Программа по музыке для общеобразовательных школ.

Программа по музыке для общеобразовательных школ. 1 класс (Для детей 6-летнего возраста)

Составитель программы заведующая предпрактикой Коми республиканского училища искусств Хворостова М.А.
(Сыктывкар - Москва) 1996г. (Продолжение. Начало в № 38, 41)

УРОК 2 Продолжение темы "ОСЕНЬ"

Вход в класс под вальс, звучавший на предыдущем уроке. Попевка-приветствие: "Здравствуйте, ребята!" - "Здравствуйте!"

Сегодня мы опять отправимся в пу-тешествие. Немного погуляем опять в осеннем саду, а затем заглянем в сады, на поля и посмотрим, какие да-ры принесла людям осень? Садитесь скорее на поезд. Отправляемся! (Ритмическое выстукивание кулач-ками пьесы Старокадомского "По-езд") Приехали! Опять вокруг тиши-на и знакомые звуки: (исполняется попевка "Кукушка").

А с каким явлением природы мы ещё не встречались в лесу? (Учитель напоминает попевку "Эхо", играя её без слов на инструменте. Если дети не вспоминают её, то играет и поёт ещё раз. Повторение попевки с деть-ми. Добиваться наиболее возможного точного повторения звуков по высо-те.)

А кто, ребята, помнит, какого зверька мы встретили в лесу? Давай-те вспомним песню, которую мы ра-зучивали на прошлом уроке. Как она называлась? Правильно. "Белочки". (Повторение 1-го куплета, разучива-ние 2-го, исполнение песни с ложка-ми на слова "цок-цок")

А теперь поиграем в игру "Осень". Учитель читает стихи, на словах "Наступила осень" отхлопывавет ритм:

А теперь на словах "наступила осень" попробуйте отхлопывать ритм вместе со мной.
Ветки голые стучат,
Галки чёрные кричат,
В тучах редка просинь:
На-сту-пи-ла о-сень.
Свет с утра усталый,
День сырой и вялый.
Дождик косит, косит…
На-сту-пи-ла о-сень.
Льдинка хрустнет звонко,
Крикнет птица тонко,
Будто есть попросит.

На-сту-пи-ла о-сень.
Гнёзда чёрные пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит.
На-сту-пи-ла о-сень.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, умирают ли осенью деревья? Как же "нет"? ведь они стоят голые, без листьев… А трава? Ведь она вся жёлтая, сухая… но вы, ребята, совершенно правы: деревья, травы и всё живое вокруг никогда не умирает насовсем. Так устроена природа: никто и ничто не умирает, а лишь переходит в другое состояние - со-стояние сна, покоя, и ждёт какое-то время, чтобы возродиться вновь.

Осенью все звери и птицы делают запасы на зиму. Она принесла им свои дары, а людям - богатый уро-жай.

Что же люди собирают в полях и в садах осенью? Дети: овощи, фрукты, пшеницу, рожь, мёд.

Учитель: Правильно. А теперь по-слушайте новую песню. Называется она "Что нам осень принесёт?" А на-писала её для вас композитор Зара Левина. (На доску очень желательно повесить рисунки к этой песне, со-ответствующие содержанию купле-тов: 1. Яблоки и мёд. 2. Овощи. 3. Хлеб и колосья пшеницы.

(Разучивание 1-го куплета песни. "Вопрос" исполняет учитель, "ответ" - дети)
А теперь отгадайте загадки:
Кафтан на мне зелёный,
А сердце как кумач.
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч.
(арбуз)
На жарком солнышке подсох
И рвётся на стручке…
(горох)
он никогда и никого не обижал на свете,
чего же плачут от него и взрослые и дети?
(лук)
что копали из земли,
жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(картофель)
Нарядилася Алёна
В сарафанчик свой зелёный
Завила оборки густо.
Узнаешь её?
(капуста)

Учитель: Что-то холодно стало в лесу… Садитесь скорее на поезд. Поехали! (Исполняется песня Старокадомского "Поезд").

