"Генисаретское озеро" Н.К. Рерих

"Генисаретское озеро" Н.К. Рерих.

Розовато-сиреневый рассвет над озером. Светло-фиолетовые горы на дальнем бере-гу, светлая каймя неба между небом и землёй, вода вдали цвета неба - сиренево-светло-фиолетовая,, но в левой стороне - она густо синяя, за тёмным мысом, что резко вдаётся в озеро слева. Зато по эту сторону мыса вода сверкает! Мастер сумел изобразить незабываемый миг свечения воды в лучах яркого Солнца - это возможно только работой с темперой и только при огромном искусстве художника. Это све-товой фон картины - её самое яркое и притягательное место. Справа - лодка с пя-тью рыбаками, поднимающими снасти и гребущими, и в правом углу картины - на возвышении, на берегу стоит, прижав руки к груди в молитвенном пожелании успеха рыбакам - сам Христос. Возможно, что это тот самый момент, когда рыбаки вытаскивают сеть полную рыбы, что и посоветовал им сделать Иисус после первого неудачного улова. На вто-рой раз вы будете с рыбой, сказан он им, они засомневались, но решили проверить… Среди рыбаков Симон-Пётр (рыбак), будущий Апостол Христа…И Андрей. Лодка и Великий Путник создают второй центр картины - духовный. Третий центр - условно говоря - , небо, горы и озеро, особенно - светлая полоса неба над горами… Можно предполагать, что на полотне изображено начало первой Проповеди Хри-ста, т.е. вообще - Начало Христианской Религии, знаменующей собой зарю Эпохи Рыб. И поэтому в данной картине - и рыбаки, и рыба, которую они ловят и "большая Рыба" - Христос-Спаситель, Аватар. (В переводе с санскр. - "спустившийся", т.е. пришедший с Небес к людям, а буквально - "сошедший в грязь")…И всё незримо за-ключается в самом символе - начале Эпохи Рыб… Рыбы - 12-й и последний знак Зо-диака - считается самым тёмным и грязным, и поэтому все спасители - Аватары, считаются Рыбами, спасающими маленьких рыб - людей… и астрологически символ Рыб обозначается двумя рыбами, плывущими навстречу др. др. -одна по течению жизни - к гибели, а вторая - спасённая - против течения, с Христом! (Ред.).

Перед нами картина необычного художественного письма и решения! Удивительно подобраны цвета картины. Она создаёт впечатление звенящего про-странства. Есть такое понятие - малиновый звон, здесь, можно сказать - розово-фиолетовый звон. Этот цвет доминирующий на картине. Так и кажет-ся, что не только духовным слухом, но даже физи-ческим ухом сейчас услышим звуки красок и их нежные неземные звучания. Они так и льются с картины! Необычность сочетания розового, фиоле-тового, синего, белого цветов призывают к возвы-шенному мышлению и устремлению, вдохновляют и устремляют. В картине всё необычно от удиви-тельно чудного приёма решения подобранной гам-мы, тонко передающей эффект смягчения ло-кальных цветовых пятен до изображений гор, людей, лодки, воды, берега.

…Изображено всё убедительно и красочно. Картина необычная и притягательная. На неё хочется смотреть и смотреть.

Мы видим, что Н.К. запечатлел горный ландшафт, пронизанный скрытыми солнечными лучами, с помощью гармонично подобранной гаммы, цве-товых сочетаний и решений. Здесь мы видим эффект естественного освещения и сочетаний красок, плавно переходящих из одного тона в дру-гой, с точной и тщательной передачей натуры: необычной формы берега, устремлённого вдаль, как стрела, причудливой формы и окружённого не-обычным белым светом (серебристым сиянием!), зеркальной глади воды и пространства, звенящего и наполненного; плывущих в лодке людей и путника, стоящего на берегу озера.

На картине наблюдается удивительно тонкий пе-реход из цвета в цвет, что даёт изысканный цвето-вой колорит. Как всегда в полотнах Н.К. и здесь ха-рактерна ясность композиции, спокойная, торжественная и историческая повествовательность. В картине наблюдается как бы тонкий декоратизм. Эту точку зрения под-тверждает вид берегов , гор, путник, стоящий на бе-регу и встречающий плывущих в лодке, скорее все-го вестников или рыбаков.

