ПУТЕШЕСТВИЕ НА ФЕСТИВАЛЬ И К БЕЛУХЕ ИЗ КУДЫМКАРА (август 2004)

Когда подъезжали к родному Кудымкару, - обрадовались, - нас встретила двойная радуга. Очень широкая и сочная. Сердца затрепетали от радости, глаза любовались родными красотами, душа стремилась к тем, кто нас ждал дома. А внутренний голос утверждал, что все расстояния относительны , и всё случившееся, весь наш путь (за 3 недели) останется с нами навсегда. В любое время, стоит нам лишь устремиться мысленно, сознанием и сердцем, можно вновь побывать Там, ощутить под ногами хруст снега, постоять возле Белухи и услышать тишину, "голос Безмолвия", смотря в синий купол неба.
 Дома воспоминания ожили вновь, с посявлением первых фотографий. Появилась мысль, поделиться впечатлениями, не только с близкими и друзьями, но и всеми жителями города. И к Всемирному дню туризма -27 сентября - организовали фотовыставку. Пригласили к сотрудничестуу другие коллективы, группы любящих туризм, общение с природой, тех, кто ходил в походы в прошлом и кто сейчас не бросил "романтику дорог".
 Получилась неплохая экспозиция с большими стендами. Так же, наш Михаил Васильевич ("Байрон", который читает стихи) представил коллекцию камней (полудрагоценных, драгоценных, уральских самоцветов), которую собирает уже долгие годы, побывав во многих уголках России (а когда-то и Советского Союза). Кроме фотографий собралось с десяток видеофильмов о турпоходах, путешествиях, природе, о взаимосвязи природы и человека.
 Впечатлениями о путешествии к Белухе мы делимся и с вами, друзья.
 Два дня в пути, в поезде от Урала до Алтая… и вот мы в Бийске, 1 августа. Как было указано в вестнике, идём к автобусной остановке. Лидия Васильевна (наш рук.) беспокоится: сможем ли мы поместиться с рюкзаками и другими пассажирами в один автобус, неужели придётся делиться на два рейса? Ведь нас 18 человек. Но проблема быстро решается: немного дальше от остановки - автобус и, будто уже ждёт нас. Через 5 мин. все в автобусе. Едем в лагерь "Садко", и через час въезжаем в сосновый бор, и вот мы уже возле лагерной столовой.

Нас встретил высокий мужчина. Это Слава Саполев, с которым мы заочно знакомы по телефону уже с марта (не считая встречи у Синюхи год назад, когда также встречались, тогда бийчане как раз и подарили кудымкарцам огромное фото Белухи!, - ред.). Он сообщает, что он и будет проводником к Белухе.
 Чудесный сосновый бор на берегу Оби (недалеко от слияния рек Биии и Катуни), замечательная погода не обманула наших ожиданий. Настроение ещё больше прибавилось, когда встретили старых друзей: Александра из Бийска (РО "Беловодье"), Александру Михайловну, очаровательных женщин из Рубцовска и других.
 Каждый наш день на фестивале был насыщен новыми встречами, впечатлениями, наблюдениями, знаниями. Надолго запомнится встреча и разговор с новосибирцами, знакомство с женщиной-странницей из Хабаровска, с её фотовыставкой. Не забудутмя вечера вокруг огромного костра, песни, стихи, беседы.
 Не забудется, думаем, и наше выступление в столовой, которое сопровождалось яркими вспышками молний, раскатами грома, что усилило торжественность момента и добавило яркости, мощности встречи. Вспомним и то, как во время предаставления мини-спектакля "Легенда о камне", совсем погас свет. И когда по сюжету "Камень" стал изменяться, в зале вновь вспыхнул свет.
 А потом долгие, сердечные проводы 3 августа.
 И вот начало пути на Белуху. 4 августа наша группа в количестве уже 19 человек (вместе с проводником) и вторая группа с проводником Ромой (дальше мы и они сами так себя и звали - "романовцы" и "славяновцы") отправились на автобусах к Тюнгуру. Целый день ехали, любуясь картинами алтайской природы. Своими глазами видим то, о чём писал Н.К. Рерих и др. путешественники, писатели и учёные: Алтай вместил "в себя" и степи, и низменности, и леса, и луга, и горы, т.е. природу почти всех уголков России. К тому же, прибавив растениям (целебными и экзотическими травами, цветами, кустарниками и т.п.), рекам, озёрам, горам и даже небу более насыщенные, яркие краски. Погода в этот день играла: то дождик, то солнце, и в конце концов в Уймонской долине нас встречала радуга. По дороге знакомимся с алтайцами, одного молодого парня даже немного подвезли. В горах быстро темнеет, не успели хорошенько разглядеть всю красоту Уймонской долины и дальше, когда ехали вдоль берега Катуни.
 Ночевали в автобусе, т.к. приехали к Тюнгуру уже ночью, а ещё и дождик остановил, ведь большинство палаток у нас оказались не столь совершенными (их долго устанавливать).
 5 августа. Ранним утром подъём, завтрак в окружении подмающегося столбиками тумана. Уже не удивляемся идущим "сквозь" нас коровам (ведь вчера коров встречалось огромное количество) и радуемся за них и за себя, что вокруг , оказывается, никто не летает, не жужжит и не кусает - нет кусающихся насекомых.
 …И вот, уже переходим навесной мост через Катунь, проходим последний населённый пункт, д. Кучерла, и переходим шумную речку, с тем же названием: "До свидания, автобусы, цивилизация, люди, до встречи через 10 дней". Вступаем на тропу, ведущую в горы.
 Перед самым подъёмом на перевал Кузуяк (примерно1.500м.) обзаводимся палками-посохами, нашими помощниками на всём нелёгком пути. Первый день показался нам "вечностью", но мы выдержали всё: и короткий сон перед дорогой, и дождь, и грязь на размытых тропах (до нас две недели шли дожди), и непривычную пока ещё тяжесть рюкзаков, и подъём на Кузуяк, и лёгкий перекус в обед на коротком привале, и скользкий спуск… И вот к концу дня - солнце и привал в чудном месте, на столике "Три берёзы".

