Крылатый "Мотылёк"

Крылатый "Мотылёк"

ОА Говорова в библиотеке РО им. НК Рериха. г. Рубцовска. Она - автор известного гимна на муз. Вангелиса.

           С чего всё началось? Как всегда всё начинается с желания создать нечто прекрасное и необычное, подстать рассказам А.П. Хейдока.

           А, как же сделать так, чтобы актёры - самые обыкновенные люди, никогда не пробовавшие играть, сумели донести до зрителя всю красоту и чистоту, заложенную в прекрасной сказке, или были? Кто знает, быль это, или сказка? - "Мотылёк"…

           С легкой руки, а вернее - крыла и вступили мы в этот увлекательный и загадочный мир - мир театра!

           И казалось, что совсем неважно есть ли у тебя прекрасные внешние данные, а важна искренность и наполненность прекрасным.

           Малейшая фальшь, желание порисоваться сразу звучат, как "пустой сосуд". И постоянно проверяя: искусство ли несём в себе, или себя в искусстве? - тем самым постоянно ведём борьбу за своё совершенство.

           А ещё учимся чувству любви, взаимопомощи, т.к. спектакль - он, как живое существо и если нет "чувства локтя" рядом стоящего товарища, то это существо распадается на отдельные элементы, непричастные друг другу…

           А потом мы стали делать маленькие открытия в себе самих. Оказывается, человек действительно не знает сам себя до конца, а в нём сокрыто столько талантов!

           Кто никогда не пел - стал петь, кто в жизни не пробовал плясать - вдруг заплясал вприсядку!

           Причём проявлялись силы сверх положенных сил человеческих! Несмотря на полученную травму ноги, Алексей Вольных, так задорно изображал разудалого танцора в "Василии Тёркине", что никто из зрителей ни о чём не догадался. А Евгений Никитенко приехал с высокой температурой в Малиновое Озеро на конференцию и, тем не менее, прекрасно исполнил свою роль. Здесь уже проявилось не только мужество, но и чувство долга.

           Очень интересно не только работать над спектаклем, но и наблюдать, как открывается давно знакомый человек с совершенно незнакомой стороны. Потрясает своей способностью преображаться из простой Феи, в старушку, или в благородную даму А. Муравьёва, Светлана Кржеменевская. Всегда с интересом ждёшь этих сюрпризных преображений. Нежная и кокетливая Катюша Троц вносит нотку женственности и возвышенности, лёгкости и аккуратности во все свои работы. И на обратной стороне этих прекрасных работ, похожих на вышивку, как у искусной вышивальщицы, не видно узелков!

           Алёша Вольных всё время стремится научиться чему-то новому не останавливаясь на достигнутом.

           Андрюша Мозер, всеобщий любимец, учит всех на собственном примере добродушию и терпимости, по детски радуясь всему, что происходит вокруг, радует нас растущим мастерством. Сергей Нагайцев неизменно серьёзен, дисциплинирован и очень строг к себе, очень чутко, как камертон, реагирует на фальшивые нотки. И никогда не подведёт в порученном деле. Как помогает его спокойный ровный взгляд, молчаливая поддержка в трудную минуту…

           Талантливый и совершенно не предсказуемый Евгений Никитенко вносит в репетиции такой букет эмоций, что попеременно проходишь все стадии от отчаяния до восторга!

           Евгения Кириллова - живая и задорная, хореограф. Её отсутствие, в связи с рождением малыша было ощутимым. И вот , вальс цветов, "Щелкунчик" и Мари - танец-сказка…

           Виталий Шестаков с нами совсем недавно, очень интересен своим глубоким проникновенным, нестандартным подходом к предложенному материалу. Очень чуткий партнёр.

           Оглядываясь на пройденный путь, ( наш малыш уже прошагал целый год и 8 месяцев), понимаем, как трудно, удержать на поднятой высоте планку заданной душевности и искренности…

           Но мы верим, что пока мы вместе, пока рады вновь и вновь открывать свои сердца навстречу прекрасному, перед нами открыты все пути.

           А пока, что мы в постоянном творческом поиске.

           Сотрудничая с Центральной городской библиотекой, ежемесячно принимаем участие в литературно-музыкальных гостиных, которые превратились с нашей помощью в настоящие мини-спектакли.

           Зрителей стало приходить столько, что уже не вмещаются в нашу уютную гостиную и приходится повторять выступления по несколько раз.

           Ну а мы, изучая классику, наверное, становимся чуточку культурнее. Очень хочется думать, что это так, что происходит замечательный энергообмен.

           Например, участвуя в вечере, посвященном Чехову, инсценировали его рассказы, пели романсы; Есенину пели песни собственного сочинения на его стихи, обыграли художественно " Персидские мотивы". А. Блок вдохновил своей чудесной пьесой о "Марии-звезде"… Этот вечер так заворожил зрителей, что они слушали и смотрели, не шелохнувшись, на одном дыхании. А когда у исполнительницы главной роли Катюши Троц запуталась корона в золотистых локонах, весь зал подался вперед в едином порыве - помочь! А она - (вот, самообладание!) спокойно продолжала свой диалог, как будто ничего не случилось!

           Сколько их было таких казусов! Нужно быть постоянно готовым к непредсказуемому!

           Чарующая музыка Вангелиса в завершении вечера подняла, казалось, к тем высотам, куда в своих стихах звал нас Александр Блок.