Картина создана цельно, гармонично, объёмно, в нескольких уровнях, информационно.

Рассмотрим картину "Генисаретское озеро" как исторически сложившееся, органичное явление, как символическое одеяние конструкции. Скорее всего, эта картина заключает в себе гармонию истории и духовного возрождения. Сама по себе информаци-онно сложная и богатая фактами и их знанием. Да-лее нам станет многое понятно. Стремление худож-ника создать целостность картины мироздания ужи-вается в этой картине Н.К.Р. с повествовательно-стью, исторической ясностью, его знанием пред-ставленного материала и мудростью художника. Ведь неспроста Н.К. Генисаретскому озеру посвя-тил картину. В чём секрет и тайна?

Вначале вспомним по истории город Генисарет. Чем он может быть нам примечателен и интересен? Мы видим, что на картине изображено время далё-кого прошлого, хотя бы по конструкции лодки и одеянию людей. Что-то знакомое кажется нам в путнике, стоящем на берегу. Мы понимаем, что здесь присутствует зашифрованность исторически важных фактов. А поскольку Н.К. придавал огром-ное значение жизни Иисуса Христа, мы можем предположить, что эта картина соответствует имен-но тем далёким годам, более чем 2-х тысячелетней давности, связанным с подвижнической деятельно-стью Великого Учителя. Начнём размышлять о Ге-нисарете и Генисаретском озере и деятельности И.Х. и воспользуемся географическими картами, которые помогут нам ориентироваться по этой ме-стности.

Генисарет. место на западном берегу Галилейского озера. По нему иногда этим именем называли и озеро. Мы знаем теперь, что в те давшие времена в этих местах прошла основная духовная подвижни-ческая жизнь ИХ. Здесь Он накормил людей хлеба-ми (духовная пища) и рыбой )символ рождения Христа, Новой Эры, Эры Рыб.), встретил первых рыбаков, впоследствии ставших апостолами. Много чего произошло на этом озере. Но всё по порядку.

Вспомним и отношение Н.К. к христианству и православию. Мы знаем, что Н.К. был высоко ду-ховным человеком. Выбранная тема совсем не слу-чайна. Помня, что его картины носят, чаще всего, исторический смысл, мы понимаем, что тут заложен глубокий смысл. Тут показано начало Нового Заве-та, сопроводившего Эпоху Рыб, и давшего людям понятие Божественной Любви, которую они долж-ны воплотить в любви друг к другу…

Е.И.Р., великая супруга, Другиня, Лада, Ведущая Н.К., так писала о нём (22 авг. 1934. П., 1т.):

" Относительно любопытствующих, как относится духовенство к НК, можно сказать, что Н.К. среди лучших своих друзей насчитывал и насчиты-вает много глав Православной Церкви, например, как только что ушедший митрополит Платон в Америке , митрополит Антоний и епископ Нестор, Отец Спасский и даже несколько других предста-вителей христианских церквей, среди них трёх весьма выдающихся… Н.К. никогда не говорит и не будет говорить против религии. Массы без религии обращаются в истинное исчадие ада!…"

Есть свидетельства, подкреплённые архивными документами, что родители, вся семья Н.К.Р. была дружна с отцом Иоанном Кронштадским, испове-дывалась у него. Был такой теперь уже историче-ский момент, когда сам Иоанн Кронштадский ска-зал Н.К.: "Не болей, придётся много послужить для Родины", и дал много полезных советов будущему великому художнику, провидцу, предвидя его та-лант и служение всему человечеству нашей Плане-ты. Когда начались гонения на церковнослужителей и разрушались храмы в СССР, то Н.К. и Е.И. обра-щались к правителям многих стран, защищая цер-ковнослужителей, с просьбой помочь остановить в России акты подобного вандализма. (Особенно не-годовал Н.К., когда в 1931г., 5 декабря, Лазарь Ка-ганович взорвал храм Христа Спасителя… И только чудо спасло от гибели жемчужину Москвы и мира - Храм Василия Блаженного на Красной площади - внезапно сам Сталин отменил его уничтожение…)

Н.К. расписывал и восстанавливал храмы. Писал иконы, пророков, святых, подвижников. (В частно-сти он трудился в Почаевской лавре - ныне на Ук-раине), и создавал храм в с. Талашкине (Смоленская губерния, где был создан 1-й вариант "Матери Ми-ра"), сотрудничая с великой культурной деятельни-цей - графиней Тенишевой…)

Н.К. прекрасно знал Евангелие и особенно "Эзотерическое Христианство" (во-первых, по трудам Е.П. Блават-ской и манускриптам, найденным в районе Мёртвого мо-ря, также и по трудам александрийских философов).