Раздача отметок. Выход из класса под песню "Что нам осень прине-сёт?"

УРОК 3.
Тема: Звуки высокие и низкие.
ПРОГУЛКА НА ЛУГ.

Приветствие.

Сегодня, ребята, мы отправимся с вами прогуляться на луг. А поедем мы с вами…, кто угадает, на чём? Правильно, на велосипеде. Учитель исполняет пьесу Арсеева "На вело-сипеде" . (Франио. Бырченко. "Хре-стоматия по ритмике и сольфед-жио"). Ученики, сидя за партами, крутят "педали" и "руль" вообра-жаемого велосипеда.

Учитель: Вот мы и на лугу. По-смотрите, как много цветов! Все они такие красивые! Так и хочется их со-рвать и унести. Некоторые ребята так и делают. А вот на цветок села ба-бочка! Так и хочется её поймать! Многие ребята ловят их сачком или просто руками. Но подумайте: пра-вильно ли они делают? Что будет с сорванными цветами? Они завянут. А что будет с пойманной бабочкой? Она погибнет.
Я сорвал цветок -
Он завял…
Я поймал бабочку -
Она умерла…
И я понял:
Прикоснуться к красоте
Можно только СЕРДЦЕМ.

А ещё на лугу мы увидели огром-ные качели. Вы любите на них ка-чаться? Сейчас мы на них покачаем-ся. Но для этого мы должны сначала выучить про них короткую песенку. Вот такую: (Исполняется попевка Тиличеевой "Качели". Хрестоматия или "Муз. букварь" Ветлугиной. Ра-зучивание. Исполнение с движения-ми рук вверх и вниз на слова "вверх-вниз").

Ребята, когда вы поднимали руки вверх, какие звуки звучали: высокие или низкие? А когда вы опускали ру-ки вниз?

Ещё раз повторим попевку с дви-жениями рук. Послушайте! Две птички разговаривают на лугу: мама-птичка и птенец. Угадайте, кто поёт сначала, а кто потом? (Исполняется пьеса Тиличеевой "Птенчики". Вет-лугина. "Муз. букварь").

Правильно, сначала мама, а потом птенец. А какие звуки были у мамы: высокие или низкие, а какие у птен-чика? (демонстрация иллюстрации из "Музыкального букваря " Ветлуги-ной): Что бы вы сделали, если бы птенчик выпал из гнезда?

Посмотрите, что такое? Небо по-темнело, сверкнула молния! (Испол-няется пьеса Тиличеевой "Гроза"). Какое название мы придумаем этой музыке? Правильно, "Гроза". Какие чувства переданы в этой музыке? Страх, тревога, беспокойство. Но мы убежали от грозы и спрятались в од-ной избушке, где жили… два кота.

Послушайте про них песенку. (Ис-полняется польская народная песня "Два кота"). Какая это песня по на-строению: весёлая или грустная?

На парте у вас карточки двух цве-тов: серые и розовые. Подумайте, ка-кой цвет вы подобрали бы для пьесы "Гроза", а какой для песни "Два ко-та"?

(Доучивание песен "Белочки", "Что нам осень принесёт?" Жела-тельно при этом использовать шумо-вые инструменты).

А теперь садимся на велосипеды и возвращаемся домой. Поехали! (Пье-са "На велосипеде"). Дети выстуки-вают ритм ногами и "рулят" руками.

(Продолжение следует)

ПОСЛЕСЛОВИЕ:

Ред. рада сообщить, что данная работа привлекала внимание не-большой Рериховской школы в ста-ринном русском городе Рязани, где теперь пользуются всей наработкой М.А. Хворостовой в своей подвижни-ческой и сложной работе. (Человек, создавший АСТуР в Москве - см. ни-же, - Лебедева В.Н. - ныне уже 2-й год как переехала на Горный Алтай, проживает недалеко от Мамонова С.Н., редактора и издателя журнала "Звенигород" из с. Мульта, Усть-Коксинского района).


<<На главную <<№48-49
Hosted by uCoz