           А сколько радости доставило и нам и благодарным зрителям повествование о "Поле вечной Славы" - поле Куликовом. И костюмы древних славян, что шились своими руками и хороводы и работа над текстом "Задонщины" и "Мамаева побоища". Попытка произвести звучание старославянской речи многоголосьем. По отзывам, такое необычное звучание оказало потрясающее воздействие! И мы сами ощутили силу и мощь русской речи, её энергетику т.к. буквально " мороз по коже", когда угадывали интонацию, ударение и т. д.

           Вся работа над текстом шла буквально по наитию. Под впечатлением прочитанного, родилась песня:

           "Ой за Доном то было, за Доном"…- выводил солист и хор, как эхо вторил:.. " Доном"…            На реке, на Непрядве, на тихой…
           Тяжко бились русские витязи,
           Выгоняли татарское лихо…
           Как набат гудят громы рыкучие,
           Твердь небесную рвахуся молыньи!
           А со всех сторон смертною тучею-
           - Стрелы острыя, стрелы калёныя…
           В терема голубицы слеталися,
           Принесли печальные весточки…
           Ой, всплахуся жены - страдалицы
           Не прийдет желанный к невестушке…

           Всё действо сопровождалось прекрасными слайдами с показом картин Н.Рериха, В.Васнецова, М. Нестерова и т.д. Эта работа оставила неизгладимый след в наших душах, заставила задуматься о том, почему такое огромное значение оказывает звучание древнего русского языка. Почему , если переставить слова, поменять ударение, воздействие слова на слушателя разное ?! Вот мы и убедились воочию, что оказывается, очень важно не только что ты говоришь, но и как! Не зря Н.К. Рерих так часто в своих литературных работах обращался именно к древней исконно русской манере стихосложения - верлибру.

           "Из под кустика с под ракитова,
           С под берёзоньки, с под кудрявыя…"

           Хорошо бы ещё помнить об этом опыте постоянно в своей обычной жизни…

           Жаль, что не сняли это выступление на видео. Но тут уж всё как в настоящем театре - отдали жар души своей и он остался жить, запечатлённый в пространстве и в воспоминаниях…

           Есенин, Блок, Пастернак, Чехов, Твардовский, Гофман, Новогодние сказки для детей и т.д.

           Очень часто всё готовилось в предельно сжатые сроки, буквально на одном энтузиазме!

           Да, действительно, большая радость работать с такими людьми! И радость, и ответственность, т.к. необходимо проявлять максимум внимания к каждому, чтобы он почувствовал, что не зря пришёл после работы, уставший, измотанный, что здесь ему рады, что он нужен, востребован, и не смотря на значимость исполняемой роли, прежде всего, интересен, как человек.

           Состав нашего мини-театра конечно меняется. Кто-то приходит, кто-то уходит, но мы их не забываем и всё равно считаем "Ладовцами".

           И обращаясь с любовью и благодарностью к Е.Троц, Е.Никитенко, С.Кржеменевской, А.Мозер, А.Вольных, Сн. и С. Вольским, Р. .и Е.Кирилловым, А.Шевчук, С.Нагайцеву, А.Медведевой, Г.А. и Р.Колесниковым, В.Шестакову, М.Гридиной - а также неизменному сценаристу Ирине Эммих, хочется пожелать им замечательных достижений не только в творческом, но и духовном росте!

           Что же хочется подчеркнуть в заключение своего рассказа?

           В начале пути пришлось наслушаться множество разных мнений по поводу нужности и ненужности такого рода деятельности. Очень выбивали из колеи заявления своих же рериховцев о том, что это всё не нужно и второстепенно, что мы только развлекательные функции выполняем и т.д. и т.п. А это была проверка на прочность. И пусть у нас не всё гладко и просто, скорее наоборот, но теперь мы твёрдо уверены, что театр - это школа сотрудничества высокого накала, что это маленькая община. Н.К. Рерих именно развитию культуры уделял особое внимание, так что никак это не может быть ни второстепенным, ни развлекательным! И не важно театр, или ансамбль песни и пляски, главное - какая направленность у этого коллектива. Если она действительно нравственна, духовна и эстетична, то это прежде всего воспитывает самих участников, а через их сердца, через некое действо, невидимое глазу, но реально ощутимое, идёт воспитание зрителя. Чем сам напитан, тем и питаешь! И эту простую истину мы постигаем вновь и вновь!

           И пусть послужат стимулом и ещё больше окрылят актёров "Лады" фраза одного из зрителей: "Скажите, где вы взяли столько одухотворённых лиц!"

           И специально для читателей "Святогора" песня из спектакля " Со шпагой и факелом" ( о декабристах):

           Я по полю, я по полю,
                      по бескрайнему иду…
           Для души ищу свободы,
                      но никак не найду…
           Расстилается по полю синий-синий туман...
           И куда не обернёшься, всё мираж и обман…
           Припев.
                      Где-то там вдалеке - чистый храм,
                      Я дойду, я все силы отдам!
                      Но во мраке не видно пути…
                      О, Пречистая, молю - освети!
           Но ни колокол, ни голос и не видно ни зги…
           И в отчаяньи твержу: " Себе - сама помоги!"
           Прочь сомнения тревоги,
           страхи прочь и           обман…
           Разорву, как паутину этот липкий туман…
           Припев.
                      Своё сердце засвечу я в ночи!
                      О, Господь, не надо лучшей свечи!
                      Если даже дотла вся сгорю,
                      Будет светлой дорога к Алтарю!

           О.А. Говорова, Рубцовск.


<<На главную <<№50-51
Hosted by uCoz