Мы знаем из Евангелий, что Иисус Христос ценил Пространство и говорил, что нет ничего постояннее, нежели оставить знак в Прстранстве. Именно об этом картина Н.К. Рериха "ЗНАКИ ХРИСТА", где В.Уч. рисует на песке знаки - в двух квадратах - рука, нога и они соединены дугой, а между квадра-тами пестик… После объяснения смысла знака ("всё должно быть достигнуто руками и ногами челове-чества", после чего прорастёт пестик Матери Мира и всё будет соединено радугой, лишь после этого Мы, т.е. В.Учителя, сможем вернуться) - И.Христос смешал зна-ки на песке и сказал, что они навсегда огненно уже запе-чатлелись в пространстве.

Озеро Галилейское (Генисаретское).

В прибрежных районах его прошла значительная часть Служения Христа. Был такой случай: "В один день Он вошёл с учениками своими в лодку и сказал им: "Переправимся на ту сторону озера". И отправились. Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бур-ный ветер, и залило их волнами, и они были в опасности. И подошедши, разбудили Его и сказали: "Наставник! На-ставник! Погибаем!", но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали; и сделалась тишина.

Тогда Он сказал: "Где вера ваша?" Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает, и воде, и повинуются Ему?" (Лука, У111, стр. 22-25).

На этом же озере Он ходил по воде и учил это делать своих учеников! Говорил, что нужна большая вера в ус-пех и в свои силы и возможности. Говорил: "Верою спасены будете".

Многое в евангельских повествованиях связано с Галилейским (Генисаретским) озером, на котором ветры, прорывавшиеся, порой, через окружающие горы, поднимали внезапные яростные штормы. Мы будем ещё руководствоваться и картами, которые подтверждают деятельность И.Х.

Галилея - область на Севере Израиля. Родина И.Х. и многих его учеников. В начале своего служения Иисус проводил в Галилее большую часть времени. Здесь же начал подбирать себе учеников, ставших впоследствии апостолами. А было это так: "Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закиды-вающих сети в море; ибо они были рыболовы: и говорит им: идите за Мною, и я сделаю вас ловцами человеков.

И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним.

Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иа-кова Заведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Заведом, отцом их, починявших сети свои, и призвал их.

И они, тотчас, оставивши лодку и отца своего, последо-вали за Ним.

И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую бо-лезнь и всякую немощь в людях.

И пошёл о Нём слух по всей Сирии; и приводили к Не-му всех немощных, одержимых различными болезнями, припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслаблен-ных, и Он исцелял их.

И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима и Иудеи и из-за Иордана". (от Матфея, гл. 4-5, стр. 18-25).

В ветхом Завете Галилея упоминается довольно редко.

Здесь же, в Галилее, на одной из гор, Иисус дал людям Нагорную Проповедь, в которой заключены новые Космические Законы, десять заповедей и одну из самых сильных молитв в христианстве "Отче наш". Поэтому Н.К. так чётко нарисовал горы, придав им большую значимость на картине.

Она была с трёх сторон стеснена языческими народами и подвергалась их сильному влиянию.

Большая часть Галилеи гориста, но вблизи озера поверхность земли круто опускается до высоты 210 м. ниже уровня моря. До времени И.Х. Галилею пересекали несколько важнейших дорог Римской империи. Основными занятиями галилеян были сельское хозяйст-во, рыболовство и торговля.

В Евангелии упоминаются многие из галилейских городов и деревень, в т.ч. Назарет, где проходило детство Иисуса, Капернаум, Канна и Вифсаида. В деревне Виф-саида жил Лазарь, со своими сёстрами Марфой и Ма-рией. Она находилась недалеко от Иерусалима. Здесь на горе было преображение И.Х.