Здесь встречаем земляков, коллег из "Пермской лиги защиты Культуры". Но по законам походной жизни, в первую очередь занимаемся заготовкой дров, костром, ужином, установкой палаток, затем только личными делами, так что на общение с земляками уже нет и времени. Тем более, что усталость даёт о себе знать - сразу после ужина идём спать.
 6 августа. Ещё не привыкли очень ранним утром плотно завтракать. Слава много раз повторяет, что всё надо съесть. По второй порции всё же съели не все. "Романовцы" отправились немного раньше, а мы успели ещё попрощаться с пермяками, Ваня Савельев (наш фотограф и оператор) успел сделать несколько кадров и немного снял на видеокамеру. Постепенно начинает действовать на наш "астрал", на наши умы горный воздух и атмосфера. Уже "встречались" не очень приятные проявления астрала. Слава старается нас подбодрить, говорит, что прошли в первый день лучше, чем ожидал. И если в лагере "Садко" у нас возникали сомнения, то теперь он стал в нас уверенее. И вновь мы в пути. Тропа была сложнее: то горные речки, ручейки, скользкие камни, то переваливаемся через поваленные деревья, то идём по сырым корням, а сверху то дождь, то солнце. Стараемся идти правильно дыша, как показал Слава. Правильное дыхание налаживает ритм движения, идти в ритме легче. Но пока всё ещё у всех разный ритм, группа растягивается, наверное на целый километр. Но вся усталость улетучивается, когда Слава показывает в сторону снежных вершин. Ещё не видна сама Белуха (она в облаках), но её стража на дозоре - это г. Борис. Мы ликуем, радуемся и поём песню "Проснись, Россия". Вдохновлённые, окрылённые идём дальше уже все вместе. Проходиим опасный участок - курумники.
 В пути нас многое удивляет, радует: разнообразие ягод, трав, постоянные встречи с людьми. Мы думали, что пойдём по глухим местам, где бывают лишь сами алтайцы. Все, встречаясь, здороваются, узнают кто откуда. Ходят к Белухе с разных уголков России, из ближнего зарубежья и немало иностранцев. Мы встречались и беседовали и с немцами, и с чехавми, и с бельгийцами, и с евреями.
 Всё ближе и ближе наша встреча с Белухой, к которой идём вдоль реки Ак-Кем. По ходу узнаём, что в переводе с алтайского это - "белый песок" (в др. варианте звучало "белая вода", - от ред.) , а река и впрямь белого цвета, а главное - читая наоборот, пулучаем священное - "Мекка" мусульман , а это значит, что мы настоящие паломники?
 (Коми-Пермяцкое "Общество Рерихов",
 4 октября 2004)
 (Окончание в следующем №)