан. Толпа с почтением и сдержанным страхом внимала каждому слову глашатая. Тот прошёл, ни на кого не обращая внимания, мимо дома Рерихов прямо к статуе Гуга Чохана и, закрыв глаза, стал медленно раскачиваться в глубоком трансе. Тело покрылось потом, глаза закатились.

«Ты почему ко мне поздно приходишь?!!!», - вдруг раздался невероятный по силе вопль глашатая. Он повернулся к служителю, каждый день совершавшему пуджу у Гуга Чохана. По традиции, служба местным богам (пуджа) должна происходить в утреннее время, тогда как никем не контролируемый служитель стал приходить всё позже, являясь то в 2, а то и в 3 часа дня. Бедный индус, к которому повернулась в миг разгневанная толпа, побледнел, потом пожелтел, позеленел, почернел, и, наконец, покраснел, не в силах что-то молвить в ответ.

Кто-то из толпы спас его, переведя всеобщее внимание на другое. «Как тебе здесь, Гуга Чохан, у дома Рерихов?» - Глашатай снова закачался, закатив глаза. Толпа напряжённо замолчала, выжидая. Сложилась критическая ситуация. По мнению Адамковой, много лет живущей в Индии, фанатичная вера характерна для подавляющего большинства индусов. Нет ничего страшнее, чем разгневанная толпа, обратившая свою силу против «иноверцев». Что скажет этот глашатай?

«Мне здесь хорошо!!!», - пронёсся над долиной новый вопль. Напряжение мгновенно сменилось радостным гулом толпы. Если хорошо хранителю долины, то будет хорошо и её жителям!

По мнению Адамковой, ситуация была крайне опасна для дома Рерихов, и она чудом разрешилась в самую лучшую сторону. Теперь индусы всего Кулу будут особенно почитать тот дом, где их главному божеству живётся «хорошо».

Знаменитое «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» в Дхармасале.

После того, как бог заявил о том, как ему хорошо, он пожелал пойти к своей супруге – некоей богине, храм которой находится ниже имения, по дороге к реке Биас. Толпа с пониманием и шумным одобрением стала выходить с территории имения Рерихов и спускаться по дороге к храму супруги Гуга Чохана. Войдя в храм, «Чохан» заявил, что хочет остаться с супругой один. Толпа тут же стала освобождать помещение, за исключением индусов, считавших, что им оставлять божество долины Кулу никак нельзя, т.к. они являются особо приближенными к богу. Правда, вскоре индусы увидели, что их, приближённых, что-то уж слишком много. Тогда началась ссора, в ходе которой каждый стремился доказать другим, что «именно я, а не ты, являюсь особо доверенным лицом». Происходящее всё больше стало походить на фарс и Алёна, выйдя из толпы, вернулась в имение.

Всё это происходило всего лишь 2-3 года назад. наблюдая жизнь Индии, вскоре понимаешь, что её жители, особенно на севере страны, вблизи Гималаев, живут для того, чтобы верить в бога. Всё остальное остаётся только средством для физического существования. Этим устремлением к Высшему насыщена вся атмосфера северной Индии.

Спускаясь по узким тропинкам от имения Рерихов, подходишь к небольшому белому одноэтажному строению. Здесь, приезжая в Кулу в 60-70х гг., любил писать картины Святослав Николаевич Рерих. На станке и сейчас стоит портрет Дэвики Рани, словно художник на время оставил его и скоро придёт продолжать.

Звон цикад становится почти нестерпимо громким. Кажется, что они уже заглушают человеческую речь. Прибавьте к этому гималайских воронов, по местным представлениям, стражей долины, и шум реки Биас, доносящийся далеко снизу, - и вы получите примерную звуковую картину Нагара.

2-я группа сыктывкарцев, путешествующая без гида, провела в пути месяц и добралась до берегов Бенгальского залива… «И в Индийском океане свой закончили поход»… (От ред.)

Нагар – типичный гималайский город, растущий ввысь, всё более поднимаясь по горам. Если от самого Дома Рерихов подняться вверх более чем на 100 метров, можно дойти до института «Урусвати», а спустившись вниз более чем на 2 км, встретишь реку Биас. Всё это – от «Урусвати» до Биаса – является территорией имения Рерихов.

Спускаясь по узким каменистым тропинкам, приближаешься к святыне – месту кремации Н.К.Рериха - самадхи, как это называют в Индии. Открыв калитку, идёшь по прямой дорожке, ведущей к известному по фотографиям камню на место кремации. Низкие ветви над тропою заставляют дважды поклониться. Два поклона Рериху, - и ты рядом с камнем. В душе безмолвие. Место погружения в глубину сердца. Через какое-то время осматриваешься вокруг. С одной стороны площадки крутой спуск в долину Кулу, с другой – высочайшие деревья, под огромными ветвями которых замечаешь укромную скамейку. На ней любили сидеть Святослав Николаевич и Дэвика Рани. Конечно, и мы вскоре оказались на ней. Прохлада каменной скамьи в глубокой тени деодара быстро вернули свежесть телу. Перед взором - изумительная панорама долины с волнами гималайских гор. Над ними чистое синее небо. Над одной горой повисло маленькое облачко интересной вертикальной формы. Как ни странно, оно висело над этим местом все 10 дней нашего пребывания в Кулу. Рядом со скамейкой – два камня. На одном надпись – «Дэвика Рани Рерих». Здесь, по желанию Дэвики, находится треть её праха. Другой камень без надписи. Позже выяснили, что он скрывает под собою прах любимой … собаки Дэвики.

Суета предшествующих 4-х дней поездки по Индии исчезла безвозвратно. Мы достигли цели своей мечты. Постепенно в душе стало появляться новое состояние, - как бы вхождение в иной , Новый мир, наполненный состоянием духовной глубины, в котором сливаются мир земной с миром духовным. Стремясь не помешать новым ощущениям, замедляешь движения, меньше говоришь. Главное – не пропускать ни мгновения своего бытия в атмосфере Гималаев. Наполненность впечатлений удержала от подъёма в первый же день к Институту «Урусвати». Это будет завтра, 9 октября, во время праздника всех жителей долины Кулу – дня рождения Николая Константиновича Рериха. (Продолж. следует)


<<На главную <<№54
Hosted by uCoz