Так же в город Галилейский, называемый Назарет, было явление Ангела Гавриила, посланцу от Владыки к Марии, будущей Матери И.Х.! "Ангел, вошедши к Ней, Сказал: радуйся, Благодатная: Господь с Тобою; благословенная Ты между жёнами. И сказал Ей Ангел: не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога: вот и зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя Иисус;

Он будет Велик и наречётся Сыном всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его". (от Луки, гл. 1, стр. 28, 30, 31,32)

Вспомним ещё один город - Капернаум. Город на севе-ро-западном берегу галилейского озера. Когда Иисус проповедовал в Галилее, этот город был его пристани-щем.

В Капернауме жили сборщик податей Левий (Матфей) - впоследствии написавший Евангелие и римский офи-цер, слугу которого исцелил Иисус.

В Капернауме Иисус совершил многие из своих чудес. Иисус также учил народ в местной синагоге. Однако, не-смотря на это, горожане в основном, не уверовали в слова Иисуса.

Все эти события, как исторический факт, нам напоми-нает своей картиной Н.К. После нашего анализа , тему картины можно назвать мифологической и даже религи-озной.

Мы видим, что она написана не обычным приёмом. Картина исполнена светотеневой моделировкой объёмов. Опять же использован эффект низкого горизонта, тревожного, к чему-то призывающего, может предупреж-дающего. Световая гамма необычна и удивительна гар-монична. Небо отразилось в спокойной глади воды, т.о. художник даёт нам возможность понять, что это как два связующих звена Неба и Земли при помощи воды что-то есть загадочное в этой глади, притягивающее и многообещающее. На картине это символично и даёт возможность применить знания о символах. Например, гор и воды.

Вода на полотне зеркального вида. Что-то новое в ней прослеживается. От неё идёт как бы омытость берегам и земле. И это неспроста. В ней отразилось небо. Т.о. подчёркивается взаимная связь Мироздания.

Источник воды - символ очищения, знаний и истины, который никогда не оскудеет для всех ищущих истину. После крещения И.Х. стал проповедовать и нести людям знание и Новое Учение. В этом символическом моменте и заключён символ тех знаний и истины, которые дал миру И.Х. после своего крещения в реке Иордан Иоанном Крестителем, Предтечей. В этом скрыт и ещё один смысл, тот, что И.Х. дал Новый завет взамен старого, т.е. разрушил старый храм, и построил Новый - духовный. Он обновил физический мир новыми энергия-ми.

Известно, что в жизни И.Х. крещение имело большое значение в его подвиге ради человечества. По Космиче-ским законам Иоанн Креститель, ещё его называют Предтеча, обязан был выполнить обряд Крещения И.Х. - это ритуал посвящения.

Ритуал очищения, совершавшийся во время церемонии посвящения в священных водах реки Ганги - жемчужи-ны Индии, а также более поздний идентичный ритуал, установленный Иоанном Крестителем и применявшийся его учениками и последователями, которые не были хри-стианами. Обряд этот уже поседел от древности, когда его приняли христиане ранних веков. Крещение принад-лежало к самой ранней халдео-аккадийской теургии; оно религиозно совершалось в ночных церемониях в пирами-дах, где до сих пор мы находим купель в форме саркофа-га; известно, что оно имело место во время элевзинских мистерий на священных храмовых озёрах, и применяется ещё теперь потомками древних сабеян…

Их религия есть один из размножившихся видов кре-щения, религия семи очищений во имя семи планетарных Владык, семи ангелов присутствия римско-католической церкви.

Вода, как доисторический первобытный океан во мно-гих мифах о сотворении мира является источником вся-кой жизни, вышедшей из неё, но в то же время она вы-ступает как элемент, средство утопления и растворения. Часто всемирные потопы приходили на смену актам со-творения нового мира и уничтожали все формы жизни старого мира, неугодные "богам", давая взамен всё но-вое, согласно эволюции и на тот период сознания чело-веческого. В качестве элементарного символа она двой-ственна: с одной стороны, оживляет, обновляет, возрож-дает и несёт плодородие, с другой - таит угрозу потопле-ния, разрушения и гибели.

В религиозных обычаях важна ещё не смешанная с еле-ем вода, равным образом, как и освящённая в определён-ные праздничные дни "святая вода", которую верующие приносят в свои жилища, чтобы устроить маленькую кропильницу над дверным проёмом. Практиковалось крестное знамение смоченными пальцами, причём суще-ствовал обычай разбрызгивания нескольких капель в по-мещении. Упавшие на землю капли такой воды, согласно народному поверью, должны помогать "бедным душам в чистилище", смягчая жар очищающего пламени.

Т.о., мы видим, что значение воды на картине велико.

Горы. Н.К. уделяет огромное значение в своих произ-ведениях горам. Это и не удивительно. Сегодня его уже признали во всех странах мира как непревзойдённого ве-ликого Мастера Гор! он открыл для человечества новую страну Шамбалу, место пребывания В.Уч. человечества. Дал значение гор, как символа духовного восхождения духа человеческого.

На картине "Генисаретское озеро" мы видим целую гряду красивых, разноцветных гор с выразительными контурами и ясностью. С ощущением скрытого дыхания таинственной, невидимой физическому глазу, жизни и силы. Они выглядят объёмной пластичной и гармонич-ной формой с гаммой очень значимых цветов. Горы ухо-дят далеко к горизонту. Внушающие преклонение и поч-тительное уважение места, ведущее в неведомый мир. Их хочется назвать "священные горы" или "горы божест-венного откровения". Замечается какая-то тонкая, даже невидимая связь гор и людей. Мы это просто чувствуем. Повторимся и скажем, что И.Х. для Нагорной проповеди выбрал именно одну из этих гор. Скорее всего, эта гора находится у Генисаретского озера. Наверное, об этом то-же нам хотел напомнить Н.К.Р., придав такое большое значение горам на картине. Вспомним, что символично "…Космос часто представлялся в виде горы со ступенча-тыми террасами, как, например, гора мира "Меру" в ин-дийском искусстве, и в виде ступенчатых пирамид…

Библейская святая гора - это "гора Синай" во время откровения Господнего Моисею…"

Вернёмся к цветовой гамме гор - розовой, фиолетовой, синей, серебристой. Художник использует их красиво, сочетая с множеством красочных нюансов. Розовый оз-начает любовь, фиолетовый - связь с высшим миром, си-ний - чистую , возвышенную духовность, серебристый - связь с Матерью Мира; по воде идут тени таких же цве-тов, с добавлениями искрящегося белого, что усиливает значение цветовой гаммы.

Поскольку здесь запечатлено время и место подвиж-ничества И.Х., такое предположение нам даёт право ду-мать, что на берегу и есть сам И.Х., встречающий рыба-ков. Его фигура выделена силуэтно, почти что скульп-турно. Такие приёмы художественного письма на карти-нах часто применяются Н.К.. Но каждый раз силуэты не-сут новые формы, окраску и смысл. Т.о., фигура на кар-тине выглядит утончённой, можно сказать и энергетиче-ски, в ожидании событий. Подчёркнуто и одиночество И.Х., хотя Он ждёт приближающихся рыбаков, которые на короткое время побудут вместе с Ним.

В этот момент уместно будет вспомнить о символе ры-бы.

В Новое время символ рыбы (с греч. "ихтиос") воспри-нимался как акростих, из начальных букв этого слова со-ставляется понятие "Иисус Христос Тео Хиос Сотер", которое переводится как "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель" и как тайный знак Христа среди враждебно настроенных язычников. символ рыбы часто появляется в раннехристианскую эпоху до конца 1У столетия.

Купание в крещенском водоёме и притча об апостолах как ловцах человеков могут способствовать этому в пер-вую очередь; помимо этого в средиземноморской куль-туре рыба являлась символом счастья, как и сейчас в обычаях, связанных со сменой времени года. Более ши-рокое значение символики рыб происходит от астрологи-ческого понятия "века Рыбы". "Золотое соединение" - противостояние планет Юпитера и Сатурна - в 7 веке Н.Э. (возможно, что это - истинный год рождения Хри-ста?) трижды приходилось на созвездие Рыб, начало вес-ны также совпадает с этим знаком. Иисус толковался как первое воплощение века Рыб. Новообращённые христиа-не рассматривались как рыбаки.

В астрологической символике Зодиакальный знак Рыбы является последним знаком года, которому предписыва-ется покровительство над ныне текущим сроком земной жизни, который идёт к концу.

Описание в Евангелии от Луки (9, 16) чудо с семью хлебами позволяет считать пищей также и рыбу. "В рыбе сходятся первобытно хладнокровная духовная сущность человека с глубинным пластом его души…"

Разные Евангелия в разной степени акцентируют вни-мание на тех или иных моментах "земной жизни" И.Х. Не всё в них одинаково, есть многочисленные противо-речия. Это отражает разновременность их написания и создания, борьбу направлений раннего христианства , постепенное складывание и оформление догм.

Поэтому важно здесь вспомнить значение имени ХРИСТОС.

Иисус Христос в христианской религиозно-мифологической системе - бого-человек. Вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы - как бог-сын (второе лицо Троицы), "не имеющей начала дней", и всю конкретность конечной человеческой природы - как галилеянин, выступивший с проповедью в Галилее (Северная Палестина) и распятый около 30г-х гг. Н.Э. на кресте. "Христос" - переводится на греческий с еврейского слова "мессия" - "помазан-ник". Эпитетом Иисуса Христа , как бы другим его име-нем, стало слово Спаситель. В Евангелии от Матфея на-писано: "и наречёшь имя ему Иисус, ибо он спасёт лю-дей от грехов". Ещё Иисуса Христа называют Искупи-тель, т.е. заступник, выкупающий из плена души челове-ческие… (Хотя всё намного сложнее, и речь идёт о "внутреннем Христе" каждого человека).

Но в своё время ещё и Е.П. Блаватская и особенно Еле-на Ивановна Рерих указали на полное непонимание цер-ковью Миссии Великого Путника - Христа (по Уч. Ж.Эт.). В письме одной из заблуждающихся христианок ЕИР прямо ответила: "Христос погиб не за вас , а из-за вас!" Вообще, Ж.Эт. чётко указывает, что Иисус Христос лишь указал Путь, следуя которым каждый может сам спасти себя (никогда и никого никакой Бог в мире не может спасти - это дело исключительно добровольное!)

В церковных Евангелиях среди обозначений И.Х. оп-ределённое место занимает словосочетание "сын челове-ческий". Но из культа в письменности христианских об-щин оно рано и навсегда исчезает.

Ещё слово "Христос" выражает состояние души, но в особенности - духа. Это ступень нравственности. Она же проистекает из этических правил и законов. Христос - закон духовности.

Первая ступень - это рождение Христа в душе каждого человека, как бы первое посвящение Духом Святым. За-кон роста духовной жизни заключается не в том, чтобы брать, а чтобы уметь отдавать, не удерживать приобре-тённое духовное знание, распространять, не замыкаться в своей личности. Поэтому человечество возвышается сла-вою Христа (речь о внутреннем Принципе в каждом че-ловеке - том Христе, к которому мы должны все при-дти, по одним оккультным данным, -это 6-й Принцип - Буддхи, по другим - даже 7-й - Атма, - ред.) , и сила Его укрепляет это человечество, ибо подобная сила проника-ет в каждую душу и поднимает её. Христос даёт миру Свою Великую Силу. Он не связан больше формою, Он более не разделён ни с кем и ни с чем. Он совершенен. Каждый человек теперь становится как бы частицею Его тела, одухотворённого Его жизнью. Сила Христа стано-вится силою каждого из сынов человеческих. Его сила заменяет беспомощность слабых, ищущих спасения; Его чистота смывает человеческие грехи; Мудрость Христова заменяет человеческое неведение. Это не значит, что нам не надо трудится, за нас трудится Христос и всё за нас искупил; это значит, что жизнь человека как бы участву-ет в Жизни Христовой. Он мудр и всё человечество должно научиться Его мудрости (или по иному говоря - придти к Отцу Небесному в самом себе).

Есть ещё такие понятия как "Крестос" и "Христос".

"Словом Крестос обозначался ученик-Неофит, находившийся на испытании, кандидат на Иерофанта. И, после этого, как ученик прошёл все испытания и через ряд страданий, он был "помазан" при последнем ритуале по-священия и становился на языке мистерий Христом, т.е. "очищенным", и это означало, что его преходящая лич-ность слилась с нерушимою индивидуальностью и стала Бессмертным Эго. Ведь, именно у первых христиан Кре-стос, или Христос, был символом нашего Высшего Я. И в этом смысле надо понимать, что Христос является иску-пителем грехов. Искупление за личные грехи совершает-ся проводником или носительницей Христа, непосредст-венно, в целом ряде земных жизней нашего индивиду-ального Эго".

Христос каждого человека при достижении известной точки эволюции должен опуститься в Ад и извлечь оттуда, и поднять к высшим или нормальным условиям душу, которая ввергнута туда в силу беззаконных деяний сво-его низшего Я. Др. словами, Божественная Любовь должна достичь сердца человека , победить, и возродить человека, прежде чем он сможет осознать чудовищность прегрешений против Божественного Закона и простить самого себя, и прощение это может быть достигнуто лишь при полном слиянии и единении с Высшим Я или Божественным Законом Любви…" (Письма ЕИР, 22.07.35)

И снова переходя к цветовой гамме картины , хотелось бы обратить внимание на берег слева, расположенный на картине. Он причудливой формы. Можно много выстро-ить предположений, но пусть в этом отношении останет-ся загадкой и для других исследователей творчества кар-тин Н.К.Р.! А мы исследуем цвет у этого берега и пред-положим, что: художник неспроста даёт этому месту яр-кий светящийся белый цвет. Думается, что этим он за-кладывает смысл и символ обновления земли. Белый цвет может приравниваться к серебристому, в символике цвета это допускается. Вот мы и вспомним значение бе-ло-серебристого цвета. Серебристая гамма - гамма заро-ждения, красочная, цветовая, ряд гармонически взаимо-связанных оттенков цветов , обычно одним доминирую-щим, используемым при создании произведений живо-писи, декоративно. Мы знаем, что Н.К. , зная Уч.Ж.Эт., участвующей в её создании, скорее всего, хочет дать бу-дущим поколениям информацию о зарождении новых энергий для человечества и связывает это с теми, кто на-ходится на картине. А мы предположили, что это И.Х. и его ученики. Зарождается Новая Эра, освещённая Ликом, Сердцем, новым сознанием и подвигом И.Х., как новым Солнцем. Сам по себе И.Х. выступает в истории связую-щим звеном Космоса и Земли.

Е.П.Блаватская писала, что "… за видимым солнцем находится истинное духовное Солнце, являющееся окном или дверью в высшие Миры. (Нирвана, Паранирвана и Паннинирвана). Так и чакрам сердца соединяет земное сознание с космическим, являясь выходом во Вселенную иного уровня, где нет времени, а есть лишь беспредель-ное Пространство и вечное Движение. Осью напряжения при соединении спирали сознания Сердца и спирали Высшего Мира является нить серебряная:

"Обратите внимание на серебряную нить, связующую с духом-руководителем, серебром явленную до Предводителя планеты. Получается как бы сеть, заимствующая провод до Высшего Духа. Высшая индивидуальность не боится единения и посылает дары нахождения по сереб-ряной нити до Высших Сфер. То же может быть, когда при нарождении высокий дух посылает свой провод". (Озарение, ч. 2, 111, параграф 5).

…Связь Земли, Венеры и Солнца посредством серебряной нити осуществляется через сердце планетного тела, которое как космический магнит посылает и принимает излучения и связано с сознанием Планетарного Духа (Космического Иерарха и Руководителя планеты). При этом сознание сердца принадлежит другому плану бытия и обладает поистине безграничными возможностями свя-зи с дальними мирами в сравнении с психофизическим разумом мозга, возможности которого ограничены тремя, максимум , четырьмя измерениями…" (Агни Йога, Сим-фония).

Что мы хотели бы этим сказать? То, что художник бело-серебристым цветом символически даёт понять связь И.Х. с Высшими Мирами и ещё многое другое. А выше приведённые фразы мы взяли как пример связующего звена Земли и Неба через посредство Великого Путника - И.Х., одного из Семи В.Уч. человечества.

Литература:
1. Письма Е.И. Рерих,
2. Евангелие
3. Учение Живой Этики
4. Агни Йога. Симфония
5. Энциклопедия символов
6. Письма Е.И.Р. В 2-х томах
7. Е.П. Блаватская, "Тайная Доктрина" , глава -"Эволюция символизма"
8. Большая энциклопедия символов
9. Словарь символов (Из серии энциклопедические словари из-ва АСТ - "Астрель", Москва., 2003г.)
Е.И. Годлевская, г. Воркута, (март 2005г.) (Публикуется с некоторыми изменениями и сокращениями)


<<На главную <<№48-49
Hosted by uCoz